ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2019
Просмотров: 7630
Скачиваний: 7
1 Многие отрасли характеризуются постоянной отдачей от масштаба в широких пределах изменения объема выпуска. В этом случае минимальные средние издержки при разных размерах фирмы одинаковы.
кривую АС и в то же время движется
вдоль долгосрочной кривой LAC.
Таким образом, изменяя величину всех вовлекаемых в производство ресурсов, фирма стремится оптимизировать свой размер и минимизировать долгосрочные средние издержки.
Рассмотрим теперь, как изменяется равновесие фирмы при изменении числа фирм в отрасли. Обратимся снова к рисунку 6.6. Если рыночная цена выше средних издержек (рис. 6.66) и фирма получает квазиренту, то в этом случае новые фирмы, привлеченные возможностью получить сверхприбыль, будут стремиться в эту отрасль. В условиях совершенной конкуренции существенных барьеров, препятствующих появлению в отрасли новых фирм, нет. Поэтому предложение продукции начнет расти, и в результате конкуренция между фирмами приводит к снижению цены и исчезновению квазиренты.
Когда ситуация на рынке складывается для фирмы неблагоприятно и цена на ее продукцию оказывается ниже средних издержек (рис. б.бв), то фирма, оказавшаяся в таком положении, уходит с рынка, и предложение продукции сокращается. При прочих равных условиях, цена начинает возрастать, пока фирма не будет получать нормальную прибыль.
Наконец, если цена равна минимальным средним издержкам (рис. 6.6а), то в этом случае не наблюдается тенденции к изменению числа функционирующих в отрасли фирм, данная конкурентная отрасль находится в состоянии полного долгосрочного равновесия, условие которого можно записать следующим образом:
МС = Р = АС = LAC
Графически условие равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде показано на рис. 6.9.
М
ожно
сделать вывод, что в условиях совершенной
конкуренции в долгосрочном периоде
достигается экономическая эффективность
как с точки зрения использования
ограниченных ресурсов в данном процессе
производства, так и с точки зрения их
распределения между различными
производственными процессами.
С одной стороны, условие Р = АС показывает, что фирма достигает равновесия при равенстве цены и минимальных средних издержек, то есть в производстве используются наиболее эффективные технологии с наименьшим расходованием ресурсов. Кроме того, условие АС = LAC предусматривает, что фирма имеет оптимальные размеры, когда краткосрочные средние издержки равны минимальным долгосрочным средним издержкам.
С другой стороны, условие Р = МС показывает, что цена как мера предельной полезности данного продукта равна предельным издержкам как мере альтернативной стоимости дополнительной единицы продукта. Таким образом, это условие показывает, что ограниченные ресурсы распределены в соответствии с предпочтениями потребителей.
§ 4. Излишек производителя,
излишек потребителя и взаимовыгодность обмена
В предыдущей главе было введено понятие излишка потребителя. Излишек производителя представляет собой аналогичный показатель для производителя. Излишек производителя - это разница между рыночной ценой и предельными издержками выпускаемой продукции. Предельные издержки указывают на минимальную цену, при которой фирма согласилась бы вообще производить каждую дополнительную единицу продукции (сравните с определением излишка потребителя в гл. 5, § 9). Графически этот излишек может быть показан в виде площади над кривой предложения, вплоть до линии рыночной цены (на рис. 6.10 заштрихованная область).
Понятия излишка потребителя и излишка производителя могут быть использованы для оценки последствий государственной политики в области ценообразования. Предположим, что государство фиксирует цену на какой-либо товар на уровне Р, ниже цены равновесия Р0 (см. рис. 6.11). Из предыдущего изложения мы знаем, что это приводит к возникновению дефицита (Q2 - Q,), поскольку при снижении цены величина спроса возрастает, но производители сокращают производство.
А что от такой государственной политики выигрывают или проигрывают потребители и производители? Потребители платят за товар меньшую цену, поэтому их потребительский излишек возрастает на величину, равную площади прямоугольника а. Но в связи с возникшим дефицитом ряд потребителей не может приобрести необходимый им товар. Потеря их потребительского излишка показана треугольником е. Таким образом, если спрос достаточно эластичен и площадь прямоугольника а больше
п
р А
лощади
треугольника 6, то потребители в результате
государственного контроля над ценами
оказываются в выигрыше, равном (а - Ь).
Что касается производителей, то они терпят чистые убытки: оставшиеся в отрасли производители получают более низкую цену и теряют избыток, равный площади прямоугольника а. Кроме того, в результате общего сокращения объемов производства производители дополнительно теряют часть избытка, равную треугольнику с. Таким образом, общие потери производителей составляют (- а - с).
