Файл: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.05.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Значимым фактором содействия развитию среднего класса в России в современных условиях экономической нестабильности является государственная налоговая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. Малое и среднее предпринимательство придает рыночной экономике гибкость, оперативно приспосабливаясь к изменениям конъюнктуры, вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды. Россия существенно отстает от остальных стран по такому показателю, как доля занятых в МСП от трудоспособного населения. Вклад сектора МСП в ВВП в большинстве развитых стран колеблется от 50% до 60% (в ЕС в среднем – 57,8%). В России предприятия МСП обеспечивают лишь 21% ВВП. Как результат – низкий удельный вес налогов на совокупный доход в ВВП страны – 0,4 %. При этом перед Правительством РФ поставлена цель увеличить долю малого и среднего предпринимательства в ВВП РФ до 60% к 2020 году, выйдя на уровень Китая и Японии. Достижение такой амбициозной задачи требует усиления государственной поддержки инновационного развития малого и среднего бизнеса.

В хозяйственной практике создается определенная парадоксальная ситуация некоего «экономического реинжиниринга», когда налогоплательщики, используя формально правомерные действия, преследуют основную цель в виде неуплаты или неполной уплаты налогов, а налоговики вынуждены направлять существенные усилия на выявления подобных фактов злоупотребления правом для уклонения от налогов. Все это свидетельствует о приобретении налогоплательщиками определенного «опыта» в реагировании на налоговые инновации, часто не гнушаясь и незаконными технологиями «оптимизации», когда они осуществляют своеобразное «моделирование» своей экономической корпоративной подсистемы, встраивая налоговые преференции как условие уменьшения налоговых баз. На фоне же низкой налоговой культуры, под которой следует прежде всего понимать пренебрежение законными методами налоговой минимизации, продолжение такой практики либо заставит ФНС РФ перейти к тотальному контролю, а следовательно, к иной модели налоговой политики, в основе которой будет лежать контрольно-регулятивный механизм, либо, что более вероятно в условиях сокращения аппарата государственных налоговых служащих, приводящего к ослаблению налогового контроля за среднестатистическим налогоплательщиком, приведет к тиражированию противозаконных действий последнего.

В целях совершенствования условий применения ЕСХН, исходя из приоритета экономического и налогового благоприятствования субъектам хозяйствования в аграрном секторе, можно предложить следующие меры. Включить в перечень расходов, принимаемых в уменьшение налоговой базы по ЕСХН, суммы: дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, по договорам добровольного страхования жизни, по договорам добровольного медицинского страхования работников. Возможность учесть при налогообложении указанные расходы, во-первых, устранит неравенство прав работодателей, применяющих разные налоговые режимы, а также обеспечит интересы работников, получающих возможность реализовать свое право на социальную защиту в рамках условий социального партнерства, предусмотренных трудовым законодательством, что позволит создать благоприятный налоговый режим для улучшения качества жизни в сельской местности.


Несмотря на цельность документа «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» и его разносторонний характер, из поля зрения разработчиков выпали такие существенные проблемы, как [7, с. 275]:

  • укрепление доходной базы местных бюджетов путем расширения налоговой базы за счет вовлечения в процесс налогообложения земельной ренты.
  • в документе недостаточно подробно освещен вопрос неналоговых платежей, предлагается лишь перенести регулирование неналоговых платежей в НК РФ. Представляется, однако, что такой перенос увеличит количество налоговых платежей, что негативным образом скажется на позиции России в рейтинге Doing Business. В то же время, введение таких платежей, как курортный сбор, акцизы на сладкие безалкогольные напитки, акцизы на пальмовое масло, на шоколадную продукцию и др. можно рассматривать как существенный резерв роста доходов региональных и местных бюджетов. В качестве аналогичных резервов можно было бы рассматривать повышение ставки НДС на сахар.

В целом можно сделать вывод, что предлагаемые меры стимулирования структурных преобразований нельзя рассматривать в отрыве от реализуемого в действующей налоговой конструкции механизма налоговых преференций, что позволит соблюсти требование системного и комплексного подхода в применении налоговых льгот.

