Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 5047
Скачиваний: 42
6
создания и осуществления на практике организационной, производствен-
ной системы.
Организация представляет собой одновременно и функцию, и
способ управления. Организационные механизмы лежат в основе чело-
веческой деятельности. Именно в рамках организаций повсеместно
осуществляется жизнь людей. В организациях переплетаются и ужива-
ются интересы отдельных личностей и групп, дисциплина и свободное
творчество, жесткие нормативные требования и реализация нефор-
мальных инициатив. У каждой организации - от детского сада до ком-
мерческого банка - свое лицо, своя культура, свои традиции и своя ре-
путация. Однако, несмотря на огромное различие форм и способов их
существования, у всех них есть множество общих черт, которые позво-
ляют их объединить в единый социальный феномен - организации как
способ человеческой деятельности. Не познав их сущности, не поняв
закономерности их развития, нельзя ни управлять ими, ни использовать
их во благо каждой личности и общества в целом. А ведь именно такая
задача ставится перед менеджерами.
Со временем условия функционирования организаций измени-
лись. Образование и раздел мирового рынка, компъютеризация эконо-
мики, растущая взаимозависимость производителей, насыщение обще-
ства материальными благами в экономически ведущих странах приводит
к постепенному перерастанию экономики массового производства в
экономику индивидуальных услуг. С развитием технологий исчезает
экономическая стабильность, а с ростом конкуренции изменилась роль
потребителя. В подобной, ориентированной на клиента экономической
ситуации организации действуют на стремительно изменяющемся рын-
ке. Меняются и сами организации, их структуры, функции, задачи.
Построение курса отражает организационную концепцию и ло-
гику существования самой организации.
Алгоритм организационного моделирования предполагает само-
стоятельную групповую работу студентов по овладению теоретическим
материалом в практическом применении. Этот вид работы позволяет
формировать организационную, креативную и коммуникативную ком-
петенции студентов.
Вся литература, указанная в списке, использовалась в той или
иной мере при написании учебного пособия.
7
ТЕМА 1.
Понятие проектирования организационных систем. Методо-
логия проектирования
Цели и задачи организационного проектирования.
-
Подходы к проек-
тированию
организационных систем
-
Основные процессы в организации.
– Факторы организационного проектирования. – Понятие контексту-
альных переменных. – Основные принципы методологии проектирова-
ния. – Метод аналогий. – Экспертный метод.- Метод структуризации
целей. – Метод организационного моделирования.
Набор моделей и работ в организации еще не представляет из себя ор-
ганизации. Для того чтобы произошел переход от проектирования работ и
деятельности людей в организации к проектированию или созданию орга-
низации, необходимо определенным образом соединить работы (виды де-
ятельности) и работников между собой. Это соединение должно обеспечить
взаимодействие между работами и между людьми, выполняющими эти
работы. Данное взаимодействие имеет как статическое проявление, нахо-
дящее выражение в структуре организации, так и динамическое, выража-
ющееся в процессах, происходящих в организации и делающих ее «живым
организмом», способным реагировать на изменения внешней среды. К та-
ким процессам в организации относятся коммуникации, принятие решений,
управление конфликтами, власть и влияние, руководство и т. п.
Существуют различные точки зрения относительно понятия «проекти-
рование организационных систем». Организационное проектирование - это
комплекс работ по созданию предприятия (организации), формированию
структуры менеджмента, обеспечению его деятельности всем необходи-
мым. Целью организационного проектирования является обеспечение вы-
сокого уровня организованности деятельности организации. Для обеспе-
чения высокого уровня организованности любой деятельности необходимо,
чтобы она была спроектирована, нацелена, регламентирована, нормирова-
на, снабжена необходимыми инструкциями, информацией и ресурсами,
осуществлялась по рациональной для данных условий технологии.
Организационное проектирование применяется на стадии создания
новых организаций и разработки инвестиционных проектов, особенно
связанных с реструктуризацией предприятий, внедрением новой техники и
технологии, выпуском новой продукции. В том и другом случае может быть
составлен реальный документ: раздел бизнес-плана, организационный
проект как составная часть технического проекта реконструкции и т. п. Как
функция менеджмента организационное проектирование чаще всего при-
меняется в действующей организации с целью ее совершенствования. В
этом случае проектированию организационных связей, как правило, пред-
шествует
анализ
функционирования
существующей
системы.
Мильнер Б.3. в своей книге «Теория организаций» дает следующее
8
определение: «Организационное проектирование как функция организации
состоит в разработке таких организационных элементов и отношений в
создаваемой (моделируемой) системе, при реализации которых возникшее
организационное целое обладало бы свойствами высокой надежности,
устойчивости и экономичности». Однако известный американский эконо-
мист Гелбрейт Д. (Galbraith J. К.) определил проектирование организации
как «постоянный поиск наиболее эффективного сочетания организацион-
ных переменных».
Проектирование организационных систем — безусловно, соци-
альное явление. Высокий динамизм изменений, происходящих в сфере
общественных отношений, привел к возрастанию роли организационного
фактора в современном индустриализованном мире при прочих равных
условиях повышающего эффективность функционирования создаваемых
систем. Это придает особую важность проектированию организационных
систем, или методу формальной организации целостных систем. На со-
временном этапе развития общества ни одно из целостных образований,
будь то экономика, политика, образование, наука, культура и т. п., не в со-
стоянии встроиться в существующие структуры без проектирования его
организационной системы. Иначе говоря, любые нововведения структур-
ного и процессного характера требуют предварительного проектирования
их организации.
