Файл: История рус лит- зачет- Материалы для подготовки-Заочники.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2019
Просмотров: 1386
Скачиваний: 6
МД и ВД душевно чисты. добры, деликатны. МД идет на крайние лишения, чтобы помочь В, которая скрывается от преследователей. И при этом ни слова не говорит ей о своих бедствиях, пока он сама о их не узает. С той же самоотверженностью и В. спешит помочь МД.
Это люди гордые, но беззащитные. конец романа печален. В-ку увозит жестокий помещик Быков, а МД остается в безутешном горе.
Новаторство Дост.: он раскрыл сложный внутр. мир «маленького», задавленного жизнь. ч-ка. В этом его трактовка отличается от гоголевской в «Шинели», где Гог. заставил нас жалеть Ак.Ак., но при этом не стал заглядывать в душу. Да, видно, и сама эта душа у гог. героя от постоянных унижений выцвела и «скукожилась».
См.:
http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=196&author=31&dtls_books=1&title=269
35. Идейно-художественные особенности романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Время написания – 1866, пореформенное время, потеря устойчивости существования, попытки молодежи найти новое мышление Состояние всеобщего неблагополучия, неустроенности.
Изображение жизни «униженных и оскорбленных». Это не только семейство Мармеладовых (какова его история?). Это и семейство Раскольниковых (какова его история?). Неблагополучие во всем, вокруг Раскольникова множество обездоленных: девочка, которую пытается спасти Раск., женщина, что бросается в реку, несчастная Лизавета. Хорошо только негодяям и циникам: Лужину (кто такой?), Свидригайлову (кто такой?)
Теория Раск. – от безвыходности, от оскорбленности человеч. сознания несправедливостью. Но и она не выход.
.. Жанр: социально-психологич. и философский роман. Роман идей, полифонический, т. е. многоголосный роман (у каждого своя правда: правда Раскольникова, правда Сони, идеи Лужина).
Действие происходит то на улицах и площадях Пб, где человек одинок и затерян, то в странных пространствах человеческого жилища. Так что пространство романа - это и холодное, равнодушное пространство Петербурга, и маленькие, страшные комнатушки, в которых живут герои.
Глубина психологизма. Особенность: человек изображен на пределе духовных и интеллектуальных сил.
Теория Р. как искаженная и извращенная форма протеста против страшной соц. действительности. Суть теории, два ее пласта.: 1) убийство, кровь по совести как путь к соц. справедливости, к спасению людей.; 2) кому решать, кого спасать, а кого убивать – теория «твари дрожащей» и ч-ка, «право имеющего». Высокие идеи оборачиваются цинизмом (похож на Лужина – расчет; на Свидригайлова – что хочу, то и сам себе позволяю). Оправданность насилия и даже убийства высокими целями – главная тенденция в развитии взглядов молодого поколения, радикалов, Это главная тревога Дост. К чему это может привести: Р. убил не т. старуху-процентщицу. Кого еще?
Только раз разреши себе кровь… Картина того будущего, в которое может погрузиться мир, - в страшном сне Раск. в эпилоге. Что это за сон?
Выход? Правда Сони: пострадать за других, принять страдание на себя. Другого выхода нет. Но это путь Христа.
См.:
http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=196&author=31&dtls_books=1&title=267
36. Раскольников
См.
http://www.a4format.ru/pdf_files_bio2/471488fa.pdf
http://www.a4format.ru/pdf_files_bio2/47ca8c76.pdf
37. Поиск положительно-прекрасного героя в творчестве Достоевского (на материале романа «Идиот»). ИЛИ
38. Философский роман Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы».
Роман Ф.М. Достоевского «Идиот» – «роман о положительно прекрасном человеке». Идейно-философское наполнение романа.
Время создания, изображение пореформенной России, утверждения в ней буржуазных отношений, усиливающейся власти ДЕНЕГ, усиливающейся разобщенности людей.
Именно в такое время кн. Мышкин возвращается из-за границы. И какой он видит русскую жизнь?
