Файл: Экономика. Учебное пособие 2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2019

Просмотров: 1612

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Задача № 6

Рассчитайте возможности производства масла и станков при полной занятости ресурсов в стране А (условные данные).


Альтернативы

Масло, тонн

Станки, тыс. шт.

Альтернативные затраты производства дополнительной тонны масла

Альтернативные затраты производства одной дополнительной тысячи станков

А

0

10



В

1

9



С

2

7



D

3

4



E

4

0




  1. Перенесите данные таблицы на график.

  2. Найдите альтернативны точки производства масла и станков.

  3. Проведите КПВ

  4. Сформулируйте закон возрастающих вмененных издержек

  5. Определите альтернативные издержки производства одной дополнительной тонны масла.

  6. Определите альтернативные издержки производства одной дополнительной тысячи станков.


Задача № 7

Студент платит 50 тыс. рублей за первый год обучения. Бросив обучение, он мог бы заработать 40 тыс. рублей в год. Одновременно работать, и учится, не хватает ни сил, ни времени. Какова упущенная выгода, если принять во внимание не только первый год обучения?


Задача № 8

На рисунке представлен график КПВ по выпуску инвестиционных благ и потребительских благ.


И нвестиционные

блага





0 Потребительские блага

Дайте экономическое объяснение конфигурации кривой производственных возможностей.


Задача № 9

На рисунке представлен график производственных возможностей по выпуску средств производства и предметов потребления в некой стране.



Средства А

п роизводстваD


С В


0

Предметы потребления

  1. Какой экономический смысл имеют точки: А, В, С, D.

  2. Каков экономический смысл перемещения от точек А к В; В к А; С к А и В; от АВ к D.


Задача № 10

На своем дачном садовом участке Вы выращиваете клубник, обрабатывая участок 0,4 га в одиночку, Вы сбираете урожай – 40 кг. ягод. Если Вы привлечете к этому занятию жену, то урожай будет выше -78 кг. Работая вместе с женой и еще своим сыном, Вы получите 113 кг. А если кроме жены и ребенка на садовом участке вместе с Вами будет трудится и теща, Вы соберете урожай 138 кг.

а) составьте таблицу, отразив в ней количество единиц труда, динамику общего урожая и предельного продукта.

б) какой предельный (дополнительный) продукт Вы будете получать, используя каждый раз одну дополнительную единицу труда (своих родственников)?

в) начертите график, показывающий динамику предельного продукта?

г) сформулируйте понятие закона убывающей доходности








Задача № 11

Могут ли быть такими альтернативными возможности (КПВ) некоторого государства?


Комбайны, шт.

Картофель, тонн

10

112

14

110

16

107

17

104

18

102



Задача № 12

Имеются следующие данные об урожае пшеницы и картофеля на одном и том же однородном поле при обработке его одним, двумя, тремя, четырьмя работниками при условии что поле используется либо под пшеницу либо под картофель:


Число

работников, L

Продукт

Пшеница, т

Картофель, т

1

20

50

2

25

75

3

28

79

4

30

81


а) Постройте КПВ поля при каждом уровне располагаемых ресурсов

б) При какой численности работников альтернативная стоимость пшеницы максимальна, а при какой минимальна? Что можно сказать при этом об альтернативной стоимости картофеля?


Задача № 13

Могут ли следующие точки лежать на одной кривой производственных возможностей: А(15, 3) В(8, 13) С(13, 6) D(5, 16) Е(14, 4) F(7, 14)?









Задача № 14

Рисунок изображает кривую производственных возможностей; она включает два товара: кинокамеры и наручные часы.




Кинокамера


8 0

7 0

6 0

50

40

3 0

20

10

0

60 100 200 300 400

Научные часы


Вопросы:

1. Найдите точки на графике для следующих комбинаций производства этих двух товаров и определите:

а) эффективный;

б) неэффективный;

в) невозможный варианты производства;

2. Предположим, что в обществе производится 300 часов и 40 кинокамер, но спрос на кинокамеры вырос, на 20 ед. Насколько ед. необходимо сократить производство часов, чтобы удовлетворить этот спрос? Насколько единиц уменьшится производство часов, если требуется произвести еще 20 кинокамер?


Задача № 15

Проанализируйте данные таблицы. Постройте кривую производственных возможностей. Объясните, что показывают точки кривой, и характер самой кривой.

