Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 9598
Скачиваний: 56
6
потенциал объекта (системы), в структуре которого определяющую роль иг-
рает человеческий капитал, которому отдаётся преимущество при решении
различного рода задач. Как правило, он характерен для молодых предприя-
тий, выходящих на рынок. Ставя перед собой главную цель – закрепиться на
рынке, они в максимальной степени активизируют и реализуют возможности
личности (руководителя-лидера, кадрового персонала), используя при этом
творческий подход к решению проблем и "демократические" методы управ-
ления. В свою очередь второй вид – техникоориентированный инновацион-
ный потенциал – это потенциал объекта (системы), в структуре которого
преобладает материально-техническая составляющая, что подразумевает
наличие и использование в качестве главного конкурентного преимущества
различного рода овеществленных ресурсов (включая информацию, преобра-
зованную и материализованную). Как правило, такой вид инновационного
потенциала присущ "старожилам" рынка инноваций, которые, обладая доста-
точным опытом и финансовыми возможностями, сопротивляются конкурен-
ции, прежде всего, путем активизации имеющихся материальных ресурсов.
Релевантный инновационный потенциал – это потенциал, возможности кото-
рого соответствуют условиям достижения желаемых целей, содержанию вы-
полняемых функций, условиям эффективного функционирования. В свою
очередь, нерелевантный – потенциал, качественные и количественные харак-
теристики которого не соответствуют условиям достижения поставленных
целей, содержанию выполняемых функций, условиям эффективного функци-
онирования. Последний случай адекватен состоянию, когда налицо несоот-
ветствие "амбиции и амуниции".
Отдельные авторы выделяют также абсолютный потенциал (при котором
наличные ресурсы в полной мере позволяют реализовывать инновационную
функцию), относительный (характеризующий эффективно возможное ис-
пользование ресурсов, зависящее от их утилизации и потребления), макси-
мальный реальный (при котором максимальный инновационный продукт за
счет дополнительных затрат практически не увеличивается, причем предель-
ные издержки на его увеличение резко возрастают), эффективный (при кото-
ром предельный доход от инновационной деятельности равен маржинальным
издержкам при соответствующем спросе и предложении), оптимальный (при
котором инновационная деятельность достигается минимальными издержка-
ми) и т.д.
5
По оценкам Министерства образования и науки РФ, 40% мирового рынка
высоких технологий сегодня контролируют США, Россия — меньше 0,5%.
Между тем сопоставление кадрового потенциала дает иную картину: у нас
работает около 12% всех ученых и инженеров-разработчиков, а в Америке
всего в два раза больше — 25%. Эти цифры удручают и озадачивают одно-
временно: либо слухи о качестве нашего научно-технического потенциала
5
Кравченко С.И., Кладченко И.С. Исследование сущности иновационного потенциала//Научные труды
Донецкого национального технического университета. Серия: экономическая. Выпуск 68. - Донецк, Дон-
НТУ, 2003. - с. 88-96.
7
сильно преувеличены, либо мы оказались совершенно не способны распоря-
диться одним из самых ценных наших ресурсов, т.е. превратить научно-
технического потенциал в инновационный.
Научно-технический прогресс (НТП) направлен на снижение ресурсо-
емкости экономики. По темпам ее изменения можно судить об эффективно-
сти научно-исследовательских работ (НИР). Результаты мезоэкономического
анализа свидетельствуют о том, что при достаточно высокой патентной ак-
тивности в России и, в частности, в Республике Татарстан, результативность
научной деятельности, измеряемая уровнем интенсификации производства
сравнительно невысока.
Чтобы понять, в чем кроется причина этого несоответствия, стоит
вспомнить одно обстоятельство: структура советской науки была такова, что
с началом реформ главными участниками инновационного рынка должны
были оказаться бывшие советские отраслевые и академические НИИ (к
1990 году их насчитывалось несколько тысяч). Реформируя дореволюцион-
ную систему организации научных исследований, советское руководство
брало пример с Германии, где институты Общества кайзера Вильгельма со-
ставляли основу национальной науки. Немецкие принципы, в соответствии с
которыми чистая наука и образование не должны быть осквернены интере-
сами промышленности, были внедрены в советскую науку. Но советские ру-
ководители пошли значительно дальше немцев, распространив централизо-
ванную систему НИИ не только на фундаментальные исследования, но и на
сферу разработки промышленных технологий.