Таким образом, из всего вышеизложенного следует вывод о важном значении, которое имеется для выработки налоговой политики государства на ближайшую и среднесрочную перспективу. Представляется, что принятие во внимание указанных выше комментариев позволит обеспечить условия для совершенствования налоговой системы РФ.

Обозначенное выше позволяет отметить также, что налоговая система РФ не идеальная и требует внесение поправок. На сегодняшний день преобладает политика максимальных налогов с высоким уровнем налоговых изъятий. Чтобы от этого избавиться, налоговая политика должна быть направлена на построение налоговой системы, которая отвечала бы требованиям рыночных отношений, одновременно интересам государства и налогоплательщиков; в обществе необходимо создавать успешного человека, который рассматривает свои сбережения, как основу частных инвестиций, знающий как максимизировать полученную прибыль; российская политика должна делать акцент не только на успехи в военной и научной сфере, но и на развитие в малом, среднем, социально ориентированном бизнесе.


Современная налоговая политика требует дальнейшего развития. Правильно выбранная налоговая политика позволит справиться с поставленными целями и задачами государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование особенностей налоговой политики в Российской Федерации показало, что современная налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, задача которых заключается в том, чтобы установить оптимальный уровень налогового бремени и зависимости от характера поставленных в данный момент экономических задач.

Есть точка зрения, в соответствии с которой качество налоговой политики определяется совокупностью неких макроэкономических показателей, таких как, например, рост ВВП страны, увеличение торгового сальдо, укрепление курса национальной валюты и т. д. Эксперты, которые считают данные критерии первостепенными, аргументируют свою точку зрения тем, что макроэкономические индикаторы – в достаточной мере наглядный показатель эффективности работы всей финансовой системы государства, важнейшая часть которой – налоговая политика.

Есть аналитики, которые считают ключевым критерием степень благосостояния общества. При этом оценивать его можно по-разному: сравнивая с теми или иными показателями в зарубежных странах (например, по признаку покупательной способности средней зарплаты), исследуя, например, общественное мнение с помощью социологических опросов. Вполне возможен вариант, когда население, имея объективно скромные финансовые возможности, тем не менее считает, что предлагаемая им властями модель экономического развития приемлема.

Некоторые эксперты считают, что налоговая политика государства — это, по сути, постоянный поиск компромисса между двумя отмеченными началами. То есть, с одной стороны, власть желает выполнять свои бюджетные обязательства, с другой – обеспечивать комфортные условия ведения деятельности для налогоплательщиков.

Краткий анализ основных тенденций изменения налоговой системы РФ, отражающих налоговую политику государства, позволяет сделать вывод о недостаточной реализации регулирующей и социальной функций налогов. Для решения этой проблемы необходимо отразить в налоговой политике расширение возможностей регионов в отношении введения налоговых льгот по региональным и местным налогам, сократив до минимума их перечень, устанавливаемый федеральным законодательством. Должен быть определен временной диапазон действия налоговых льгот с обязательным отчетом о результативности их применения. Необходимо также установить приоритетные направления налогового стимулирования, такие как развитие инновационной деятельности, малого и среднего предпринимательства с учетом территориальной специфики, рынка ценных бумаг, поддержка многодетных семей, введение моратория на изменение налогового законодательства на период от 2 до 4 лет, обеспечить более тесную увязку налоговой, бюджетной и таможенной политики. Это позволит усилить влияние налоговой системы на рост экономики и стимулирование деловой активности.


