Файл: Материалы по микроэкономике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2019

Просмотров: 7537

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 Многие отрасли характери­зуются постоянной отдачей от масштаба в широких пределах изменения объема выпуска. В этом случае минимальные сред­ние издержки при разных разме­рах фирмы одинаковы.

кривую АС и в то же время движется

вдоль долгосрочной кривой LAC.

Таким образом, изменяя величину всех вовлекаемых в производство ресур­сов, фирма стремится оптимизировать свой размер и минимизировать долго­срочные средние издержки.


Рассмотрим теперь, как изменяется равновесие фирмы при измене­нии числа фирм в отрасли. Обратимся снова к рисунку 6.6. Если рыноч­ная цена выше средних издержек (рис. 6.66) и фирма получает квази­ренту, то в этом случае новые фирмы, привлеченные возможностью по­лучить сверхприбыль, будут стремиться в эту отрасль. В условиях со­вершенной конкуренции существенных барьеров, препятствующих появ­лению в отрасли новых фирм, нет. Поэтому предложение продукции начнет расти, и в результате конкуренция между фирмами приводит к снижению цены и исчезновению квазиренты.

Когда ситуация на рынке складывается для фирмы неблагоприятно и цена на ее продукцию оказывается ниже средних издержек (рис. б.бв), то фирма, оказавшаяся в таком положении, уходит с рынка, и предложе­ние продукции сокращается. При прочих равных условиях, цена начина­ет возрастать, пока фирма не будет получать нормальную прибыль.

Наконец, если цена равна минимальным средним издержкам (рис. 6.6а), то в этом случае не наблюдается тенденции к изменению числа функционирующих в отрасли фирм, данная конкурентная отрасль находится в состоянии полного долгосрочного равновесия, условие ко­торого можно записать следующим образом:

МС = Р = АС = LAC

Графически условие равновесия конкурентной фирмы в долгосроч­ном периоде показано на рис. 6.9.

М
ожно сделать вывод, что в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде достигается экономическая эффективность как с точки зрения использования ограниченных ресурсов в данном процессе производства, так и с точки зрения их распределения между различны­ми производственными процессами.

С одной стороны, условие Р = АС показывает, что фирма достигает равновесия при равенстве цены и минимальных средних издержек, то есть в производстве используются наиболее эффективные технологии с наименьшим расходованием ресурсов. Кроме того, условие АС = LAC предусматривает, что фирма имеет оптимальные размеры, когда крат­косрочные средние издержки равны минимальным долгосрочным сред­ним издержкам.

С другой стороны, условие Р = МС показывает, что цена как мера предельной полезности данного продукта равна предельным издержкам как мере альтернативной стоимости дополнительной единицы продукта. Таким образом, это условие показывает, что ограниченные ресурсы рас­пределены в соответствии с предпочтениями потребителей.



§ 4. Излишек производителя,

излишек потребителя и взаимовыгодность обмена

В предыдущей главе было введено понятие излишка по­требителя. Излишек производителя представляет собой аналогичный показатель для производителя. Излишек производителя - это разни­ца между рыночной ценой и предельными издержками выпускаемой продукции. Предельные издержки указывают на минимальную цену, при которой фирма согласилась бы вообще производить каждую дополни­тельную единицу продукции (сравните с определением излишка потре­бителя в гл. 5, § 9). Графически этот излишек может быть показан в ви­де площади над кривой предложения, вплоть до линии рыночной цены (на рис. 6.10 заштрихованная область).


Понятия излишка потребителя и излишка производителя могут быть использованы для оценки последствий государственной политики в об­ласти ценообразования. Предположим, что государство фиксирует цену на какой-либо товар на уровне Р, ниже цены равновесия Р0 (см. рис. 6.11). Из предыдущего изложения мы знаем, что это приводит к воз­никновению дефицита (Q2 - Q,), поскольку при снижении цены величи­на спроса возрастает, но производители сокращают производство.

А что от такой государственной политики выигрывают или проигры­вают потребители и производители? Потребители платят за товар мень­шую цену, поэтому их потребительский излишек возрастает на величину, равную площади прямоугольника а. Но в связи с возникшим дефицитом ряд потребителей не может приобрести необходимый им товар. Потеря их потребительского излишка показана треугольником е. Таким образом, если спрос достаточно эластичен и площадь прямоугольника а больше


п

р А



лощади треугольника 6, то потребители в результате государственного контроля над ценами оказываются в выигрыше, равном (а - Ь).

Что касается производителей, то они терпят чистые убытки: остав­шиеся в отрасли производители получают более низкую цену и теряют избыток, равный площади прямоугольника а. Кроме того, в результате общего сокращения объемов производства производители дополнитель­но теряют часть избытка, равную треугольнику с. Таким образом, общие потери производителей составляют (- а - с).

