Файл: Правовая характеристика органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.05.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования. Органы оперативно-розыскной деятельности системы правоохранительных органов Российской Федерации выступают как относительно самостоятельный элемент государственной правоохранительной деятельности. Они являются важным составным элементом аппарата государственной власти. Именно уровень их деятельности во многом определяет состояние преступности в государстве.

За двухвековой этап истории своего формирования оперативно-розыскная деятельность претерпевала значительное число организационно-структурных перестроек, которые были связаны с трансформациями социально-политического государственного строя, а также решаемых им практических вопросов. При всем том во все времена и при всех государственных режимах, в системе органов правоохранительной деятельности именно оперативно-розыскная деятельность занимала и занимает особенное место в деле борьбы с преступностью.

Выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступных деяний, разоблачение преступников, защита граждан страны от любых преступных посягательств - в этом состоит нелегкое и весьма ответственное назначение органов оперативно-розыскной деятельности государственной системы правоохранительных органов России, особенно в том случае, если серьезно, а не на словах, возводить правовое государство, находить решение, а не имитацию решения вопроса сдерживания в стране криминального мира, уже давно вышедшего из-под государственного контроля.

Следует отметить, что при проведении оперативно-розыскной деятельности имеются проблемы, не дающие возможности правоохранительным органам добиваться более действенных результатов в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии, расследовании преступлений, розыске преступников. Это кроме того создает препятствия оптимизации оперативно-розыскной деятельности.

Правовая реформа в России большое внимание уделила надзору и контролю за состоянием законности в государстве. Эта ответственная миссия преимущественно возложена на прокуратуру Российской Федерации. Одним из направлений деятельности прокуратуры является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Вышесказанное обуславливает актуальность темы курсовой работы, а также ее цель и задачи.

Объект исследования - правоохранительная деятельность органов по расследованию преступлений, отнесенных законодателем к их компетенции.


Предмет исследования - объективные закономерности правоотношений, возникающие между участниками уголовного судопроизводства в процессе производства оперативно-розыскной деятельности в правоохранительной деятельности органов.

Целью выпускной квалификационной работы является комплексное исследование оперативно-розыскной деятельности в деятельности правоохранительных органов, а также выявление особенностей судебного и прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью.

Для достижения указанной цели решались следующие задачи:

- выявление сущности, роли и задач оперативно-розыскной деятельности;

- раскрытие правовой основы оперативно-розыскной деятельности;

- выявление субъектов оперативно-розыскной деятельности и изучение их полномочий;

- исследование различных видов контроля и надзора за оперативно-розыскной деятельностью по уголовным делам.

Проблемам оперативно-розыскной деятельности в советском уголовном процессе были посвящены исследования следующих ученых: Г.А.Александрова, А.И. Бастрыкина, С.И. Гирько, В.Н. Григорьева,B.И.Громова, И.М. Гуткина, В.И. Дьяченко, И.Ф. Крылова, В.И. Кубасова, М.С. Строговича, М.А. Чельцова и многих других.

В наше время изучению данного вопроса посвящены работы Е.Н.Арсеновой, Г.И. Седовой, В.В. Степанова, В.И. Громова, А.С. Есиной, В.С. Шадрина, В.С. Чистякова и др.

В процессе исследования использовались диалектический метод познания, системный подход, формально-юридический и другие методы.

Структура работы определена характером исследуемых в ней вопросов. Работа состоит из введения, двух глав, включающихшесть параграфов, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Правовая характеристика органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

1.1. Сущность, роль и задачи оперативно-розыскной деятельности

Правоохранительная деятельность - это деятельность специально уполномоченных государственных органов, основной функцией которых является: выявление, пресечение и предупреждение правовых нарушений, восстановление нарушенных прав или наказание правонарушителя, если восстановление нарушенных прав невозможно.


Эта деятельность, осуществляемая в целях: охраны личности, ее прав и свобод; охраны общества, его материальных и духовных ценностей; охраны государства, его конституционного строя, суверенитета и государственной целостности.

Оперативно-розыскная деятельность является одним из видов государственной правоохранительной деятельности, осуществляемой специальными органами государственной исполнительной власти, наделенными для реализации своих функций властными юридическими полномочиями. Ее зарождение происходило одновременно с зарождением государства как организации политической власти и управления обществом

Различают определение оперативно-розыскной деятельности, изложенное в законе (официальное, или нормативное) и выработанное оперативно-розыскной теорией (научное, или доктринальное).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» оперативно-розыскная деятельностью характеризуется как «...вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов,уполномоченных на то Федеральным законом в пределах их полномочийпосредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств»[1].

