Файл: Материалы по микроэкономике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2019

Просмотров: 7539

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

бы с новыми потенциальными конкурентами, вплоть до угрозы физичес­кого уничтожения (мафиозные структуры).

Входные барьеры помогают лучше понять, почему так различна кон­центрация рынка в различных сферах хозяйственной деятельности, а также причины отклонения от идеальной модели совершенной конку­ренции, где действует множество атомизированных фирм.

§2.

Особенности рынков чистой монополии, олигополии, а также моно­полистической конкуренции с дифференциацией продукта будут рас­смотрены в следующих параграфах данной главы.





Чистая монополия



При анализе монополии важно учитывать неоднознач­ность самого термина «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова «моно» - один, «полис» - про­даю. В реальной действительности практически невозможно найти си­туацию, когда на рынке действовал бы один-единственный производи­тель товаров, не имеющих субститутов. А раз так, то невозможно найти фирму, кривая спроса на продукцию которой была бы абсолютно неэла­стичной (рис. 7.1).

На рис. 7.1 линия D показывает, что спрос абсолютно неэластичен: при любых ценах, и даже очень высоких, покупатель все равно будет приобретать товар в количестве Qr Но что это за товар? Лекарство от рака? Вакцина против СПИДа? В конце концов, платежеспособный спрос ограничен (например, уровнем Р3), и фирма не может двигаться до бесконечности вверх (повышая цены) по оси ординат.

С
ледовательно, в использовании термина «монополия», а тем бо-

Рис. 7.1.

лее «чистая монополия» всегда присутствует известная доля условнос­ти. Не случайно некоторые экономисты стремятся найти замену этому термину: «несовершенный конкурент», «ценоискатель» (price seeker). В отличие от него, совершенный конкурент - это «ценополучатель» (price taker).

Совершенная конкуренция и чистая монополия - это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела. Эти модели позволяют сформулировать условия рационального поведения индивидуальной фирмы, стремящейся к мак­симизации своей прибыли в каждой из этих ситуаций.

В условиях чистой монополии мы встречаемся с единственным продавцом товара, не имеющего близких субститутов (т. е. товаров -заменителей). Об условности этой ситуации сказано выше. Монополист-продавец вступает в рыночные отношения только с покупателями его продукции. Характер этих взаимоотношений таков: если монополист снижает цену, у него будут покупать товаров больше. На первый взгляд, утверждение о снижении монополистом цены на свою продукцию может показаться странным. Ведь в обыденном представлении понятие моно­полиста связывается с непомерно высокими ценами. Для того, чтобы понять рыночное поведение фирмы-монополиста, нужно еще раз срав­нить некоторые важнейшие признаки совершенной и несовершенной конкуренции.


При совершенной конкуренции фирма не в состоянии повлиять на рыночную цену. Цена на продаваемый товар диктуется рынком, сфор­мирована «за спиной» производителя товаров, предстает как объектив­ный, независимый от воли и сознания рыночный феномен. Вот откуда слово «ценополучатель»! В этих условиях фирма может увеличивать свои прибыли не путем манипулирования ценами, а поиском такого объема производства, при котором разница между валовым доходом и валовыми издержками была бы максимальной.

В случае же несовершенной конкуренции монополист обладает оп­ределенной властью над ценой. Масштабы контроля над уровнем цены различаются, как показано в табл. 7.1, в зависимости от формы несо­вершенной конкуренции. Но главное - монополист сознательно ищет и устанавливает такой уровень цены, при котором прибыль была бы мак­симальной. При этом функция спроса является заданной, т. е. предпо­лагается, что монополист не в силах ее изменить. Ведь, если вспомнить закон спроса, суть его такова: при росте цены величина спроса (при прочих равных условиях) падает, и, наоборот, при снижении цены вели­чина спроса растет. Следовательно, если монополист в состоянии со­знательно повышать цену, то он не в состоянии еще при этом и уста­навливать объем спроса. И если монополист захватил весь рынок, то


2

Количество товаров, цена и виды доходов монополиста


Рис. 7.2. Кривая спроса на продукцию фирмы

при совершенной и несовершенной конкуренции

кривая спроса на его продукцию - это отраслевая кривая спроса. Сле­довательно, для того, чтобы продать дополнительное количество про­дукции, необходимо снизить цену.

Рассматривая модель чистой монополии, сравним, прежде всего, кривые спроса на товар двух фирм - представителей совершенной и не­совершенной конкуренции.