Можно выделить четыре подхода к решению задачи проектирования
организационных структур: нормативно-функциональный, организацион-
ного моделирования, функционально-технологический и систем-
но-целевой.
Нормативно-функциональный подход (метод аналогий) основан на
обобщении опыта управления передовыми ПХС (производствен-
но-хозяйственными системами), применении организационных форм и
механизмов управления, которые оправдали себя в сходных условиях (це-
ли, характер продукции, тип технологии и т. п.). Иными словами, этот
подход основан на методе аналогии и прототипов, на допущении, что вы-
соким результатам деятельности обязательно соответствует рациональная
организационная структура, но это не всегда так.
Нормативно-функциональный подход, ориентирующийся на положи-
тельный опыт организации управления, не содержит собственно метода
проектирования рациональной структуры управления. Он оправдан в силу
общности принципов и методов управления. Применение типовых структур
явилось первым шагом на пути внедрения принципов научно обоснован-
ного построения организационных структур и способствовало унификации
организационных структур управления в определенных отраслях эконо-
мики.
9
До недавнего времени нормативно-функциональный подход имел
наибольшее распространение и был положен в основу методических ре-
комендаций по построению организационных структур ПХС. Однако в
настоящее время значение этого подхода снижается. Причина заключается
в том, что он ориентирован на типовую номенклатуру функций управления
и структурных управленческих подразделений. В условиях значительного
разнообразия видов организаций и конкретных условий их деятельности
возможности этого подхода ограничены.
Функционально-технологический подход к построению организацион-
ных структур основан на рационализации потоков информации и техно-
логии ее обработки. Для определения характеристик организационной
структуры: численности управленческого персонала, количества уровней
управления, степени централизации, структуризации и диапазона управ-
ления и др. — предлагается установить корреляционные зависимости этих
характеристик от внутренних и внешних факторов и рационализировать
функции по вертикали и горизонтали. Однако рассчитанные на основе этих
зависимостей характеристики ориентируют на некоторый сложившийся
уровень организации управления в отрасли. При данном подходе можно
достаточно полно учесть особенности конкретной организации. Он уни-
версален, но вместе с тем трудоемок, ориентируйся на стабильную номен-
клатуру сложившихся функций травления, подчинение организационной
структуры схеме документооборота в ПХС. Это ограничивает возможности
использования данного метода.
В условиях действующего предприятия попытки совершенствовать
организационную структуру будут наталкиваться на стремление управ-
ленческих работников сохранить сложившуюся, привычную для них схему
документооборота, которая не всегда рациональна. В условиях проекти-
рования нового объекта использование функционально-технологического
подхода вызовет серьезные трудности из-за отсутствия информации, не-
обходимой для его реализации.
Метод организационного моделирования представляет собой разра-
ботку формализованных математических, графических, иных отображений
распределения полномочий и ответственности в субъекте управления, что
является базой для построения, анализа и оценки различных вариантов
организационных структур по взаимосвязи их переменных. В управленче-
ской практике широко применяются следующие типы организационных
моделей:
• математико-кибернетические модели иерархических управленческих
структур, описывающие организационные связи и отношения в виде систем
математических уравнений или же с помощью машинных имитационных
языков;
• графоаналитические модели организационных систем, представляющие
10
собой сетевые, матричные и иные графические и табличные отображения
распределения функций, полномочий, ответственности, организационных
связей. Они дают возможность анализировать их направленность, характер,
причины возникновения, оценивать различные варианты группировки
взаимосвязанных видов деятельности в однородные подразделения.
Необходимость перемен в содержании и направлении деятельности
организации ставит руководство перед настоящим вызовом. Тем не менее,
при изменении содержания и направления деятельности часто возникают
разные сложные проблемы и ситуации. Факторы, оказывающие влияние на
процесс организационного проектирования, носят ситуационный характер.
Выделяется четыре группы факторов:
- состояние внешней среды, т. е. всего того, что окружает организацию;
- технология работы в организации;
- стратегический выбор руководства организации в отношении ее целей;
- поведение работников.
Однако контекстуальные переменные в качестве системного проекти-
рования задают и ограничивают принципы функционирования, законо-
мерности развития организации (структурные изменения), стиль и тип
управления, предопределяют параметры и тип структуры организации.
Контекстуальные переменные - это совокупность элементов внутренней
среды организации (набор ситуационных переменных), определяющих
специфику ситуации, в которой она действует. Понятие контекстуальных
перемен чаще всего употребляется при изучении факторов, влияющих на
логику организационного развития и характер структурных изменений.
Термин контекстуальных переменных введен представителями ситуа-
ционного подхода во второй половине 60-х гг. прошлого века, хотя поиски
факторов, влияющих на структурные изменения, проводились и раньше. Он
является производным от слова «контекст», что связано в первую очередь с
возникновением и распространением ситуационного подхода к анализу
логики функционирования организации и ее структурных изменений.
Предполагается, что структура организации возникает в результате ситуа-
ции (контекста). Сама же ситуация может быть представлена и объяснена
на основе ограниченного перечня объективных переменных.[12]
Перечень контекстуальных переменных непостоянен. Разные исследо-
ватели включают в него различные характеристики внутренней среды:
- цели организации;
- подчиненные целям задачи организации;
- технологию;
- размер организации;
- персонал организации;
- стратегический выбор (стратегия или цели организации);
- параметры внешнего окружения: темпы и предсказуемость изменений,