Файл: Теоретико-методологическое обоснование миграционных процессов.pdf
Добавлен: 14.05.2023
Просмотров: 211
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование миграционных процессов
1.1 Понятие и специфика миграционных процессов
1.2 Типология, факторы и сущность миграционных процессов
Глава 2. Миграционные процессы в государственном регулировании и управлении
2.2 Направления и цели миграционной политики в Российской Федерации
2.3 Роль миграционных процессов для современной экономики РФ
2.2 Направления и цели миграционной политики в Российской Федерации
Целями государственного регулирования миграционных процессов в России являются: обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ; удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах; рациональное размещение населения на территории страны; использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания Российской Федерации.
Основными направлениями государственного регулирования миграционных процессов являются:
- разработка и создание единой системы иммиграционного контроля на территории России; совершенствование деятельности государственных органов исполнительной власти, осуществляющих иммиграционный контроль на территории России; координация их взаимодействия с органами пограничного и таможенного контроля;
- активизация договорного процесса с государствами – участниками Содружества Независимых Государств и заключение двусторонних и многосторонних соглашений в рамках Содружества, определяющих ответственность сторон за поощрение или непротиводействие незаконной миграции, в том числе незаконной трудовой миграции, за нарушение границ Содружества, а также согласование порядка выдачи виз в пределах Содружества Независимых Государств;
- усиление ответственности органов исполнительной власти субъектов РФ за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации;
- повышение ответственности руководителей организации независимо от их организационно-правовой формы за незаконное использование иностранных работников;
- предоставление соответствующим федеральным органам исполнительной власти иностранным гражданам информации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России и о порядке приобретения гражданства российской Федерации.
- расширение договорной базы и обмен с иммиграционными органами иностранных государств информацией по проблемам, связанным с незаконной миграцией, и по другим вопросам в области регулирования миграционных процессов; обеспечение прав иммигрантов и контроль над ними; содействие добровольному возвращению беженцев в места их прежнего проживания;
- реализация мер по выдворению незаконных иммигрантов из Российской федерации в государства гражданской принадлежности или постоянного проживания.
18 августа 2008 года в 10 часов в Центре информационных технологий компании "Гарант" состоялось интернет-интервью заместителя руководителя Федеральной миграционной службы Российской Федерации Егоровой Екатерины Юрьевны. Тема интернет-интервью: "Миграционная политика в Российской Федерации: теория, практика, методы правового регулирования". В ходе данного интервью обозначились основные положения и направления миграционной политики в РФ, которые перечислены ниже.
Российская Федерация является второй в мире страной по количеству прибывающих мигрантов. Миграция, включая ее законодательное регулирование, относится к разряду комплексных общенациональных проблем, требующих учета всей суммы факторов, влияющих на ситуацию.
Миграционное законодательство в Российской Федерации постоянно совершенствуется. С января 2007 года действуют поправки к законам "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и "О правовом положении иностранных граждан в РФ", принята Концепция демографической политики на период до 2025 года и многие другие. Однако многие принципиальные проблемы в сфере миграции до сих пор остаются нерешенными. К примеру, до сих пор нет эффективных рычагов регулирования миграционных потоков. Не решен вопрос о социальных гарантиях для иностранцев, которые трудятся в России. Не отрегулирован механизм квотирования иностранной рабочей силы. До сих пор не ясно, как отслеживать мигрантов, которые больны тяжелыми инфекционными болезнями, и за счет каких средств их лечить.
В интервью оговаривалось, что в числе первоочередных задач в сфере миграционной политики Российской Федерации находится: государственное регулирование трудовой миграции; стимулирование миграционного притока русскоязычного населения в рамках реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом; создание эффективной системы адаптации мигрантов, их социализации в российском обществе; продолжение работы по заключению соглашений о реадмиссии как важнейшему инструменту по противодействию незаконной миграции, а также созданию инфраструктуры, необходимой для реализации указанных международных договоров.
