ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2019
Просмотров: 7643
Скачиваний: 7
Два заключенных, например, мистер Икс и мистер Игрек, обвиняются в совместном преступлении, которое карается десятью годами лишения свободы. Однако, если один из них признается в содеянном и свалит инициативу преступления на другого, то ему «скостят» срок заключения до трех лет, а другой получит сполна (10 лет). Если в преступлении сознаются оба, то им дадут по пять лет. Возможно, что оба заключенных будут отрицать свою причастность к преступлению, и тогда их отпустят на свободу за недоказанностью вины. Однако, для этого им нужно сговориться. Но заключенные содержатся в разных камерах и не могут согласовать свое поведение на допросе. Какое решение примет каждый из них? Все возможные варианты выбора занесены в следующую матрицу:
Дилемма заключенного
дясь в условиях взаимозависимости. Допустим, рынок разделен между двумя олигополистами: фирмой «Аполлон» и фирмой «Венера». Если бы обе фирмы могли сотрудничать (т. е. сговориться), то, сократив выпуск и назначив монопольно высокие цены, они получили бы и высокую прибыль по 100 млн. руб. Однако эти фирмы, прежде всего, конкуренты. У каждой есть искушение нарушить негласный договор: вопреки ожиданиям соперника понизить цены и захватить часть его рынка, сорвав еще большую прибыль в 130 млн. рублей. Тогда прибыль соперника резко сократится и составит, например, только 10 млн. рублей. Пытаясь обойти соперника, каждый игрок выберет низкие цены, и обе фирмы получат прибыль по 70 млн. рублей вместо вожделенных 130. Варианты прибылей в зависимости от выбора цен изображены в платежной матрице (табл. 7.5). Рассмотрев матрицу, мы увидим, почему фирмы не действуют сообща и не используют возможности получить более высокие прибыли за счет своего конкурента.
К
Заключенный Игрек
Сознался
Не сознался
онечно
же, каждый хочет, чтобы его отпустили
на свободу, но для этого оба заключенных
не должны сознаваться. В то же время,
несоз-навшийся рискует остаться в
тюрьме на десять лет, если сознается
его напарник. Признаться или не признаться
- вот в чем вопрос! Очевидно, что в
условиях некооперативного поведения
каждый выберет наименее рискованный
для себя вариант. Рациональным в данном
случае будет предположение о худшем
(подельник сознается). При такой стратегии
оба преступника сознаются и получат
по пять лет.
В данной ситуации существует два равновесных решения. Одно (когда оба заключенных не сознаются и их отпускают) - Парето-эф-фективное решение,1 максимизирующее полезность обеих сторон. В результате другого решения (обоюдное признание) - достигается равновесие по Нэшу, при котором ни один из игроков (заключенных) не может увеличить свой выигрыш, в одностороннем порядке меняя свое решение. Равновесие по Нэшу - это ситуация, когда стратегия каждого из игроков является наилучшей реакцией на действия другого игрока.
Подобная ситуация характерна и для
олигополистов, так как они тоже осуще- 1 Подробнее о равновесии по ствляют некооперативный выбор, нахо- Парето будет сказано в гл. 15.
Итак, фирма «Аполлон» и фирма «Венера» не могут действовать сообща и делают выбор на основе логики ценового поведения конкурента. Обе фирмы не решаются выбрать самые высокие цены и получают одинаковую прибыль по 70 млн. рублей. В результате риски минимизированы, и олигополистический рынок оказывается в условиях равновесия по Нэшу. Это частичное равновесие, так как фирмы не максимизируют свою полезность. Устойчивость равновесия сохранится до тех пор, пока у олигополистов не появится стимулов к изменению объемов выпуска.
В экономической теории выделяются такие модели ценового поведения олигополистов, как ломаная кривая спроса, тайный сговор, лидерство в ценах, принцип ценообразования «издержки плюс». Рассмотрим их более подробно.
