Файл: ПАЛЕЙ Т.Ф._Инновационный Менеджмент.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 9595

Скачиваний: 56

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

161 

ботка проектов изменений в организациях. Затем между группами происхо-
дит обмен позиционными решениями. Цель  – осознание игроками неполно-
ценности  своего проекта, выработанного с узкогрупповых позиций, а также 
тупиковости подобного подхода к выработке решений в целом. 
        Со  второго  дня  и  до  конца  игры  на  основе  перегруппировки  игроков  и 
создания,  так  называемых,  полигрупп,  в  которых  представлены  участники 
всех  моногрупп,  в  ходе  групповой  работы,  а  также  совместных  заседаний 
преодолевается внешняя организационная позиционность и создается новая, 
игровая. 
        В групповую работу включаются такие игровые приемы как: синектика 
(образное выражение задачи, проблемы), «активные паузы», принятие точки 
зрения другого, обращение к опыту аналогичных проблем и задач, к вообра-
жаемым  ситуациям,  мозговая  атака,  введение  консультантом  собственных 
идей, условный обмен ролями, элементы состязательности, занимательности 
и т.д. 
 

Факторы эффективности применения метода деловой игры 

        Эффективность применения метода практической деловой игры для вы-
работки решений объясняется четырьмя главными факторами: 
1)  эффект  форума,  то  есть  особая  многосторонняя  и  неранговая  представи-

тельность участников, не совпадающая с принятыми принципами форми-
рования состава участников совещаний; 

2)  эффект резиденциальности, то есть объединение участников общим, отно-

сительно изолированным местом жизни и работы (обычно за городом), где 
жилые  и  рабочие  помещения  находятся  в  одном  здании  или  рядом.  Это 
мобилизует  временные  резервы  игры,  продлевает  ее  за  рамки  рабочего 
дня, дает возможность внеигрового общения; 

3)  эффект  обмена,  то  есть  демонстрация  и  осознание  участниками  позиций, 

целей и мотивов друг друга; 

4)  эффект  игротехники,  то  есть  активизирующее  и  направляющее  воздей-

ствие методического аппарата организаторов групповой работы и руково-
дителя игры. 

        Кроме  того,  эффективность  игрового  подхода  заключается  и  в  получе-
нии многократного результата: разработки конкретных рекомендаций по ре-
шений по решению актуальной задачи; выработки у ее участников навыков 
сотрудничества и коллективного решения общих проблем; ролевого развития 
участников, повышения их способности к более инициативному выполнению 
своих,  а  также  принятию  на  себя  новых  функций;  преодоление  и  создание 
другой, основанной на внутриигровой конкуренции. 
 

Анализ результатов игры 

         Третья  стадия  управленческого  консультирования  –  реализационные 
процессы,
  то  есть  осуществление  решения,  выработанного  на  предыдущей 
стадии.  Эта  стадия самая  трудная  и  ответственная.  Хроническая  невнедряе-


background image

 

 

162 

мость  решений,  выработанных  игровыми  методами,  всегда  составляла  их 
слабую сторону. 
Ведь  игра  –  лабораторное  образование.  В  ней  отменяются  многие  нормы, 
действующие в реальных организациях, вводятся собственные правила. Она 
лишь частично воспроизводит жизнь организации. Поэтому всегда образует-
ся  особая  методическая  и  методологическая  проблема  перевода  из  искус-
ственной среды в естественную. Барьером часто становится неприятие реше-
ния игроков организацией в целом.

59

  Поэтому  важной  задачей  консультанта 

является применение реализационных технологий (например, создание дово-
дочных групп). 

Результативность игры оценивается степенью достижения целей, кото-

рые характеризуют деятельность всех, кто связан с инновационной игрой и 
могут быть разделены по группам их носителей.  

Так, для заказчиков, особенно на первых этапах такой работы, наибо-

лее важны выработка решений, проектирование и программирование их 
внедрения. Подобные цели стоят перед руководителями предприятий и вне 
игры. 

