Файл: История рус лит- зачет- Материалы для подготовки-Заочники.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2019

Просмотров: 1369

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

См.:

http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=195&author=24&dtls_books=1&title=33



5. Периодизация творчества А.С.Пушкина. Романтический и реалистический периоды. Основные мотивы лирики.

Ранний (ученический период).

Романтический (южный) пер.

Реалистический (с 1824)

Лирика.

Свободолюбивая лирика:

ранний период («Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву»); романтический период (мечта о свободе: «Узник», «Кто, волны, вас остановил…»); зрелое тв-во (стихи, связанные с декабристской темой: «Во глубине сибирских руд…», «Арион»; постепенно пространством свободы становится пространство человеческой души: «Анчар», «Из Пиндемонти»).

Лирика дружбы: «К Чаадаеву» (1818): обращение юного Пушкина к старшему товарищу – гусару, мыслителю, человеку передовых убеждений Петру Чаадаеву. Это дружеское послание, но в нем звучит тема вольности, борьбы с самодержавием. Гражданственный пафос сливается с интимными, задушевными переживаниями поэта, точнее, становится ими.

«19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»): это дружеское послание, приуроченное ко дню годовщины лицея. П. не может быть с друзьями на праздновании (находится в ссылке в Михайловском). Удивительно музыкальное ст., содержащее сложные переливы чувств. Лирический сюжет: осенний пейзаж и грусть одиночества – воспоминания о тех, кто не сможет быть на празднике, - П. называет трех верных друзей, которые посетили его в ссылке, - рисует картину будущей встречи. И вот на этой встрече П. предлагает тост за тесную дружбу, за Лицей, за наставников-учителей, и даже за своего главного гонителя – царя Александра («…Он взял Париж, он основал лицей»). Светлое и грустное, но жизнеутверждающее по ведущей интонации. Центральная тема – тема дружбы, спасительной и утешительной. Вспоминает. Это гимн верности в дружбе (в середине ст. – знаменитые слова: «Друзья мои, прекрасен наш союз!/ Он как душа неразделим и вечен /– Неколебим, свободен и беспечен, /Срастался он под сенью дружных муз./ … Отечество нам Царское Село!»).

«В Сибирь» («Во глубине сибирских руд…») – слова горячей поддержки сосланным друзьям-декабристам.

Любовная лирика: «К* («Я помню чудное мгновенье…»), «Талисман», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…» - самостоятельный анализ.

Философская лирика. Философский поиск проходит через все тв-во. Драматизм филос. лирики конца 20-х («Анчар» – это и филос. лирика тоже: Раб по мановению царя послушно «в путь потек» за ветвью ядовитого анчара, и в результате не только оказывается жертвой Царя и умирает; он еще и становится пособником разрастающегося зла – Царь напитаел ядом анчара свои стрелы, разносящие смерть). В разные годы появл. ст. о трагизме жизни: «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы…». Позже – грустные, но не безысходные размышления о цикле жизни, о неизбежности смерти и такой же неизбежности продолжения жизни («Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Вновь я посетил…»). Об истинных ценностях жизни, о счастье внутренней свободы – ст. «Из Пиндемонти».


Тема поэта и поэзии, тема творчества. Ст. «Пророк» (звучит тема божественного призвания поэта, его особого места в мире и страдности его пути);. Ст. «Поэт» (житейски неустроенный, поэт высок духом, велик своим даром). «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»: 1836, П. подводит здесь итог своего творч. пути. От непокорного вознесения над обществом и временем (1-я строфа) лирич. мысль движется к предсказанию своей судьбы в будущем (2-3 стр.), утверждает высшие гуманистические ценности и в финале приходит к итогу – божественному признанию поэта.


<Несколько стихотворений надо просто хорошо знать и … любить! Рассказывайте о любимых стихах, старайтесь анализировать их.>


См.:

http://www.a4format.ru/author.books.php?lt=207&author=53&dtls_books=1


  1. Жанр романтической поэмы в творчестве А.С.Пушкина.Основные мотивы лирики.

