Файл: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.05.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изменения в налоговой политике в значительной степени отражают те перемены, которые происходят в экономике, политике и идеологии государства. Если инструменты налоговой политики, используемые властями, в достаточно мере эффективны, то монетарные власти страны с минимальной вероятностью будут зависеть от иностранных кредиторов. Суверенный бюджет – одно из ключевых условий выстраивания успешного, независимого государства. В числе важнейших с точки зрения поддержания суверенитета страны – это финансирование в достаточных объемах национальных вооруженных сил, правоохранительных органов и других институтов исполнительной власти, важных с точки зрения качества политического управления государством.

Таким образом, если текущие направления налоговой политики выстроены так, что страна не испытывает проблем с выплатами внешнего долга или вовсе обходится без международных займов, то это значит, что соответствующее направление деятельности государства реализуется эффективно.

2. ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОРИЕНТИРОВ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Основные направления налоговой политики в России на современном этапе

Современная налоговая политика РФ является значимой компонентой социально-экономической политики, направленной на достижение экономического роста в стране, что должно привести к увеличению уровня жизни населения и созданию благоприятных условий для развития предпринимательской среды [16, с. 134].

Основные положения налоговой политики РФ разрабатываются Министерством финансов России на предстоящий год и на плановый период двух последующих лет. Эти материалы используются при планировании федерального бюджета и подготовке проектов бюджетов субъектов федерации, а также являются основой для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, обеспечивая прогнозируемость налоговой политики государства. На уровне субъектов РФ возможности формирования региональной налоговой политики ограничиваются разрешенными Налоговым кодексом РФ [13, с. 1] диапазонами изменения налоговых ставок и правом устанавливать налоговые льготы по региональным налогам, а также в отношении части налога на прибыль организаций, зачисляемой в их бюджеты. На местном уровне муниципальные власти на своих территориях могут дифференцировать налоговые ставки в установленных пределах и конкретизировать льготы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц.


С 2015 г. государственная экономическая политика (и налоговая политика как ее неотъемлемая составляющая) ориентировалась на преодоление последствий мощнейшего за последние полвека внешнего шока. Основными ее целями в период подстройки к такому существенному структурному изменению внешних условий были [15, с. 16]:

  • обеспечение скорейшего перехода в равновесное состояние с новой структурой экономики;
  • минимизация потерь при таком переходе.

Непосредственно адаптационные процессы завершились уже ко второму полугодию 2016 г., когда соотношение цен в торгуемых и неторгуемых секторах вернулось к уровню 2005 г. и в целом стало соответствовать новому структурному уровню цен на нефть. Эффективная стабилизационная экономическая политика при этом позволила обеспечить [16, с. 136]:

• быстрое исправление макроэкономических дисбалансов. Сейчас, при низких ценах на нефть, отечественная экономика характеризуется: крепким платежным балансом с минимальной зависимостью от внешнего финансирования и ограниченной уязвимостью к изменчивости настроений на мировых рынках; контролируемым уровнем бюджетного дефицита с понятной траекторией выхода на сбалансированность бюджета; контролируемой инфляционной динамикой на уровне целевых ориентиров и снижающимися инфляционными ожиданиями;

• снижение зависимости от цен на нефть. Цена на нефть, обеспечивающая сбалансированность текущего счета платежного баланса снизилась с уровня свыше 100 долл. США за баррель в 2013 г. до 35-45 долл. США за баррель. Более того, в 2017 г. цена на нефть, балансирующая федеральный бюджет на первичном уровне (т. е. до исполнения обязательств по обслуживанию государственного долга), составила 60-65 долл. США за баррель, а на трехлетнем горизонте она снизится до 40-45 долл. США за баррель, в то время как еще в 2013-2014 гг. для балансировки федерального бюджета на первичном уровне требовалась цена в районе 95-105 долл. США за баррель;

