Файл: Теоретические аспекты организации коммерческой деятельности.pdf
Добавлен: 14.05.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты организации коммерческой деятельности
1.1 Понятие и сущность коммерческой деятельности
1.2 Организация коммерческой деятельности розничного торгового предприятия
Глава 2 Анализ коммерческой деятельности АО «Перекресток»
2.1 Анализ организационной структуры АО «Перекресток»
2.2 Анализ основных экономических показателей деятельности АО ТД «Перекресток»
2.3 Анализ эффективности коммерческой деятельности торговой розничной сети АО ТД «Перекресток»
3.1 Концептуальные основы совершенствования коммерческой деятельности АО ТД "Перекресток"
3.2. Мероприятия по совершенствованию коммерческой деятельности АО ТД «Перекресток»
ВВЕДЕНИЕ
Коммерческая деятельность является важнейшим механизмом управления экономическими отношениями, которые возникают между хозяйствующими субъектами во всех сферах экономики в процессе обмена товарами и услугами.
Под коммерческой деятельностью понимается процесс торгового обмена товарами и услугами (совершение акта купли-продажи) между субъектами хозяйствования в соответствии со сложившейся и действующей законодательной базой, принятыми нормативно- правовыми актами, конечной целью которого является получение прибыли.
Коммерческая деятельность представляет собой часть предпринимательской деятельности, отличаясь от нее лишь тем, что не охватывает сам процесс изготовления товара или оказания услуги.
Розничная торговля представляет собой совокупность видов предпринимательской деятельности, которая связана с продажей товаров за наличный или безналичный расчет конечным потребителям для личного использования. Розничная торговля как сфера деятельности обеспечивает нормальное функционирование потребительского рынка. Ее роль заключается в решении социально-экономических проблем экономики, ее деятельности, стимулирование развития производства, в том числе производства товаров и услуг
Объектом исследования в данной курсовой выступает розничная торговая сеть АО ТД «Перекресток», которая занимается реализацией продовольственных товаров. «Перекресток» - федеральная розничная торговая сеть, одна из первых сетей городских супермаркетов. Компания является лидером российского рынка сбыта в формате супермаркет
Предметом исследования в курсовой работе является эффективность коммерческой деятельности магазина АО ТД «Перекресток», по адресу: Санкт-Петербург, проспект Культуры, дом 1
Цель курсовой работы - изучить основные понятия и направления коммерческой деятельности на розничных торговых предприятиях, оценить эффективность коммерческой деятельности розничной торговой сети АО ТД "Перекресток"
В ходе исследования курсовой работы необходимо изучить следующее задачи:
- изучить основные принципы и задачи коммерческой деятельности;
-изучить коммерческую деятельность на розничных торговых предприятиях;
-ознакомиться с организационной структурой предприятия АО ТД "Перекресток", изучить должностные обязанности каждого сотрудника;
- оценить показатели рентабельности предприятия;
- обеспечение конкурентоспособности
-провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
-провести анализ микро и макро среды АО ТД «Перекресток»
- разработать комплекс мероприятий, который помогут повысить эффективность коммерческой деятельности исследуемого предприятия;
Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка литературы.
Глава 1 Теоретические аспекты организации коммерческой деятельности
1.1 Понятие и сущность коммерческой деятельности
Термин «коммерция» произошел от латинского словa(commercium) - торговля. Поэтому очень часто эти слова используются как синонимы, а понятие «коммерческая деятельность» в узком смысле трактуется как деятельность, связанная с покупкой и продажей товаров.
Впервые термин «коммерческая деятельность» прозвучал в 1958 году в Гарвардской бизнес школе: «Коммерческая деятельность существует для удовлетворения потребностей потребителей с прибылью».
М.А.Федорова дает определение коммерческой деятельности как процесс торгового обмена товарами и услугами между субъектами хозяйствования в соответствии со сложившейся и действующей законодательной базой, принятыми нормативно-правовыми актами, конечной целью которого будет являться получение прибыли [26, 15].
