Файл: Правовая характеристика органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.05.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оперативно-розыскная деятельность, кроме того, ведет защиту личности от безосновательного компрометирования в глазах общественности, что нередко сопутствует официальным гласным проверкам по заявлениям и сообщениям о преступных деяниях.

Задачи данного вида деятельности правоохранительных органов установлены статьей 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»:

  • выявление, предотвращение, пресечение и раскрытие преступлений, а кроме того, выявление и определение лиц, которые их подготавливают, производят или произвели;
  • проведение розыска лиц, которые скрываются от органов дознания, следствия и суда, уклоняются от уголовного наказания, а кроме того, отыскивания без вести пропавших;
  • добыча информации о событиях и действиях, образовывающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;
  • определение имущества, подлежащее конфискации.

Рассмотрение указанных в ст. 2 ФЗ «Об оперативно-розыскнойдеятельности» задач данного вида деятельности правоохранительных органов со всей очевидностью заверяет непосредственную связь разбираемого вида правоохранительной деятельности с задумываемыми, подготавливаемыми или произведенными преступлениями.

Прямое проведение оперативно-розыскной деятельности происходит через применение надлежащих средств, сил и методов.

К силам оперативно-розыскной деятельности причисляют оперативные аппараты, должностных лиц указанных аппаратов, непосредственно организующих и исполняющих оперативно-розыскную деятельность, а кроме того, граждан, привлекаемых к осуществлению оперативно-розыскных мероприятий на доверительной основе.

Средства оперативно-розыскной деятельности переданы разнообразными техническими средствами (оперативной техникой) и оперативными учетами, применяемыми при выявлении и предотвращении преступных деяний. Также к средствам оперативно-розыскной деятельности причисляют служебно-розыскных собак.

Методы оперативно-розыскной деятельности - это сформированные практикой специальные приемы по обнаружению и изучению лиц, ведущих преступную деятельность или имеющих отношение к совершению преступлений, а также раскрытие обстоятельств, обладающих значением для выявления и предотвращения преступлений.

С вступлением в силу ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» категория методов указанного вида деятельности правоохранительных органов потеряла свое значение, поскольку в большинстве своем они были впитаны оперативно-розыскными мероприятиями. Например, метод разведывательного опроса, в частности, был равноценен такому оперативно - розыскному мероприятию как опрос, метод скрытого наблюдения - идентичным наблюдению.


Однако некоторые методы данного вида деятельности правоохранительных органов целиком сохранили свою самостоятельность и до сих пор используются совместно с оперативно-розыскными мероприятиями.

К таким методам можно причислить метод личного сыска, когда оперативный сотрудник непосредственно определяет оперативно значимые обстоятельства через прямое произведение отдельных оперативно-розыскных мероприятий для обнаружения и раскрытия преступлений, а также агентурный метод, предусматривающий приобретение информации и решение задач оперативно-розыскной деятельности через применение возможностей отдельных лиц на доверительной основе.

Таким образом, оперативно-розыскная деятельность - это установленная законодательным регламентом деятельность специально уполномоченных на то должностных лиц оперативных правоохранительных органов, которая производится путем осуществления, как правило, негласных оперативно-розыскных мероприятий с целью произвести защиту жизни, имущества, здоровья, прав и свобод личности, обеспечения безопасности общественного строя и государства от любых преступных посягательств.

1.2.Правовая основа оперативно-розыскной деятельности

Правовая основа оперативно-розыскной деятельности включает в себя нормативные акты, содержащие правовые нормы, прямо затрагивающие назначения, организации и регламентации разбираемого вида правоохранительной деятельности.

Согласно ст. 4 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» правовая основа оперативно-розыскной деятельности состоит:

  • Конституции Российской Федерации;
  • Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»; [6]
  • иных федеральных законов и законов Российской Федерации, имеющих отношение к регулированию оперативно-розыскной деятельности;
  • прочих нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.

В Конституцию Российской Федерации включен ряд положений, затрагивающих оперативно-розыскную деятельность. Главное внимание следует уделить конституционным нормам, включенных в гл. 2 Конституции РФ и касающихся прав и свобод личности. Так, согласно ч. 2 ст. 23 каждый обладает правом на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и других сообщений[7].


При этом согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы личности ограничиваются федеральным законом только в том пределе, который нужен для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и безопасности государства. Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод.

Содержание Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» раскрывается в шести главах, содержащих 23 статьи. В первой главе устанавливается сущность оперативно-розыскной деятельности, ее задачи и принципы, правовая основа. Вторая глава устанавливает порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий: основания и условия их проведения, основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав личности.

Система органов, выполняющих оперативно-розыскную деятельность, представлена в третьей главе, где перечислены полномочия данных органов при проведении оперативно-розыскной деятельности. Четвертая глава раскрывает правовые основы содействия граждан органам, исполняющим оперативно-розыскную деятельность. В пятой главе установлены правовые и организационные основы финансового содержания. Вопросы проведения контроля и надзора за оперативно-розыскной деятельностью показаны в шестой главе.