Каков сюжет? На что направлены все усилия Мышкина?
Явление князя-Христа среди всеобщего неблагополучия смогло ли спасти мир?
История кн. Мышкина. Характеристика. Отношение к окружающим и с окружающими, в том числе с Настасьей Филипповной, Рогожиным, Аглаей.
Образная система:
в центре – князь М., совмещающий в себе физическую немощь с духовной силой и цельностью;
Его антипод – Рогожин. Но и в нем живет живая душа. И этим он отличается от самодовольного сластолюбца Тоцкого (кто это?).
Настасья Филипповна. Жизнь определила ее сложный, изломанный характер, превратила гордость в мучительную гордыню. С ней возникает тема любви-страдания и тема попранной красоты.
Чем для кн. Мышкина кончилась его попытка спасти других людей, сделать мир добрее? Только ли поражение? В чем здесь философия Дост.?
См. также:
http://www.a4format.ru/pdf_files_bio2/4716f31d.pdf
http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=196&author=31&dtls_books=1&title=268
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D1%82_%28%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%29
ИЛИ
Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Идейно-философское наполнение романа.
Итоговый роман. В нем возникает вся пореформенная Россия и ставятся коренные вопросы бытия. Вновь – осмысление неблагополучия, отсутствия гармонии, нравственных, человеколюбивых начал в русской жизни. Почему «братья Кар», почему желание поставить в центр изображения семью? Что происходит с семьями?
«Карамазовщина». Что это? Федор Павлович К как воплощение «карамазовщины» - забвения извечных нравственных ценностей.
Разные формы и проявления к-щины в Дмитрии и Иване. Дмитрий как воплощение губительной широты рус. характера. Нравственные ценности заслонены страстями. Хороший человек Дмитрий теряет самого себя. Уже в пылу страсти он готов убить отца.
Иван как воплощение умонастроений рус. радикальной молодежи. Похож на Раскольникова. Тоже мечтает о справедливости. Он отходит от извечных нравственных ценностей не из-за страстей, а из-за разума. Его интеллект выстраивает картину мир. Восстановите связь: гуманизм Ивана – отказ от Бога – своеволие. Если Бога нет, то все дозволено: дозволена и ненависть к брату, и мысль об убийстве отца. Как с Иваном связан лакей Смердяков, настоящий убийца Федора Карамазова?
Алеша. Не уходит в монастырь, а служит людям в миру.
Женские образы: Катерина Ивановна, Грушенька. Сложные в психологич. плане. Важнее, пожалуй, образ Грушеньки, страстной души и мечтательной, несмотря на внешний прагматизм, натура. Ее готовность идти за несправедливо осужденным Дмитрием на каторгу, закономерна.
«Легенда о Великом Инквизиторе», содержание. Кто ее рассказывает? Поднимаются ли в ней до сознательного выбора Бога в душе люди?
Важнейшая мысль Дост. в романе, да и во всем творчестве: практически в любом человеке есть темное, дьявольское, но есть и божеское, «идеал содомский» и «идеал Мадонны». Жизнь как жестокое противоборство этих начал. Метания между добром и злом проходят через каждую душу. Зло в людях сидит глубоко, и божеское в них торжествует далеко не всегда. Но все же во многих заскорузлых душах оно пробуждается и побеждает: в Дмитрии, Грушенька, Иване, жестоких мальчиках, смеявшихся над отцом Илюшечки, в лакее Смердякове, который не смог жить после убийства отца. Т.е. Дост., в отличие от Инквизитора, верит в то, что человек способен преодолеть зло в своей душе и избрать путь добра.
См. также:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%F0%E0%F2%FC%FF_%CA%E0%F0%E0%EC%E0%E7%EE%E2%FB
39. «Война и мир» как национальная эпопея и исторический роман. Философский смысл категорий «война», «мир».
40. Принципы изображения войны, образы Кутузова и Наполеона в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». «Мысль народная» как идейная основа романа.
41. «Мысль семейная» в романе.
Духовные искания главных
героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир».