Эдуард Викентьевич Минько в своей книге "Основы коммерции" определяет коммерцию как вид деятельности служб торгового предприятия, который направлен на обеспечение производства необходимыми материальными ресурсами [13, с. 14].
Леонид Петрович Гаврилов определяет коммерцию как торговую и торгово-посредническую деятельность, продажу или содействие продаже товаров и услуг [10, с. 109].
Коммерческая деятельность представляет комплекс операций, который обеспечивает продажу товаров, от которых зависят конечные результаты работы торгового предприятия.
Коммерческая деятельность предприятия является важным компонентом всей системы ее функциональной деятельности в рыночной экономике. Коммерческая деятельность, по сути, заключается в покупке и, в конечном итоге, последующей продаже товаров.
Существует такое понятие как предпринимательская деятельность. Очень часто понятия коммерческой дельности и предпринимательства понимают как одно и то же. Причиной этого служит тот факт, что в гражданском законодательстве Российской Федерации существуют «коммерческие организации», которые признаны в качестве организаций, преследующих извлечение прибыли, в качестве основных целей своей деятельности.
В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предпринимательской является независимая, осуществляемая на свой собственной риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, оказания услуг и продажи товаров. Таким образом, с точки зрения гражданского права любая законная деятельность, направленная на получение прибыли, является коммерческой.
Основной целью коммерческой деятельности является получение прибыли. Прибыль может быть реализована в таких сферах как производственная, технологическая, финансовая, биржевая. Наиболее часто субъекты коммерческой деятельности должны заниматься несколькими видами деятельности, реагируя на изменения в экономике [6, с.73].
Коммерческая деятельность заключается в проведении широкого комплекса торговых и организационных операций, связанных между собой. В ходе коммерческой деятельности коммерческие предприятия и частные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, изучают спрос населения на рынок сбыта для продажи товаров, выделяют источники дохода и поставщиков товаров, осуществляют розничную и оптовую торговлю, занимаются рекламной деятельностью.
Субъектами коммерческой деятельности выступают физические, юридические лица, которые имеют право на ее совершение. Объектами коммерческой деятельности являются товары и услуги. В число участников коммерческой деятельности входит:
- Предприятия и предприниматели - фирмы, компании, организации, предприятия различной формы собственности, юридические и физические лица, поставляющие, продающие и покупающие самые разные товары, и оказывающие услуги.
-Индивидуальные и коллективные потребители товаров - лица, которые продают свои товары и предоставляют услуги, а также покупают товары, необходимые для жизни товаров и услуг.
- государственные и муниципальные органы, юридические лица, производящие и продающие товары, ценные бумаги, товары, услуги и выступающие в качестве прямых участников сделок.
-Работники, занятые трудовой деятельностью для найма на договорной основе или иным образом.
