Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 7284
Скачиваний: 31
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
116
10.1.3. Структура управления и организационные
формы инновационной деятельности
В промышленно развитых странах в инновационном механизме управленческие и
организационные аспекты занимают важное место. Во многих из них осуществляется мно-
гоступенчатое управление и используются различные организационные формы инноваци-
онных отношений.
В США система управления инновационным процессом состоит из трех уровней: выс-
шего государственного, среднего государственного или ведомственного (секториального) и
нижнего государственного или институционального. На высшем государственном уровне:
• определяется стратегия развития науки и техники;
• принимаются решения по выбору и формированию так называемых национальных
приоритетов;
• осуществляются финансирование и контроль выполнения программ инновационных
разработок;
• принимаются законодательные меры по стимулированию инновационного процесса;
• распределяется ответственность между ведомствами. Высший государственный уро-
вень представлен Конгрессом и президентом США, которые намечают и обсуждают общие
стратегические направления государственной научно-технической политики, формулируют
ее цели, устанавливают и утверждают национальные приоритеты. В пределах этих прио-
ритетов государственные ведомства пользуются весьма широкой свободой при выборе кон-
кретных направлений исследований и их исполнителей из числа лабораторий, подчиненных
ведомствам, университетов или лабораторий частных фирм.
На среднем государственном или ведомственном уровне осуществляются руководство
инновационным процессом по отраслям и видам исследований, формирование долгосроч-
ных инновационных программ, выбор исполнителей на основе конкурса, заключение кон-
трактов от имени правительства, оперативный контроль выполнения и внутриведомствен-
ная кооперация. Органами государственного регулирования инновационной деятельности
в США на этом уровне являются министерства обороны, энергетики, здравоохранения и
сельского хозяйства, а также Национальное космическое агентство (НАСА), Агентство по
охране окружающей среды, Национальный научный фонд (ННФ), который курирует фунда-
ментальные исследования. Национальный научный фонд в соответствии со своим статусом
выступает основным федеральным ведомством, призванным содействовать росту научного
потенциала страны и совершенствованию методов проведения фундаментальных исследо-
ваний. Для ННФ в отличие от остальных министерств и ведомств основной задачей является
развитие фундаментальной науки. Кроме того, ННФ регулирует сферу научных исследо-
ваний путем стимулирования в основном фундаментальных исследований, а также финан-
сирования крупных прикладных программ научных исследований и программ подготовки
кадров.
На нижнем государственном или институциональном уровне непосредственно ведутся
научные исследования в государственных или смешанных (частно-государственных) лабо-
раториях и осуществляется текущее, оперативное выполнение программ.
Государственные лаборатории финансируются соответствующими ведомствами и
работают в основном на эти ведомства. Отметим, что отсутствует единый для всех ведомств
порядок финансирования; ни один из существующих органов государственного управления
на среднем уровне не обладает раз и навсегда установленными полномочиями и функциями.
Особую роль среди организаций, выполняющих государственные заказы, играют сме-
шанные федерально финансируемые центры (лаборатории) исследований и инновационных
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
117
разработок. Они пользуются государственными бюджетными ресурсами, но управляются
университетами (22 центра) и частными корпорациями (8 центров). К основным научным
учреждениям относятся: университеты и колледжи, государственные НИИ и лаборатории,
частные НИИ, работающие по заказу, научные центры, промышленные лаборатории (НИИ),
бесприбыльные корпорации, научно-производственные комплексы (временные), исследова-
тельские консорциумы для совместной реализации принципиально новых инновационных
проектов.
В Великобритании структура управления и организационные формы инновационной
деятельности примерно аналогичны функционирующим в США. При этом разница име-
ется лишь в структуре организационных форм и некоторых их функциях. Так, организа-
ционная структура управления инновационным процессом состоит из следующих элемен-
тов: университетов и политехнических институтов, государственных НИИ и лабораторий
(отраслевых), исследовательских ассоциаций, НИИ, работающих по заказу, НИИ и лабора-
торий корпораций и фирм. Если для США характерны бесприбыльные корпорации и иссле-
довательские консорциумы для осуществления крупных инновационных проектов общими
усилиями частных компаний, то в Великобритании получили развитие исследовательские
ассоциации по отраслям или видам продукции, например Британская исследовательская
ассоциация по керамике и Национальная корпорация развития исследований, оказывающая
помощь изобретателям-одиночкам в эффективном использовании изобретений (новшеств)
и выполняющая отдельные инновационные проекты.
В Японии в организационную структуру государственного управления научно-техни-
ческой политикой входят следующие министерства и ведомства: Министерство внешней
торговли и промышленности, Управление по науке и технике, Управление национальной
обороны, Министерство образования, Министерство финансов, Совет по делам науки.
Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП) играет главную роль
в разработке научно-технической политики и управлении национальной инновационной
системой в Японии. Главной его задачей является координация исследований между госу-
дарственными научными учреждениями и частными промышленными фирмами, а также
определение будущих наиболее перспективных направлений развития японской промы-
шленности. Оно включает множество подразделений. В работе этих органов принимают
участие видные ученые исследовательских институтов, представители промышленных
предприятий и потребительских ассоциаций. Другими функциями этого министерства явля-
ются: финансовая поддержка промышленных инноваций в начальной стадии их развития;
сбор, обработка и передача промышленному сектору информации о новейших открытиях
науки и техники и результатах исследований отечественных университетов и НИИ.
Контроль за выполнением конкретных направлений инноваций осуществляет Упра-
вление по науке и технике. Под эгидой МВТП находится ассоциация промышленных техно-
логий, которая занимается экспортом и импортом лицензий. Государственная инновацион-
ная политика направлена на превращение Японии из импортера лицензий в их экспортера.
Комплексный анализ методов и мер, а также организационных и управленческих
аспектов инноваций показывает, что в США и ряде других стран из комплекса элементов,
составляющих инновационный механизм, на государственном уровне основное внимание
уделяется трем элементам – управлению, методам финансирования и инновационному зако-
нодательству, а организационный элемент рассматривается как второстепенный. На уровне
министерств (ведомств) основными элементами инновационного механизма являются орга-
низационный и порядок финансирования, а формирование и использование инновационных
фондов – вторичными. На институциональном уровне особое значение имеют такие эле-
менты, как методы оценки эффективности инноваций, морально-психологические методы,
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
118
меры информационно-технического оснащения, а организационные и управленческие эле-
менты играют значительно меньшую роль.
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
119
10.2. Финансирование инновационной
деятельности за рубежом
В промышленно развитых странах разработаны различные формы, методы и пути, с
помощью которых осуществляется финансирование фундаментальных исследований, инно-
вационных разработок, в частности финансовая поддержка малого инновационного бизнеса
(в том числе венчурного). Особый интерес представляет опыт таких стран, как США, Япо-
ния, ФРГ, Великобритания, Франция и Канада. В этих странах практика решения инно-
вационных проблем (включая и финансовые) наряду со специфическими особенностями,
присущими каждой стране, имеет общую основу – активное участие государства в проведе-
нии инновационной политики. Это проявляется и в прямом финансировании, и в косвенной
финансовой поддержке инноваций и др.
Главный финансовый инструмент государственной научно-технической политики –
использование средств государственного бюджета. В развитых странах государство несет
от 20 до 50 % национальных научных, инновационных расходов. Доля затрат на исследо-
вательские работы и инновационные разработки в общей сумме государственных расходов
невелика, но в последние 20 лет достаточно стабильна. Она составила 6–7 % в США, 4–5 %
– в ФРГ, Франции, Великобритании и Италии, 3–5 % – в Японии.
Ведущей страной в области финансирования НИОКР остаются США. В 2002 г. около
200 млрд долл. (в 1995 – 173 млрд долл.) было затрачено (инвестировано) на развитие фун-
даментальных исследований и инновационных разработок. Этот показатель в 2,2 раза пре-
восходит расходы Японии в той же сфере, в 5,6 раза – расходы ФРГ и в 8,7 раза – Велико-
британии. США, Япония, ФРГ, Франция и Великобритания – страны технологического ядра
мирового развития – затрачивают на собственные исследования около 80 % мировых ассиг-
нований на науку и концентрируют свыше 50 % научного персонала.
Важным показателем масштабности финансирования инновационной деятельности
является доля расходов на НИОКР в валовом внутреннем продукте. Этот показатель в США
составляет 2,45 %. В Японии он равен 3 %, во Франции – 2,4, ФРГ – 2,3 и Великобритании
– 2,2 % (при общих расходах в этих странах на НИОКР соответственно 75 млрд долл., более
26 млрд, более 36 млрд и 21 млрд долл.). В Швеции он достигает 3 %, Финляндии – 2,3,
Нидерландах – 1,9, Канаде – 1,55, Испании – 0,91, КНР – 0,82 и Греции – 0,62 %.