Обсуждалась проблема "открытости" Российских границ. Как известно, в связи отношении мигрантов принимался практически во значительный всех европейских рост странах сейчас действуют действуют крайне как жесткие меры. В жесткие США при лишь нынешнем президенте дружеских принято решение о СНГ возведении стены что на границе с граждан Мексикой. В Австралии Федерации рассматривается возможность миллионов выдворения за Закрыть пределы страны произошло этнических арабов. либерально Жесткие меры в принимался отношении незаконных миграционном переселенцев установлены Жесткие Великобританией и Данией. экономики Наше же собственного государство крайне сегодняшний либерально в данном въезда вопросе. Существует сравнению мнение, что рост Российская Федерация, За открывая свои что границы, поступает больше как иммиграционная раньше страна, а не США социальное государство миграционной европейского типа, действует приоритетно ориентирующееся информации на поддержание настоящее материального благополучия лишь своего собственного этнических коренного населения. ради Но, как потому было изложено в осуществление ходе интервью, в потому настоящее время той действует безвизовый безвизовый въезд лишь Увеличение на пространство страна СНГ. Закрыть Жесткие его на лишь сегодняшний день безвизовый невозможно, потому Российской что ранее по существовало огромное Российских государство, связи населения между людьми, социальное следовательно, должно же быть обеспечено арабов свободное осуществление стены родственных и дружеских Российская контактов, развитие же экономики. И существующие числа порядки въезда возможность мигрантов в Россию лишь из стран ради СНГ обусловлены, дружеских прежде всего, контактов историей нашей поддержание страны.
В ходе время интервью также государство говорилось о Федеральном миллионов законе "О миграционном въезд учете иностранных границ граждан и лиц лиц без гражданства в въезд Российской Федерации", вопросе который позволил президенте реализовать основную нашей цель, ради Россию которой он Увеличение принимался: получение быть объективной информации о мнение миграционной ситуации в гражданства стране. За населения счет упрощения ориентирующееся процедур, гораздо огромное больше граждан ставших их выполняет. процедурой Отмечается значительный нашей рост ставших безвизовый на учет арабов мигрантов: порядка 8 контактов миллионов. Увеличение открывая их числа выдворения произошло в несколько несколько раз по счет сравнению с той процедурой, которая существовала раньше.
Что касается административной ответственности, то за использование труда нелегальных рабочих может быть наложен установленный законодательством штраф до 800 тысяч рублей за одного незаконного мигранта. Достаточно разумно и избирательно подходит государство к применению крупных штрафных санкций и исходит при этом из того, что эти суммы штрафов должны играть, в первую очередь, определенную профилактическую функцию, чтобы работодатель, привлекая к труду нелегального мигранта, задумывался о последствиях, которые могут возникнуть. миграция сезонный маятниковый государственный
Рассматривались вопросы о механизме привлечения иностранной рабочей силы. "Это достаточно сложная конструкция, - говорила Екатерина Юрьевна,- которая должна учитывать и экономические факторы, и факторы готовности инфраструктуры регионов принимать такое количество мигрантов, и социальные последствия приезда трудовых мигрантов для коренного населения, отношения, которые существуют в принимающей среде к мигрантам, потребности экономики, то есть моментов здесь очень много. И я думаю, что совершенным назвать механизм привлечения иностранных работников ни в одной стране нельзя. Все государства над этим бьются и в какой-то степени это и расчеты, и где-то – эксперимент. Одно из приоритетных направлений совершенствования механизма привлечения рабочей силы - это корректировка механизма квотирования, а также целый ряд таких факторов, как, например, создание условий для приезда высококвалифицированных работников. Разработка условий для привлечения высококвалифицированных кадров может быть осуществлена по аналогии с Евросоюзом, где существует так называемая синяя карта для работников третьих стран, может быть, это будет предоставление каких-то преференций для крупных работодателей, которые вносят весомый вклад в экономику и создают рабочие места. Так что здесь еще работы будет, я думаю, много".
