Файл: История рус лит- зачет- Материалы для подготовки-Заочники.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2019

Просмотров: 1370

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


См.:

http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=210&author=62&dtls_books=1&title=159


27. Обломов и обломовщина. в романе И.А. Гончарова «Обломов». Особенности композиции романа.

Образная система романа И.А. Гончарова «Обломов».


1859 - «Обломов».

Роман вышел в предреформенное время. Всему обществу понятно: жить по-старому нельзя. Но бывший чиновник, помещик Илья Ильич Обломов все же живет старой, барской жизнью.

Почему Обл. ничего не делает и лежит на диване? Надо ехать в деревню, чтобы поправить дела, а он не едет. Влюблен в Ольгу Ильинскую – и боится жениться?

Почему?

Вроде бы симпатичный человек. В нем даже есть своеобразное вольномыслие: он понял бессмысленность чиновничьей службы и потому вышел в отставку. Ему неинтересны мелочные, корыстные заботы, которыми живут его приятели - «посетители» в первой главе.

Но при этом главные черты Обл. – это апатия, отсутствие воли, неспособность к действию, неспособность даже защитить себя от козней негодяев. Все это вместе названо «обломовщиной».

Причины «обломовщины»:

  1. Крепостное право. Это главная причина! У Обл. есть Захар (его слуга) и еще «350 Захаров» (крепостных). Зачем ему что-то делать?

  2. Особая черта русского национального характера, склонность к мечтательности, доброта в ущерб воле (это видим в «Сне Обломова»). Обломовщина разлита в рус. жизни, ее абсолютным проявлением является Обломовка. Здесь лад, покой, несуетность - но и СОН, безволие, полное отсутствие движения – и именно это становится причиной того неблагополучия, черты которого во множестве появляются в благословенной Обломовке (разрушающаяся галерея в господском доме, нависшая над расширившимся обрывом изба).

И все же… В О. нельзя не заметить особой доброты, искренности и открытости героя. Нельзя не заметить, что если для Ольги любовь к О. – это своеобразный эксперимент, то чувство Обломова по-настоящему глубокое и искр3еннее.

Композиция. Ром. строится как жизнеописание Обломова. Всего в нем 4 части, но распадается он на 2 половины: первая – это отношения О. с Ольгой, когда «точка невозврата» еще не прйдена, есть надежда на пробуждение О; втораяполовина ром. связана с Аг. Матв., пробуждение О. представляется уже невозможным

Образная система.

Пары образов: Обломов – Штольц (противоположность О; у Г. – самый положит герой, совмещение рус. широты и немецкой деловитости, воли).

Ольга – Агафья Матвеевна Пшеницына (квартирная хозяйка Обл. во второй половине романа, простая и добрая женщина, самоотверженно служит Обл. Она не виновата, что он все больше погружается в обл-щину. Становится женой О). Обе – воплощение разных граней женственности.

Захар – слуга. Слуга и господин похожи: оба – воплощение обломовщины. Крепостное право развратило и слуг , и господ. Да и рус. национальный характер един, общие качества есть в разных сословиях.



Cм.:

http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=195&author=28&dtls_books=1&title=195&submenu=4


28. Основные мотивы лирики Н.А.Некрасова.

Некрасов Николай Алексеевич – не просто поэт, писатель, редактор прогрессивного журнала «Современник»; он – авторитетнейшая личность в лит. и общественном движении 1850-1870-х годов, выразитель настроений революционной демократии. Эти настроения в основе своей несли страстное сочувствие к народу (прежде всего, к крестьянству) и стремление помочь ему.

  1. Тема народа.

Судьба народная, тяжелая доля народа возникает в стихотв. « Несжатая полоса», «Забытая деревня», «В деревне»,

В поэзии Н. о своей тяжелой судьбе заговорил сам народ.

«В дороге» - о жене рассказывает ямщик. Крепостная девушка, из прихоти воспитанная господами как барышня. Ей теперь невыносима крест. жизнь.

«Орина, мать солдатская». Крестьянка Орина рассказывает о том, как умирал сын, замученный на военной службе.

Важнейшие стихотв., посвященные этой теме, - «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда» . Это большие, приближающиеся к поэме, стихотворения, масштабные по мысли. «Жел. дорога»: мысль о том, что именно народ является творцом всех ценностей. «Размышления у п.п.»: рассказ о том, как крестьян-просителей прогнали от парадного подъезда сановника, к которому они пытались обратиться за помощью, и они послушно побрели восвояси. После картин народных бед в ст. начинает звучать призыв покончить с долготерпением («Где народ, там и стон… Эх, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный? Ты проснешься ль, исполненный сил…»)

2.Тема героя эпохи, борцов за народное счастье.

«В.Г. Белинского», «Памяти Добролюбова».


3.Тема поэта и гражданина. Именно так у Некр. оформляется тема поэта и поэзии.

