Файл: «Выбор стиля руководства в организации»(ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТИЛЯ И РУКОВОДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ).pdf
Добавлен: 15.05.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы «Выбор стиля и руководства организации» определяется тем, что проблема стиля руководства представляет не только чисто познавательный интерес, но оказывается принципиально важной в практическом плане – для организации целенаправленной работы по повышению эффективности различных типов руководства. Поэтому понятие стиля уместно применять в приложении к личности руководителя, причем индивидуальный стиль предстает как особая форма сочетания производственной функции руководителя с его функцией регулирования личностных взаимоотношений между членами подчиненного ему коллектива.
Достижение максимальной эффективности деятельности любой организации, представляющей собой сферу приложения усилий множества людей, возможно лишь при условии профессионально «правильно» выбранного стиля руководства персоналом.
Проблема стиля руководства – это тема еще сравнительно мало разработанного потенциала взаимодействия людей, включенных в совместную деятельность. По мнению исследователей, (Т.Ю. Базаров, А.А. Ларина и др.), стиль не тождественен индивидуальным особенностям человека (характеру, личностным чертам, установкам и др.), а выступает в качестве психологической системы их согласования с совокупностью условий его деятельности и внешней среды (технологиями, требованиями рабочего места, социальными нормами, индивидуальностью партнеров, методами обучения и др.). Несмотря на обостренное и уже достаточно длительное внимание теоретиков управления и менеджеров к данной проблеме, нельзя сказать, чтобы здесь было все ясно.
В период ускоренного развития высоких технологий, быстрой и резкой смены ситуаций в экономике и экспоненциального роста глобальных информационных систем, способность организаций выживать в условиях постоянно обостряющейся конкуренции определяется в первую очередь профессиональным руководством человеческими ресурсами. Поэтому не кажется сильным преувеличением встречающееся все чаще одно из названий современной эпохи как «века менеджеров», в котором отражается не просто появление и развитие особой социальной группы менеджеров и менеджмента как специализированного вида деятельности и поведения все увеличивающегося числа людей в различных сферах жизнедеятельности общества, но реальное и, все усиливающее, их влияние и роль.
Цель работы: исследование выбора стиля и руководства организации.
В соответствии с целью в работе поставлены задачи:
1. Рассмотреть виды, основные функции и задачи руководства организацией.
2. Охарактеризовать стили управления организацией.
3. Провести исследование управленческого стиля менеджера (на примере предприятий занятых в сфере масс-медиа).
Объект исследования: руководство как тип управленческого взаимодействия.
Предмет исследования: концептуальные подходы в теории управления персоналом и практикуемые стили руководства.
Источники, использованные в курсовой работе, включают: экспресс-курс Ф. Котлера «Маркетинг менеджмент»; учебные пособия по дисциплине «Менеджмент» под ред. д.э.н., проф. Ю.Н. Кузнецова и «Психология управления В.Л. Розановой, а также материалы периодических изданий и электронных СМИ и др. В практической части работы использованы данные сайтов двух организаций сферы масс-медиа г. Астрахани (РА «АБВ Групп» и РА «Медиафон»).
Практическая значимость исследования состоит в применении диагностических методик, которые могут быть полезными руководителям организаций с целью получения объективных данных, отражающих практикуемые ими методы руководства и использовать адекватные параметры выбора стиля руководства в соответствии с условиями деятельности.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТИЛЯ И РУКОВОДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Руководство организацией: виды, основные функции и задачи
Руководство – это процесс управления и контроля деятельности организации или группы лиц и механизм, направляющий усилия коллектива или личности на выполнение общих задач [9, с. 12].
Анализ публикаций позволяют определить термин «руководство» как «основную силу в организациях, которая координирует деятельность подсистем и определяет их взаимосвязь с окружающей средой». В связи с этим, руководством можно назвать процесс, посредством которого разрозненные ресурсы организации объединяются в единую систему для достижения поставленной цели. Управляя трудовыми и материальными ресурсами, для достижения целей системы руководитель обеспечивает производство продукции, координирует и интегрирует деятельность других сотрудников.
Руководящий состав предприятия не является однородным и не подразумевает абсолютного равенства и отсутствия отдельной структуры для входящих в него сотрудников. Эффективная организация труда достигается только в случае тщательного разделения сфер ответственности руководителей и создания структуры подчинения по различным критериям, в первую очередь – горизонтального и вертикального характера [11, с. 31].
Вертикальное разделение труда и иерархии работников предусматривает установление главенства одних руководителей над другими: генеральный директор организации занимается в первую очередь управлением всем субъектом хозяйствования и выдачей указаний главным директорам по отдельным сферам деятельности. В свою очередь, данные директора имеют своих подчиненных руководителей в виде начальников определенных отделов или фактических исполнителей. Структура субординации подчинения является основой вертикального разделения труда [15, с. 1].
Горизонтальное разделение. Многие руководители, находящиеся на одной ступени вертикальной иерархии, или даже на разных ступенях, могут иметь различные обязанности и быть заняты в абсолютно различных сферах труда. Именно разделение по сферам ответственности и является основной горизонтальной иерархии, которая также должна быть рассмотрена при формировании руководящего состава организации.
В общем случае, вертикальное разделение труда может выглядеть следующим образом [15, с. 1]:
1. Собственник предприятия. Данный руководитель является олицетворением самого работодателя в целом и всегда имеет неограниченные полномочия в вопросах управления предприятием. При этом собственниками могут быть несколько лиц, тогда их решения могут приниматься только соответствующим образом на собрании учредителей. Или же, собственность может распределяться иным способом, например – собственниками могут фактически являться акционеры предприятия.