Нетрудно заметить, что общее изменение совокупных излишков потребителей и производителей составляет (а - Ь - а - с) = (- b - с). Другими словами, потери производителей превышают выигрыш потребителей, и следовательно, государственный контроль над ценами приводит к чистым потерям благосостояния.
В целом, можно сделать вывод, что купля-продажа товаров по сло-
р
А
жившейся на рынке цене является взаимовыгодной для продавцов и покупателей. И те, и другие получают в результате обмена определенный выигрыш (излишек). Важно, однако, подчеркнуть, что совокупный размер этого выигрыша максимизируется именно в условиях совершенной конкуренции. Любое отклонение от конкурентного равновесия (в результате вмешательства государства или каких-либо других причин) приводит к потерям общественного благосостояния.
Основные понятия: |
|
Явные издержки |
explicit cost |
Неявные издержки |
implicit cost |
Невозвратные издержки |
sunk cost |
Альтернативные издержки |
opportunity cost |
Бухгалтерская прибыль |
accounting profit |
Экономическая прибыль |
economic profit |
Нормальная прибыль |
normal profit |
Постоянные издержки |
fixed cost |
Переменные издержки |
variable cost |
Валовые (общие) издержки |
total cost |
Краткосрочный период |
short run |
Долгосрочный период |
long run |
Средние издержки |
average cost |
Квазирента |
quasi-rent |
Предельные издержки |
marginal cost |
Валовой доход |
total revenue |
Предельный доход |
marginal revenue |
Равновесие фирмы |
firm equilibrium |
Излишек производителя |
producer's surplus |
Глава 7. МЕХАНИЗМ РЫНКА
НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
«Как природа не провела резких линий на шкале времени, так же точно «природа» не создала резкого разграничения между монополией и конкуренцией».
Эдвард Чемберлин
§ 1. Основные типы рыночных структур
несовершенной конкуренции
Представленная в гл. 6 модель рынка совершенной конкуренции исходит из многих предпосылок, которые далеко не всегда реализуются на практике. Более адекватной реальности является модель рынка несовершенной конкуренции, которую нам и предстоит описать в настоящей главе. Выдающийся вклад в анализ рынка несовершенной конкуренции внесли такие экономисты, как Антуан Курно, Эдвард Чемберлин, Джоан Робинсон, Джон Хикс и другие знаменитые ученые.
Для лучшего понимания механизма рынка несовершенной конкуренции важно рассмотреть классификацию рыночных структур, уже упомянутых в гл. 5, § 6. При этом яснее будут видны различия между совершенной и несовершенной конкуренцией (табл. 7.1). В качестве признаков, определяющих форму рыночной структуры, мы рассмотрим несколько важнейших, а именно: количество фирм, входящих в отрасль; характер производимой продукции, входные барьеры при вступлении в отрасль; степень контроля, или власти над ценой.
Как уже отмечалось в гл. 6, в реальной действительности не существует только совершенной конкуренции или только чистой (абсолютной) монополии. Мы наблюдаем смешение различных элементов рассмотренных в таблице 7.1. рыночных структур.
Остановимся подробнее на существовании препятствий, затрудняющих доступ новым фирмам на рынок. Речь идет о проблеме входных барьеров, впервые рассмотренной в работах американского экономиста Джо Бейна. Входной барьер при вступлении на рынок - это условие, которое затрудняет вступление фирм-новичков в отрасль, где хозяйствуют «старожилы» данной отрасли. К основным видам входных барьеров относятся следующие:
1. Правительство наделяет фирму исключительными правами (выдача правительственной лицензии на определенный вид деятельности, например, почтовая служба, кабельное телевидение, транспортные услуги). Многие из такого рода барьеров тесно связаны с деятельностью естественных монополий (см. § 4 настоящей главы).
Собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы. Например, профессиональный спортивный клуб препятствует образованию конкурирующих с ним клубов путем заключения долгосрочных контрактов с выдающимися спортсменами.
Авторские права и патенты. Фирма, чья деятельность защищена патентом, обладает исключительным правом на продажу лицензий, а это дает ей монопольные преимущества. Нередко такой тип монополии называется закрытой монополией, в отличие от открытой монополии, не имеющей защиты от конкуренции в виде патентов, авторских прав или преимуществ естественной монополии.
Эффект масштаба, т.
е. преимущества крупного производства,
по-
зволяющие снижать издержки,
наращивая объем выпуска продукции.1
Так,
на рынок автомобилестроения
нелегко войти новым фирмам, не обладаю-
щим
значительными капиталами для со-
здания
крупномасштабного производства.
Вступлению в отрасль могут пре- 1 эффект масштаба подроб-пятствовать и нелегальные методы борь- но рассматривается в гл. 10.