«Вчерашний день, часу в шестом…». Здесь поэт сестрой своей музы называет униженную крестьянку.

«Элегия» (слова: «Я лиру посвятил народу своему…»)

Но во многих стихотв есть размышления о том, нужна ли эта поэзия, услышат ли ее, был ли он сам, Некрасов, до конца честен в своей жизни и поэзии.

4.Любовная лирика. В основном, это ст, посвященные Авдотье Панаевой. В ст. прослеживается сюжет столкновения двух сложных личностей («Я не люблю иронии твоей…», «Мы с тобой бестолковые люди…»)


**РАССКАЖИТЕ О ТЕХ СТИХОТВОРЕНИЯХ, КОТОРЫЕ ВАМ ХОРОШО ЗНАКОМЫ. КАК В НИХ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ЛИЧНОСТЬ ПОЭТА? ЧЕМ ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫ ЭТИ СТИХОТВОРЕНИЯ?

См.:

http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=205&author=48&dtls_books=1&title=233

http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=205&author=48&dtls_books=1&title=228



29. Поэма-эпопея Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: идейно-художественные особенности. Проблема счастья, народные заступники, рост народного сознания в поэме.


Н. работал над поэмой более десяти лет. Незавершенность, неисчерпанность и неисчерпаемость поэмы символичны: неисчерпаема сама народная жизнь.


Жанр:

поэма-эпопея. Показана жизнь нации, жизнь народа в переломный момент – пореформенное десятилетие. Произведению присуща эпическая широта и глубина в изображении народной жизни.


Написанная о народе и для народа, поэма близка произведениям народного творчества.

Части:

Часть первая (включая главы Пьяная ночь, Счастливые), Крестьянка, Последыш, Пир – на весь мир.



Сюжет поэмы внешне несложен:

в сказочном «Прологе» семеро мужиков заспорили о том, «кому живется весело, вольготно на Руси». Они называли представителей всех сословий, но только не крестьянского. Понимание счастья семью странниками вначале весьма примитивно и связано прежде всего с достатком. Странники отправились искать счастливого. По первоначальному замыслу Некрасова должны были встретиться с теми, кого назвали в споре, а это: помещик, чиновник, поп, купец, вельможный боярин, министр государев и царь.

Однако первоначальный план преодолевается: предметом изображения становится сама народная жизнь. Практически сразу после «Пролога» странники начинают свой поиск счастливого среди крестьян. Но счастливых здесь нет, а есть беспросветная бедность и униженность.

Отчаявшись найти счастливого среди мужиков, начинают искать среди женщин-крестьянок. Народная молва называет Матрену Тимофеевну Корчагину (губернаторша помогла ей вызволить из рекрутчины мужа и крестила сына). Но и жизнь МТ бесконечно тяжела и безрадостна.

Поиски счастливого в «Последыше». Крестьянам надо здесь прикинуться крепостными, но им все тяжелее это делать. Неопределенность их положения, продолжающаяся зависимость от барина отодвигают горизонт счастья.

Счастливого находят только в конце: это Гриша Добросклонов, решивший посвятить себя делу освобождения народа.

Т.е. сюжетом постепенно становятся изменения в народном сознании. Как их отражение – изменение представлений о счастье. Оно все больше связывается не с достатком, а со СВОБОДОЙ!


Народные заступники. Есть такие и среди народа, и среди интеллигенции:

  1. Яким Нагой, Ермила Гирин (расскажите о них);

  2. Гриша Добросклонов;

  3. Савелий. Вернувшийся с каторги бед мужа Матрены тимофеевны (часть «Крестьянка»). Это особый образ, символизирующий собой богатырское и бунтарское начала в русском народе..Расскажите о Савелии, о крестьянском бунте в Карежине. Уточните, почему и как бунтовали карёженцы.

См.: http://www.xenoid.ru/soch/nekrasov/komu_na_rusi_zhit_khorosho_69.php

http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=205&author=48&dtls_books=1&title=238



30. Драма А.Н. Островского «Гроза»: время создания и отражение его тенденций в пьесе, особенности конфликта, система образов. Образ Катерины, его оценка в русской критике.


«Гроза»(1860).

Написана, когда Россия живет в ожидании перемен, реформ. Уже нельзя жить по-старому. Рвутся к новым формам жизни и обитатели купеческого мира – «темного царства».


Место действия – купеческий город Калинов.


«Темное царство». Так изображенный Островским купеческий мир назвал критик Добролюбов. Темным этот мир делают Кабанихи, Дикие. У них в руках деньги, власть. Проще всего ее проявить в отношении слабых, в полном подчинении их себе, своей воле.