Поднимался в интервью вопрос о том, что наша страна столкнулась с неуклонным ростом числа нелегальной миграции. Кроме не регистрируемых мигрантов из стран СНГ, в Российской Федерации находятся транзитные мигранты из азиатских и африканских стран, которые используют постсоветское пространство как транзитный евразийский "коридор" в Западную Европу. Такие же намерения имеет и некоторая часть мигрантов из стран СНГ. Наша административная реформа негативно сказалась на росте нелегальной миграции. Резкое сужение правовой основы для обустройства въезжающих этнических россиян наложилось на односторонне понимаемый подход к ограничению получения гражданства РФ и ужесточению правового положения иностранных граждан. В результате этого нежелательными стали не столько выходцы из стран Азии и Африки, нелегально прибывающие в Россию, а в большей степени миллионы российских соотечественников, в том числе уже годами проживающие в Российской Федерации. Был поставлен вопрос о том, есть ли на законодательном уровне нормы, защищающие российских соотечественников? Егорова Е.Ю., заместитель руководителя Федеральной миграционной службы Российской Федерации, так ответила на данный вопрос: "Есть отдельный федеральный закон, который направлен на защиту прав соотечественников. Что касается возможностей получения гражданства от миграционных процедур для соотечественников. Граждане, которые проживали на территории РФ, во-первых, имеют право без квоты получить разрешение на временное проживание. Разрешение на временное проживание дает возможность для граждан государств СНГ в упрощенном порядке получить российское гражданство, норма эта еще действует в федеральном законе, поэтому в течение полугода можно стать гражданином РФ. Кроме того, существует программа оказания содействия добровольного переселения соотечественников из-за рубежа, которая также предоставляет определенные льготы и преференции гражданам из государств бывшего Советского Союза при переезде в РФ и возможности обустройства в России. Поэтому я не могу сказать, что именно административная реформа негативно сказалась на росте нелегальной миграции. Вообще, в рамках программы по переселению соотечественников переселилось 3500 человек. Я думаю, что, конечно, для наших соотечественников вызывает вопросы то, что ограничено количество регионов для переселения, и, в основном, программа ориентирована на те субъекты федерации, где, в первую очередь, ощущается отток населения и потребность в рабочей силе. Но не все в эти регионы хотят переезжать, то есть возможность выбора здесь несколько ограничена. Может быть, если будет принято решение о расширении этого перечня регионов для переселения, тогда и программа будет работать более эффективно".
Итак, действующее законодательство имеет пробелы, связанные с управлением миграционными процессами в Российской Федерации. Речь идет о регулировании въезда и выезда мигрантов, о всестороннем миграционном контроле, об оптимизации величины и направленности миграционных потоков. Вместе с тем необходимо усилить защиту прав и интересов граждан РФ вне зависимости от места проживания или пребывания, обеспечивать социально-экономическую адаптацию и интеграцию мигрантов на территории РФ. Кроме того, Российской Федерации как субъекту международного права необходимо обеспечивать соответствие внутреннего законодательства международным актам, касающимся прав беженцев и иных мигрантов, а также провести анализ международных договоров в отношении мигрантов, для выработки рекомендаций возможного присоединения Российской Федерации к этим документам на основе соблюдения национальных интересов. В отношениях с государствами - бывшими республиками СССР - также немало проблем, связанных с беженцами и вынужденными переселенцами, особенно в части соблюдения имущественных прав вынужденных мигрантов и гарантий выплат им компенсаций за оставляемое жилье и другое имущество.
Правовое регулирование проблем миграции предполагает заключение между государствами - странами СНГ - договоров, призванных разрешать межгосударственные споры, в том числе по вопросам защиты прав граждан. Особое значение имеет проблема реальности, гарантированности прав и свобод личности, поскольку именно это является основой построения демократического государства.
Взятый обществом курс на формирование правового государства, в характеристике которого главное состоит в том, чтобы на деле обеспечить приоритет прав и свобод человека (а тем более человека, полностью изменившего свой уклад жизни, попавшего в совершенно новые условия проживания), предъявляет новые требования к государственной деятельности по правовому регулированию миграционных процессов. Существенное значение имеют предпринятые в последние годы в России меры по использованию международного опыта, проверенного практикой государств с вековыми традициями демократии. Имеется в виду присоединение России к Конвенции ООН 1951 г. "О статусе беженцев" и Протоколу 1967 г., касающемуся статуса беженцев.
Однако анализ существующего положения свидетельствует, что именно в части правового, а также организационного обеспечения реализации прав мигрантов наблюдается существенное отставание и нормотворческой практики и административно-правовой теории от потребностей жизни. В частности, до сих пор нет четкого понятия об административно-правовой охране прав и законных интересов беженцев и вынужденных переселенцев. В рамках миграционного контроля отсутствует учетный документ, который сопутствовал бы каждому въезжающему в страну мигранту и сохранялся бы до его отъезда из страны. Если же мигрант оставался в России на постоянное жительство, то этот документ должен отражать все изменения, связанные с его пребыванием. Отсутствие подобного учета не способствует организации надлежащего контроля за пребыванием мигрантов в России, что в свою очередь препятствует мигрантам полностью использовать свои права. Одной из причин малоэффективного правового регулирования миграционных процессов является отсутствие четких ориентиров для работников государственных органов, прежде всего Федеральной миграционной службы. Такие ориентиры могут появиться лишь в результате комплексной научной разработки фундаментальных и прикладных аспектов этой крупной социально-правовой проблемы.