ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2019

Просмотров: 976

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


ИННОВАЦИОННЫЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ



Научно-образовательный комплекс

по специальности

«Иностранный язык: два иностранных языка»













Методические указания к практическим занятиям

по дисциплине «Теория и методика воспитательной работы»

по кредитной технологии обучения для студентов 2 - го курса

по специальности 050119 «Иностранный язык: два иностранных языка»



















Павлодар 2010 год

УТВЕРЖДАЮ


Директор Академии Образования

д.м.н., профессор ______________А.М. Мубараков

___” _______________ 2010 г.

Автор: преподаватель ______________А.И. Шубаро


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к практическим занятиям

по дисциплине «Теория и методика воспитательной работы»


для студентов специальности 050119 «Иностранный язык: два иностранных языка»

для очной формы обучения на базе общего среднего образования


Разработаны на основании ГОСО РК. 3.08.269 - 2006г. г. Астана и типовой учебной программы «Теория и методика воспитательной работы» по специальности бакалавриата 050119 – Иностранный язык: два иностранных языка, Алматы, 2007, рабочей учебной программы «Теория и методика воспитательной работы» (2010)



Утверждены на научно-методическом совете Академии Образования и рекомендованы к зданию

ротокол от 2010 г.

Председатель НМС ФОО Академии Образования

_____________________ ст. преп. Сулейменова Г.А.


Рассмотрен на заседании кафедры «Педагогика и психология»

Протокол № от 2010г.

Зав. кафедрой «Педагогика и психология»

д.м.н., профессор ___________ Ю.А. Россинский


Согласовано:

Начальник ИМО_________________ к.п.н., профессор Н.М. Ушакова














ВВЕДЕНИЕ

Практическое занятие № 1

Практическое занятие № 2

Практическое занятие № 3

Практическое занятие № 4

Практическое занятие № 5

Практическое занятие № 6

Практическое занятие № 7

Практическое занятие № 8


ЛИТЕРАТУРА

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ































Введение

Одной из важнейших педагогических задач в Республике Казахстан на современном этапе является задача воспитания поликультурной социально ориентированной личности, готовой к саморазвитию и самореализации в жизнедеятельности, общении, самосознании. Успешное решение этой задачи требует определенного совершенствования в подготовке педагога-учителя, обладающего профессиональной компетенцией высокого уровня.

Курс «Теория и методика воспитательной работы» входит в систему профессионально-педагогической подготовки педагога-учителя, является базовой дисциплиной и логически связан с разделом «Теория воспитания» в курсе «Педагогика» и педагогической практикой.

Цель курса: Формирование профессионально-педагогической компетенции будущего учителя в области теории, методики и технологии воспитательной работы с учащимися.

Задачи курса:

  1. развитие у студентов установки на овладение профессионально-педагогическими знаниями и умениями в области теории, методики и технологии воспитательной работы с учащимися;

  2. расширение и углубление у студентов знаний общей теории воспитания;

  3. формирование у студентов профессионально-педагогических знаний в области теории, методики и технологии воспитательной работы с учащимися;

  4. вооружение студентов общепедагогическими и специальными умениями, необходимыми в воспитательной работе со школьниками: диагностическими, целеполагания, проектировочными, организаторскими, коммуникативными, аналитическими;

  5. развитие у студентов ответственного и творческого отношения к организации и проведению воспитательной работы со школьниками как одному из важнейших факторов социализации и становления личности ребенка;

  6. обеспечение теоретического осмысления студентами практической воспитательной работы с учащимися;

  7. формирование у студентов потребности в профессионально-педагогическом саморазвитии.


В результате изучения курса студенты должны знать:

  • специфику коммуникации кака особого вида деятельности;

  • основные этапы исторического развития и современное состояние психолого-педагогических наук и методики обучения иностранным языкам;

  • современные теории, методы, формы и способы организации учебного процесса в области преподавания иностранных языков на разных этапах возрастного и индивидуального развития.

В результате усвоения объема теоретических положений и проблем студенты должны уметь:

  • организовать учебно-воспитательный процесс с учетом закономерностей обучения, воспитатния и развития личности;

  • наблюдать, анализировать педагогическую систему, психологические свойства и уровень развития личности каждого ученика; мотивы, интересы, национальные особенности, волю, эмоциональную регуляцию, самооценку.