Ломаная кривая спроса. Идея ломаной кривой принадлежит американскому экономисту П. Суизи, описавшему ее в 40-х гг. XX в. В данной модели анализируется реакция олигополистов на изменение поведения их конкурента. Существует две основных линии поведения участ
ников рынка в ответ на изменение цен фирмой-олигополистом (назовем ее фирмой «Аполлон»), В первом случае при повышении или снижении цен данной фирмой конкуренты могут оставить без внимания ее действия и сохранят прежний уровень цен. Тогда кривая спроса «Аполлона» отразит высокоэластичный спрос и будет иметь пологий наклон. Эта линия поведения позволит «Аполлону» при снижении цены на его продукцию существенно расширить объем продаж, а при ее повышении -столкнуться с резким сокращением этого объема (рис. 7.11а, кривая D )
Во втором случае конкуренты могут следовать за фирмой-олигополистом, изменяя цены в ту же сторону. Тогда изменение цены существенно не отразится на объеме спроса на продукцию «Аполлона»- при повышении цены рынок фирмы лишь немного сократится а при понижении - может слегка увеличиться, так как сокращение или увеличение объемов продаж равномерно распределятся на всех участников олиго-полистического рынка. В этом случае кривая спроса «Аполлона» будет иметь низкую эластичность по цене, что отражено на графике (рис /.11а, кривая D,). Однако, не зная, какую линию поведения выберут конкуренты, логично предположить следующее.
Рис. 7.11. Построение ломаной кривой спроса
В
ответ на повышение цены «Аполлоном»
другие фирмы скорее проявят вялую
реакцию и не последуют примеру этой
фирмы Напротив, в ответ на снижение
цены, другие фирмы, скорее всего, последуют
за ней, желая сохранить свои доли на
рынке. Таким образом в сложившихся
условиях олигополисту не выгодно менять
объем Q и установившуюся цену Рг что
и обусловливает жесткость цен на ол и
го пол исти чес-ком рынке. Кривая спроса
на продукцию такого олигополиста
учитывает оба варианта реакции конкурентов
на отклонение от текущей цены, которая
изображена на рис. 7.116 на уровне Рг
Конкуренты не реагируют, когда олигополист
устанавливает цену выше текущей, и,
наоборот, реагируют, когда цена
опускается ниже текущей. Этим и объясняется
ломаная конфигурация кривой спроса
фирмы-олигополиста (рис. 7.116, кривая
D2Pp,). Она состоит из участка пологой
кривой D2Pf до пересечения ее с линией
текущей цены Р; и участка кривой PfD} с
более крутым наклоном после пересечения
ее с линией текущей цены. Следовательно,
ломаная конфигурация и у кривой
предельного дохода (рис. 7.116, кривая
MR2MRJ. Однако, в отличие от кривой спроса,
кривая предельного дохода MR2MR^ имеет
разрыв, или вертикальный пунктирный
отрезок, лежащий на перпендикуляре,
опущенном из точки Р( на ось абсцисс.
Величина данного разрыва показывает,
в каких рамках могут изменяться
предельные издержки, не нарушая
равновесного объема производства
фирмы-олигополиста.
Тайный сговор (картель). Фирмы-олигополисты могут ограничить конкуренцию между собой, а также предотвратить вступление в отрасль новых фирм, заключив тайное соглашение. Предметом соглашения может стать выравнивание или фиксация цен, либо закрепление долей поставок продукции на рынок. Допустим, что в условиях тайного сговора фирмы-олигополисты производят однородную продукцию и выравнивают цены, как в случае понижения, так и в случае их повышения, а также имеют одинаковые предельные издержки. В таком случае они могут максимизировать прибыль подобно чистой монополии. Тогда объем производства картеля будет меньшим, чем он был бы в условиях совершенной конкуренции, а цена, которую устанавливают участники картеля, большей, чем при совершенной конкуренции. Яркий пример международного картелирования - соглашение стран-членов ОПЕК, которым неоднократно удавалось поднять цены на нефть посредством относительно небольшого ограничения выпуска.
При картельном сговоре каждая фирма получает свою квоту выпуска продукции, которую она, согласно условиям договора, не должна превышать, чтобы не подорвать монопольную цену Рп(см. рис. 7.12).
На рис. 7.12 LMC и LAC означают соответственно предельные и средние издержки в долгосрочном периоде. Qn - объем производства картеля, состоящий из квот входящих в него фирм. Рс - цена, которая установилась бы в условиях совершенной конкуренции, a Qc - объем производства, соответствующий условиям совершенной конкуренции. Сговор облегчается в том случае, если фирмы-олигополисты, входящие в картель, имеют приблизительно одинаковый уровень издержек производства и производят однородную продукцию.