Нетрудно заметить, что общее изменение совокупных излишков по­требителей и производителей составляет (а - Ь - а - с) = (- b - с). Дру­гими словами, потери производителей превышают выигрыш потребите­лей, и следовательно, государственный контроль над ценами приводит к чистым потерям благосостояния.

В целом, можно сделать вывод, что купля-продажа товаров по сло-

р
А

жившейся на рынке цене является взаимовыгодной для продавцов и по­купателей. И те, и другие получают в результате обмена определенный выигрыш (излишек). Важно, однако, подчеркнуть, что совокупный раз­мер этого выигрыша максимизируется именно в условиях совершенной конкуренции. Любое отклонение от конкурентного равновесия (в резуль­тате вмешательства государства или каких-либо других причин) приво­дит к потерям общественного благосостояния.



Основные понятия:


Явные издержки

explicit cost

Неявные издержки

implicit cost

Невозвратные издержки

sunk cost

Альтернативные издержки

opportunity cost

Бухгалтерская прибыль

accounting profit

Экономическая прибыль

economic profit

Нормальная прибыль

normal profit

Постоянные издержки

fixed cost

Переменные издержки

variable cost

Валовые (общие) издержки

total cost

Краткосрочный период

short run

Долгосрочный период

long run

Средние издержки

average cost

Квазирента

quasi-rent

Предельные издержки

marginal cost

Валовой доход

total revenue

Предельный доход

marginal revenue

Равновесие фирмы

firm equilibrium

Излишек производителя

producer's surplus


Глава 7. МЕХАНИЗМ РЫНКА

НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ






«Как природа не провела резких линий на шкале време­ни, так же точно «природа» не создала резкого разграни­чения между монополией и конкуренцией».

Эдвард Чемберлин



§ 1. Основные типы рыночных структур

несовершенной конкуренции



Представленная в гл. 6 модель рынка совершенной кон­куренции исходит из многих предпосылок, которые далеко не всегда реализуются на практике. Более адекватной реальности является модель рынка несовершенной конкуренции, которую нам и предстоит описать в на­стоящей главе. Выдающийся вклад в анализ рынка несовершенной конку­ренции внесли такие экономисты, как Антуан Курно, Эдвард Чемберлин, Джоан Робинсон, Джон Хикс и другие знаменитые ученые.

Для лучшего понимания механизма рынка несовершенной конку­ренции важно рассмотреть классификацию рыночных структур, уже упо­мянутых в гл. 5, § 6. При этом яснее будут видны различия между со­вершенной и несовершенной конкуренцией (табл. 7.1). В качестве при­знаков, определяющих форму рыночной структуры, мы рассмотрим не­сколько важнейших, а именно: количество фирм, входящих в отрасль; характер производимой продукции, входные барьеры при вступлении в отрасль; степень контроля, или власти над ценой.

Как уже отмечалось в гл. 6, в реальной действительности не суще­ствует только совершенной конкуренции или только чистой (абсолют­ной) монополии. Мы наблюдаем смешение различных элементов рас­смотренных в таблице 7.1. рыночных структур.

Остановимся подробнее на существовании препятствий, затрудня­ющих доступ новым фирмам на рынок. Речь идет о проблеме входных барьеров, впервые рассмотренной в работах американского экономиста Джо Бейна. Входной барьер при вступлении на рынок - это условие, которое затрудняет вступление фирм-новичков в отрасль, где хозяйству­ют «старожилы» данной отрасли. К основным видам входных барьеров относятся следующие:

1. Правительство наделяет фирму исключительными правами (вы­дача правительственной лицензии на определенный вид деятельности, например, почтовая служба, кабельное телевидение, транспортные ус­луги). Многие из такого рода барьеров тесно связаны с деятельностью естественных монополий (см. § 4 настоящей главы).

Собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы. Напри­мер, профессиональный спортивный клуб препятствует образованию конкурирующих с ним клубов путем заключения долгосрочных контрак­тов с выдающимися спортсменами.

Авторские права и патенты. Фирма, чья деятельность защищена патентом, обладает исключительным правом на продажу лицензий, а это дает ей монопольные преимущества. Нередко такой тип монополии называется закрытой монополией, в отличие от открытой монопо­лии, не имеющей защиты от конкуренции в виде патентов, авторских прав или преимуществ естественной монополии.

Эффект масштаба, т. е. преимущества крупного производства, по-
зволяющие снижать издержки, наращивая объем выпуска продукции.1 Так,
на рынок автомобилестроения нелегко войти новым фирмам, не обладаю-
щим значительными капиталами для со-
здания крупномасштабного производства.

Вступлению в отрасль могут пре- 1 эффект масштаба подроб-пятствовать и нелегальные методы борь- но рассматривается в гл. 10.