Файл: Теоретико-методологическое обоснование миграционных процессов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.05.2023

Просмотров: 217

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сложившаяся миграционная привлека­тельность отдельных регионов страны способ­ствует возрастанию неравномерности простран­ственного распределения населения, усиливая территориальные диспропорции в размещении человеческого и природно-ресурсного потен­циалов. Такая направленность потоков населе­ния создает значительные социально-экономи­ческие и геополитические угрозы. Восточные и северные регионы в долгосрочной перспек­тиве будут нуждаться в притоке рабочей силы, источником которой могут быть страны ближ­него и дальнего зарубежья.

При этом важно реально оценивать объ­ективные границы миграционной емкости го­сударства. Они связаны не только с меняющей­ся ситуацией на рынке труда в результате струк­турных преобразований экономики, но и адап­тационной способностью механизмов социаль­но-экономической и культурной интеграции иммигрантов в российское общество.

Как и в большинстве стран мира, прини­мающих мигрантов, привлечение иностранцев, как на постоянное место жительство, так и в ка­честве рабочей силы, является сегодня приори­тетным направлением миграционной политики. Поддержание устойчивых темпов экономиче­ского роста, сокращение имущественного рас­слоения в обществе и увеличение численности населения невозможны без использования пре­имуществ международных и внутренних ми­граций. География, динамика и структура ми­грационных потоков в российской практике от­личаются несбалансированностью, краткосроч­ным характером и низкой эффективностью. В таких условиях актуальным становится прове­дение комплекса мероприятий, направленных на создание условий и механизмов, способст­вующих интенсификации притока в страну вы­сококвалифицированных и квалифицирован­ных специалистов разного профиля, востребо­ванных на региональных рынках труда.

Заключение

Итак, определив необходимость изучения и значимость миграционных процессов в практике государственного регулирования и управления, мы можем сделать следующие выводы:

  • миграционные процессы способны влиять на демографическую, социально-экономическую, политическую обстановку в стране;
  • существует объективная необходимость разработки единого законодательства по регулированию миграционных процессов в РФ;
  • пренебрежение значимостью миграционных процессов ведет к неграмотному государственному регулированию этих процессов, а значит государством упускается огромное количество возможностей улучшения экономики страны, устранения демографических проблем, а также налаживания политической обстановки в стране.

Чтобы избежать негативных последствий пренебрежения миграционными процессами, государству необходимо осознавать их значимость. При этом современное законодательство по регулированию миграционных процессов должно опираться на следующие положения:

  • выработка и реализация межгосударственных механизмов оказания целевой финансовой и иной помощи лицам, ищущим временное убежище на территории Российской Федерации;
  • развитие сотрудничества России с другими государствами в целях предупреждения и предотвращения конфликтов, следствием которых является массовая миграция населения;
  • заключение Российской Федерацией международных договоров и соглашений о возврате, приеме и транзите лиц, незаконно находящихся на территории договаривающихся сторон (соглашение о реадмиссии), о борьбе с незаконной иммиграцией, поощрении двусторонних и региональных диалогов об урегулировании миграционных вопросов, приграничной торговле, туризме, культурных, спортивных и иных поездках, о гарантии социальных и экономических прав трудящихся – иммигрантов, содействии реализации прав соотечественников за рубежом, об обеспечении их равного с гражданами государства положения перед законом и уважительного отношения к их духовным и иным связям с Россией, об обмене информацией о практике применения иммиграционного законодательства, имеющихся проблемах, с которыми сталкиваются государства при обеспечении защиты иммигрантов, а также информацией о новых методах иммиграционного контроля и паспортно- визовых технологиях.
  • дальнейшее развитие фундаментальных научных исследований, касающихся социально - экономических, юридических, психологических основ регулирования миграционных процессов в России и мире;
  • организация проведения мониторинга и научного прогнозирования миграционной обстановки в Российской Федерации;
  • исследование и использование опыта зарубежных государств по предотвращению и пресечению незаконной миграции, представляющей угрозу национальной безопасности РФ;
  • автоматизация и унификация технологий паспортно-визового, налогового, таможенного, пограничного и иммиграционного контроля;
  • создание федеральной системы учета российских юридических лиц, филиалов и представительств иностранных юридических лиц, деятельность которых связана с организацией международного туризма, приема иностранных граждан для обучения и лечения, привлечением и использованием иностранных работников, а также с трудоустройством российских граждан за рубежом;
  • создание федеральной системы учета иностранных граждан, в том числе пребывающих в Россию в целях осуществления трудовой деятельности, а также обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации;
  • создание федерального автоматизированного банка данных дактилоскопической регистрации иммигрантов, подозреваемых в совершении уголовных преступлений, а также совершивших административные правонарушения; формирование общественного мнения, способствующего эффективной реализации политики в области регулирования миграционных процессов в РФ;
  • содействие средствам массовой информации в объективном информировании населения России о проблемах мигрантов;
  • содействие в получении иностранными гражданами и соотечественниками за рубежом необходимой информации об условия переезда, трудоустройства и проживания в России;
  • совершенствование автоматизированных систем сбора и распространения информации о социально-экономической обстановке в целях определения условий приема и размещения иммигрантов, о вакантных рабочих местах в субъектах Российской Федерации, а также о территориях и населенных пунктах, благоприятных или не рекомендуемых для их расселения.