Хотя формирование основ современной российской налоговой системы в целом закончено, она не может считаться окончательно сформированной. Налоговая система должна будет динамично изменяться вместе с дальнейшим проведением социально-экономических преобразований.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что в настоящее время достигнуты немалые результаты, а именно: произошло существенное повышение уровня показателей, которые характеризуют эффективность работы налоговых органов по урегулированию задолженности. Однако общий уровень налоговой дисциплины в стране, характер применяемых недобросовестными налогоплательщиками схем уклонения от уплаты налогов, становящихся из года в год все более масштабными и изощренными, заставляют всерьез задуматься о необходимости использования новых способов повышения эффективности урегулирования задолженности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Абашева Н.С. Налоговое стимулирование как приоритет налоговой политики государства / Н.С. Абашева // Вестник Марийского государственного университета. – 2015. – № 4. – С. 59-64.
  2. Алиев Б. Х. Налоговая политика России: характерные черты и перспективы / Б. Х. Алиев, Г.С. Султанов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 10. – С. 879-882.
  3. Брагина Г.Н. Современная налоговая политика / Г.Н. Брагина // Междисциплинарный диалог: современные тенденции в общественных, гуманитарных, естественных и технических науках. – 2016. – № 7. – С. 203-205.
  4. Брянцева Л.В. К вопросу об эффективности российской налоговой политики на современном этапе экономики / Л.В. Брянцева, О.В. Улезько,
    И.Н. Маслова, А.Г. Казьмин // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. – 2015. – № 1. – С. 72-78.
  5. Вислогузов В. Направления налоговой политики 2018-2020. URL: http://lawedication.com/blog/2017/07/11/napravleniya-nalogovoj-politiki-2018-2020 (Дата обращения: 23.11.2018).
  6. Голуб Д.С. Новые тенденции в налоговой политике России
    / Д.С. Голуб // Вестник университета. – 2018. – № 9. – С. 100-103.
  7. Гюльмагомедова Г. А. Тенденция и развитие налоговой политики в Российской Федерации / Г.А. Гюльмагомедова, С.Г. Османова // Наука среди нас.
    – 2018. – № 1. – С. 271-277.
  8. Егорова Е.Н. Стратегические ориентиры современной налоговой политики России / Е.Н. Егорова, Н.В. Лапицкая // Сервис в России и за рубежом.
    – 2015. – № 9. – С. 5-14.
  9. Караваева Н.М. Направления и перспективы развития налоговой политики Российской Федерации / Н.М. Караваева // Вестник Прикамского социального института. – 2018. – № 2. – С. 89-95.
  10. Малышева Н.П. Влияние изменений налогового законодательства РФ на налоговую нагрузку организаций / Н.П. Малышева, С.Л. Моисеенко // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2018. – № 6. – С. 89-93.
  11. Мацепуро Н. А. В 2018-2020 гг. – курс на вывод бизнеса из тени (комментарий к проекту основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов). URL: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=8759 (Дата обращения: 23.11.2018).
  12. Миронова О.А. О сущности налоговой политики, налогового администрирования и налогового менеджмента / О.А. Миронова, Ф.Ф. Ханафеев // Инновационное развитие экономики. – 2014. – № 4. – С. 13-18.
  13. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.09.2018) // Собрание законодательства РФ, № 31, 03.08.1998, ст. 3824.
  14. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов. URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=119695 (Дата обращения: 23.11.2018).
  15. Пинская М.Р. Какой быть налоговой политике Российской Федерации в ближайшей перспективе / М.Р. Пинская // Налоги и финансы. – 2016. – № 1.
    – С. 15-17.
  16. Плещенко А.Н. Этапы развития налоговой политики в РФ
    / А.Н. Плещенко // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – № 7. – С. 134-137.
  17. Селюков М.В. Основные направления налоговой политики в России на современном этапе / М.В. Селюков // Политика, экономика и инновации. – 2018. – № 6. – С. 104.
  18. Тютюрюков Н. Н. Налоговые льготы – стимулы или потери?
    / Н. Н. Тютюрюков, В. Н. Тютюрюков, Р. А. Чванов // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2016. – № 12. – С. 107-113.
  19. Ульяненко Д. И. Оценка состояния и проблем действующей современной системы налогообложения России / Д.И. Ульяненко // Ростовский научный журнал. – 2017. – № 6. – С. 239-248.
  20. Цирихова З.В. Основные направления налоговой политики на 2016-2018 годы / З.В. Цирихова, Д.Н. Хинчагашвили // Научные известия. – 2016. – № 5. – С. 54-59.