В результате изучения курса студенты должны владеть:

- общепедагогическими и прфессионально-методическими умениями, обеспечивающими реализацию функций педагогической деятельности, ориентированной на личность ученика;

- навыками и уменями самовоспитания и самообразования с целью профессионально совершенствования;

- культурой педагогического общения;

- формами и приемами педагогического сотрудничества;

- гражданской позицией, гуманностью, познавательной направленностью, педагогическим тактом, коммуникабельностью, общественной активностью, нравственной и эстетической воспитанностью.

В результате изучения курса студенты должны быть компетентными:

  • в профессионально-педагогической деятельности: в работе с разновозрастными группами обучаемых, применяя адекватные технологии обучения и осуществляя рефлексию в целях самосовершенствования;

  • в социально-профессиональном общении, во взаимодействии с окружающими и проявлении толерантности, этики и речевой культуры;

  • в формировании у обучаемых в области охраны окружающей среды экологической культуры.

Пререквизитами курса «Теория и методика воспитательной работы» являются следующие учебные предметы:Введение в специальность, Общая психология, Педагогическая практика на первом курсе, Возрастная психология, Общая педагогика, Этнопедагогика и др.

Постреквизитами - Этнопсихология, Педагогическая практика на третьем и четвертом курсах и др.




































Содержание практических занятий


Практическое занятие № 1

Тема: Предмет и задачи «Теории и методики воспитательной работы»

Цель работ: сформировать представление студентов о содержании нормативных документах в области образования и воспитания Республики Казахстан.

Теоретическое обоснование работы: Готовых универсальных рецептов организации

процесса воспитания придумать невозможно, так как воспитание является одной из самых сложных педагогических проблем. Необходимо отметить, что процесс воспитания всегда персонофицирован, т.е. направлен на конкретного человека.


Теория воспитания рассматривает общие педагогические закономерности этого процесса, его сущность и содержание, структуру и результаты, обосновывает общепедагогические требования к технологии этого процесса. Теория объективирована и поэтому относительно устойчива.

Практика воспитания может быть представлена как реальное осуществление реальными людьми в конкретных условиях целенаправленного духовного воспроизводства новых поколений.Практика более субъктивирована и поэтому более подвижна и изменчива, чем теория,хотя это не лишает ее устойчивых связей и зависимостей при многообразии ситуаций и условий. При этом методика несводима ни к одной из своих составляющих – ни к организаторской науке, ни к правилам межвозрастной коммуникации или к идеям адекватности формы. Методика – это синтез, единство, и это составляет ее качественное своеобразие как всякой техноглогии и как технологии воспитания.

Содержание методики воситания весьма разнообразно, и Б.З. Вульфов выделяет три наиболее важных блока: диагностический, конструктивный и творческий.

Без сильной, развитой методики воспитания нет ни продуктивной теории, ни эффективной практики воспитания. Без взаимодействия с методистом-воспитателем нет подлинного творчества ни учителя, ни ученого. Без опоры прежде всего на собственные резервы – потребности, опыт, знания методиста-воспитателя невозможна его целенапрвленная и професиональная практика.

Содержание и порядок выполнения работы:

Дать характеристику нормативных документов о воспитании: «Комплексная программа воспитания в организациях образования Республики Казахстан», программа «Атамекен» и др.

Контрольные вопросы:

    1. Какие задачи решает «Теория и методика воспитательной работы»?

    2. Раскрыть основные положения нормативных документов в области воспитания в организациях образования Республики Казахстан.

Литература:

  1. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 2. – с. 256 ISBN 5691001744

  2. Гликман И.З. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 176с. ISBN 5305000289

  3. Комплексная программа воспитания в организациях образования Республики Казахстан. – Астана, 2000. – 28с.

  4. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2005. – 144с. ISBN 5769524049

  5. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учеб. пособие для вузов. – Ростов-н/Дону: Март, 2004. – 352с. ISBN 5241004084


Практическое занятие № 2

Тема: Школа как воспитательная система. Организаторы воспитательной работы в школе – субъекты воспитательной системы

Цель работы: раскрыть исторические аспекты развития педагогических систем с позиции разных авторов

Теоретическое обоснование работы: Воспитательная система как педагогический феномен изучается наукой с начала 1970-х годов. Сегодня создана целостная концепция воспитательной системы. Среди ее авторов Л.И. Новикова, В.А. Караковский, А.М. Сидоркин, Н.Л. Селиванова и др.