Образная система. Герои делятся на 2 гр:

хозяева «темного ц-ва» (Кабаниха, Дикой);

жертвы ТЦ: Катерина, Варвара, Борис, Кулигин + Тихон, который сломлен матерью. Впрочем, во всех этих людях очевидно всевозрастающее сопротивление среде (как сопротивляются Варвара, Кулигин, да и Тихон и Борис тоже?).


В пьесе чувствуется драматическая напряженность, острота и конфликтность отношений..

Конфликт: внешний и внутренний.

Внешний: Катерина и «темное царство», его законы, прежде всего Кабаниха. Стремление Катерины к чистой, светлой жизни несовместимо с насилием, на котором основано «темное царство». В чем же конкретно выражается этот конфликт?

Внутренний: в душе Катерины. Она не хочет грешить, хочет жить чистой жизнью. Корит себя за любовь к Борису. (Она до последнего сопротивляется любви к Борису, но ее предает Тихон).


Образ Катерины. Ее отличают глубокая религиозность ( не показная, как у Каб.), глубина чувств, чистота, стремление к чистой, светлой жизни. Но и решительность, нежелание терпеть оскорбительное для человеч. достоинства унижение.

Самоубийство – это бунт. К. не желает возвращаться в постылый дом, под власть Кабанихи – и не возвращается.

«Страшный вызов самодурной силе» (Добролюбов).


Кто еще в драме бунтует, отказывается жить по-старому?


См.:


http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=206&author=50&dtls_books=1&title=155



31. Обличение безнравственности буржуазного общества в драме А.Н. Островского «Бесприданница». Образ Ларисы Огудаловой. Психологическое мастерство Островского.


http://www.litra.ru/composition/get/coid/00048901184864158834/woid/00013701184773070601/

Мир патриархальных купцов, с которым Островский прощается, сменяется в позднем его творчестве царством хищных, цепких и умных дельцов. Обращение к новым общественным явлениям приводит к большим переменам и в художественной«сути поздних драм Островского. Особенно наглядно эволюции драматургического таланта писателя ощутима в его драме "бесприданница».
    С бурным и стремительным развитием капиталистических отношений в 70-е годы в купеческом мире совершаются большие перемены. Он все более и более усложняется, порывает связи и со старой народной моралью, и с домостроевскими традициями. Купцы из мелких торговцев становятся миллионщиками, завязывают международные связи, получают европейское образование. Патриархальная простота нравов уходит в прошлое. Фольклор сменяет классическая литература, народная песня вытесняется романсом. Купеческие характеры психологически утончаются и усложняются. Они уже никак не вписываются в устойчивый быт, и для их изображения требуются новые драматургические приемы.
    Конфликт «Бесприданницы» — вариация на тему «Грозы». Молодая девушка из небогатой семьи, чистая и любящая жизнь, художественно одаренная, сталкивается с миром дельцов, где ее красота предается поруганию. Но между Катериной Кабановой и героиней «Бесприданницы» Ларисой Огудаловой очень большие различия.
    В основе драмы — социальная тема: Лариса бедна, она бесприданница, и этим определяется ее трагическая судьба. Она живет в мире, где все продается и покупается, в том числе девичья честь, любовь и красота. Но поэтическая натура Ларисы летит над миром на крыльях музыки: она прекрасно поет, играет на фортепиано, гитара звучит в ее руках. Лариса — значимое имя: в переводе с греческого это — чайка. Мечтательная и артистичная, она не замечает в людях пошлых сторон, видит их глазами героини русского романса и действует в соответствии с ним. В кульминационной сцене драмы Лариса поет Паратову романс на стихи Боратынского «Не искушай меня без нужды». В духе этого романса воспринимает Лариса и характер Паратова, и свои отношения с ним. Для нее существует только мир чистых страстей, бескорыстной любви, очарования. В ее глазах роман с Баратовым — это история о том, как, овеянный тайной и загадкой, роковой обольститель, вопреки мольбам Ларисы, искушал ее.
    По мере развития действия в драме нарастает несоответствие между романтическими представлениями Ларисы и прозаическим миром людей, ее окружающих и ей поклоняющихся. Люди эти по-своему сложные и противоречивые. И Кнуров, и Вожеватов, и Карандышев способны ценить красоту, искренне восхищаться талантом. Паратов, судовладелец и блестящий барин, не случайно кажется Ларисе идеалом мужчины. Паратов — человек широкой души, отдающийся искренним увлечениям, готовый поставить на карту не только чужую, но и свою жизнь.
    Достоевский в «Братьях Карамазовых» отметит парадоксальную широту современного человека, в котором высочайший идеал уживается с величайшим безобразием. Душевные взлеты Паратова завершаются торжеством трезвой прозы и делового расчета. Обращаясь к Кнурову, он заявляет: «У меня Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Речь идет о пароходе «Ласточка». Но так же, как с «Ласточкой», он поступает и с Ларисой: оставляет ее ради выгоды (женитьбы на миллионе), а губит ради легкомысленного удовольствия.
    Бросая вызов непостоянству Паратова, Лариса готова выйти замуж за Карандышева. Его она тоже идеализирует как человека с доброй душой, бедного и непонятого окружающими. Но героиня не чувствует уязвленно-самолюбивой, завистливой основы в душе Карандышева. Ведь в его отношениях к Ларисе больше самолюбивого торжества, чем любви. Брак с нею тешит его тщеславные чувства.
    В финале драмы к Ларисе приходит прозрение. Когда она с ужасом узнает, что ее хотят сделать содержанкой, что Кнуров и Вожеватов разыгрывают ее в орлянку, героиня произносит роковые слова: «Вещь... да, вещь. Они правы, я вещь, а не чело-век». Лариса попытается броситься в Волгу, но осуществить это намерение у нее недостает силы: «Расставаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил! Вот какая я несчастная! А ведь есть люди, для которых это легко». В порыве отчаяния Лариса способна лишь бросить болезненный вызов миру на-живы и корысти: «Уж если быть вещью, так одно утешение — быть дорогой, очень дорогой».
    И только выстрел Карандышева возвращает Ларису к самой себе: «Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали! Пистолет сюда, сюда на стол! Это я сама... сама... Ах, какое благодеяние!..» В нерасчетливом поступке Карандышева она находит проявление живого чувства и умирает со словами прощения на устах.
    В «Бесприданнице» Островский приходит к раскрытию сложных, психологически многозвучных человеческих характеров и жизненных конфликтов. Не случайно в роли Ларисы прославилась В. Ф. Комиссаржевская, актриса утонченных духовных озарений, которой суждено было сыграть потом Нину Заречную в «Чайке» А. П. Чехова. Поздний Островский создает драму, по психологической глубине уже предвосхищающую появление нового театра — театра Чехова.