Из этих графиков видно, что совершенно конкурентная фирма {рис. 7.2а) может продать, сколько она хочет, не оказывая при этом вли­яния на рыночную цену. Следовательно, линия спроса D на ее продук­цию горизонтальна. Невозможность влиять на рыночную цену связана с относительно небольшим объемом производства у фирм, входящих в отрасль. Поэтому сколько бы фирма-«ценополучатель» ни поставила товара на рынок, все равно это количество слишком мало, чтобы ока­зывать воздействие на сложившуюся на рынке цену.

В случае фирмы-несовершенного конкурента (рис. 7.26) кривая спроса D имеет отрицательный наклон, поскольку, чем больше количе­ство товаров, которое намерена продать фирма, тем ниже должна быть цена, которую она установит. Следовательно, когда фирма-монополист выбрасывает на рынок большее количество товара, его цена падает.

Важнейший вывод, который можно сделать из рассмотрения приве­денных графиков, следующий: горизонтальность линии спроса на товар, производимый фирмой, характеризует ее как совершенного конкурента. Если же линия спроса имеет отрицательный наклон, то мы имеем дело с фирмой - «ценоискателем».

Теперь, после анализа кривой спроса обратимся к проблеме макси­мизации прибыли чистой монополией. При ее решении можно восполь­зоваться двумя способами:

1. Методом сравнения валового дохода (TR) и валовых издержек (ГС);




. Методом сравнения предельного дохода (MR) и предельных из­держек (МС).

Как известно из гл. 6, валовой доход представляет собой произве­дение Р и Q, т. е. цену единицы товара, умноженную на количество еди­ниц продаваемой продукции (PQ). Помня о том, что для продажи каж­дой дополнительной единицы продукции монополист должен понижать ее цену, представим в виде таблицы динамику цены, валового дохода и предельного дохода (табл. 7.2).

Значения колонки 3 получаются умножением соответствующих значений колонки 1 на значение колонки 2. Колонку 4 получаем из ко­лонки 3, вычитая из каждого следующего значения валового дохода величину, предшествующую ей. Например, 78 - 41 = 37; 111 - 78 = 33; 140 - 111 = 29 и т. д.

Колонка 3 показывает, что валовой доход растет, несмотря на пони­жение цены, вплоть до продажи 11 единиц товара и достигает при этом максимума, т. е. 231 долл. Монополист снижает цену, но зато расширя­ет объем продаж. Но, начиная с 12-й единицы продукта, при снижении цены до 19 долл. и далее, валовой доход начинает уменьшаться. Те-


T

C,TR А

перь проигрыш от снижения цен уже не компенсируется выигрышем от расширения продаж: валовой доход последовательно сокращается. Гра­фически динамика валового дохода отражена на рис. 7.3.

Кривая валового дохода фирмы при несовершенной конкуренции имеет «холмообразный» вид.

На этом же графике изображена и кривая валовых издержек (ТС), которая уже известна из гл. 6. Максимум общей прибыли будет при та­ком объеме выпуска, когда разница между TR и ТС максимальна. Это видно из графика на рис. 7.3: максимальное расстояние между TR и ТС будет соответствовать расстоянию между точками Л и В, т. е. когда про­изведено 9 ед. продукции. Не нужно смешивать максимум валового дохода и максимум общей прибыли: при выпуске 11 ед. достигается наибольший объем TR, но максимум прибыли будет достигнут при 9 ед. продукции.

Альтернативный способ определения максимума прибыли требует сопоставления предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС). Еще раз напомним, что в условиях совершенной конкуренции цена для отдельной фирмы является величиной постоянной и заданной рынком. Но каков при этом предельный доход?

Предельный доход - это дополнительный доход от продажи до­полнительной единицы товара. Он определяется как разница между TRn и TRn ^ (см. табл. 7.2, колонка 4), т. е. MR = TR - TRn_v

Если фирма - совершенный конкурент, или «ценополучатель», то она будет продавать каждую дополнительную единицу товара по одной и той же неизменной цене. Например, 1 ед. продается по цене 41 долл., 2 ед. по той же цене принесут валовой доход 82 долл. (41 х 2). Предель­ный доход (MR) при продаже 2 единиц составит 82 долл. - 41 долл. = 41 долл. При продаже 3-х единиц по цене 41 долл. валовой доход со­ставит 123 долл. (41 х 3), следовательно, MR составит вновь 41 долл., так как 123 долл. - 82 долл. = 41 долл. Таким образом, можно сделать вывод: в условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене товара, т. е. MR = Р.