Виды продукта

Альтернативные производственные возможности

А

В

С

D

Е

Станки с ЧПУ, тыс. шт.

0

3

6

9

12

Прокатное оборудование, тыс. шт.

40

38

35

22

0



Задача № 16

На рисунке изображена кривая производственных возможностей. Предположим, что мы находимся в точке С. Что характеризует эта точка? К каким изменениям приведет перемещение в точку Н? Каковы возможные пути возвращения в точку С? Что показывает точка М?





Компьютеры


•М

С

Н



Обувь


Задача № 17

Кривая производственных возможностей сдвигается из положения К в положение N. С чем это может быть связано? Рассмотрите все возможные факторы смещения КПВ.

Товар Х


N

•К



Товар У


Задача № 18

Известно, что точки А, В, С принадлежат некоторой кривой производственных возможностей.


Точка

Средства производства, млрд. долл.

Предметы потребления, млрд. долл.

А

11

8

В

7

10

С

3

12



Директивно задан план производства средств производства на уровне 5 млрд. долл. Какими могут быть минимальный и максимальный уровни выпуска предметов потребления при наилучшем использовании ресурсов?


Задача № 19

Построить кривую производственных возможностей по следующим данным, представляющим возможности некоторой фирмы при полном и наилучшем использовании ресурсов.


Виноград, кг

Вина, л.

1000

0

800

100

600

200

400

300

200

400

0

500


Задача № 20

Средневековый кузнец специализируется на копьях и плугах. Могут ли его альтернативные производственные возможности описываться следующими данными?


Копья, шт.

36

30

24

18

12

6

0

Плуги, шт.

0

2

5

9

12

15

17


2.5. Вопросы для самопроверки

  1. Что означает и полная занятость и полный объем производства.

  2. Следствие возникновения альтернативы при решении проблемы выбора.

  3. Методы решения проблемы выбора.

  4. Что характеризует КПВ?

  5. Почему КПВ вогнутая от начала координат?

  6. Факторы, характеризующие сдвиг кривой КПВ вправо.

  7. Экономический смысл закона возрастающих вмененных издержек.

  8. Дайте понятие экономической системе.

  9. Факторы, влияющие на развитии экономической системы

  10. Модели экономических систем.

  11. Способы решения экономических проблем.


Тема 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ


3.1. Основные черты рыночной экономики. Понятие рынка

3.2. Сущность и функции рынка. Инфраструктура рынка

3.3. Преимущества и недостатки рыночной экономики

3.4. Классификация рынков. Характеристика моделей рынка в зависимости от степени конкуренции

3.5. Участники рыночной деятельности

3.6. Антимонопольное законодательство

3.7. Задачи и упражнения

3.8. Вопросы для самопроверки.


3.1. Основные черты рыночной экономики. Понятие рынка






Рыночная экономика - форма хозяйства, при которой производители и потребители взаимодействуют друг с другом посредством купли и продажи товаров















Рисунок 4.Основные черты рыночной экономики








Понятие рынка. Субъекты рыночных отношений. Рыночная среда


Понятие рынка

Рыночная среда




Некоторые значения термина «рынок»

Определение понятия «рынок» в узком и широком смыслах





















Рисунок 5. Субъекты рыночных отношений


3.2. Сущность и функции рынка. Инфраструктура рынка

Рынок – система экономических отношений между продавцами и покупателями, основанных на использовании денег и устанавливающих непосредственные связи между производителями.




ф

у

н

к

ц

и

и










Рисунок 6. Функции рынка

Рыночная инфраструктура


Рыночная инфраструктура – совокупность отраслей, систем, фирм, опосредующих акты купли-продажи, совершаемые на рынке






э лементы

и нфраструктуры

современного

р ынка








Рисунок 7. Рыночная инфраструктура




3.3. Преимущества и недостатки рыночной экономики
















Рисунок 8. Преимущества и недостатки рыночной экономики




3.4. Классификация рынков. Характеристика моделей рынка в зависимости от степени конкуренции


Р



Ы



Н



О



К

По экономическому назначению:

- товаров и услуг;

- средств производства;

- рынок рабочей силы (труда);

- финансовый;

- научно-технических разработок.






По степени ограничения конкуренции:

- совершенной конкуренции;

- монополистической конкуренции;

- чистой монополии;

- олигополии.




По степени участия государства:

- стихийный;

- регулируемый.


