ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2019
Просмотров: 1668
Скачиваний: 9
В зависимости от причин и путей монополизации рынка различают несколько типов монополий.
Типы монополий
Монополия (от греч. «моно» - один, «полео» - продаю) - в широком смысле слова - господствующее, доминирующее положение одного или нескольких хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности.
Искусственная монополия - монополия, возникающая в результате специальных организационных мер. В ходе конкурентной борьбы мелкие предприятия, как правило, проигрывают, разоряются, уходят с рынка, в результате происходит концентрация производства и сбыта на крупных предприятиях. Жесткий, разрушительный характер конкуренции между крупными предприятиями толкает их к объединению, слияниям, заключению соглашений, определяющих объемы выпуска продукции, рынки сбыта, цены и нарушающих нормальное функционирование рыночных механизмов.
Естественная монополия. Технологические особенности производства, обусловливающие меньшие издержки производства на одном крупном предприятии, чем на множестве мелких (водо-, газо-, электроснабжение, телефонная связь и т.п.), порождают технологическую или естественную монополию - состояние рынка, при котором удовлетворение спроса в силу технологического преимущества крупных производств эффективнее в условиях отсутствия конкуренции.
Естественная монополия возникает там, где по мере увеличения объема производства происходит существенное снижение издержек производства и при этом товары, производимые естественной монополией, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.
Временная монополия, порождаемая научно-техническим прогрессом, возникает на основе монопольного обладания фирмой патентами, лицензиями на какое-либо научно-техническое достижение. Такая фирма занимает монопольное положение на рынке до тех пор, пока соответствующее достижение не получит всеобщего распространения.
Государственная
монополия, базирующаяся
на исключительном праве государства,
например, на регулирование
и предложение денег, производство
некоторых общественных товаров,
вооружения
и
т.п.
Случайная монополия - результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением, позволяющий продавцу повышать цены. Случайная монополия может перерасти в искусственную, если дефицит сознательно поддерживается.
Модели рынка несовершенной конкуренции:
- чистая монополия;
- олигополия;
- монополистическая конкуренция.
Кроме этих трех основных типов несовершенной конкуренции, существуют и другие, например:
монопсония - рыночная ситуация, при которой множеству продавцов противостоит один покупатель, имеющий возможность воздействовать на цены;
монополия, использующая ценовую дискриминацию (изменение цены в зависимости от количества приобретаемого блага, дифференциация цен по группам потребителей, территориям, времени и т.п.);
двусторонняя монополия - рыночная ситуация, при которой монополист-продавец противостоит монополисту-покупателю;
дуополия - рыночная ситуация, при которой в отрасли функционируют лишь две монополии и др.
Чистая монополия
Чистая монополия - это рыночная структура, при которой товар, не имеющий близких заменителей, продает один продавец, т.е. один продавец противостоит множеству покупателей.
Признаками монопольного положения являются концентрация в одних руках всего объема продаж на рынке и возможность в силу этого устанавливать монопольные цены и получать монопольную прибыль. В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают.
Предпосылками возникновения чистой монополии являются:
- производство уникальной продукции (отсутствия близких заменителей);
- наличие низких издержек производства, связанных с эффектом масштаба;
- исключительное право доступа к каким-либо природным ресурсам;
- наличие государственных патентов и лицензий, предполагающих исключительное право на данное изобретение, промышленный образец или товарный знак и т.п.
Все эти факторы позволяют обладающей ими фирме занять доминирующее положение на рынке и являются препятствиями для проникновения на данный рынок других фирм.
Олигополия
Олигополия (от греч. «олиго» - немногие и «полео» - продаю) - это рыночная структура, в которой доминируют несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей. Хотя четкого количественного критерия олигополии нет, но обычно на таком рынке присутствуют 3-10 фирм.
По типу продукции различают чистую олигополию - олигополию, производящую однородный продукт (цемент, минеральные удобрения, продукция сталелитейной промышленности), и олигополию, производящую дифференцированную продукцию (сигареты, электробытовые приборы, автомобили).
