Файл: Экономика. Учебное пособие 2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2019

Просмотров: 1610

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кто из товаропроизводителей окажется в наиболее выгодном положении на рынке и почему? Какой труд не будет признан обществом?


Задача № 2

Общественно необходимые затраты труда на производство товаров А,В и С относятся как 1:2:3. Цена товара А совпадает со стоимостью и составляет - 2 доллара. Цена товара В равна - 5 доллара, а товара С – 4 доллара.

Определите в каком направлении цены товаров В и С отклоняются от их стоимости, а также укажите наиболее вероятную причину этих отклонений. Какие меры необходимо предпринять для снижения цен на товар В, а какие – для повышения цен на товар С?


Задача № 3

Индивидуальная стоимость единицы продукции в первой группе производителей обуви составляет 12 долл., во второй – 15 долл., в третьей -17 долл. Общественная стоимость равна 15 долл. Первая группа получит добавочный доход 3 долл. на каждой паре обуви, а третья, соответственно, потеряет по 2 долл. Оцените сложившуюся ситуацию. Какие действия предпримут производители? К каким изменениям в экономической жизни общества они приведут?


Задача № 4

Индивидуальная стоимость костюма у первой группы производителей составляет 70 долл., у второй – 80 долл., у третьей – 90 долл., у четвертой – 100 долл. При этом первая группа производит 20%, вторая -55%, третья – 15%, четвертая – 10% всех товаров. На рынке все товаропроизводители продают товары по рыночной цене. Оцените экономическое положение производителей каждой группы. Что необходимо предпринять для повышения эффективности производства?


Задача № 5

Стоимость основных производственных фондов – 100 тыс. руб., численность работающих – 600 чел., объем произведенной продукции – 1200 тыс. руб. Определите уровень производительности труда, фондоотдачи и фондовооруженности.


Задача № 6

Для изготовления однородной продукции разработаны две конструкции автоматических линий. Стоимость первой – 300 тыс. руб. Она заменяет старые станки общей стоимостью 120 тыс. руб. и высвобождает 25 рабочих. Вторая линия стоит 220 тыс. руб., она заменит старую технологию и высвободит 20 рабочих. Срок службы линий одинаков – 20 лет. Какая из линий экономически эффективнее? Насколько большую экономию она обеспечит, если известно, что месячная зарплата каждого рабочего 150 руб.?


Задача № 7

Производственный цикл длится 6 месяцев. Для его обеспечения авансируется: 30 долл. на закупку сырья и материалов, 10 долл. на топливо и энергию. Заработная плата выдается ежемесячно по 2 долл. Определите величину оборотного капитала и число его оборотов в течение года.


Задача № 8

Стоимость производственных зданий – 25 млн. руб., машин и оборудования – 35 млн. руб. Амортизация зданий происходит за 50 лет, машин и оборудования – за 10 лет. Найдите время оборота основного капитала.


Задача № 9

Вы – «чистый» монополист. Если Вы установите цену 50 долл., то продадите 2 ед. Последовательно снижая цену на 5 долл. при каждом расширении сбыта на одну дополнительную единицу продукции, Какой Вы будете получать предельный доход (MR)? Валовой доход (TR)? Составьте таблицу и график валового дохода.






Задача № 10

Монополия, как известно, означает определенную степень власти на рынке. Английским экономистом А. Лернером введен в научный «показатель монопольной власти»: L =

  1. Определите L при Р = 100 долл. и МС = 80 долл.

  2. В каких пределах находится величина L: ?<1<?.

  3. Каков показатель L в условиях совершенной конкуренции.


Задача № 11

Цена свеклы – 6 руб./кг. Издержки фермера в рублях равны 700+0,01Q2, где, Q – объем производства свеклы в кг. Найдите равновесный выпуск и максимальную прибыль.


Задача № 12

Выручка монополии при цене 10 равна 40, а при цене 15 равна 30. Найдите выручку при цене 2, если функция спроса линейна.


Задача № 13

Функция спроса на продукцию монополии Q = 24 – Р. Функция издержек монополии ТС = 10 + 5Q2. Найдите равновесный выпуск и максимальную прибыль.


Задача № 14

На рынке два покупателя и монополия. При ценах 30,25 и 20 спрос первого покупателя равен соответственно 1,2 и 3, а спрос второго покупателя – соответственно 0,1 и 1 . Средние издержки монополии постоянны и равны 9. Найдите равновесную цену и максимальную прибыль.


Задача № 15

Общий доход конкурентной фирмы равен 1313 долл. Общие постоянные издержки составляют 100 долл., общие переменные издержки 930 долл. Определите экономическую прибыль.


Задача № 16

Цена за единицу продукции конкурентной фирмы равна 131 долл., средние общие издержки равны 97,78 долл., общий выпуск продукции – 9 единиц. Рассчитайте экономическую прибыль фирмы.