По видам участников рыночных отношений:

- оптовой торговли;

- розничной торговли;

- государственных закупок.


По отраслям:

- автомобильный;

- нефтяной;

- зерна и т.д..


С учетом соблюдения законности:

- легальный;

- теневой (нелегальный).





По географическому положению:

- местный;

- национальный;

- региональный;

- мировой.
























Рисунок 9. Классификация рынков

Конкуренция (от лат. «конкуриро» - сталкиваюсь) - борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли.

Конкуренция - это важнейший элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие субъектов рыночных отношений в производстве и сбыте продукции.

Функции конкуренции:

- эффективное распределение ограниченных ресурсов в соответствии с потребностями общества;

- стимулирование эффективности производства. Стремление удержаться на рынке, максимизировать свою выгоду заставляет предпринимателей совершенствовать производство, улучшать качество продукции, снижать издержки производства;

- распределение доходов в соответствии с вкладом и эффективностью использования факторов производства;

- установление равновесной рыночной цены.


Таблица 5. Типы конкурентного поведения


Добросовестная

конкуренция

Конкуренция, которая ведет к выигрышу потребителя и выражается в повышении качества продукции, снижении издержек производства. Потребитель получает более разнообразную продукцию лучшего качества по более низким ценам.

Недобросовестная,

нечестная

конкуренция

Укрепление рыночного положения фирмы, связанное с использованием нерыночных методов конкурентной борьбы:

- продажа по цене ниже себестоимости;

- установление дискриминационных цен или коммерческих условий;

- ложная информация и реклама, вводящая в заблуждение потребителей о характере или качестве товара;

- недобросовестное копирование товаров конкурентов, незаконное использование товарного знака;

- нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров;

- коммерческий шпионаж и т.п.



Методы конкурентной борьбы

Ценовая конкуренция:

- борьба между производителями за сверхприбыль посредством уменьшения издержек производства и снижения за счет этого цен без изменения ассортимента и качества товаров;



- использование ценовой дискриминации: продажа одного и того же товара по разным ценам, когда ценовые различия не оправданы различиями в издержках производства.

Неценовая конкуренция:

- повышение качества продукции путем совершенствования технических характеристик товаров;

- улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителя;

- производство товаров-заменителей;

- улучшение обслуживания покупателя, послепродажный сервис;

- использование массовой рекламы и т.п.

В зависимости от степени развитости конкуренции и методов конкурентной борьбы различают два типа рынка:

- совершенной конкуренции и

- несовершенной конкуренции.

Для рыночной структуры совершенной конкуренции характерно:

- наличие на рынке значительного числа продавцов и покупателей;

- незначительная доля объема предложения со стороны отдельного продавца, что не позволяет ему влиять на рыночную цену (в условиях совершенной конкуренции отдельная фирма выступает как ценополучатель);

- продажа всеми продавцами однородной, стандартной, унифицированной продукции;

- одинаковая информация о положении дел на рынке для всех участников рынка (продавцов и покупателей);

- мобильность всех ресурсов, предполагающая свободу вступления в отрасль и выхода из нее.

Рынок, который соответствует всем этим условиям, называется «совершенным», или «свободным». В условиях такого рынка продавцы не могут влиять на рыночную ситуацию должны приспосабливаться к ней. Невозможность воздействовать на цену заставляет конкурирующие фирмы для сохранения или улучшения своей позиции на рынке снижать издержки производства, повышать качество продукции, использовать другие неценовые методы конкурентной борьбы.

Совершенная конкуренция была характерна для рыночной экономики середины XIX в. Однако конкуренция объективно ведет к концентрации производства и капитала на крупных предприятиях и возникновению монополий, разрушающих конкуренцию.

В современных условиях совершенная конкуренция - скорее исключение, чем правило. Сегодня наиболее близки к рынкам совершенной конкуренции рынки сельскохозяйственной продукции, ценных бумаг, валюты и т.п.

В конце XIX - начале XX в. происходит интенсивный процесс монополизации производства и рынков, в результате условия совершенной конкуренции нарушаются и формируется рынок несовершенной конкуренции.

Несовершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция - тип рыночной структуры, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции. Фирмы, функционирующие на рынке несовершенной конкуренции, обладают монопольной (рыночной) властью - возможностью, увеличивая или сокращая объема продаж, воздействовать на цены товаров с целью повышения прибыли.