К иным федеральным законам следует причислить законы, которые регулируют общественные отношения в области оперативно-розыскной деятельности. Подобные законы делятся на три вида:

  • законы, содержащие главные положения проведения оперативно­розыскной деятельности;
  • законы, регулирующие деятельность отдельных субъектов оперативно-розыскной деятельности;
  • законы, определяющие отношения при раскрытии частных задач оперативно-розыскной деятельности[8].

В первую группу входят такие основные законы, как Уголовный кодекс РФ [9], Уголовно-процессуальный кодекс РФ [10], Закон РФ «О государственной тайне»[11], Закон РФ «О безопасности»[12] и Федеральный закон «О прокуратуре»[13][14][15].

Вторую группу составляют: Уголовно-исполнительный кодекс РФ [16], Таможенный кодекс таможенного союза [17], Федеральный закон «О полиции»[18], Федеральный закон «Об органах Федеральной службыбезопасности в Российской Федерации»[19]и некоторые другие.


К третьей группе федеральных законов относятся: Гражданский кодекс РФ [20], Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»[21], Закон РФ «Очастной детективной и охранной деятельности»[22] и др.

Кроме того, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ[23] правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют международные правовые акты, затрагивающие борьбу с преступностью.

1.3. Субъекты оперативно-розыскной деятельности и их полномочия

В оперативно-розыскной деятельности принимают участие установленные законодательно государственные органы, их оперативные аппараты, должностные лица, а кроме того отдельные граждане и другие структуры. Как и в остальных видах юридической деятельности, подобные юридические и физические лица называют субъекты соответственных правоотношений. В данном случае субъекты правоотношений неизменно наделены обусловленными правами и обязанностями, которые обеспечивают их участие в данных отношениях.

Под субъектами оперативно-розыскной деятельности рассматривают систему компетентных государственных органов, их оперативны: аппаратов и должностных лиц, которые наделены по законодательству полномочиями для организации и исполнения оперативно-розыскных мероприятий, а кроме того других физических и юридических лиц, привлекаемых к их осуществлению и наделены надлежащими правами и обязанностями, которые предоставляют возможность участвовать указанным лицам в оперативно-розыскных мероприятиях, для решения задач оперативно­розыскной деятельности.

Согласно закону «Об оперативно-розыскной деятельности» все субъекты оперативно-розыскной деятельности классифицируются на следующие главные группы:

  • государственные органы, их оперативные аппараты и должностные лица, которые имеют оперативно-розыскные полномочия;
  • должностные лица, проводящие контроль за оперативно-розыскной деятельностью;
  • граждане, которые оказывают содействие органам, проводящим оперативно-розыскную деятельность, на конфиденциальном основании;
  • другие физические и юридические лица, принимающие участие в осуществлении некоторых оперативно-розыскных мероприятий.

Государственные органы, их оперативные аппараты и должностные лица данных органов выступают важнейшими субъектами оперативно­розыскной деятельности. Подобное значение указанных субъектов оперативно-розыскной деятельности установлено их ролью в системе государственных органов, ведущих борьбу с преступностью.

Выполнение задач по борьбе с преступностью подразумевает непрерывное применение надлежащими государственными органами помощи со стороны отдельных граждан. Указанная помощь может быть оказана как в гласном, так и в негласном порядке.

По преимуществу негласный характер оперативно-розыскной деятельности подразумевает, как правило, конфиденциальность отношений должностных лиц оперативных аппаратов с гражданами, которые оказывают им помощь в решении задач по борьбе с преступностью.

Именно поэтому содействие граждан органам, ведущим оперативно­розыскную деятельность, проводится, как правило, на конфиденциальной основе.

Согласно ч. 1 ст. 17 ФЗ «ОбОРД» допускается привлечение некоторых граждан с их согласия к подготовительным или прямым оперативно­розыскным мероприятиям с условием сохранения при их желании негласности оказания помощи органам, проводящим оперативно-розыскную деятельность.

Описывая правовое положение субъектов оперативно-розыскной деятельности, В.Ю. Алферов, А.И. Гришин, Н.И. Ильин устанавливают, что полномочия должностных лиц подразумевает обусловленную совокупность их прав и обязанностей[24]. Тем не менее, в отличие от прав и обязанностей прочих субъектов оперативно-розыскной деятельности, права и обязанности должностных лиц всегда тесно связаны и порой нет возможности их четко разграничить.

Например, решение вопроса о заведении дела оперативной проверки согласно полученной первичной оперативной информации выступает вместе с тем и правом, и обязанностью оперативного работника. Это будет зависеть от его усмотрения касательно присутствия или отсутствия надлежащих оснований для возбуждения подобного дела.

В то же время усмотрение оперативного работника не всегда совпадает с усмотрением руководства оперативного аппарата. В подобном случае письменное распоряжение руководителя будетобязательным дляоперативного работника.

Установление оперативным работником комплекса оперативно­розыскных мероприятий по делу оперативной проверки - его непосредственная обязанность, но предпочтение определенных мероприятий - это его право, обусловливаемое внутренним убеждением, сформированным на профессиональных сведениях, практическом опыте, а кроме того, целом ряде психологических и прочих составных элементов.