Фирмы, функционирующие на олигополистическом рынке, получают высокие прибыли, поскольку, как и в случае чистой монополии, вхождение в отрасль для фирм-аутсайдеров затруднено. Барьеры для вступления в отрасль новичков такие же, как и в условиях чистой монополии: эффект масштаба, владение патентами и лицензиями, контроль над источниками сырья и т.п.
Характерной
особенностью олигополистического рынка
является взаимозависимость
фирм
– любой из
олигополистов находится под существенным
воздействием поведения остальных фирм
и вынужден
учитывать
эту зависимость. Рыночное поведение
каждого отдельного продавца оказывает
влияние на продажи
его конкурентов, вызывая соответствующую
реакцию последних. С другой стороны,
поведение
других
фирм влияет на поведение данного
конкурента.
Монополистическая конкуренция
Рыночная структура, при которой множество фирм, выпускающих однотипный, но дифференцированный продукт (например, джинсы, зубную пасту, духи, обувь), конкурируют между собой. При этом каждый продавец ведет себя как монополист, самостоятельно устанавливая цену. Но поскольку продавцов аналогичной продукции много, т.е. имеется множество заменителей, а объем продаж отдельной фирмой относительно невелик, контроль фирмы над ценами ограничен, а большое число продавцов практически исключает возможность сговора. Основные методы конкуренции на рынках монополистической конкуренции - это неценовые методы - товарные знаки, реклама, выделяющие различия товаров.
Вход на рынок монополистической конкуренции относительно свободен, так как эффект масштаба не имеет большого значения, а первоначальный капитал, требующийся для начала дела, относительно невелик.
Внешне монополистическая конкуренция схожа с совершенной конкуренцией, но наличие монопольной (хотя и ограниченной) власти и возможность воздействия на цены снижают эффективность использования ресурсов общества. Издержки производства здесь выше, чем в условиях совершенной конкуренции, однако широкий выбор марок, видов, стилей, а также разное качество продукции позволяют лучше удовлетворять разнообразные потребности покупателей, компенсируя тем самым потери общества от более высоких издержек производства.
Таблица 6. Характерные черты основных моделей рынка
несовершенной конкуренции
Характерные черты основных моделей рынка несовершенной конкуренции |
|||
Характерная черта |
Чистая монополия |
Олигополия |
Монополистическая конкуренция |
Число фирм |
Одна |
Несколько |
Много |
Тип продукта |
Уникальный, близких заменителей нет |
Стандартизованный или дифференцированный |
Дифференцированный |
Контроль над ценами |
Полный |
Ограниченный взаимозависимостью |
Незначительный |
Условия вступления в отрасль |
Вступление блокировано |
Существенные препятствия |
Сравнительно легкие |
Типичные отрасли |
Местные предприятия коммунального хозяйства |
Металлургия, автомобиле- и станкостроение, электроника |
Пищевая, легкая промышленности, розничная торговля |
Определение степени монополизации рынка
Степень монополизации рынка измеряют с помощью индекса Харфиндела-Хиршмана. (ИХХ):
(1)
где, xi - доля фирмы на рынке (удельный вес предложения отдельной фирмы в общем объеме рыночного предложения);
п - общее число фирм на рынке.
Экономический вред монополизации рынков
Фирмы, доминирующие на рынке могут:
-
увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства;
-
«эксплуатировать потребителей», завышая цены против их равновесного уровня;
-
ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства.
Монополизация рынков приводит к чистым потерям общества (выигрыш от монополизации рынков меньше потерь, которые несут потребители, приобретая товар по цене выше равновесной).
Характерные черты:
а) единственный продавец,
б) реализуемый продукт не имеет близких заменителей, поэтому покупатель вынужден платить установленную монополистом цену,
в) полный контроль монополиста над ценой товара и объемом продаж,
г) доступ новых фирм на рынок практически невозможен.
Некоторые монополии принадлежат государству, поскольку представляют огромную значимость как для государства, так и для его граждан.
Такие предприятия называются естественными монополиями. К ним относятся предприятия:
- муниципального и железнодорожного транспорта,
- электростанции,
- предприятия газо- и водоснабжения,
- линии связи.