Основными задачами коммерческой деятельности являются:
- исследование рынка; -повышение договорной дисциплины; -поддержание долгосрочных отношений с поставщиками; -отношения с парнерами, построенные на взаимовыгоде;
- повышение эффективности коммерческой деятельности компании;
Коммерческая деятельность осуществляется в несколько этапов:
- изучение спроса и определение потребности в продукте; -поиск поставщиков и установление связей с ними; -коммерческая деятельность для оптовой торговли; -коммерческая деятельность для розничной продажи;
- формирование ассортимента и управления товарными запасами;
- оказание торговых услуг;
К основным объектам коммерческой деятельности относят товары и услуги. Эффективность коммерческой деятельности торговых организаций во многом зависит от того, насколько ассортимент товаров и услуг, предлагаемых клиентам, отвечает их потребностям. Товар как объект коммерческой деятельности является продуктом рабочей силы, произведенной для продажи. Это могут быть любые вещи, не ограниченные в обороте, свободно отчуждаемые и передаваемые от продавца к покупателю по договору купли-продажи. В зависимости от целей приобретения товаров они подразделяются на две группы: -потребительские товары (рынок b-2-c) -производственные товары (рынок b-2-v-b) Товары народного потребления предназначены для продажи населению с целью личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Товары производственного назначения предназначены для реализации различным организациям или индивидуальным предпринимателям с целью их использования в хозяйственной деятельности. Такими товарами являются, например, технологическое оборудование, строительная техника, общественный транспорт, топливо и сырье. Все продукты имеют потребительские свойства, то есть способность удовлетворять определенные потребительские потребности. Его потребительские свойства определяют его качество [17, С. 65]
Вторая, самая важная категория коммерческой деятельности - услуга. Услуга является результатом прямого взаимодействия между исполнителем и потребителем, а также собственной деятельностью исполнителя для удовлетворения потребностей потребителя. Услуги, оказываемые населению в соответствии с их функциональным назначением, подразделяются на материальные и социально-культурные. Материальные услуги отвечают материальным и бытовым потребностям потребителя. Они обеспечивают восстановление, модификацию или сохранение потребительских свойств продуктов или производство новых продуктов.
Социально-культурные услуги отвечают духовным, интеллектуальным потребностям и поддерживают нормальную жизнь потребителя. С их помощью обеспечивается духовное и физическое развитие, повышение профессиональных навыков, поддержание и восстановление личного здоровья. Социально-культурные услуги могут включать медицинские услуги, культурные услуги, туризм, образование и т. д.
Торговые услуги являются результатом взаимодействия продавца и покупателя, а также с собственными действиями продавца для удовлетворения потребностей покупателя, когда покупка и продажа товаров. Торговые услуги можно разделить на две группы: - Оптовые услуги (предоставляемые оптовыми предприятиями); - розничные услуги (предоставляются в магазинах и других торговых точках). Основной услугой торговли является продажа товаров. Однако для того, чтобы выгодно продать товар, необходимо осуществить целый ряд мероприятий, связанных с покупкой товаров, их хранением, доставкой оптовым покупателям, предпродажной подготовкой в розничной торговле и т. д. Другими словами, именно предоставление различных услуг до продажи товаров и сопутствующих товаров является основой коммерческой деятельности любого торгового предприятия [20, с.78].
Деятельность торгового предприятия не протекает самостоятельно. Рассмотрим основополагающие принципы построения коммерческой деятельности. К ним относятся: -обеспечение согласованности между подразделениями; -обеспечение иерархичности системы управления; -обеспечение комплексного подхода управления;
-обеспечение взаимодействия между целями торгового предприятия и коммерческой деятельности;
- способность прогнозировать коммерческие риски;
Опишем более подробно каждый принцип построения коммерческой деятельности:
-
- Обеспечение согласованности между подразделениями (услугами). Каждый отдел (услуга) торговой компании имеет определенную цель и выполняет функции, то есть они имеют определенную степень автономии. В то же время их действия должны координироваться и координироваться во времени, что определяет единство системы управления торговым предприятием.
- Обеспечение взаимодействия между коммерческой деятельностью и целями торгового предприятия. Коммерческая деятельность организуется в соответствии с интересами и потребностями предприятия. Функции управления торговлей реализуются с учетом целей торгового предприятия.
- Обеспечение иерархии структуры управления. Характерной особенностью управления является иерархический ранг. Организация управления коммерческой деятельностью должна быть ориентирована на вертикальные и горизонтальные коммуникации.
- Обеспечение комплексного подхода к управлению. С позиции сложности учитываются все факторы, влияющие на управленческие решения коммерческой деятельности. Также планируется связать коммерческие процессы коммерческого предприятия с субъектами внешней среды. Обеспечение отсутствия целостности в структуре управления. Под малой изоляцией понимается несложная структура управления. Но в то же время стабильность и надежность управления бизнесом должны быть достигнуты.