Проблема устойчивости картеля зависит от того, насколько сильны стимулы его участников соблюдать условия сговора. Если один из учас-
Рис. 7.12. Картель
тников попытается в обход других увеличить свою квоту выпуска, то, при условии, что все остальные соблюдают условия договора, «обманщик» получит больший доход. Ведь его доля на рынке недостаточно велика, чтобы повлиять на монопольно установленную цену. Таким образом, нарушитель сможет продать больше продукции по монопольно высокой цене. Но если и другие участники картеля попытаются обмануть своих партнеров и поступят аналогично нарушителю, то объем их совместного предложения на рынке так увеличится, что монопольная цена рухнет, упав до конкурентного уровня. Проблема «нарушать - не нарушать» аналогична рассмотренной ранее «дилемме заключенного».
Однако картельные объединения недолговечны. Почему? Во-первых, тайный сговор противоречит антитрестовскому законодательству, и высок риск его раскрытия. Во-вторых, олигополистам тяжело договориться по цене и объемам долей рынка, так как, выпуская даже однородную продукцию, они на практике имеют различные предельные издержки и кривые спроса. В-третьих, как мы заметили выше, участники тайного соглашения имеют серьезное искушение нарушить свою квоту выпуска с целью максимизации своей и только своей прибыли. И, наконец, четвертая причина. Жизнь картеля ограничивается выгодностью сговора, основанной на высоком спросе. Как только спрос перестанет расти и начнет снижаться, фирмы будут вынуждены сократить выпуск. Из-за недоиспользования мощностей средние издержки фирм-олигопо-листов возрастут. В таких условиях картельные соглашения, как правило, разрушаются.
Лидерство в ценах. В данной модели олигополисты координируют свое поведение посредством молчаливого согласия следовать за лидером. Такая модель поведения олигополистов в странах с развитой рыночной экономикой особо распространена в обрабатывающей промышленности. Самая крупная и технически передовая фирма отрасли устанавливает цену, а другие, менее весомые фирмы, придерживаются этой цены. Следуя и за понижением, и за повышением цены лидера, ведомые фирмы являются «ценополучателями». Фирма-лидер меняет цены редко и осторожно, учитывая возможности более мелких фирм, идущих в его фарватере. Ведь успех олигополистов заключается в максимизации совместной прибыли. Например, в США лидер сигаретной промышленности «Рейнольде» в течение двадцати лет только шесть раз изменяла цены на продукцию отрасли. Весомой причиной для установления новой цены является изменение издержек на единицу продукции (повышение или понижение цен факторов производства, изменение налоговых ставок и т. д.).
Ценообразование по принципу «издержки плюс». Модель ценового поведения «издержки плюс» используется как в случае раздела рынка несколькими крупными производителями, так и при наличии оли-гополиста-лидера. Ее привлекательность заключается в простоте и универсальности.
Данная модель связана с планированием выпуска и прибыли. Цена на продукцию устанавливается по принципу: средние издержки плюс прибыль, исчисленная как процент от уровня средних издержек. Но какую прибыль и какие средние издержки закладывать в цену? Ведь размер средних издержек зависит от объема выпуска, а прибыль - от вечно колеблющегося объема продаж. Поэтому фирмы планируют средний объем выпуска, например, 75-80% от полной загрузки производственных мощностей. «Плюс», или надбавка, планируется как минимальная экономическая прибыль, исходя из средней нормы прибыли отрасли последних лет. Формула «издержки плюс» составляет основу стандартного ценообразования, вокруг которой, в зависимости от текущей конъюнктуры, цена может колебаться. Используя такую модель, олигополисты с почти одинаковыми средними издержками, смогут автоматически выравнивать цены и максимизировать совместную (общую) прибыль.
У олигополистической структуры рынка есть свои плюсы и минусы. Находясь в условиях взаимозависимости, олигополисты устанавливают цены очень взвешенно, пересматривают их весьма редко и осторожно. Олигополитическая власть над ценой не так значительна, как у монополиста, следовательно, олигополии приносят обществу меньше невосполнимых потерь от сознательного недопроизводства (вспомним «мертвый убыток») по сравнению с монополией. Однако технологические и другие барьеры вступления в олигополистическую отрасль все же высоки. Создавая условия для технологически статичного развития, они слишком ослабляют стимулы для разработки и внедрения прогрессивных технологий, к удешевлению продукции, серьезно ограничивают конкуренцию со стороны новых фирм.