Амбарцумян А.С. отмечает, что оперативно-розыскная деятельность - это разновидность деятельности государства . Только Российская Федерация в лице высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти (в пределах их компетенции) может наделять правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность каких-либо субъектов, возлагать на них определенные обязанности и осуществлять контроль над реализацией законодательных норм в ОРД. Однако одного легитимного определения оперативно-розыскной деятельности явно недостаточно для ее познания как части юридической государственной деятельности[2].

В научной литературе единства о понятии современной оперативно­розыскной деятельности не достигнуто. Основываясь на понимании оперативно-розыскной деятельности как разновидности социально полезной человеческой профессиональной деятельности (вида общественной практики) ее можно определить, как комплексный вид государственной профессиональной сыскной деятельности, содержанием которой является система поведенческих актов ее участников, осуществляемых в соответствии ФЗ об оперативно-розыскной деятельности, как правило, негласно, для достижения целей и решения задач, в нем предусмотренных.


Проведя краткое обобщение вышеизложенного, предоставим следующее определение оперативно-розыскной деятельности - это установленная законодательным регламентом деятельность специально уполномоченных на то должностных лиц оперативных правоохранительных органов, которая производится путем осуществления, как правило, негласных оперативно-розыскных мероприятий с целью произвести защиту жизни, имущества, здоровья, прав и свобод личности, обеспечения безопасности общественного строя и государства от любых преступных посягательств.

Оперативно-розыскная деятельность выступает как один из видов правоохранительной государственной деятельности, которая производится с применением негласных возможностей, чтобы защитить общество и государство. В круг таких интересов включено обеспечение государственной безопасности, суверенитета страны, ее территориального единства, обороноспособности, экономического строя, борьбы с преступностью и коррупцией, охраны личности от преступных посягательств и прочих составляющих.

Оперативно-розыскной деятельности свойственно отождествление с разведывательной, сыскной деятельностью, что предусматривает установленную скрытость выполняемых мероприятий, обращенную прежде всего на осуществление действенной защиты оберегаемых законом интересов общества в целом и отдельных граждан в частности.

Негласность выполняемых оперативно-розыскных мероприятий выступает как главное условие их эффективности, так как базируется на получении полноценной и непредвзятой информации об обстоятельствах, которые могут оказать отрицательное воздействие на охраняемые общественные интересы. Негласность понижает степень противодействия со стороны агрессивных по отношению к обществу элементов, в том числе иностранные разведслужбы.

Скрытость оперативно-розыскной деятельности выступает как своеобразная реакция государства на внешние и внутренние силы, покушающиеся на интересы общества и страны. Скрытная деятельность любых антигосударственных, антисоциальных элементов устанавливается за счет их естественного стремления уклониться от ответственности за криминальное вмешательство в государственные дела, отдельной его структуры или какой-либо личности.

Тайной деятельности недружелюбных государств, преступности внутри самого государства должна быть противопоставлена соответствующая деятельность самого государства для обеспечения собственных интересов, интересов общественного окружения и граждан.


Оперативно-розыскная деятельность практически всегда производится с применением негласности, устанавливаемой в нормативном порядке. Указанное обстоятельство несомненно, потому что приобретение сведений о вероятном противнике (преступнике) несет противоречие его интересам, поскольку связано или с уголовным преследованием лиц, которые собирают определенную конфиденциальную информацию (в частности, затрагивающую другое государство на территории этого государства), или с их физическим уничтожением (как правило, всего в преступном мире).

Выше предоставленное бесспорно заверяет в том, что указанная деятельность выступает как разновидность правоохранительной государственной деятельности и располагает юридическим характером, так как содержит все требования (признаки) правоохранительной деятельности[3].

При всем том не все правоохранительные органы имеют полномочия по производству данной деятельности. Надлежащие полномочияпредоставлены только тем государственным органам, для которых борьба с преступностью и правонарушениями - это и есть главное содержание их деятельности.

Перечень подобных государственных органов установлен федеральным законом. В самой структуре правоохранительных органов их руководством определен перечень тех оперативныхподразделений, которымпредоставлены полномочия вести оперативно-розыскную деятельность.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» целью оперативно-розыскной деятельности выступает защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение общественной и государственной безопасности от любых преступных посягательств[4].

Указанная цель оперативно-розыскной деятельности установлена ст. 2 Конституции Российской Федерации, сообщающей об обязанности государства нести охрану прав и свобод человека и гражданина.

Общеизвестно, что государство - это «...аппарат управления общественными делами и защиты прав личности от произвола со стороны других лиц, органов и организаций» [5]. Для этого в государственную структуру включены, в том числе, правоохранительные органы, которые представляют собой специальные учреждения по защите прав и свобод.

Оперативно-розыскная деятельность предоставляет возможность результативно раскрывать наиболее тяжелые замаскированные преступления, определять лиц, произведших неочевидные преступления, предотвращать преступления. Именно поэтому она обладает самостоятельным значением в борьбе с преступностью.