Участники, кроме названных, преследуют обычно и цели учебные — 

овладеть некоторыми новыми средствами работы. Эти две группы — заказ-
чики и участники — в ходе повторных игр приходят и к более сложным це-
лям, связанным с необходимостью выработки новых средств работы, само-
развития, развития организации. Собственно, работа над формированием та-
ких целей — одна из главных задач инновационной игры.  

Исследователи, включаемые в игру, осуществляют исследование орга-

низации, пользуясь игрой как особым методом, а также саму игру в целях ее 
развития. 

Четвертая группа — организаторы игры — наряду со всеми перечис-

ленными ставит перед собой и специфические цели организации конструк-
тивных отношений со всеми (и между всеми) группами для дальнейшей сов-
местной деятельности, а также ориентируется на постоянное Обогащение и 
развитие всей системы целей в игре.  

Для достижения всех указанных целей инновационная игра должна 

была строиться как специальный вид социальной технологии, включающий 
программы решения проблем, исследования и развития участников и всей 
организации

60

.  

 

 
Вопросы для самостоятельного изучения 

1.  Проблемы построения инновационной игры  
2.  Подбор участников инновационной игры 

                                                 

59

 Подробнее см. А.И. Пригожин Нововведения: стимулы и препятствия //М.: Изд-во политической литера-

туры, 1989. 

60

 

В. Дудченко Деловая инновационная игра как метод исследования и развития организации 

http://psyfactor.org/igra.htm 


background image

 

 

163 

3.  Проявление индивидуально-психологических особенностей участников 

инновационной игры 

 
Практическое задание
 

Разработать программу организации деловой инновационной игры 
 

Контрольный тест 
1.  К  какой  группе  технологий,  применяющихся  в  практике  управленческого 
консультирования, можно отнести технологии, применяемые консультантом 
в реальных условиях функционирующей организации для получения инфор-
мации в цехах, отделах или для помощи в реализации найденных решений 

 

«полевые» технологии;  

 

«лабораторные» технологии; 

 

«виртуальные» технологии 

 

«кабинетные» технологии. 

2. Технологии, которые вводятся на время в организацию для инициирования 
там необходимых процессов, а затем прекращают действие, относятся к 

 

передаваемым; 

 

обучающим; 

 

методическим; 

 

операционным. 

3.  Демонстрация  и  осознание  участниками  позиций,  целей  и  мотивов  друг 
друга относится к эффекту 

 

форума; 

 

обмена; 

 

резиденциальностисти; 

 

игротехники. 

4. Направлено на совершенствование методики и организации игры 

 

«техническое» исследование; 

 

предметное исследование; 

 

системное модельно-имитационное исследование. 

5.  Специальные  мероприятия  для  поддержания  высокого  уровня  активности 
и для отдыха участников деловой игры 

 

верификация; 

 

рекреация; 

 

акцентуация; 

 

игротехника. 

 

 

 

 


background image

 

 

164 

 

 

 

Список литературы 

1.  Азимов А. Язык науки // М.: Мир, 1985.-280 с. 
2.  Афонин И.В. Инновационный менеджмент: учебное пособие // М.: Гарда-

рики, 2007.-224 с. 

3.  Бунич А.П. Инновационный менеджмент в международном бизнесе // 

Москва, 2004. - 412 с. 

4.  Виленский П.Л., Лившиц В.Н., Орлова Е.Р., Смоляк С.А. Оценка эффек-

тивности инвестиционных проектов // М,Ж.: Дело, 1998. 

5.  Герчикова И.Н. Менеджмент // М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005.- 480 с. 
6.   Гольдштейн

 

Г.Я. Глобальный стратегический инновационный менедж-

мент, http://www.aup.ru/books/m61/ 

7.  Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент: Учебное пособие // Таган-

рог: Изд-во ТРТУ, 1998. - 132с. http://www.aup.ru/books/m23/ 

8.   Гольдштейн Г.Я. Стратегические аспекты управления НИОКР. Моногра-

фия // Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000. 