Воспитательная система школы – социально-педагогический объект, упорядоченный не только относительно собственно педагоических целей, связанных с воспитанием ребенка, но и относительно целей самого ребенка, связанных с удовлетворением актуальных потребностей личности; и эти цели сориентированны. Воспитательная система школы имеет сложную структуру. Ее компененты: цели, выраженные в исходной концепции (т.е. совокупность идей, для реализации которых она создается); деятельность, оеспечивающая ее реализацию, субъект деятельности, ее иорганизующий и в ней учавствующий; рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность; среда системы, освоенная субъектом, и управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему, и развитие этой системы.

Важнейшим аспектом управления управления развивающейся системой являются укреплени е ее системности на каждом новом витке развития, создание действенных связей между ее компонентами. Управление любой воспитательной системой можно рассматривать как трехаспектный процесс: управление процессом ее развития как целостной системы; управление нацеленное на создание и укрепление этой целостности; и управление корректирующее, направленное на включение каждого ребенка и взрослово в систему коллективных дел и отношений в наиболее для него благоприятной позиции.

Создание целостной воспитательной системы по сути есть процесс гармонизации учебной и внеучебной деятельности школьников.

Функции организаторов воспитательной работы различны, они изменяются в зависимости от занимаемой ими должности и осуществляемого воспитательного процесса. Например, деятельность заместителя директора школы по воспитательной работе включает широкий круг функций, главными из которых являются: административная (социальная, развивающая, образовательная, воспитательная); организаторская (аеалитико-рефлексивная, корректирующая, оценочно-результативная, стимулирующая); технологическая (диагностическая, конструктивная, методическая, коммуникативная, организаторская, исследовательская).

Главные функции классного руководителя: системно-организующая, диагностирующая, коммуникативная, воспитательная, проектирующая, организационно-деятельностная, развивающая, методическая, стимулирующая, оценивающая, охранно-защитная, корректирующая.

Возмпожны следующие варианты должностного статуса классного руководителя в общеобразовательных школах:

- классный воспитатель (освобожденный классный руководитель);

- классный руководитель;

- класный куратор.

Напрвления деятельности классного руководителя определяются его функциями. Традиционно выделяют следующие направления:

- изучение учащихся и коллектива,

- сплочение и развитие коллектива,


- индивидуальная работа с учащимися,

- взаимодействие с семьей,

- взаимодействие с педагогами школы,

- привлечение представителей общественных организаций к воспитанию детей.

Содержание и порядок выполнения работы:

  1. Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе и его функции.

  2. Заместитель директора по внеклассной воспитательной работе и его функции.

  3. Воспиательная деятельность педагога - учителя.

  4. Классный руководитель, школьный психолог, социальный педагог, воспитатель группы продленного дня, детские, родительские и другие школьные объединения в общей воспитательной системе школы.

  5. Задачи и функции классного руководителя.

  6. Содержательные направления («учение», «здоровье», «образ жизни», «досуг» и др.), виды и формы деятельности классного руководителя.

  7. Вариативность классного руководства. Критерии эффективности работы классного руководителя.

Контрольные вопросы:

    1. Что такое воспитательная система?

    2. Как создать воспитательную систему в школе?

    3. Чем обусловлена вариативность деятельности классного руководителя?

    4. Охарактеризуйте взаимосвязь функций классног руководителя.

    5. Назовите основные направления деятельности классног руководителя.

Литература:

  1. Ксензова Г.Ю. Психолого-педагогические основы воспитательной деятельности классного руководителя и учителя. – М.: Педагогический поиск, 2004с. ISBN5901030710

  2. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академия, 2004. – 144с. ISBN 5769517506

  1. Гликман И.З. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 176с. ISBN 5305000289

  2. Рожков М.И., Байбордова Л.В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 384с. ISBN 5305001021

  3. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие/В.М. Коротков, А.Ю. Гордин, В.В. Жуков. – М.: Просвещение, 1990. – 176с. ISBN 5690017417

  4. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2005. – 144с. ISBN 5769524049


Практическое занятие № 3

Тема: Воспитательная система класса как составляющая воспитывающей и развивающей среды

Цель работы: Рассмотреть особенности воспитательной работы с семьей, детскими (молодежными) организациями и объединениями неформальными детскими (молодежными) организациями и объединениями

Теоретическое обоснование работы: Взаимодействие школы и семьи обусловлено следующими обстоятельствами:

- единым объектом (субъектом) воспитания;

- общими целями и задачами воспитания детей;

- возможностью всестороннего изучения детей и координации влияния на их развитие;

- необходимостью согласованности действий педагогови родителей;

- возможностью объединения усилий школы и семьи в решений проблем ребенка;

- возможностью взаимного обогащения семей, классного и школьного коллективов, каждого участника взаимодействия.