Структура затрат на НИОКР в развитых странах различна. Это зависит от приоритетов
государственной инновационной политики и степени вовлеченности в инновационный про-
цесс частного сектора. Так, доля затрат на фундаментальные исследования в странах Запад-
ной Европы выше, чем в США и Японии. Например, в структуре расходов на НИОКР доля
фундаментальных исследований в США составляет 16 %, Японии – 15, Франции – более
21, ФРГ – 23 %. А по собственно инновационным разработкам (опытно-конструкторским
работам) имеет место обратная ситуация. В Японии их доля равна 60 %, США – 63, Фран-
ции – 44 %.
Источниками финансирования инновационных разработок являются частный и госу-
дарственный сектора. Частный сектор является главным источником финансирования
НИОКР в экономически развитых странах. На его долю приходится 48–72 % общего объема
финансирования научных исследований и технических разработок в США, Японии, ФРГ и
Франции. В частном секторе проводится от 60 до 75 % общего объема научных исследова-
ний и инновационных разработок, в том числе финансируется и выполняется более 70 %
прикладных исследований и 90 % опытно-конструкторских работ. Доля же фундаменталь-
ных исследований, проводимых частным сектором, составляет около 4 %.
А. М. Мухамедьяров. «Инновационный менеджмент: учебное пособие»
120
Государственный сектор в развитых странах, хотя и является важным источником,
занимает второстепенное место в финансировании и проведении инновационных разрабо-
ток. Его доля в общем финансировании научных исследований в большинстве развитых
государств в 1,3–2,5 раза меньше доли частного сектора. Во Франции она находится на
уровне 42 %, в ФРГ – 37, США – 36, Японии – 21 %. Доля государственного сектора в
выполнении НИОКР еще более низкая, чем в их финансировании, и составляет по промы-
шленно развитым странам 10–21 % от общего объема проводимых научных, инновацион-
ных разработок. В финансировании инновационной деятельности доля вузов весьма мала
и колеблется от нуля в ФРГ до 6,5 % в Японии. Доля университетов в проведении НИОКР
более значительна, чем в их финансировании, и составляет 17–20 %. При этом удельный вес
фундаментальных исследований в вузах достигает 55–80 %.
В развитых странах при финансировании инновационной деятельности особое внима-
ние уделяется малым фирмам. Например, в США действует закон о государственном финан-
сировании НИОКР малых фирм. В соответствии с законом федеральные министерства и
ведомства обязаны ежегодно перечислять малым фирмам средства из своего бюджета на
проведение НИОКР. Закон «О технологических нововведениях» предусматривает ряд мер
стимулирования промышленных инноваций, создание для этого специальных организаций
в аппарате исполнительной власти, оказание содействия в обмене научным и техническим
персоналом между университетами, промышленностью и федеральными лабораториями.
Кроме того, в 1982 г. в США был принят закон о развитии мелких инновационных фирм,
который предусматривает расширение субсидирования их исследовательских проектов из
бюджетов различных федеральных ведомств, в том числе Национального научного фонда.
Этот закон дает возможность мелким предпринимателям получать безвозмездные целевые
субсидии по контрактам на федеральные исследовательские проекты и заказам на производ-
ство новых видов продукции.
В США поддержкой инновационного предпринимательства занимаются Администра-
ция по делам малого бизнеса, Национальный научный фонд, НАСА, университеты, отрасле-
вые министерства. В Германии ту же работу проводят Министерство экономики, Министер-
ство научных исследований и технологий, Федерация промышленных исследовательских
ассоциаций, Патентный центр; во Франции – Министерство экономики, Национальное
агентство по внедрению результатов исследований, Научно-технический фонд; в Японии
– Корпорация финансирования мелкого бизнеса, Народная финансовая корпорация, Центр
рискового предпринимательства; в Италии – Фонд технологических нововведений. Вме-
сте с центральными и коммерческими банками, страховыми фондами все эти организации
создают необходимую основу для эффективной реализации национальных программ под-
держки малого инновационного бизнеса.
С точки зрения использования зарубежного опыта и сравнительной оценки важно
сопоставить основы инновационной политики и инновационного механизма зарубежных
стран, например США и России. Сравнительный анализ показывает, что основы инноваци-
онной политики и основные элементы инновационного механизма в принципиальном плане
по сравниваемым странам не отличаются. При этом организационные и управленческие
аспекты инноваций, а также прямые меры воздействия государства практически идентичны
(по структуре, формам, функциям и задачам), а имеющиеся различия не являются принци-
пиальными.
По косвенным методам воздействия в области инноваций подходы сближаются. Име-
ются различия лишь в методах и порядке финансирования инноваций и инновационном
законодательстве. Но и по этим элементам происходят определенные сдвиги и намечается
сближение позиций (так, в России создаются специальные фонды, разрабатывается ряд зако-
нодательных актов и т. д.). Близость и аналогичность основ научно-технической, в частности