В интересах студента вопросы 47-49 могут быть дополнены или частично заменены вопросом «Мои любимые герои (страницы) романа Толстого «Война и мир»).
1863-1869 гг.
Жанр.
Ром-эпопея. Это не формальное соединение элементов эпопеи и элементов романа, а особое жанровое единство.
Черты эпопеи, отчетливо ощущаемые в «В.и м» каждым читателем:
большой масштаб повествования (в «В и м» огромный масштаб: 600 героев, около 200 исторических лиц, 20 сражений и 15 лет русской истории. ХРОНОЛОГИЯ РОМАНА I том 1805 год II том 1806-1811гг III том 1812 год IV том 1812-1813гг Эпилог 1820 год );
изображение знаменательных, решающих событий в истории страны, в жизни нации;
человек предстает в своем единстве с народом, в своей связи с историч. событиями.
Романное начало связано с изображением жизни семей, частной жизни героев, с повествованием о развитии, поиске и духовном росте героев. Черты исторического, социально-психологич., философского романа.
Композиция. Сложнейшая. Переплетено изображение историч. событий и событий частной жизни, исторические и вымышленные персонажи находятся в тесном единстве, переплетаются линии, связанные со множеством героев. Основной композиционный принцип – принцип сцепления, создания « мозаики» бытия (показать). Но что организует эту мозаику? Это основной конфликт, проходящий через весь роман, -столкновение правды (мир) и лжи (война), группирует героев.
Другие важнейшие особенности композиции:
-
в центре романа – жизнь трех семей, трех семейных гнезд: Болконские, Ростовы, Курагины (князь Василий, Элен, Анатоль).
-
центральным событием романа явл. Бородинская битва.
Главный конфликт – столкновение сил войны и мира. То есть столкновение сил разрушения, самодовольства, эгоизма, лжи с 1 стороны и сил созидания, альтруизма, добра, истины с др. стороны. Символика названия, отражение в ней фундаментальной философии произвед. Война – это и ложное и жестокое в человеч. жизни.
К силам войны и лжи близки и ложная красота (исключительно красивы Элен Курагина, Анатоль Курагин, но они эгоистичны, лживы, безнравственны, они вторгаются в чужие жизни, чтобы разрушить их
ложное величие (его воплощает Наполеон, но, помимо того и Александр I.
Герои из лагеря «мира». Кого любите, хорошо знаете? В чем их истинная, а не ложная красота?
--------------------------
Наполеон. Т. по-настоящему ненавидит его. Изображение Наполеона близко к сатирическому. Чего стоит только его подрагивающая ляжка!
Наполеон на поле Аустерлица, над страдающим от раны Андреем. Слова Нап.: «Вот прекрасная смерть!» звучат как издевательство над человеческим страданием. Не случайно резкое разочарование князя Андрея в своем былом кумире.
Самолюбование Нап. при переходе через Неман. За него на его глазах гибнут люди, а он самодовольно созерцает все это. Самолюбование и перед Бородинской битвой, и в ходе нее. Осведомляется, выдали ли солдатам рис, но ведь этих же солдат завтра может уже не быть – и все из-за его амбиций!
Кутузов же воплощает истинное величие. В чем оно? В чем особый ум Кутузова, особая связь с «мыслью нар.»?
Как это единство выражается перед Бородином (вспомните молебен на Бородинском поле), во время сражения? Больше всего Кутузова заботит армия, сохранение жизни людей. Он болеет душой за Россию, именно эта душевная боль и есть истинный патриотизм.
Народное начало в Кутузове очевидно. Его точно почувствовала девочка Малаша, ставшая свидетельницей совета в Филях. Для нее К – «дедушка».
Стариковская немощь К намеренно подчеркнута Т., чтобы подчеркнуть его силу духа, его истинное величие.
Философия К. –это философия Толстого. Толстой развивает в романе целую философию истории. Ее важные составляющие:
1) исход войны решают не личности, а дух армии.