См.:

http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=206&author=50&dtls_books=1&title=155


2. Сатирические комедии А.Н.Островского позднего периода. Идейно-художественное своеобразие комедии «Лес».


В пьесах Остр. позднего периода (1860-80-е годы) - панорама всей России, жизнь всех сословий. Это не случайно: в пореформенной жизни, действительно, сословия приходят в постоянное взаимодействие, во многом меняются. Как, по сравнению с Кабанихой и Диким, изменился облик купечества (кнуров, Вожеватов) в «Бесприданнице»!

Особое разнообразие жанров в позднем тв-ве. Важнейшее же место занимают сатирические комедии:

«На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги», «Лес», «Волки и овцы».

Главный объект критики в них – привилегированное дворянское сословие, в котором проступают то черты барского инфантилизма, то черты буржуазного цинизма.

«Лес». В центре - помещица Гурмыжская. Это безнравственная хищница, и к тому же ханжа. Как она обижает Аксюшу, Несчастливцева?

Образы актеров Счастливцева и Несчастливцева. Благородство простых людей. Насколько они нравственно выше, чем богачка Гурмыжская! Несчастливцев отдает в кач-ве приданого Аксюше жизненно необходимые ему самому деньги – давний долг ему Гурмыжской.

Мотив леса в пьесе. Мир как страшный, жестокий лес.


33. Идейно-художественные особенности цикла М. Е. Салтыкова-Щедрина «Сказки». Жанровое своеобразие, проблематика.

32 сказки. Время создания – практически все сказки написаны в 1880-е годы. Обстановка правительственной реакции (постарайтесь пояснить связь с жанром) и ухода интеллигенции от общественной борьбы.

Обращение к сказке – не только от невозможности прямо говорить на важные темы. Близость к форме народной сказки осмыслялась как путь к широкому русскому читателю. Фантастика, эзопов язык, прием иносказания помогают сделать содержание рельефнее, очевиднее.

Тематич. пласты:: сатира на правительств. верхи, самодержавие, высшее сословие: «Орел-меценат», «Медведь на воеводстве», «Дикий помещик» (анализ).

Изображение жизни народа: «Коняга», «Ворон-челобитчик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (анализ, образ мужика).

Обывательски настроенная интеллигенция. Тема особенно обострилась в 1880-х. «Вяленая вобла», «Карась – идеалист», «Премудрый пескарь» («жил – дрожал и умирал – дрожал». Все равно был проглочен щукой – властью. Нельзя вечно дрожать!)

См.:

http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=209&author=57&dtls_books=1&title=1094



34. Черты эстетики «натуральной школы» и их преодоление в романе Ф.М. Достоевского «Бедные люди». Новое в трактовке темы «маленького человека».


«Бедные люди» - 1845.

Ром. построен как переписка между мелким чиновником (Макар Девушкин) и молоденькой девушкой (Варенька Доброселова), которой уже довелось испытать самое горькое в жизни: смерть родит. и любимого ч-ка, преследования рязной сводни и ее «клиетов».