Ранний (ученический период).

Романтический (южный) пер. (1820-1824).

Реалистический (с 1824). И уже в нем м. выделить подпериоды: «михайловский», годы после ссылки, «б



Романтич. период в тв-ве П. – это южный период, годы южной ссылки (1820-24). По самому состоянию души, по всем обстоятельствам своей жизни П. в это время «совпадает» с романтизмом.

В самой природе романтизма: стремление к необычному, неудовлетворенность действительностью. бунтарский характер. «Южные» поэмы П.: «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья разбойники» (сохранилась не полностью), «Цыганы».

«Кавказский пленник» (1820-1821). Необычность среды: Кавказ, особое для рус. художественного сознания место. Сюжет: история пленника (скорее всего, рус. офицера), оказавшегося в плену у горцев и спасенного влюбленной в него черкешенкой. Почему поэма произвела такое впечатление на рус. публику?

Образ пленника. Герой эмоционально, духовно близок автору. При всей обобщенности, условности в нем узнаваемы черты современника, не удовлетворенного действительностью. (Что узнаём о его прошлом?) Важно то, что на Кавказ отправился за «призраком свободы».

История отношений с черкешенкой (уточните). Она способна на высокое всепоглощающее чувство, а он разочарован и оттого холоден. Черкешенка, дочь простого народа, обладает большей цельностью, чем пленник (пушкинское осмысление темы цивилизации и естественного человека).

Подчеркнем: драма героев у П. естественна и правдива.


«Цыганы» (1824). В Алеко живет бунтарское, романтическое начало. Критика А. современного общества, его бездуховности, отсутствия в нем свободы, сознательный отказ А. от него. Каков сюжет?

П. сочувствует герою, но осуждает за эгоизм, в который выливается романтическая опора исключительно на собственную личность («Нет, я не споря от прав своих не откажусь!»). Это сложный, во многом уже близкий к реализму взгляд поэта на человека. Реалистичнее становится и изображение среды: снижена романтизация цыган, они показаны в заботах повседневности.



См.:

http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=207&author=53&dtls_books=1&title=92


11. Особенности драматургии А.С.Пушкина. «Маленькие трагедии» как хужожественное целое. (или: «Борис Годунов». Проблематика, система образов.


Особенности др-гии П.

П. считал, что Д. должна обращаться к значительной проблематике, должна нести в себе «истину страстей» и «правдоподобие чувствований». По сути, это программа реалистического театра.


«Борис Годунов» (1824-25). Время создания, биографические обстоятельства, спор с декабристами о проблемах власти. Ведущие темы: тема народа и его роли в истории, тема власти, степени ее нравственности и причины ее безнравственности. В русской власти осмыслены: ее «самозванство» и ее непризнанность народом, «Самозванство» как широкое, символическое понятие, как отсутствие нравственного права руководить народом. Нет нравственного права на это у Бориса: он пришел к власти через кровь; нет прав на царствование у безродного Григория Отрепьева.

Роль народа в истории: народ – пешка или решающая сила? Как отвечает на этот вопрос П? Ведь он показывает, как с самого начала власть имущие манипулируют народом, и тот послушно «кричит» Бориса на царство, приводит его к власти. Но всегда ли народ – пешка? Как «мнение народное» сказывается на царствовании Бориса? Как люди относятся к Борису? Народное мнение озвучивает юродивый Николка. Он говорит в лицо Борису, что не будет молиться за него, «царя Ирода - Богородица не велит». Почему народ сначала готов поддержать Самозванца, но потом с ужасом отворачивается от него? Это происходит в финале. При каких обстоятельствах?

Финальная ремарка: «Народ безмолвствует». Какой смысл, по-вашему, вложен в эти слова автором?

Художественные открытия.

Изображены не локальные события, а несколько лет русской истории (какие? Какой это исторический период?). История представлена во всем драматизме, перед нами – само движение исторических событий. Реализм в изображении исторических событий и человеч. характеров.

Композиция (построение): 1) состоит из отд. сцен; 2) содержит 2 линии: Бориса и Самозванца (2 гл. героя. Это совершенно необычно). Дайте оценку героям.