2. Высшее руководство. К высшему руководству организации в первую очередь относится главный управляющий орган. Высшим руководством может выступать как учредитель или предприниматель, так и отдельный генеральный директор. Кроме этого, высшим руководящим органом также может быть и коллектив руководителей, например – совет директоров. В целом, высшее руководство подчиняется только собственнику предприятия и может отдавать распоряжения всем иным руководителям организации. При этом обычно высшее руководство занимается общей организацией деятельности предприятия, без какой-либо специализации на определенной сфере деятельности.
3. Руководство первого звена. Под руководством первого звена подразумеваются основные руководители в определенных сферах деятельности. Например: главный бухгалтер, финансовый директор, коммерческий директор и подобные им должности. Именно они являются главным управляющим звеном в определенной общей сфере деятельности. При этом влиять на не находящиеся в сфере ответственности таковых руководителей процессы, в том числе и находящихся ниже по правилам субординации работников, обычно, подобные руководители не вправе.
4. Руководство второго звена. К руководителям второго звена обычно относят руководителей, не являющихся главенствующими в своей сфере ответственности и обеспечивающих реализацию практических решений вышестоящего руководства. При этом руководители второго звена как могут иметь в своем подчинении уже непосредственных исполнителей, так и могут являться составляющей частью системы руководства на предприятии, обеспечивая дальнейшее каскадирование и перераспределение решений вышестоящего начальства.
Учитывая большой спектр задач и повышенный уровень ответственности руководящего состава организации, к сотрудникам, занимающим подобные должности или претендующим на них должны предъявляться особые требования [18, с. 102].
Деятельность руководителя включает в себя не только управление подчиненными в процессе и с целью решения производственных задач. Ролевая структура деятельности предполагает исполнение руководителем весьма широкого круга действий и обязанностей, среди которых разработка технологических схем управления, подготовка и принятие решений, осуществление управленческих воздействий и взаимодействие с подчиненными, формирование микросреды, выполнение множества дополнительных операций, сопутствующих управленческой деятельности.
Стиль руководителя и отношение к руководителю подчиненных взаимосвязаны. Это совокупность применяемых руководителем методов воздействия (управления) на подчиненных, а также форма исполнения этих методов. Существует большое количество методов управления. Обычно различают три основных типа [19, с. 187]:
- административный;
- экономический;
- социально-психологический.
Методы управления каждого типа имеют свою область применения, свои достоинства и недостатки, которые могут проявляться в зависимости от конкретной ситуации. Искусство руководства в том и состоит, чтобы подобрать такой союз управленческих воздействий (из трех типов), который обеспечит максимальную эффективность работы.
Внедрение и развитие целевого управления связано с формированием не только новых организационных структур, но и адекватного стиля руководства организацией, ее персоналом. Формирование такого стиля, как показывает практика – продолжительный процесс, связанный с осознанием и разрешением соответствующих проблем.
К основным задачам руководящего состава в организации можно отнести следующие функции [20, с. 255]:
1. Управленческая. Основная задача руководителей – это непосредственное управление вверенными в их подчинение работниками. Осуществляется данная функция при помощи выдачи приказов и распоряжений, а основанием для её фактического существования служат правила внутреннего трудового распорядка и субординации на предприятии.
2. Связующая. Еще одна функция руководства организации – это обеспечение связи между собственником или вышестоящим руководством и непосредственными подчиненными. То есть – получение приказов и перераспределение задач, исходящих от высших руководителей к подчиненным с соответствующим их переформатированием.
3. Инновационная или творческая. Руководитель должен обеспечивать не только передачу приказов и управление сотрудниками, но и иметь возможность влиять на развитие как вверенного ему отдела или спектра задач, улучшение их эффективности, так и на повышение общего качества и отдачи от экономической деятельности всей организации.
4. Социальная. Руководитель также обязан регулировать не только рабочие процессы при помощи административных методов воздействия, обеспечивая фактическое управление. Также, обязанности руководителя должны включать в себя и обеспечение качественного психологического микроклимата и комфорта на предприятии. При этом он может также использовать и дополнительные методы воздействия в виде стимулирующих выплат или дисциплинарных взысканий.
5. Контролирующая. Руководитель должен нести определенную ответственность за действия его непосредственных подчиненных, что обеспечивает должную мотивацию его труда и повышает общее качество работы сотрудников в целом.
При выборе руководства есть несколько подходов: методов того, как выбрать руководителя в организации или отдельном её структурном подразделении существует множество; повышение по должности имеющегося сотрудника; привлечение стороннего специалиста по принципу аутсорсинга.
Таким образом, руководитель организации – это одновременно и работник, выполняющий обязанности по трудовому договору, и представитель фирмы, в функции которого входит организационная деятельность и взаимодействие с третьими лицами – участниками гражданского оборота. В своей деятельности он должен руководствоваться положениями как трудового, так и гражданского законодательства.
1.2. Стиль управления организацией
Под стилем управления подразумевают совокупность методов, приемов, действий руководителя по отношению к подчиненным в процессе управления.
Стиль управления предопределяется особенностями организации, существующим порядком ведения дел, позицией высшего руководства, преобладающей системой ценностей и типом культуры. На стиль управления влияют человеческие и деловые качества руководителей (знания, энергичность, здравый смысл, способность к инновациям, привычки, особенности речи, жесты, мимика) [17, с. 144].