Файл: Материалы по микроэкономике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2019

Просмотров: 7543

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


взрослых людей, невозможно. Ведь если даже пожилой любитель искус­ства воспользуется услугами юного бизнесмена, на контрольном входе ему придется предъявить не только дешевый билет, но и свой цветущий юный вид.

Наглядный пример ценовой дискриминации третьей степени можно увидеть и обратившись к знаменитому роману И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», когда Остап Бендер торговал билетами с видом на «Провал»: «Приобретайте билеты, граждане! Десять копеек! Дети и красноармейцы бесплатно. Студентам пять копеек! Не членам профсо­юза - тридцать копеек!» Ценовая дискриминация третьей степени про­водится и при установлении различных цен за гостиничные услуги ино­странцам и отечественным посетителям, различных цен на блюда в ре­сторане в дневное и вечернее время и т. п.

Поясним идею ценовой дискриминации третьей степени графичес­ки. На рис. 7.7 показаны рынки, на которых действует дискриминирую­щий монополист: случаи а и б. Предположим, что предельные издержки МС одинаковы при продаже продукции по разным ценам. Пересечение кривых МС и MR определяет уровень цены. Поскольку ценовая эластич­ность на «дорогом» и «дешевом» рынках разная, постольку и цены на них окажутся различными в результате ценовой дискриминации. На «до­рогом» рынке монополист установит цену Р, и объем продаж составит Qr На «дешевом» рынке цена будет на уровне Р2 и объем продаж Q . Валовой доход во всех случаях показан затененными прямоугольника2-ми. Сумма площадей прямоугольников в случаях а) и б) окажется выше, чем площадь, обозначающая валовой доход у монополиста, не прово­дящего ценовую дискриминацию (случай в).

Таким образом, дискриминирующий монополист должен уметь на­дежно разделять свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса по цене у разных потребителей.



§ 4. Потери от несовершенной конкуренции



Модель рынка совершенной конкуренции предполагает наиболее рациональное использование всех ресурсов общества, мини­мизацию затрат на производство продукции. Рынок несовершенной кон­куренции, по сути, предполагает отклонение от состояния равновесия, сложившегося в условиях совершенной конкуренции. Следовательно! общество несет определенные потери в связи с монополизацией (сте­пень ее может быть большей или меньшей) хозяйственной жизни.

В конечном счете, проблема монополии сводится к вопросу о степе­ни власти над ценой, этим рыночным феноменом, не зависящим от воли и сознания отдельного экономического агента в условиях совершенной конкуренции (вспомним горизонтальность линии спроса на продукцию «ценополучателя»).

Власть над ценой (а она всегда относительна и никогда не бывает абсолютной) - очень тонкий инструмент в руках монополии, или несо­вершенного конкурента. Если эта власть одновременно сопровождает­ся уменьшением издержек производства продукции вследствие эконо­мии на масштабе производства, развитием научно-технического про­гресса, насыщением рынка массовым выпуском стандартизированной продукции по доступным ценам, то, очевидно, несовершенная конкурен­ция несет обществу определенный выигрыш.


Можно сравнить власть над ценой со стремлением человека уста­новить свою власть над природой. Например, если мы не удовлетворе­ны бедной почвой, засушливым климатом, то, проведя мелиоративные мероприятия, сопровождаемые внесением искусственных удобрений, мы обратим себе во благо нашу власть над природой. Но если перейти известную грань мелиорации, то, скорее всего, наша власть над приро­дой обернется разрушением окружающей среды.

Так и монополизация: если преступить некую степень контроля над ценой, это оборачивается разрушением и уничтожением богатства об­щества, ведет к стагнации, застою и т. п. Тайные соглашения о ценах, создание искусственных дефицитов - все это опасные проявления мо­нополизации. Помня, что всякие аналогии условны, можно сравнить известное изречение лорда Эктона: «Всякая власть развращает. Абсо­лютная власть развращает абсолютно» - и следующий тезис: «Абсолют­ная власть над ценой развращает абсолютно». Таким образом, антимо­нопольное (антитрестовское) законодательство и регулирование, широ­ко применяемое в странах рыночной экономики, и пытается нащупать ту границу власти над ценой, преступать которую законодательным об­разом запрещается.

Потери от несовершенной конкуренции можно проиллюстрировать и графически (рис. 7.8).

Если бы цена устанавливалась на уровне точки Е1 (точки пересече­ния кривой МС и кривой спроса D), т. е. цена Р, соответствовала бы ус­ловиям совершенной конкуренции МС = Р, то потребительский излишек был бы равен площади треугольника Р,Р0ЕГ

В условиях несовершенной конкуренции цена устанавливается на уровне точки Е (эта точка лежит на одной вертикали с точкой Е - пере­сечением МС и MR). При такой же цене - на уровне Р2 - объем предло­жения фирмы равен Q2, следовательно, он меньше того объема, кото­рый был бы при совершенной конкуренции: Q2 < Qr Потребительский излишек теперь уменьшился до площади треугольника Р2Е2Р0. Но самое важное - отчетливо видны графически чистые потери, или «мертвый убыток», для общества: это треугольник ЕЕ,Е2. Таким образом, моно-


п

олия как бы «рвет на части» излишек потребителя и излишек произво­дителя: часть достается (затененный прямоугольник) самой монополии, а другая часть этого излишка потребителя в виде площади СЕ^Е2 вооб­ще теряется обществом, не достается никому. Так же не достается ни­кому часть излишка производителя (треугольник ECEJ, это недополу­ченное, а точнее, разрушенное богатство общества. По некоторым под­счетам, «мертвый убыток», возникающий в силу монополистического распределения ресурсов, составляет 0,5-2% валового национального продукта США.





§ 5. Естественная монополия



В некоторых отраслях экономики наиболее эффективна организация производства на базе единственной фирмы, а не несколь­ких фирм-конкурентов, т. е. производство любого объема продукции в рамках одной фирмы обходится дешевле, чем в нескольких.

Эта эффективность обусловлена особой значимостью для таких от­раслей роста масштаба производства, когда долгосрочные средние из­держки производителя (long run average cost, LAC) достигают своего минимума и продолжают сохраняться на низком уровне в течение длительного времени вместе с ростом объема выпускаемой продук­ции. Чем выше объем выпуска продукции, тем ниже средние издержки, при этом предельные издержки ниже средних при всех уровнях объемах производства. В графическом изображении средние издержки такой фирмы имеют не параболическую ((У-образную), а /.-образную кривую (рис. 7.9).

Отрасль, в которой деятельность единственной фирмы более эф­фективна в силу наличия существенной экономии от масштаба, сопро­вождающей рост производства, называется естественной монополией.

В такой отрасли наиболее эффективный масштаб производства то­вара близок к тому количеству, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрьлия издержек производства. Одна фир­ма целиком может обеспечивать весь спрос, предъявляемый на ее товар (услугу).

Ситуация естественной монополии порождается технологией, ис­пользующей значительный объем постоянного компонента издержек производства, что сопровождается существенной экономией на масшта­бах выпуска. Разделение выпуска между 2-3 или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэф­фективно малы и наличие более, чем одного продавца приведет к рос­ту издержек. Конкуренция здесь невозможна и в силу того, что самая крупная фирма всегда обладает преимуществами в части издержек пе­ред своими соперниками, а мелкие фирмы, в этих условиях, по-видимо­му, не способны выдержать конкуренции и будут вытеснены с рынка.

К таким отраслям принято относить большинство предприятий так называемого общественного пользования, осуществляющих коммуналь­ное обслуживание (электро-, газо-, водоснабжение, канализация), пред­приятия телефонной связи, железнодорожного, трубопроводного транс­порта, кабельное телевидение и т. п.


Эти производства выделяют в отдельную группу в силу значимости фактора экономии от масштаба при распределении услуг. Такие компа­нии легко могут расширить число своих потребителей в обслуживаемом регионе. Создание же новой дополнительной компании, выполняющей