Файл: История рус лит- зачет- Материалы для подготовки-Заочники.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2019

Просмотров: 1368

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особое место этих рассказов в веселом, жизнерадостном тв-ве Чехова раннего периода.

«Толстый и тонки», «Смерть чиновника»: высмеивание раболепия и чинопочитания. Что происходит в рассказах? В чем символичность фамилии героя рассказа «Смерть чиновника»? Как в рассказе переосмысляется тема «маленького человека»?


Что высмеивается в рассказах «Хамелеон», «Унтер Пришибеев»?


50. Высота нравственных требований к человеку и борьба с «уклонениями от нормы» в произведениях А.П. Чехова («Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «Попрыгунья»).

Ч знает, что жизнь сложна. Главный конфликт его произведений: ч-к сталкивается со всей сложностью жизни. Одолеть эту мучительную сложность почти невозможно, и Ч. не требует этого от своих героев. Но от усилий души человека в жизни, по Чехову, все же многое зависит. Как бы ни была трудна, пошла и безыдеальна жизнь, ч-к все же должен стараться сохранять в себе верность нравственной норме. Все равно его душа должна трудиться! От того, насколько герой трудится душой, переживает свое несовершенство, стремится жить достойно, зависит и авторская оценка героя.

Если ч-к не трудится душой, принимает пошлость как норму жизни - это становится источником его духовной гибели.

Ольга Ивановна в «Попрыгунье» - неглупая и вполне симпатичная молодая женщина – слишком любит себя. Поэтому она предает своего мужа – талантливого врача Осипа Дымова и, хотя и не прямо, но становится причиной его гибели.

В рассказе (повести) «Ионыч» ведущая тема - тема гибели человеч. души . Не сопротивляясь пошлости жизни, молодой врач Дмитрий Ионович Старцев за несколько лет из пытливого, чистого молодого ч-ка превращается в ожиревшего и отупевшего обывателя, наживающегося на своих больных и не способного чувствовать. В первой половине рассказа Ч. сочувствует д-ру Старцеву. Не его же вина, что в городе нет настоящей интеллектуальной жизни, не с кем, кроме семейства Туркиных, поговорить, что он беден и вынужден бороться за какой-то достаток. Но во второй половине рассказа Ч. отказывается сочувствовать своему герою. Перед нами уже почти сатирич. образ. Вина героя в том, что он сдался перед пошлостью, сделал целью жизни приобретательство, стал наживаться на страданиях своих больных. Из д-ра Старцева герой превратился в Ионыча.


«Мал. трилогия» -3 рассказа о разных формах футляра, в который загоняют себя люди. В двух первых рассказах герои резко высмеиваются Чеховым, а вот в рассказе «О любви» Ч. сочувствует своему герою Алехину, так и не сумевшему выбраться из футляра привычек.

Чем же герои двух других рассказов трилогии заслужили насмешку Ч.? Расскажите.


См.:

http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=215&author=70&dtls_books=1&title=278;

http://www.a4format.ru/pdf_files_bio2/42d6c4c2.pdf;

http://www.a4format.ru/pdf_files_bio2/42d74cc1.pdf


51. Важнейшие проблемы эпохи и человеческого бытия в произведении Чехова «Палата №6».



Место повести в творчестве Чехова. Какой этап она начинает? Какие требования Ч. к человеку она задает?

Герои: доктор Рагин, Громов. Что с ними происходит?

В чем беда и в чем вина вполне симпатичного интеллигента д-ра Рагина?

Сторож Никита как воплощение тупого насилия.

Палата № 6 как воплощение самой России с ее неуважением к человеческой личности, насилием и сводящим с ума политическим сыском.


См.:

http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=215&author=70&dtls_books=1&title=275&submenu=3;


http://www.a4format.ru/pdf_files_bio2/4787321a.pdf


45. Проблематика, особенности конфликта, система образов драмы А.П. Чехова «Вишневый сад». Драматургическое новаторство Чехова.


Ч. начинает в драматургии с шуток и водевилей.

Потом – драмы «Иванов», «Чайка», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад».

Особенности драматургии Ч.

  1. Повседневная жизнь. Жизнь в ее реальной сложности и реальном течении.

  2. .Главное – герои конфликтуют не друг с другом, а с жизнью. У этого конфликта зачастую нет внешних форм.

Новая форма конфликта - новая драма. (Впрочем, в некоторых пьесах есть еще один конфликт: столкновение душевно чистых людей с пошляками и эгоистами: сестры Прозоровы – жена их брата Наташа (Три сестры), нормальных людей – и профессора Серебрякова (Дядя Ваня).

  1. Герои не столько действуют, сколько осмысляют жизнь.

  2. Т.е. темп развития событий замедлен, воспроизводится сам поток жизни.

  3. Наличие не одной, а нескольких сюжетных линий (если уж воспроизведен сам поток жизни).

  4. Много групповых сцен. Люди разговаривают, но каждый живет своей жизнью.

  5. Наличие «лирического подтекста», когда человек не напрямую говорит о своем состоянии души, а «проговаривается». Его драма складывается как бы из мелочей, но они обязательно присутствуют в тексте (в «Вишн. саде» Варя во время несостоявшегося объяснения с Лопахиным все ищет какие-то калоши – а в это время ее судьба рушится, она это понимает; в «Трех сестрах» Маша твердит строчку про кота , что «ходит по цепи кругом» - это ее жизнь).

  6. Глубокий лиризм.

  7. Наличие символич. образов.

  8. Смешение драматического и комического: все как в жизни. Комизм, несообразность в человеч. жизни.

«ВИШНЕВЫЙ САД» (1903)

Проблематика: старая жизнь уходит безвозвратно, настоящее неустойчиво и не вполне радостно. Каким будет будущее? Это касается каждого. Но при этом в целом речь идет о судьбе России. Сад – символическое воплощение России, ее судьбы.

Дворянско-помещичье прошлое воплощают старые хозяева: Раневская, Гаев. Характеристика. Симпатичные, но «недотепы», как говорит Фирс. Барство особенно очевидно в Гаеве.

Новый хозяин – Лопахин. Характеристика. Надолго ли?

Будущее России воплощают Аня, Петя Трофимов. Это тоже милые люди, устремленные к каким-то новым формам жизни, но к каким, они не знают.

Но не за лакеем ли Яшей это будущее? Ведь только ему хорошо, он действует уверенно, как перечит своим господам. В нем уже пробуждается хозяйское чувство, и у него уже есть первая жертва: по его вине в покидаемом доме заколочен Фирс.


Символические образы: сад, оборванная струна как нарушение коммуникации между людьми и гармонии в мире.


См.:

http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=215&author=70&dtls_books=1&title=287