Так, все это позволит укрепить законодательство РФ в сфере миграционной политики, избежать негативных последствий протекания миграционных процессов, и, наоборот, извлечь из них максимальную выгоду, на что и нацелено государственное регулирование в сфере миграций.

Список использованных источников

  1. Бритвина И. Б. Миграция и эффективность массовой коммуникации. - Екатеринбург : Изд-во Ур. ун-та, 2014. - 162 с.
  2. Абылкаликов С. И., Винник М. В. Экономические теории миграции: рабочая сила и рынок труда // Бизнес. Общество. Власть. - 2012. - № 12. - С. 1-19.
  3. Алешковский И.А., Ионцев В.А. Управление международной миграцией в условиях глобализации // Век глобализации. - 2015. - № 1. - С. 75-87.
  4. Барсукова С.Ю. Солидарность участников неформальной экономики (на примере стратегий мигрантов и предпринимателей) // Социологические исследования. - 2012. - № 4. – С. 18-23.
  5. Гидденс Э. Социология / При участии К. Бердсолл: пер. с англ. - М.: Едиториал УРСС, 2015. – 380 с.
  6. Ефремова В. В., Махмудова М. М. Макроэкономические преобразования и стабилизаци­онная политика государства : учеб. пособие. - Тюмень : ТюмГНГУ, 2011. - 210 с.
  7. Жулева М. С. Проблемы трудовой миграции в современной России // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2014. - № 2. - С. 14-17.
  8. Ивахнюк И. В. Перспективы миграционной политики России: выбор верного пути. - М. : МАКС Пресс, 2011. - 128 с.
  9. Ионцев В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения. - М.: Изд- во Моск. ун-та, 2009. – 420 с.
  10. Королева А. М. Регулирование нелегальной миграции в Уральском федеральном округе: современное состояние и тенденции // Вопросы управления. - 2015. - № 1. - С. 137-142.
  11. Махмудова М. М. О современных миграционных процессах в российской экономике // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 2 (55). - С. 96-98.
  12. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013 // Российская газета. – 2013. - № 282. – 13 дек.
  13. Российский статистический ежегодник - 2015 / Федер. служба гос. статистики. - URL : http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_13/Main.htm
  14. Руководство по разработке эффективной политики в области трудовой миграции в странах происхождения и назначения. - М.: ОБСЕ; МОМ; МОТ; 2006. – 128 с.
  15. Рязанцев С.В. Современный демографический и миграционный портрет Северного Кавказа. - Ставрополь: Сервисшкола, 2013. – 354 с.
  16. Симонов С. Г., Клепикова А. М. Национальная экономика: макроэкономический подход : учеб. пособие. - Тюмень : Нефтегазовый университет, 2010. - 226 с.
  17. Скоробогатова В.И. Миграция населения как социальный процесс: модели и подходы к управлению в современных условиях // Международный академический вестник. - 2015. - № 1 (7). - С. 87-92.
  18. Цапенко И. Движущие силы международной миграции населения // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - № 3. - С. 3-14.