Файл: Материалы по микроэкономике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2019

Просмотров: 7531

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако с точки зрения нормативного анализа теоретики социализ­ма, в отличие от А. Смита, Ф. Хайека и других экономистов классичес­кого и неоклассического направления, дают резко негативную оценку «невидимой руке» рынка. Рыночный механизм предлагается заменить сознательным централизованным планированием, где не будет ни при­былей, ни убытков, ни богачей, ни бедняков, где цены будут назначать­ся Центром и им же поставщики будут прикреплены к покупателям. К чему может привести такая система хозяйства, описано как в работах экономистов, так и в художественных произведениях, наиболее знаме­нитыми из которых являются «негативные утопии» Е. Замятина («Мы»), Дж. Оруэлла («1984») и О. Хаксли («О дивный новый мир»). Воплощен­ные же на практике идеи о возможности сознательного регулирования из Центра всего и вся означали построение общества, именуемого в крайних его вариантах тоталитаризмом или командно-административ­ной системой (бывшие социалистические страны).

1 «Современный взгляд на эту проблему, - отмечают авторы одного из известных словарей, комментируя положение о «неви­димой руке», - сводится к тому, что хотя рука, без сомнения, дей­ствует, она, скорее всего, страда­ет артритом». См. «Словарь современной экономической тео­рии Макмиллана». М., 1997. С. 259.

Разумеется, рынок - не идеальное устройство общества; о преиму­ществах и недостатках рыночного меха­низма будет специально сказано в гл. 15.1 Однако, перефразируя известное изречение У. Черчилля о демократии, можно отметить, что рынок - наихудший способ организации хозяйства, за исклю­чением всех остальных.


Основные понятия



Рынок

Домашнее хозяйство Бизнес

Правительство

Сравнительное преимущество Экономическое благо Неэкономическое (свободное) благо Товар Ценность

Потребительная ценность

Меновая ценность

Полезность

Бартер

Ликвидность

Деньги

Цена

Спрос

Предложение Конкуренция Кривая спроса Эффект дохода Эффект замещения Нормальные товары Низкокачественные товары Товар Гиффена Эффект Веблена Эффект сноба Кривая предложения





market

household

business

government

comparative advantage

economic good

free good

commodity

value

use value

exchange value

utility

barter

liquidity

money

price

demand

supply

competition

demand curve

income effect

substitution effect

normal goods

inferior goods

Giffen good

Veblen effect

snob effect

supply curve

Цена равновесия Частичное равновесие Общее равновесие Эластичность спроса Перекрестная эластичность спроса Эластичность предложения Мгновенное равновесие Краткосрочное равновесие Длительное равновесие Кривая Энгеля Общая полезность Предельная полезность Равновесие потребителя Кривая безразличия Карта безразличия Предельная норма замещения

Бюджетная линия Излишек потребителя «Невидимая рука»

equilibrium price

partial equilibrium

general equilibrium

elasticity of demand

cross elasticity of demand

elasticity of supply

immediate equilibrium

short-run equilibrium

long-run equilibrium

Engel curve

total utility

marginal utility

consumer equilibrium

indifference curve

indifference map

marginal rate of substitution, MRS

budget line

consumer's surplus

invisible hand


Глава 6. МЕХАНИЗМ РЫНКА

СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ



«Экономическая конкурен­ция ведет к тому, чтобы производство осуществля­лось самым рациональным способом».

Людвиг фон Мизес

Рыночная структура совершенной конкуренции, как нам известно из § 6 главы 5, отличается множеством покупателей и про­давцов. Каждый из субъектов рынка не в состоянии воздействовать на рыночную цену из-за малой доли в продажах или покупках. Для выяс­нения того, как устанавливается равновесная цена на рынке совершенной конкуренции, необходимо не только изучение потребительского поведе­ния, но и знание различных форм издержек производства.

Если покупателя при приобретении товара на рынке интересует, пре­жде всего, его полезность, то для продавца (производителя) центральное место занимают издержки производства. Поскольку в условиях совершен­ной конкуренции производитель практически не может воздействовать на уровень рыночной цены, постольку именно уровень издержек производст­ва оказывает определяющее воздействие и на размер прибыли, и на воз­можности расширения производства, и на то, останется ли фирма вообще на данном рынке или будет вынуждена покинуть его.

Таким образом, отраслевое предложение как сумма рыночного пред­ложения отдельных фирм зависит в конечном итоге от уровня издержек производства, а вид кривой предложения непосредственно связан с ди­намикой издержек.

Но прежде чем рассмотреть подробнее основные принципы взаимо­связи издержек производства и объема предложения, необходимо вы­яснить, что мы понимаем под издержками и как их измерять. Затем бу­дут определены условия равновесия фирмы при рыночной структуре со­вершенной конкуренции.



§ 1. Издержки производства:

виды и динамика

В основе принципов принятия экономических решений лежит тот факт, что хозяйствующий субъект сталкивается с ограничен­ностью ресурсов и должен сделать выбор между альтернативными спо­собами использования этих ресурсов. Другими словами, производитель должен иметь в виду, что те или иные ресурсы могут быть использова­ны альтернативным образом, и, следовательно, необходимо сопоста­вить ожидаемые выгоды от этих альтернатив. Принимая решение об ис­пользовании ресурсов в данном производстве, предприниматель отка­зывается от производства других товаров и услуг, то есть жертвует цен­ностью альтернативных возможностей.

С этой точки зрения можно утверждать, что издержки, которые сле­дует учитывать при принятии экономических решений, это всегда аль­тернативные издержки, - т. е. альтернативная стоимость (ценность) ресурсов при наилучшем альтернативном варианте их применения. Этот вывод легче понять, если еще раз обратиться к гл. 3, где альтернатив­ная стоимость уже исследовалась при анализе кривой трансформации.