Задача № 17

Подсчитайте убытки фирмы и определите, будет ли она продолжать производить продукцию, если ее средние общие издержки равны 91,67 долл., цена единицы продукции 81 долл., объем производства 6 единиц, а постоянные издержки фирмы 100 долл.


Задача № 18

Проанализируйте таблицу и определите при каких ценах и объеме производства конкурентная фирма будет:

а) максимизировать свою прибыль;

б) минимизировать убытки.


Объем выпуска

Издержки

Средние издержки

TR Р=35 долл.

TR Р=20 долл.

Q

FC

VC

TC

AFC

AVC

ATC



0

1000

0







15

1000

250







63

1000

750







76

1000

1000







85

1000

1000








Задача № 19

Определите значение общего, среднего и предельного дохода фирмы – монополиста.


Цена единицы

изделия

Объем производства

Общий доход

Средний доход

Предельный доход

10

5




9

6




8

7




7

8




6

9





Задача № 20

По данным таблицы определите предельный доход фирмы.


Объем выпуска

Общий доход, млн. руб.

Предельный доход, млн. руб.

10

2000


25

8000


40

12500



3.8. Вопросы для самопроверки

  1. Укажите основные причины возникновения и развития товарного производства и рынка.

  2. В чем сущность рыночных отношений?

  3. Назовите основные объекты и субъекты рыночных отношений.

  4. Сущность и функции рынка.

  5. Рыночная инфраструктура.

  6. Структура (классификация) рынков.

  7. Преимущества и недостатки рыночной экономики.

  8. Дайте характеристику моделей рынка в зависимости от степени конкурентности.

  9. Участники рыночной деятельности.

  10. Антимонопольное законодательство.



Тема 4. ТЕОРИЯ СПРОСА, ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ЦЕН


4.1. Теория спроса. Закон спроса. Эластичность спроса по цене

4.2. Теория предложения. Закон предложения. Эластичность предложения по цене

4.3. Рыночное равновесие

4.4. Задачи и упражнения

4.5. Вопросы для самопроверки


4.1. Теория спроса. Закон спроса. Эластичность спроса по цене

Спрос (D) – это то количество товаров и услуг (Q), которые покупатели (потребители) готовы приобрести при данных ценах (P) в течение определенного времени.

Согласно закону спроса с увеличением цены спрос на товар падает и наоборот, снижение цены приводит к росту спроса на товар.

Между ценой и спросом существует обратная зависимость:


D = f (P) < 0 (2)


где, D - спрос

P - цена


Графически зависимость между ценой и спросом описывается кривой спроса.



Р

Цена товара

руб. Р1

Р2

D

0 Q1 Q2 Q Количество товара, ед.

Рисунок 10. Кривая спроса


При снижении цены с Р1 до Р2 величина спроса увеличивается с Q1 до Q2.

Обратная зависимость между изменением цены товара и спросом на него объясняется действием:

- эффекта дохода. Если цена товара падает, то при том же доходе потребитель может приобрести больше товара, т.е. его спрос возрастает. И наоборот, рост цен снижает реальный доход потребителя и спрос на товар падает;

- эффекта замещения. Если цена одного товара растет, то при наличии заменителей он будет ими замещаться, спрос на данный товар упадет;

- закона убывающей предельной полезности. Поскольку каждая дополнительная единица блага приносит меньшую полезность, потребитель готов приобрести ее лишь за меньшую цену.

Изменение цены ведет к изменению величины спроса, что отражается движением по (вдоль) кривой спроса.

Закон спроса не действует:

- при дефиците товаров и ажиотажном спросе, вызванном инфляционными ожиданиями;

- в отношении редких и дорогостоящих товаров (золото, антиквариат и т.п.), приобретение которых является средством сбережения;

- при переключении спроса с менее качественных на более качественные товары, даже при снижении цен первых;

- в отношении «товаров Гиффена» - товаров, занимающих высокую долю в доходах малоимущих потребителей, спрос на которые изменяется в том же направлении, что и цена.


Неценовые факторы спроса

Изменения предпочтений потребителей (вкуса и моды). Как правило, если товар становится модным, то спрос на него растет, и наоборот. Здесь появляется «эффект присоединения к большинству».

Изменение дохода. При росте доходов спрос на качественные («нормальные» товары) повышается, при падении доходов спрос на эти товары падает (зависимость прямая).

Если доходы растут, спрос на некачественные товары (товары низшей категории) падает; если же доходы падают, спрос на них повышается (зависимость обратная).

Цены на другие товары. Если товары взаимозаменяемые (чай-кофе, лес-кирпич, газ-нефть и т.п.), изменение цены одного товара приводит к однонаправленному изменению спроса на взаимозаменяемый товар.

В случае взаимодополняющих товаров (фотоаппарат – пленка, автомобиль – бензин, лыжи – крепления) изменение цены одного товара приводит к противоположному изменению спроса на взаимодополняющий товар.

