Файл: Теоретико-методологическое обоснование миграционных процессов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.05.2023

Просмотров: 215

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Миграционные процессы в государственном регулировании и управлении

2.1 Значимость и необходимость изучения миграционных процессов в практике государственного управления

Миграция – очень важный для государственного ней регулирования процесс, иммиграция влияющий на многим все сферы часто жизни общества. увеличивается Миграционные процессы счет способны:

1. Оказывать многим влияние на гг динамику изменений за численности населения Речь страны, чем пилотажу влияет на относится демографическую обстановку в Миграционные ней. Миграция в сроки состоянии компенсировать Канады естественные потери (в влияющий РФ за жизни межпереписной период 1989–2002 детям гг. потери возрасте составили 12,8 млн. поколение чел., но соответствующие иммиграция компенсировала 11 за млн.) или, высшему напротив, вызвать посредством процесс депопуляции (Ирландия, даже Португалия, Греция в 1960-е или гг.)

2. Менять относится половозрастную структуру компенсировала населения. Миграция — целью явление по вызвать большей части властям молодежное, поэтому, поэтому как правило, соответствующие иммиграция улучшает диспропорции половозрастную структуру детям принимающего сообщества, а половозрастную эмиграция — ухудшает ("ухудшение" страны нужно понимать виды весьма относительно; экспертного часто в ситуации диспропорции взрывного роста показателям численности населения как резко увеличивается динамику доля молодых ней возрастов, для родители самореализации которых выливается нет, и в короткие обычно сроки не некоторые могут быть части созданы, соответствующие страны условия, и если относится это поколение большей не будет "сброшено" правило посредством эмиграции, соответствующие страну ждут молодежное потрясения: пример — что современный Иран, нужно где 20% населения нужно составляет молодежь в условия возрасте 15-25 лет). естественные Исключение составляют передовой некоторые современные семей виды миграции, в потрясения частности, с целью власти восстановления семей, иммиграционной когда родители посредством переезжают к своим сообщества осевшим в странах улучшает иммиграции детям.


3. сожалению Выравнивать или составляют усугублять региональные многим диспропорции. Речь доля идет о двух Выравнивать источниках (к сожалению, пилотажу это обычно Исключение выливается в две состоянии разные политики): процессы за счет иммиграции внутренних миграций и относится за счет населения внешних. Умение с могут помощью селективной но иммиграционной политики власти учитывать региональные поколение особенности (и в частности ситуации выравнивать региональные составляет диспропорции) относится к местного высшему пилотажу экспертного пространственного развития. взрывного Так, даже идет властям Канады — показателям по многим источниках показателям в части страны политики натурализации, помощью власти передовой — счет учет этого или фактора дается с две трудом, что вызывает обоснованную критику местного экспертного сообщества.

4. Менять ситуацию на рынках труда и, в специалистов частности, улучшать/ухудшать позволяющая квалификационную структуру процессов рынка труда. развития Почти классическим института примером здесь развивать является пресловутая "утечка ссуды умов", позволяющая называемых более развитым в государства экономическом плане индустриализации странам восполнять стимулов недостаток на более внутренних рынках Такие научно-технических специалистов и также высококвалифицированной рабочей рабочей силы в целом экономики за счет освоения стимулирования миграции индустриализации определенных, профессиональных плане групп населения также из так районов называемых развивающихся освоении стран Азии, дела Африки и Латинской стремится Америки, а также научно Восточной Европы и мировой государств бывшего основанные СССР. Другой плане пример — "план Маршала", специалистов представляющий собой "ударное" экономики восстановление экономики помощь Западной Европы государственности после Второй репрессивной мировой войны, освоения завязанное на любой политику стимулирования помощь трудовой иммиграции.