Третий гл герой – народ. Юродивый Николка как выразитель народного мнения. Финал, ваше понимание последней ремарки «Народ безмолвствует».

Язык трагедии: настоящий 17 в., хотя без избыточной стилизации, но и уходящий от изящества 19-го в.?


«Маленькие трагедии». Написаны: Болдинская осень, 1830, личные обстоят-ва. Сравнить с «БГ»: Россия – Европа; цари и нар., масса – отд. яркие личности. Условность и узнаваемость места и ист. времени: эпоха на переломе (хотя разные эпохи, ср. «Пир…» и «Моцарт и С.»), крушение устоявшихся порядков, ценностей, становление бурж. отношений (где – особенно очевидно?).

Общая проблематика: страсти, владеющие людьми, ведущие к нарастанию разлада. Состав цикла: назвать (всего 5 пьес, хотя задумывалось больше). Принятый порядок, в котором печатаются «МТ». Острота конфликта в каждой части, о какой из страстей каждая из них? Можете рассказать о той из пьес, которую лучше знаете. В каждой пьесе – конфликт, мощное столкновение: Барон – Альбер (смысл), Дон Гуан – Командор (смысл), Сальери – Моцарт (смысл), Вальсингам – Священник (смысл). Реализм в изображении конфликтов, характеров.



См.:

http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=207&author=53&dtls_books=1&title=1078

http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=207&author=53&dtls_books=1&title=1079


Проза Пушкина.

10. «Повести Белкина» А.С.Пушкина как начало русской реалистической прозы.

11. Особенности жанра, композиция, проблематика, образная система повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».


10. «Повести Б» (Выстрел, Метель, Гробовщик, Станц. смотритель, Барышня-крестьянка). Когда написаны (Болд. осень, 1930). Торжество реализма. Показана обычная повседневная жизнь. Жизнь России, всех сословий. 5 повестей, объединены именем рассказчика, скромного помещика Ивана Петровича Белкина. Реализм в изображении его характера тоже: он небогатый офицер, помещик, рано умерший и оставивший записки. Но в них – не только вся Россия, но еще и нормальный, вдумчивый, мудрый взгляд на мир (в нем объединяются видение мира Ивана Петровича Б. и взгляд самого П.). Тематическое разнообразие цикла, разнообразие настроений. Использован очень популярный в 1820-30-х годах жанр повести: именно через повесть молодая русская проза осваивала действительность, постепенно приближаясь к жанру романа. Укрупнению картины мира способствовала циклизация повестей (их объединение), что мы видим и в случае «ПБ».

«Выстрел» - о чем (жизнь высшего сословия и простых армейских офицеров). «Метель», «Барышня-крестьянка» - о чем. (жизнь поместного дворянства), «Гробовщик» - странная, в духе романтизма история, но при этом реалистически изображена жизнь городского мастерового люда. «Станционный смотритель» (особо; знать обязательно!). В жизни героев все в конце концов завершается так, как должно быть в логике социальной действительности. Это и есть реализм!

«Станционный смотритель» - особое место в сборнике. Сюжет. Образ Самсона Вырина. Открытие темы «маленького человека» (это бедный ч-к, обычно мелкий чиновник, попираемый и унижаемый обществом, гос-вом; при этом важно еще и его самоощущение: и он сам чувствует себя человеком маленьким, робким, задавленным). Громадное сочувствие этому «мал. ч-ку», пронизывающее всю повесть. Позже к этому типу «мал. ч-ка» П. обратится еще в поэме «Медный всадник».


См.:

http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=207&author=53&dtls_books=1&title=1471


13. «Капитанская дочка» (1833-36).

История создания, единство с «Историей Пугачева».

При малом объеме – особая глубина и масштабность, элементы романа воспитания (история становления героя – очень быстрого, под влиянием соц-историч. обстоятельств), историч. повести и эпопеи. Это роман, несмотря на маленький объем. Форма записок.

Проблематика: социально-историческая, нравственно-этическая, философская.