Каков же будет MR при несовершенной конкуренции?

Изобразим графически (см. рис. 7.4) динамику предельного дохода и спроса в условиях несовершенной конкуренции (на оси ординат - пре­дельный доход и цена, на оси абсцисс - количество продукции).

Из графика на рис. 7.4 видно, что MR снижается быстрее, чем спрос О. В условиях несовершенной конкуренции предельный доход меньше цены (MR < Р). Ведь для того, чтобы продать дополнительную единицу продукции, несовершенный конкурент снижает цену. Это пони­жение дает ему некий выигрыш (из табл. 7.2 видно, что валовой доход увеличивается), но одновременно приносит и определенные потери. Что это за потери? Дело в том, что, продав, например, 3-ю единицу за 37 долл., производитель снизил тем самым и цену каждой из предыдущих единиц продукции (а каждая из них продавалась по 39 долл.). Следова­тельно, теперь все покупатели платят более низкую цену. Убыток на предшествующих единицах будет равен 4 долл. (2 долл. х 2). Этот убы­ток и вычитается из цены в 37 долл. и получается предельный доход -33 долл.

Взаимосвязь рис. 7.3 и 7.4 заключается в следующем: после того, как валовой доход достигает своего максимума, предельный доход ста­новится отрицательной величиной. Эта закономерность поможет нам впоследствии понять, на каком участке кривой спроса монополист уста­навливает цену, максимизирующую прибыль. Обратите внимание и на то, что в случае линейной кривой спроса D график MR пересекает ось абсцисс ровно посередине расстояния между нулем и величиной спро­са при нулевой цене.

Обратимся вновь к издержкам фирмы. Известно, что средние издер­жки (АС) имеют вначале, когда количество единиц продукции увеличи­


в

Количество товаров, виды издержек, цена и виды доходов


1 Еще раз необходимо отме­тить, что в понятие средних из­держек включается и нормаль­ный уровень прибыли (Робинсон Дж. Экономическая теория несо­вершенной конкуренции. М., 1986. С. 142-143).



ается, тенденцию к уменьшению. Однако впоследствии, когда достига­ется и превосходится некоторый объем производства, средние издерж­ки начинают расти. Динамика средних издержек, как нам известно, име­ет вид (-/-образной кривой (см. гл. 6, § 1). Изобразим на абстрактном цифровом примере динамику средних, общих (валовых) и предельных издержек фирмы-несовершенного конкурента. Но вначале еще раз на­помним следующие обозначения:

TC = QxAC, (1)

т. е. валовые издержки равны произведению количества товара и средних издержек;

MC=TCn-TCn_v (2)

т. е. предельные издержки равны разности между валовыми издер­жками п единиц товара и валовыми издержками п -1 единиц товара;

TR = Q х Р, (3)

т. е. валовой доход равен произведению количества товара на его цену;

MR = TRn - TRn v (4)

т. е. предельный доход равен разности между валовым доходом от продажи п единиц товара и валовым доходом от продажи п -1 единиц товара.

Колонки 2, 3, 4 (табл. 7.3) характеризуют условия производства фир­мы-монополиста, а колонки 5, 6, 7 - условия продажи.

Еще раз вернемся к понятию совершенной конкуренции и равно­весию фирмы в этих условиях. Как известно, равновесие наступает тогда, когда МС = Р, а цена в условиях совершенной конкуренции совпа­дает с предельным доходом, следовательно, можно записать: МС = MR = Р. Достижение фирмой полного равновесия требует выпол­нения двух условий:

Предельный доход должен равняться предельным издержкам;

Цена должна равняться средним издержкам.1 А это значит:

МС = MR = Р = АС (5)

Поведение на рынке фирмы-монопо­листа будет точно так же определяться динамикой предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС). Почему? По­тому, что каждая дополнительная едини­ца продукции добавляет некую величину к валовому доходу и одновременно -

к валовым издержкам. Эти некие величины - предельный доход и пре­дельные издержки. Фирма должна все время сопоставлять эти две ве­личины. Пока разность между MR и МС положительна, фирма расширя­ет свое производство. Можно провести такую аналогию: как разность по­тенциалов обеспечивает движение электрического тока, так и положи­тельная разность MR и МС обеспечивает расширение фирмой объема производства. Когда же MR = МС, наступает «покой», равновесие фир­мы. Но какая при этом установится цена в условиях несовершенной кон-