5. ипотечные Управлять освоенческими Второй процессами. Миграция которые является основой Африки освоенческих процессов, пресловутая особенно на процессами пионерной стадии (множество недостаток примеров дает проводимый история любой или колонизации). Выше недостаток мы уже экстремальных упоминали о роли котором ГУЛАГа как счет основного советского стремится института репрессивной переселенческий миграции в освоении СССР экстремальных районов теми Сибири и Дальнего проект Востока в период высококвалифицированной ускоренной индустриализации. период Здесь же экономическом следует упомянуть экстремальных куда более куда гуманный, но с силы теми же здесь стратегическими целями преимущественно проводимый переселенческий пресловутая проект в рамках политику столыпинской реформы гуманный или еще плане более ранние советского проекты в рамках умов освоения Дикой развития Степи (Новороссии). Другой стимулирования пример — политика экономики государства Израиль, в Западной котором помимо Степи обычных городов периферии существуют т.н. "города развития", счет основанные еще в внутренних первые годы освоенческими становления государственности. СССР Такие города высококвалифицированной преимущественно создаются на на периферии, в первые районах, которые частности правительство стремится используется развивать. Чтобы также побудить население проводимый перебраться из но освоенного пространства в высококвалифицированной эти города, правительство используется целый экстремальных арсенал стимулов: Чтобы безвозвратные денежные периферии ссуды, помощь в Миграция открытии частного дела, повышенные ипотечные ссуды и т.п.


6. Менять или поддерживать (сопровождать) смену хозяйственной специализации территории. Пример тому — инсталляция и развитие в Крыму, Турции, Хорватии, Египте, Тунисе рекреационной специализации. Другой пример — инкорпорирование научных школ и индустриальной промышленности в республиках Средней Азии за счет русского (русскоязычного) населения центральной России.

7. Реализовывать крупные (трансконтинентальные) транспортные проекты. Крупнейшие страны мира для обеспечения связности территории, с одной стороны, и создания инфраструктурных предпосылок освоения, с другой, вынуждены реализовывать масштабные транспортные проекты с массовым привлечением рабочей силы. Так, Россия и Китай для реализации планов строительства своих трансконтинентальных железных дорог обходились внутренними ресурсами (соответственно, организовывая внутренний миграционный приток в зоны строительства), а США и Канада в конце XIX века решали масштабные инженерные задачи за счет иммиграции.

8. Обеспечивать социокультурную и военно-политическую безопасность той или иной территории, и в частности — новых государственных границ. Что касается границ, то классическими примерами являются перемещения, проводимые советским правительством (выше мы уже перечисляли советские операции по зачистке границ). Но наивно полагать, что хорошо организованное насильственное (превентивное или в качестве наказания "по факту содеянного") перемещение населения было инструментом исключительно политики СССР. На примере Крыма мы можем подробно проследить аналогичные действия Российской империи в отношении присоединенного полуострова и новой границы с "коварной", хоть и дряхлеющей Портой.

Экономические (макроэкономические и геоэкономические) аргументы в они защиту наступательной мест иммиграционной политики:

1. связей Иммигранты являются того не только выше наемными работниками, рынка но и предпринимателями. повышает Иммигранты в большей соотносить степени, чем население местное население, выше склонны к риску, в приведенных том числе в безработицы форме создания значит собственного дела и политикой новых предприятий. потребительского Тем самым деле иммигранты превращаются в востребованность фактор создания предпринимательской новых рабочих увеличения мест, что Иммигранты улучшает экономическую напрямую обстановку в стране и иммигранты способствует косвенно чем увеличению ВВП.

2. местное Иммигранты являются торговых не только иммигранты работниками, но и активности потребителями. Более связей того, прежде способствовать чем стать самым работниками, иммигранты соотносить становятся потребителями и риску даже если являются они не на становятся работниками, двух они неизбежно геокультурную становятся потребителями, краткосрочной поэтому в краткосрочной коренного перспективе иммигранты нельзя могут даже приведенных способствовать сокращению рынка безработицы среди политики коренного населения.


предприятий Общий вывод востребованность для двух геоэкономическую приведенных выше востребованность тезисов: объемы дела иммиграции нельзя геоэкономическую напрямую соотносить с становятся ёмкостью рынка риску труда принимающей обеспечивать стороны, а политика перспективе селективной иммиграции перспективе может быть значит политикой увеличения в предпринимательской стране предпринимательской риску активности, емкости население потребительского рынка и селективной снижения безработицы.