6
Централизованная система НИИ хорошо показала себя в масштабных
проектах, требующих мобилизации больших ресурсов на приоритетном
направлении вроде строительства гидроэлектростанций, производства атом-
ной бомбы или создания баллистических ракет, но для работы в условиях
отсутствия четких приоритетов, «спущенных сверху», — работы по всему
спектру высоких технологий (особенно ориентированных на потребитель-
ский рынок) она оказалась неприспособленной, за редким исключением.
Вероятность сочетания в одном лице исследовательского и предпри-
нимательского таланта крайне низка. В истории науки сохранилось множе-
ство высказываний ученых по поводу абсолютной практической бесполезно-
сти их открытий. Например, Генрих Герц говорил в конце прошлого века,
что радиоволны никогда не найдут xoзяйственного применения, а Нильс Бор
начале 30-х считал, что энергия атома навсегда останется недоступной чело-
веку.
Постоянно растущие темпы научно-технического прогресса требуют об-
новления форм организации инновационных процессов. Существенным эле-
ментом повышения эффективности является организационный фактор, свя-
занный с формированием кластерной модели управления региональной эко-
номикой. При таком подходе на рынке конкурирует не отдельное предприя-
тие, а региональный промышленный комплекс, который сокращает свои
6
Пригожин А. Нововведения: стимулы и препятствия, Москва, 1989.
8
трансакционные издержки благодаря совместной технологической коопера-
ции предприятий и компаний. В основу Стратегии развития научной и инно-
вационной деятельности в Республике Татарстан до 2025 года заложен прин-
цип кластерного развития сферы науки в республике. Перспективность кла-
стерного подхода обусловлена созданием возможности обеспечения эффек-
тивного сбалансированного роста, увеличения добавленной стоимости, раз-
вития малого и среднего бизнеса и создания новых рабочих мест. Кластерная
модель управления позволяет восстановить цепочки «генерация знаний -
внедрение инноваций», комплексным образом использовать научно-
технический потенциал в приоритетных направлениях развития республики
в условиях кооперации сфер образования, науки и реального сектора эконо-
мики, повысить конкурентоспособность и максимально использовать потен-
циал ключевых фирм-лидеров в нефтегазохимической отрасли, энергетике,
авиации, автомобилестроении, АПК. Предлагаемый подход обеспечивает ка-
питализацию в республике результатов научных исследований, способствует
развитию малого и среднего бизнеса. С другой стороны, одним из основных
ограничений развития республиканских кластеров могут стать низкие темпы
роста и масштаб кооперации научных и образовательных организаций, мало-
го и среднего бизнеса с предприятиями-лидерами. Существует определенный
риск ориентации на технологическое развитие в ущерб гуманизации обще-
ства.
В рамках реализации кластерной модели управления сферой науки в
Республике Татарстан повышается роль научных организаций, требования к
практической значимости исследований.
Инновационная политика организации как фактор глобальной конку-
рентоспособности
Первое специфически инновационное открытие было сделано совет-
ским исследователем Кондратьевым Н.Д. в 20-х годах. Он обнаружил суще-
ствование, так называемых, «длинных волн», характеризующих влияние ра-
дикальных инноваций на мировое промышленное производство. Такие цик-
лы или волны образуются от каждого базового нововведения и представляют
собой множество вторичных, совершенствующих нововведений.
Таблица 1.1
Технологические уклады
Периоды
Основной
вид энер-
гии
Базовые инновации
Первая волна
(1785 - 1835)
Энергия
воды
Новые технологии в текстильной промышленно-
сти
Вторая волна
(1830 - 1890)
Энергия
пара
Развитие железнодорожного транспорта, меха-
нического производства на основе парового дви-
гателя
Третья волна
(1880 - 1940)
Электро-
энергия
Развитие тяжелого машиностроения и электро-
технической промышленности на базе использо-
9
вания стального проката, открытия в области
химии, внедрение радиосвязи, телеграфа, появ-
ление автомобиля, самолета, применение цвет-
ных металлов, алюминия пластмассы
Четвертая
волна
(1930 - 1990)
Ядерная
энерге-
тика
Появление компьютера, радара, массовое произ-
водство бытовой техники, изобретение конвей-
ерной технологии производства, оптико-
волоконных линий связи, энергосбережение
Пятая волна
(1985 - 2035)
Нетради-
ционные
виды
энергии
Достижения в области микроэлектроники, ин-
форматики, биотехнологии, нанотехнологии,
генной инженерии, новых видов энергии, моле-
кулярной энергетики, материалов, освоении
космоса, спутниковой связи, телекоммуникаций
В экономике России, в связи с большими возможностями для экстенсив-
ного развития (огромная территория, дешевые природные ресурсы и рабочая
сила), участием в многочисленных войнах, низким уровнем интеграции с
развитыми странами, получением из стран СЭВ сложного оборудования и
товаров народного потребления, к концу 80-х гг. прослеживалось наличие
одновременно 3, 4 и 5-го технологических укладов, с преобладанием 3-го и 4-
го. Особенность нынешнего момента в том, что следующий за постиндустри-
альным укладом технологический уклад (имя для него еще не придумали)
наступает слишком быстро.