• оздоровление структуры экономики. За последние два года существенно выросла доля прибыли в структуре национального дохода (плюс 41,7 % в 2016 г., плюс 2,8 процентных пункта с 2014 г.), таким образом, формируется внутренний, естественный источник для финансирования инвестиций. Сопровождавший подстройку к внешним шокам рост конкурентоспособности и рентабельности отечественных отраслей торгуемого сектора привел к увеличению доли ненефтегазовой промышленности в структуре валового внутреннего продукта (с 9,3 % в 2014 г. до 10,6 % в 2016 г.). За последние годы существенно снизилась долговая нагрузка нефинансового сектора и оздоровилась структура финансового сегмента, свидетельствуя о том, что сейчас экономика в лучшей степени подготовлена к трансформации сбережений в здоровые (эффективные) инвестиции.


В 2017 г. началась работа по совершенствованию налоговой системы России, которая должна быть реализована путем внесения изменений в налоговое законодательство в 2018 г., чтобы эти изменения начали действовать с 2019 г. Эта работа должна найти отражение в изменении налоговой политики страны на среднесрочную перспективу в целях обеспечения стабильности налоговой системы и обоснованной дифференциации налоговой нагрузки в отраслевом разрезе. В то же время отчетные данные Федеральной налоговой службы России за последние годы, несмотря на сложные экономические условия, свидетельствуют о положительных результатах ее работы (табл. 1) [6, с. 102].

Таблица 1

Динамика структуры и поступлений основных налогов в консолидированный бюджет

Налоги

2015 г.

2016 г.

2017 г.

в % к 2014 г.

млрд руб.

%

млрд руб.

%

Налог на добычу полезных ископаемых

2904

23

3227

23

111

Налог на доходы физических лиц

2689

21

2807

20

104

Налог на прибыль организаций

2373

19

2599

19

110

Налог на добавленную стоимость

2181

17

2448

18

112

Налоги на имущество

955

8

1068

8

112

Акцизы

999

8

1014

7

102

Другие налоги

569

4

625

5

110

Всего

12670

100

13788

100

109

Источник: Голуб Д.С. Новые тенденции в налоговой политике России / Д.С. Голуб // Вестник университета. – 2018. – № 9. – С. 102.

Как видно из таблицы 1, общая сумма налоговых поступлений в консолидированный бюджет России в 2017 г. по отношению к 2015 г. составила 109 %. При этом первое место по доле налоговых доходов принадлежит налогу на добычу полезных ископаемых, на втором – налог на доходы физических лиц, третье и четвертое занимают налог на прибыль организаций и НДС. Эти 4 налога обеспечивают 4/5 всей суммы налоговых доходов страны. Доля остальных налогов в совокупности составляет 20 % [6, с. 102]

Данные таблицы 1 позволяют проследить тенденции налоговой политики в отношении отдельных налогов. Обычно в налоговой политике намечаются изменения налоговых ставок, которые сказываются на величине налоговой нагрузки и суммах, поступающих в бюджетную систему налогов. Однако в отношении ряда налогов при сохранении уровня налоговых ставок меняются правила определения налоговой базы или вводятся поправочные коэффициенты, увеличивающие налоговые платежи.


Ухудшение экономической ситуации больше всего отразилось на замедлении роста поступлений налога на доходы физических лиц в связи с некоторым снижением реальных доходов населения, поскольку рост номинальной среднемесячной заработной платы в 2017 г. не компенсировал ее реальное снижение по сравнению с 2016 г.

Данные табл. 1 не включают суммы таможенных пошлин и взносов в государственные страховые внебюджетные фонды, которые обычно учитываются при расчетах показателя общей налоговой нагрузки на экономику, исчисляемого в процентах к валовому внутреннему продукту (ВВП) (табл. 2) [6, с. 103].