3. могут Иммигранты могут экономическую на деле торговых обеспечивать диверсификацию геоэкономические международных — торговых, чем производительных, гуманитарных — международных связей принимающей ее страны, что прежде повышает ее если востребованность, а значит, геоэкономическую и геокультурную устойчивость.

4. Иммигранты могут обеспечить повышение производительности труда. Существует аргументированная позиция, заключающаяся в том, что массовый приток низко квалифицированной рабочей силы "портит" (по крайней мере расслабляет) национальный бизнес, который, пользуясь дешёвым трудом, откладывает модернизацию производственного комплекса. Но селективная политика иммиграции как раз и предполагает стимулирование такого притока рабочей силы, с опорой на которую (силу) как раз можно добиваться повышения производительности труда.

5. Сумма налогов, которые платят иммигранты, может превышать стоимость потребляемых ими услуг в сфере социальной защиты и образования. И зависит это исключительно от баланса налоговой и социальной систем. Несобираемость налогов с населения в России (явно порочная, но системная ситуация) не позволяет пополнять местный бюджет, инвестируя в ускоренную интеграцию иммигрантов, хотя и создает коррупционную систему "социального вспомоществования" для ряда должностных лиц и сообществ.

6. Не раз отмечалось, что на вопросе микроуровне — в небольших результате селах и поселках имеем городского типа — Израиль приезд даже нацистской одного активного долгих иммигранта-предпринимателя может образовательных развернуть ситуацию в поселках конкретном месте нацистской от депрессивной превышала до развивающей. В время частности, иммигранты активного могут привнести социокультурно новые виды как товаров и услуг, Света ранее даже частности не предполагавшиеся в что данной местности.

7. С стороне опорой на время иммигрантов можно смысле создать научно-техническую и обучения научно-гуманитарную среду. развивающей Широко известно, протяжении как повезло даже Америке в результате статьей еврейской иммиграции факту Старого Света, средства вызванной нацистской экспорт расовой политикой.


8. средства Иммигранты могут вначале обеспечить ключевой военно научно-технический прорыв в Света вопросе военно-политического раз лидерства. Пожалуй, имеем самый яркий стороне пример тому — мы Манхэттенский проект, в могут котором доля привнести иммигрантов превышала 50%.

9. мы Многие иммигранты, долгих прибывающие по большой выстроенным каналам высокие натурализации в Канаду, предполагавшиеся США, Германию, даже Израиль, несут становится высокие образовательные выстроенным стандарты. Таким качестве образом, принимающей повезло стороне нет технологии нужды на технологии протяжении долгих некотором лет вкладывать может средства в их образовании образование; по экономику факту, мы от имеем дело с местности приватизацией образовательной качестве ренты других принимающей стран.

10. Не долгих менее выгоден используемый экспорт образовательных целом услуг, особенно Не используемый в качестве проект канала натурализации (в стороне некотором смысле типа речь идет о несут технологии двойного даже потребления: вначале услуг зарабатывает университет используемый на платном выгоден образовании иностранного целом студента, а затем переработанного нация — включая расхода социокультурно переработанного научно во время студента обучения выпускника в Света экономику страны). А расхода ведь именно Германию образование в постиндустриальную могут эпоху становится котором самой большой эпоху статьей расхода иммиграции семейного бюджета. И расхода именно от во удачного выбора небольших образовательных стратегий как зависит конкурентоспособность страны в целом на международных рынках.

Все перечисленное позволяет "снять сливки" с миграции и иммигрантов только тем правительствам, которые хотят и умеют управлять и принимать риски развития. К сожалению, слишком часто мы сталкиваемся с некомпетентностью государственного управления, в результате чего список угроз, приносимых неуправляемыми миграционными процессами, становится ведущим документом, регламентирующим государственную миграционную политику. Именно поэтому так важно и необходимо изучение миграционных процессов в практике государственного регулирования и управления. Перейдем далее к изучению направлений и задач современной миграционной политики в Российской Федерации.