9.  Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Учебное 

пособие // Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. - 267 с. 

10. ГОСТ Р 15.000-94 Система разработки и постановки продукции на произ-

водство. Основные положения 

11. Гунин В.Н. и др. Управление инновациями: 17-модульная программа для 

менеджеров. Управление развитием организации. Модуль 7 // М.: ИН-
ФРА-М, 2000. 

12. Дудченко В. Деловая инновационная игра как метод исследования и раз-

вития организации // http://psyfactor.org/igra.htm 

13. Иванюк И.А. Маркетинговая модель воспроизводства интеллектуального 

капитала http://www.cis2000.ru/publish/books/book_52/ 

14. Инновационный менеджмент: справочное пособие / под.ред. П.Н. Завли-

на, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели // М., ЦИСН, 1998. – 568 с. 

15. ИСО 9001:2000. Системы менеджмента качества. Требования. Междуна-

родный стандарт. – Международная организация по стандартизации, 2000. 

16. Клиффорд Ф. Грей, Эрик У. Ларсон Управление проектами: практическое 

руководство // М.: изд-во «Дело и сервис», 2003. - с. 483-512 


background image

 

 

165 

17. Кравченко С.И., Кладченко И.С. Исследование сущности иновационного 

потенциала. Научные труды Донецкого национального технического уни-
верситета. Серия: экономическая. Выпуск 68 // Донецк, ДонНТУ, 2003.  

18. Ламанов А. В. Социальные аспекты инновационных в производственной 

сфере современной России. Автореферат диссертации // Москва, 2002. 

19. Методические рекомендации по оценке стоимости объектов интеллекту-

альной собственности 
http://www.kyrgyzpatent.kg/russian/legislation/pravila/estimrecom.htm 

20. Мур Джеффри. Преодоление пропасти // М.: Издательский дом «Виль-

ямс», 2006. — 368 с. 

21. Мухопад В.И. Лицензионная торговля: маркетинг, ценообразование, 

управление // М.: ВНИИПИ, 1997.- 285 с.  

22. Новосельцев О.В. Расчет роялти при коммерциализации интеллектуаль-

ной собственности и оценке ущерба от  нарушения прав // Промышлен-
ный вестник. No 4(20), 5 мая 1998 
http://dux.ru/enpp/newspapers/promvest/arts/promvest-20-art-13.html 

23. Организация и финансирование инноваций: учебное пособие / В.В. Бы-

ковский, Л.В. Минько, О.В. Коробова, Е.В. Быковская, Г.М. Золотарева // 
Тамбов: изд-во госуд. тамбовского технического  университета, 2006. - 
116 с. 

24. Пригожин А. Нововведения: стимулы и препятствия // М.: Изд-во полити-

ческой литературы, 1989. 

25. Руководство Осло: рекомендации по сбору и анализу данных по иннова-

циям // М.: ОЭСР-ЦИСН, 2006. - 192 с. 

26. Сесекин Б.А. Определение расчетной цены лицензии // М: - ВНИИПИ, 

1987. - 44 с.  

27. Современный менеджмент: принципы и правила. Дайджест // М.: Нижний 

Новгород, 1992.  

28. Статистическое моделирование и прогнозирование под. ред. А.Г. Гран-

берга. Москва: Финансы и статистика, 2000. – 383 с. 

29. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов – С-

Пб.: Питер, 2005. – 400с. 

30. Bowonder B., Yadav S. R&D Spending Patterns of Global Firms // RTM. – 

1999. – V.42, №6. 

31. Bowonder B., Yadav S., Kamar B.S. R&D Spending Patterns of Global Firms // 

RTM, 2000. v.43, №5. 

32. Drucker P. Innovation and Entrepreneurship // N.Y., 1985. 
33. Oslo Manual: Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data // 

OECD. 2005. - 164 p. 

34. William L. Miller, Langdon Morris 4th Generation R & D. Managing 

Knowledge, Technology and Innovation // John Wiley & Sons, Inc., 1999.