Осмысление пугач. бунта (1773-75): страшный, жестокий, но закономерный. Как Пушкин доказывает закономерность бунта? В чем символический смысл образа изуродованного башкирца?

Образ Пугачева. О чем мечтает Пугачев, «бунтуя» народ? Как его мечты и истинные помыслы отражаются в калмыцкой сказке о вороне и орле, которую он пересказывает Гриневу?


Как, по Пушкину, избежать «бессмысленного и беспощадного» бунта? Возможны нормальные, человеческие, добрые отношения между людьми разных сословий. Именно такие отношения устанавливаются между дворянином Гр. и казаком Пугачевым. Расскажите историю этих взаимоотношений.

Идею межсословного мира и взаимопонимания П. доказывает и на примере добрых, глубоко человеческих отношений Гр. и его дядьки (слуги) Савельича. И лучшее в людях проявляется именно в этой открытости друг к другу.


Проблема чести. Завет отца: «Береги честь смолоду». Гринев и Швабрин. На образе Швабрина показана губительность компромисса, отступления от законов чести.

Тема любви. Разная любовь: самоотверженная – Маша, Гр., эгоистичная – Швабрин.


Попытайтесь выйти на филос. проблематику. Каким видится П. то состояние мира, к которому надо стремиться, которое надо защищать? В чем вы видите смысл названия: «Капитанская дочка»? (Согласитесь, что в нем заложены идеи верности семье, дочерне-сыновнего отношения к миру, доброты и многие др.)

См.:

http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=207&author=53&dtls_books=1&title


http://www.a4format.ru/pdf_files_bio2/47223f1d.pdf

http://www.a4format.ru/pdf_files_bio2/47225f8f.pdf


9. История создания, жанр, проблематика, композиция, система образов романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». (В более легкой редакции вопроса: «ЕО» как реалистическое произведение и «энциклопедия русской жизни»)


Годы создания -1823-31. Большой период жизни самого поэта: растет П., а вместе с ним растут, развиваются, усложняются его герои. Усложняется, делается многомернее и изображение русской действительности. Это был новаторский роман, противостоящий утвердившимся в сознании литераторов и читателей романтич. схемам.

Жанр: роман в стихах (т.е. объединение эпического, «изобразительного», «рассказывательного» в романе с лирическим началом. Лирика (точнее, лиризм) не просто разлиты в сюжете: они еще и локализуется в лирических отступлениях.

Еще одно определение, уже в 8 главе – «СВОБОДНЫЙ РОМАН». В данном случае свободный – это реалистический, задаваемый логикой самой жизни, а не волей автора.


Сюжет. Композиция.

8 глав: Петербург (гл. I), рус. деревня, поместная жизнь (гл. 2-6), Москва (гл. VII, опять Пб. (гл. 8). Симметричный принцип композиции (2 письма, 2 объяснения). В чем смысл? Показано, как в одинаковых ситуациях могут проявлять себя люди с разными жизненными принципами .

Роман отличает широкое изображение рус. жизни. Белинский не случайно назвал «ЕО» «энциклопедией русской жизни». Универсальность романа: дана вся жизнь Р. Петербург, свет, его лучшие и худшие стороны (есть и высокая культура – именно ею «дышит»1-ая гл., но здесь же много бессмысленной праздности, которая заставляет О. томиться и скучать).

Деревня, поместное дворянство, милые и малосимпатичные стороны (соседи Онегина, жизнь Лариных). Жизнь крестьян: няня, следы креп. права везде. Главный поступок Онегина: «ярем от барщины старинной оброком легким заменил // И раб судьбу благословил». Русская история, культура, театр, литература в романе (можно показать на материале гл. I). Москва, с е историей, милыми и критически оцениваемыми сторонами дворянского быта (гл. VII). В VIII гл. вновь петербургский свет - увиденный уже зрелым Пушкиным сложный человеческий мир (вновь Т. и О. встречаются на светском рауте).. Но звучит и критика этого мира, в кот. Т. видит «ветошь маскарада».