Западные ученые попытались найти связь идеи «длинных волн» с эко-
номическими теориями и обосновать с ее помощью циклические кризисы
производства. Немецкий экономист Й.Шумпетер увидел здесь возможность
ускоренного преодоления очередного спада через активизацию радикальных
технико-экономических нововведений. Вскоре выяснилось, что источником
прибыли может стать не только изменение цен или экономия на затратах, но
и радикальная смена выпускаемого изделия. Фирмы стали разрабатывать
свою «инновационную политику» - динамичную систему продуктовых ново-
введений, обеспечивающих рынок в соответствии с его конъюнктурой. В ре-
зультате, теории современного маркетинга основываются не столько на це-
новом механизме, сколько на инновационном. Инновационная политика ока-
залась весьма перспективным изобретением, причем не только экономиче-
ского, но и социального свойства. Дело тут в том, что, опираясь на гибкий
механизм нововведений, фирмы получили возможность перехватить у рынка
инициативу в формировании спроса. Задача заключалась уже не в том, чтобы
поспевать за его изменчивостью, опережая конкурентов, сколько в том, что-
бы создавать, даже провоцировать потребности массового покупателя в но-
вых предметах быта, услугах и т.д., периодически выпуская такие новинки, о
которых потенциальный потребитель еще не имел представления, но охотно
их «заглатывал». Становление, так называемого, потребительского общества
и началось с активного проникновения новшеств в условия и образ жизни
населения. То есть спрос пошел за предложением.
10
Однако выдержать такую стратегию фирмы могли только при внима-
тельном изучении инновационных процессов. Ибо теперь потребовалась хо-
рошая ориентация в мире научных разработок, восприимчивость персонала к
быстрым и частым перестройкам, умение сделать оптимальный выбор при
наличии большого числа предложений. Эти задачи решал инновационный
менеджмент.
В центре внимания инновационных менеджеров оказывались различ-
ные проблемы:
o
построение теории непрерывности инновационного процесса, поскольку, в
целом, эффективность инновационного процесса обеспечивается не столько
результативностью каждой стадии, сколько скоростью перехода от преды-
дущей к последующей.
o
построение единой теории инновационного процесса, когда каждое новов-
ведение рассматривается в контексте с другими
7
.
Авторы
8
полагают, что в фокусе управления НИОКР должны быть:
– систематическое формирование потоков технологических проектов;
– улучшение менеджмента инноваций;
– диффузия новых технологий на более широкие рынки;
– управление знаниями в целях кодификации, защиты и последующего их
использования;
– организационное обеспечение четкого стратегического видения компании;
– технологическая стратегия, как интегральный аспект стратегии бизнеса;
– использование преимуществ глобализации в экономики на масштабе,
большой гибкости бизнеса, связи технологического знания и бизнес-
стратегии.
Учитывая процессы глобализации и актуализацию менеджмента зна-
ний следует особо отметить, что:
– имеется острая нужда в разработке стратегий НИОКР, основанных на кон-
курентном отображении патентных траекторий фирмы и конкурентов, стра-
тегических нужд фирмы, технологических траекторий, которые могут воз-
никнуть в будущем;
– необходимо ускорение коммерциализации продуктов НИОКР, в том числе
и с использованием реинжиниринга бизнес-процессов;
– технологический менеджмент становится все больше менеджментом зна-
ний; стратегия технологического менеджмента “выкипает” до идентифика-
ции новых благоприятных возможностей, обострения нужды в организован-
ном процессе создания новых знаний, управления эволюцией знания, защиты
аккумулированного знания, снижения времени коммерциализации новых
продуктов;
– развитие знания в формате технологического прогноза становится практи-
ческим моментом формулировки стратегии;
7
См. об этом: Пригожин А. Нововведения: стимулы и препятствия, Москва, 1989.
8
Bowonder B., Yadav S. R&D Spending Patterns of Global Firms // RTM. – 1999. – V.42, №6.
Bowonder B., Yadav S., Kamar B.S. R&D Spending Patterns of Global Firms // RTM, 2000, v.43, №5.