Как видно из табл. 2, уровень общей налоговой нагрузки за период с 2013 по 2017 г. снизился с 34,5 до 30,17 % в основном за счет доходов и пошлин от налогообложения нефти, газа и нефтепродуктов в 2017 г. [6, с. 103]

Таблица 2

Структура налоговых доходов бюджета расширенного правительства РФ в 2013-2017 гг. в % к ВВП

Виды налоговых доходов

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Налоговые доходы и платежи, в том числе:

34,50

32,49

31,80

31,90

30,17

Страховые взносы на обязательное государственное социальное страхование

6,30

6,13

6,61

6,46

6,98

Налог на добавленную стоимость

5,81

5,30

4,98

5,06

5,24

Таможенные пошлины

8,25

7,62

7,00

7,09

4,16

Налог на добычу полезных ископаемых

3,65

3,67

3,63

3,73

3,99

Налог на доходы физических лиц

3,57

3,38

3,52

3,47

3,47

Налог на прибыль организаций

4,06

3,52

2,92

3,05

3,22

Акцизы

1,16

1,25

1,43

1,38

1,32

Прочие налоги и сборы

1,71

1,62

1,71

1,67

1,78

Из общей суммы доходов - доходы от налогов и пошлин, связанные с обложением нефти, газа и нефтепродуктов

10,75

10,37

9,94

10,18

7,63

Источник: Голуб Д.С. Новые тенденции в налоговой политике России / Д.С. Голуб // Вестник университета. – 2018. – № 9. – С. 103.


Анализ данных табл. 1 и 2 позволяет сделать выводы о тенденциях изменения налоговой политики, как в отношении общей налоговой нагрузки, так и по отдельным налогам. Налоговую политику обычно определяют, как совокупность действий органов власти, определяющих формирование налоговой системы для достижения определенных стратегических целей в ходе развития экономики. Налоговая политика является составной частью финансовой политики, которая в свою очередь входит в социально-экономическую политику государства. При этом налоговая политика очень тесно смыкается с бюджетной и таможенной политикой [6, с. 103].

Налоговая политика в 2016-2018 гг. была во многом направлена на совершенствование порядка налогообложения НДС. А именно, планируются меры, направленные на одинаковое толкование НК РФ в части вычета по НДС при получении и уплате авансов по сделкам в условных единицах налоговыми агентами. Помимо этого, обозначены меры по исключению занижения налоговой базы и неправомерному возмещению НДС.

Следует отметить, что в настоящее время доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов, составляют примерно треть от общей величины уровня налоговых изъятий в ВВП.

Что касается уровня налогового бремени по другим видам налогов, определяемый как доля соответствующих налоговых доходов в ВВП, то стабильный уровень налоговой нагрузки наблюдался применительно к налогу на доходы физических лиц: за последние 7 лет средний уровень доходов составил 3,85% ВВП, при этом по предварительным итогам 2018 года несколько снизился до 3,78% ВВП.

Также относительно стабильный уровень налоговой нагрузки наблюдался в отношении налога на добавленную стоимость: в 2013 году – 5,17 % ВВП и в 2018 году – 5,52 % ВВП.

Наиболее существенное снижение налоговой нагрузки (на 2,76 процентных пункта ВВП) за анализируемый период произошло по налогу на прибыль организаций с 6,09 % ВВП до 3,33 % ВВП. При этом снижение почти в два раза произошло на рубеже 2013 и 2014 гг., что обусловлено мировым финансовым кризисом, а также принятыми в 2011-2012 гг. антикризисными мерами налоговой политики. Почти в 2 раза увеличился размер доходов бюджетной системы от акцизного налогообложения (с 0,85 % ВВП в 2013 году до 1,50 % ВВП в 2018 году – по предварительным данным).

Это связано, в первую очередь, с индексацией ставок акцизов темпами, опережающими темп роста инфляции.

Представленные выше данные показывают, что налоговые доходы бюджетной системы в долях ВВП снизились по сравнению с 2013 годом, тем не менее на протяжении последних 4 лет остались примерно на одном уровне (изменились в диапазоне 34,4 % – 35 % ВВП).