Если на рынке существует единственный покупатель продукции, то такая рыночная структура называется монопсонией.
3.5. Участники рыночной деятельности
Основными участниками рыночной деятельности являются:
-
домохозяйства;
-
фирмы;
-
государство.
Домохозяйства (домашнее хозяйство) – это семьи, т.е. экономические единицы, в которые может входить как одно, так и несколько лиц. Основные черты:
- Домохозяйства являются собственниками факторов производства (например, трудовых ресурсов, земельных и капитальных ресурсов);
- Принимают решения самостоятельно;
- Стремятся к максимальному удовлетворению своих потребностей.
Фирма – это экономическая единица, которая:
- Самостоятельно принимает решения;
- Использует факторы производства для изготовления и продажи продукции, т.к. стремится к получению максимальной прибыли.
Государство – это все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления в случае необходимости контроля над участниками экономической деятельности для достижения общественной цели (таких как оборона, экология, социальная помощь, образование и т.д.).
Таким образом участники рыночной деятельности стремятся достичь наилучших для себя результатов.
Домашнее хозяйство стараются максимально удовлетворить свои желания и потребности.
Фирмы – получить максимальную прибыль.
Государство – достигнуть максимального благосостояния общества.
Взаимодействие рынков и участников рыночной деятельности можно представить на примере модели кругооборота деловой активности.
3.6. Антимонопольное законодательство
Антимонопольное законодательство – это законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти.
Антимонопольное законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных «правил игры» на рынке.
Начало антимонопольному законодательству было положено в США и Канаде.
-
В 1880 г. был принят первый закон – закон Шермана, который запрещал монополизацию рынка, признавал незаконными любые объединения и сговоры.
-
В 1914 г. был принят закон Клейтона. Он объявил вне закона «ценовые» соглашения, приобретение акций конкурирующих корпораций.
-
В 1950 г. был принят акт Целлера-Кефовера, который дополнил закон Клейтона о слияниях, запретом на слияние, путем приобретения активов, результатом чего могло явится ослабление конкуренции.
Общее для законодательства всех стран:
-
охрана и поощрение конкуренции;
-
контроль над фирмами, занимающими господствующие положение на рынке;
-
контроль над ценами;
-
защита интересов потребителей;
-
защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.
Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления:
- контроль за ценами;
- контроль за слияниями компаний.
Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашения по ценам. Незаконным является любой сговор между фирмами в целях установления цен.
Законом так же преследуется демпинговая практика продаж.
Когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.
Слияние компаний происходит, когда одна фирма приобретает акции другой. В результате вторая компания становится частью первой.
В случае как горизонтального слияния (объединения сходных компаний) так и вертикального (объединение последовательно связанных производств).
Закон устанавливает верхний предел доли фирм на соответствующих рынках.
Антимонопольное регулирование в России.
Монополистическая структура экономики России складывалась под воздействием следующих основных факторов:
-
Наличия административно-командной системы управления,
-
Устойчивый и массовый дефицит,
-
Концентрация и специализация производства.
-
Центральное место в России занимает создание возможностей для демонополизации.
Проводимая ныне демонополизация, разгосударствление и приватизация, переход к рынку, функционирующему на основе конкуренции, потребовали выработки и принятия целого пакета законов, в том числе и антимонопольного.
Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» был принят в марте 1991 г.
Его цель – определение, организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, для обеспечения условий создания и эффективного функционирования товарных рынков.
Согласно закону, фирма занимает «доминирующее» положение если ее доля на рынке превышает 35% - величину.
ГКАП – государственный комитет по антимонопольной политике в декабре 1991 г. – утвердил Государственный реестр РФ объединений и предприятий – монополистов, включающий предприятия, доминирующие на каком-либо товарном рынке и контроль за этими монополиями.
3.7. Задачи и упражнения
Задача № 1
Однородная продукция производится тремя группами товаропроизводителей. На производство единицы продукции в первой группе затрачивается 10 часов, во второй 12 часов, в третьей – 15 часов. Соответственно производится 200,500 и 200 изделий. Определите величину стоимости товара при условии, что 1 час рабочего времени соответствует 2 доллара.