Как правило, основная часть затрат фирмы представляет собой яв­ные издержки - денежные выплаты поставщикам факторов производ­ства. Другими словами, явные издержки фирмы - это ее фактические расходы на оборудование, сырье, энергию, полуфабрикаты, заработную плату, аренду помещения и т. д.


Вместе с тем, часто фирма использует ресурсы, которые принадле­жат ей самой (собственный капитал в денежной форме, собственные производственные помещения, профессиональные навыки владельца фирмы и т. п.). Фирма не несет непосредственных денежных расходов на оплату этих ресурсов, они для нее являются как бы «бесплатными». Однако в мире ограниченных ресурсов действительно бесплатного ни­чего не бывает, каждый ресурс имеет свою альтернативную стоимость. Поэтому использование фирмой такого «бесплатного» (с точки зрения бухгалтера) ресурса фактически связано с отказом от получения дохо­да при его альтернативном применении, то есть с определенными из­держками. Такие альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих самой фирме, называются неявными издержками.

1 Некоторые явные издержки, однако, не принимаются в расчет при принятии экономических ре­шений. Это так называемые не­возвратные издержки - одно­разовые издержки, которые не могут быть возвращены даже при закрытии предприятия. К не­возвратным издержкам относят­ся, например, затраты на изго­товление вывески с названием фирмы Невозвратные издержки не имеют альтернативной сто­имости и не включаются в эконо­мические издержки.

Хотя неявные издержки не отражаются в бухгалтерской отчетности (не включают­ся в бухгалтерские издержки), их необходи­мо брать в расчет при принятии экономи­ческих решений, что позволяет эффектив­но использовать все вовлеченные в про­цесс производства ресурсы. Исходя из этого, в понятие экономические издерж­ки должна включаться альтернативная стоимость всех используемых ресурсов, в том числе и нормальная прибыль как минимальный доход предпринимателя, необходимый для привлечения и удержа­ния этого ресурса в данном производ­ственном процессе.1 Так, в нормальную


Глава 6

п

Следует подчеркнуть, что о разделении издержек на постоянные и переменные можно говорить только применительно ^краткосрочному периоду функционирования фирмы. Другими словами, исходя "из "анали-"за~видбв~йздержек и их"дтгнамики, мы можем провести различие между i краткосрочным и долгосрочным периодами функционирования фирмы. В краткосрочном периоде постоянные издержки остаютс5^емзыеины~~ ми, и фирма может изменять объем выпускаемой продукции только с ^помощью изменения величины переменных издержек. В долгосрочном периоде все издержки гтянпндтгд пррдмрииими. тп есть это достаточ­но длительный временной интервал для того, чтобы фирма могла из­менить свои производственные мощности.

Валовые (общие) издержки (ТС) представляют собой сумму посто­янных и переменных издержек при каждом конкретном уровне производ­ства. На графике (рис. 6.1) суммирование VC и FC означает сдвиг вверх линии VC на величину OF по оси ординат.

Неравномерное изменение валовых издержек приводит к тому, что меняются по мере роста объема производства и издержки на еди­ницу продукции, или средние издержки. Средние издержки равны ва­ловым издержкам, деленным на произведенное количество товара (АС = TC/Q). Этот вид издержек имеет особое значение для понимания рыночного равновесия, поскольку предприниматель стремится их мини­мизировать. Кривая средних издержек обычно имеет U-образную фор­му (рис. 6.2). Сначала средние издержки весьма высокие. Это связано с тем, что большие постоянные издержки распределяются на не­значительный объем продукции. По мере роста производства постоян­ные издержки приходятся на все большее число единиц продукции, и средние издержки быстро падают, доходя до минимума в точке М. По



рибыль войдут: процент на собственный капитал, арендная плата, ко­торую можно было бы получить, сдавая внаем собственное здание, до­ход от продажи собственных услуг труда и т. п.

В связи со сказанным выше, имеются существенные различия меж­ду понятиями бухгалтерская и экономическая прибыль. Бухгалтерская прибыль - это разница между общей выручкой фирмы и явными (де­нежными) издержками. Экономическая прибыль - это разница между общей выручкой фирмы и всеми издержками (явными и неявными, включая нормальную прибыль предпринимателя). Таким образом, эко­номическая прибыль представляет собой доход, полученный сверх нор­мальной прибыли.

Определим теперь основные виды издержек фирмы в краткосроч­ном периоде. Издержки подразделяются на две большие категории: постоянные и переменные. Пострянные издержки,- это расходы, ко­торые остаются неизменными, каково бы ни было количество произво­димой продукции. К ним относятся, плата за аренду помещения, затра­ты на оборудование, оплата управленческого и административного пер­сонала и т. п. Если на оси абсцисс будем откладывать объем^продукции Q, а на оси ординат - издержки С, то постоянные издержк/^фбудут вы­глядеть как прямая линия, параллельная оси абсцисс (рисг~6\1).

Рис. 6.1. 124

Переменные издержки меняются в прямой зависимости от объема производства. Они связаны с затратами.на покупку сырья и рабочей си­лы. Динамика переменных издержек^УС) неравномерна: начиная с ну­ля, по мере роста производства они первоначально растут очень быст­ро; затем, по мере дальнейшего увеличения объемов производства, начинает сказываться фактор экономии на массовом производстве, и рост переменных издержек становится уже более медленным, чем уве­личение продукции. В дальнейшем, однако, когда вступает в действие






ТС


-**~0'^ VC г


Л

W



Постоянные, переменные и валовые издержки фирмы закон убывающей производительности, переменные издержки снова начинают обгонять рост производства.