Количество покупателей на рынке – Чем больше покупателей, тем выше рыночный спрос, при этом его характер зависит от возрастного, национального, религиозного и пр. составов покупателей.

Ожидания покупателей в отношении изменения цен. При ожидании роста цен текущий спрос увеличивается – возникает ажиотажный спрос. При ожидании снижения цен текущий спрос сокращается – формируется отложенный спрос.

Действие неценовых факторов вызывает изменения в спросе, что графически отражается сдвигами кривой спроса.



Р

Цена товара,

ден. ед.



Р1

D2

D

D1

0 Q2 Q1 Q3 Q Количество товара, ед.


Рисунок 11. Сдвиги кривой спроса под воздействием неценовых факторов.


При увеличении спроса под влиянием неценовых факторов кривая спроса сдвигается влево вверх (от D к D2). Спрос при постоянной цене (Р1) возрастает до Q3.

Если неценовые факторы приводят к снижению спроса, кривая спроса сдвигается вправо вниз (от D к D1). Спрос при постоянной цене (Р1) сокращается до Q2.

Эластичность спроса по цене

Степень изменения спроса под воздействием влияющих на него факторов называется эластичностью спроса.

Различают:

- ценовую эластичность спроса;

- перекрестную эластичность спроса;

- эластичность спроса по доходу.

Ценовая эластичность спроса.

Ценовая эластичность спроса характеризует степень изменения спроса под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эластичности (Еd)


(3)

где Еd- коэффициент эластичности;

ΔQ/Q – относительное изменение спроса (в %);

ΔР/Р – относительное изменение цены (в %).


Факторы, влияющие на степень ценовой эластичности спроса:

- количество заменителей данного товара: чем больше хороших заменителей, тем выше эластичность;


- удельный вес данного товара в доходе потребителя: чем выше доля товара в доходе, тем выше эластичность;

- значимость товара (является ли товар предметом первой необходимости или предметом роскоши) – спрос на товары первой необходимости менее эластичен;

- время, имеющееся в распоряжение покупателя: чем больше у покупателя времени, тем выше эластичность его спроса.








Таблица 7. Виды ценовой эластичности спроса


Вид

эластичности

Соотношение изменение цены и спроса

Коэффициент эластичности

Изменение выручки от реализаций (Р×Q)

Уменьшение

цены

Увеличивается

Совершенно

неэластичный спрос

Цена растет (падает) – спрос постоянен

Еd = 0

Уменьшается

Увеличивается

Неэластичный спрос

Цена изменяется больше, чем изменяется спрос

Еd < 1

Уменьшается

Увеличивается

Единичная

эластичность спроса

Цена и спрос изменяются одинаково

Еd = 1

Не изменяется

Не изменяется

Эластичный спрос

Цена изменяется меньше, чем изменяется спрос

Еd > 1

Увеличивается

Уменьшается

Совершенно

эластичный

спрос

Спрос изменяется, цена постоянна

Еd = ∞

Уменьшается

Увеличивается


4.2. Теория предложения. Закон предложения. Эластичность предложения по цене

Предложение (S) – это то количество товаров и услуг (Q), которое продавцы готовы предложить при данном уровне цен (Р) в определенный промежуток времени.

Согласно закону предложения: при увеличении цены предложение растет, при падении – сокращается.

Между ценой и предложением существует прямая зависимость:


S = f(P) > 0 (4)

где S – предложение;

Р – цена.


Графически зависимость между ценой и предложением описывается кривой предложения.




P

Цена товара, S

руб.

P1


P2




0 Q2 Q1 Q

Количество товара, ед.

Рисунок 12. Кривая предложения


При снижении цен с Р1 до Р2 величина предложения уменьшается с Q1 до Q2.

Изменение цены ведет к изменению величины предложения, что отражается движением по (вдоль) кривой предложения.


Таблица 8. Неценовые факторы предложения

Величина издержек (затрат) производства товара

Чем выше издержки, тем меньше объем предложения. В свою очередь уровень издержек производства зависит от: 1) характера применяемой технологии; 2) стоимости ресурсов, используемых в данном производстве.

Налоги и субсидии

Снижение налогов и выделение субсидий сокращают издержки производства и увеличивают предложение. Увеличение налогов сокращает предложение.

Количество продавцов на рынке

Увеличение числа продавцов (производителей) данной продукции ведет к увеличению объема предложения.

Цены других товаров

Изменение цены одного взаимозаменяемого товара влечет за собой изменение предложения другого товара в том же направлении.

Изменение цены одного взаимодополняющего товара вызывает противоположное изменение объема предложения другого товара.

Ожидание в отношении изменения цен

Ожидание продавцами роста цен ведет к сокращению предложения в настоящем, тогда как ожидание снижения цен увеличивает текущее предложение.