В австрийской военной кампании К. был уверен в неудаче. Так и случилось: духу армии не на что было опереться, солдаты не понимали, за что воюют. Другое дело – война 12-го года, когда ненависть к врагу и «скрытая теплота патриотизма» объединили всех.
2). Управлять историей нельзя. Законы, по которым она развивается, недоступны человеч. разуму.
3). Однако бывают моменты, когда сотни тысяч воль сливаются воедино – тогда историч. закономерность становится ощутимой. Так что свой вклад в развитие историч. событий вносит каждый. Вклад в победу над Нап. внес каждый солдат, каждый москвич, ушедший из Москвы, ушедшие в леса крестьяне, Пьер, Наташа и т.д. Война 12 г. объединила всю русскую нацию, все сословия. В этом, по Толстому, залог победы.
«Мысль народная» как основа эпопеи. Это не только изображение народа, простых людей; это и мысль о тесном единстве между народом и лучшими представителями дворянства. Глубокий демократизм всегда был свойствен лучшим из них (докажите эту мысль, вспомнив, например, сцену охоты Ростовых и следующую за ней сцену пляски Наташи в доме у дядюшки). Когда это надсословное духовное единство проявляется в полной мере? Война, Бородино. Кто для солдат кн. А., как ведет себя Пьер? Пьер в плену: граф Пьер Б. учится у солдата Каратаева.
Изображение самого народа. Народ на войне. На Бород. поле. Нравств.сила армии. В 4-м томе показаны события после Бородина: ряд сражений, пребывание Пьера в плену, жизнь уехавших от французов героев и – главное – партизанское движение. «Дубина народной войны», о которой говорится в 4-м томе - это о чем?
Важные персонажи, представляющие разные стороны народного характера, самого народа:
Платон Каратаев и Тихон Щербатый. Терпение, незлобивость, трудолюбие, нравственная несгибаемость – Платон Каратаев. Тихон Щербатый, партизан из отряда Денисова, воплощает народную удаль, энгергию, ловкость и мастеровитость. Но при этом Толстой не скрывает и жесткость (и даже жестокость) Тихона, который с легкостью не только достает «языка», но и расправляется с пленником.
Но важна и «мысль семейная», с которой, впрочем, соседствует и мысль о значительности каждой личности, ее индивидуального поиска истины и смысла жизни
Три семьи переплетены сложными взаимоотношениями.
Болконские – семья, в которой доминирует интеллектуальное начало, разум. Но не менее важно в строе их души и характера – чувство чести и долга.
Ростовы. Они живут сердцем. Здесь доминирует женское начало теплоты и сердечности и, как следствие, доминируют женщины (Наташа).
Курагины воплощают подлейший эгоизм людей, у которых нет ни интеллектуальности, ни сердца.
-------------------------
«Герои пути», герои постоянного духовного поиска и внутренней работы, герои с особой установкой на поиск истины – это князь Андрей и Пьер. Поиск истины, недовольство собой, стремление жить осмысленно, честно – вот важнейшие их черты. Способность к развитию и само развитие, изменение как важнейшее качество положит. героев. Это при их изначально высочайшем духовном, нравственном «старте» в романе. Изменения ч-ку дорого достаются: герои совершают ошибки и расплачиваются за них ( какие?), но при этом духовно растут..
Расскажите о поисках каждого.
Дорога князя Андрея – это дорога чести. «Быть вполне хорошим» - это устремление Пьера.
Расскажите о пройденном каждым из них пути.
См. также:
http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=210&author=61&dtls_books=1&title=271;
http://www.a4format.ru/pdf_files_bio2/4b2d070d.pdf;
http://www.a4format.ru/pdf_files_bio2/474e8646.pdf;
http://www.a4format.ru/pdf_files_bio2/4b2cf76f.pdf;
http://www.a4format.ru/pdf_files_bio2/474e9f34.pdf
52. Жанр сатирической новеллы в творчестве А. П. Чехова («Хамелеон», «Унтер Пришибеев»), роль сатирического начала в произведениях «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника».