Файл: Правовая характеристика органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.05.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Несмотря на некоторые различия в служебных обязанностях оперативных работников различных министерств, ведомств и даже подразделений одного органа дознания, служебная деятельность оперуполномоченных имеет схожие черты. Основное отличие оперуполномоченных от других должностных лиц органа дознания — особые полномочия, позволяющие осуществлять оперативно-розыскные мероприятия и проводить агентурную работу. Делопроизводство, сопровождающее розыск и агентурную работу, секретно и не подлежит разглашению и опубликованию.

Оперуполномоченный, как участник процессуального дознавательного действия имеет определенный статус, который указан в УПК РФ. Закон запрещает ему проводить расследование и дознание. Согласно статьям 144­145, должностные обязанности оперативника включают в себя: проверку сообщения о совершении преступления; принятие решений о начале действий, в рамках установленных законом. Ведение делопроизводства,сопровождающее оперативно-розыскную деятельность.

Следующая особенность полномочий заключается в том, что осуществление служебных прав и обязанностей оперативного работника происходит через применение надлежащих мер государственного принуждения, как правило, административного порядка. Несомненно, что права и обязанности прочих субъектов оперативно-розыскной деятельности установлены более четко, а непосредственно данные субъекты не располагают правом употребления мер государственного принуждения для обеспечения их исполнения.иПодобным образом, в случае когда полномочия должностных лиц, их права обязанности располагают относительно определенным характером, то обязанности других субъектов оперативно-розыскной деятельности неизменно выступают как безусловные.

Нарушение субъектами оперативно-розыскной деятельности установленных для них полномочий и обязанностей приводит к наступлению дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.

Государство в лице компетентных органов осуществляет функцию борьбы с преступностью и охраны правопорядка. В исполнении данной функции одно из важнейших мест принадлежит оперативным аппаратам правоохранительных органов. Согласно ч. 1 ст. 13 закона «Об оперативно­розыскной деятельности» исполнение оперативно-розыскной деятельности предоставлено оперативным подразделениям надлежащих ведомств.

Так, в полиции согласно Закону Российской Федерации «О полиции» оперативно-розыскная деятельность производится с целью обнаружения, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, розыска лиц, которые совершили преступления или подозреваются и обвиняются в их совершении, лиц, которые скрываются от органов дознания, следствия и суда и прочих категорий лиц.


Сегодня оперативно-розыскную деятельность в полиции реализовывают следующие подразделения: уголовного розыска;экономической безопасности и противодействия коррупции; по противодействию экстремизму; обеспечения собственной безопасности и др.

В Министерстве юстиции Российской Федерации оперативно - розыскная деятельность ведется оперативными подразделениями учреждений уголовно-исполнительной системы.

В соответствии со ст. 84 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в исправительных учреждениях задачами оперативно-розыскной деятельности выступают:

  • предоставление личной безопасности осужденных, персонала и прочих лиц;
  • обнаружение, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступных деяний и нарушений обусловленного порядка отбывания наказания;
  • розыск в назначенном порядке осужденных, которые совершили побег из исправительных учреждений, а кроме того, осужденных, которые уклоняются от отбывания лишения свободы;
  • оказание содействие в обнаружении и раскрытии преступных деяний, совершенных осужденными до момента прибытия в исправительное учреждение.

Федеральная служба безопасности согласно Федеральному закону «О Федеральной службе безопасности» выполняет полномочия по обеспечению безопасности Российской Федерации. Согласно ст. 8 наименованного Закона деятельность данных органов содержит контрразведывательную деятельность, борьбу с преступностью и террористической деятельностью, разведывательную деятельность, пограничную деятельность и деятельность по обеспечению информационной безопасности[25].

Оперативно-розыскную деятельность в органах ФСБ осуществляют ее территориальные органы, органы безопасности в войсках и пограничные органы. В соответствии с Положением о ФСБ России, утвержденным Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1476 «О внесении изменений в УказПрезидента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. № 960»[26] , в процессе исполнения оперативно-розыскной деятельности надлежащие структуры образуют внедрение в организованные преступные группировки, ведут конфиденциальное сотрудничество с отдельными лицами, согласовывают деятельность прочих органов исполнительной власти по обеспечению безопасности РФ, образуют защиту сведений, которые составляют государственную тайну, а также проводят собственную безопасность, формируют и применяют необходимые информационные системы и др.


Работа федеральных органов государственной охраны регламентирована Федеральным законом «О государственной охране»[27] и Положением о Федеральной службе охраны Российской Федерации. Федеральная служба охраны выступает как орган исполнительной власти, несущий полномочия по контролю и надзору в сфере государственной охраны, а кроме того, президентской, правительственной и прочих видов специальной связи и информации, которые предоставляются федеральными органами государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и прочим государственным органам.

В структуре Государственного таможенного комитета действуют оперативные подразделения, которые ведут борьбу с таможенными преступлениями. Деятельность Федеральной таможенной службы базируется на Положении о Федеральной таможенной службе[28].

Федеральная таможенная служба выступает федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет согласно законодательству Российской Федерации контрольные и надзорные функции в области таможенного дела, а кроме того, функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступными деяниями и административными правонарушениями.

Часть 1 ст. 7 Таможенного кодекса таможенного союза причисляет таможенные органы к органам дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей и прочих преступных деяний. Также согласно ч. 2 ст. 7 Таможенного кодекса ТС[29] таможенные органы «...осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих противоправное деяние, признаваемое законодательством государств - членов таможенного союза, преступлением, производство по которому отнесено к ведению таможенных органов, исполнения запросов международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами».

Служба внешней разведки согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О внешней разведке» представляет собой «...составную часть сил обеспечения безопасности Российской Федерации и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных названным законом методов и средств»[30].


Оперативно-розыскная деятельность органами внешней разведки проводится только с целью осуществления их собственной безопасности. Порядок применения органами внешней разведки гласных и негласных методов и средств установлен как федеральными органами, так и ведомственными нормативными актами органов внешней разведки.

Глава 2. Контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью в правоохранительной деятельности

3.1. Контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью, их значение и виды

Контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью выражается в системе наблюдения и проверки соответствия деятельности уполномоченных органов и должностных лиц государства задачам, принципам и правилам, установленными уголовно-процессуальным законодательством, Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и иными подзаконными нормативными актами.

Подотчетность и подконтрольность должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обеспечивается их персональной ответственностью за законность при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Конечная цель данного контроля состоит в том, чтобы не допустить в оперативно-розыскной деятельности отклонений от установленных нормативов, а при необходимости - скорректировать деятельность соответствующих органов и должностных лиц, устранить препятствия на пути их эффективной работы[31].

Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Значение контроля и надзора за оперативно-розыскной деятельностью заключается в том, что ими обеспечиваются:

  • соблюдение законности и конституционных прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности и проведении дознания;
  • независимость при исполнении служебных обязанностей, исключением вмешательства третьих лиц и организаций в процесс проведения оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий;
  • подотчетность и подконтрольность должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
  • персональная ответственность должностных лиц и руководителей оперативных подразделений за законность при осуществлении оперативно­розыскных мероприятий и процессуальных действий.

При проведении проверок прокурорам необходимо обращать внимание на то, как соблюдаются и другие права и свободы человека и гражданина. Так, при изъятии каких-либо предметов, на основании п. 1 ст. 15 ФЗ «ОбОРД», прокурор должен выяснить, не было ли нарушено правило ст. 35 Конституции РФ, провозглашающее право на частную собственность и запрещающее лишать гражданина его имущества не иначе как по решению суда.

Например, в некоторых регионах отдельные работники и даже целые подразделения пытаются сформировать явно порочную практику проведения ОРМ и использования их результатов в доказывании. Так, не прекращаются попытки проводить обследование помещений (в том числе жилых), зданий и сооружений как вид ОРМ (п. 8 ч. 1 ст. 6 Закона обОРД) до возбуждения уголовного дела в порядке, характерном для производства обыска.

То есть оперативными работниками вскрываются помещения без согласия их владельца, с применением насилия, присутствующим лицам запрещается покидать место обследования и т.д.

Следует привести пример из практики: Октябрьский районный суд приговорил бывшего полицейского из Красноярска к четырем годам колонии строгого режима за пытки, которыми он добивался признания от подозреваемых в совершении противоправных действий.

Следствие установило, что в феврале 2012 года мужчина, еще будучи сотрудником полиции, расследовал дело о краже ноутбуков со склада одного из коммерческих предприятий. Вместе с двумя своими коллегами он доставил в районное отделение полиции одного из сотрудников фирмы и воздействовал на него физически и психически, чтобы добиться показаний против другого сотрудника организации.

Мужчину, на которого указал свидетель, также доставили в отдел как подозреваемого в краже. Его избивали и пытали электрическим током. Медицинское освидетельствование зафиксировало синяки и ушибы у обоих сотрудников фирмы. Полицейских уволили сразу после инцидента, двоих из них арестовали и осудили, а 29-летний оперуполномоченный скрывался от суда в течение четырех лет. Его задержали, когда мужчина вернулся в Красноярский край[32].

В качестве субъектов контроля за оперативно-розыскной деятельностью выступают: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации.

Следует особо подчеркнуть, что функции контроля осуществляют в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Кроме того, в общую систему гарантий соблюдения законности следует включить контроль, осуществляемый судьями, а также ведомственный контроль.