Файл: Материалы по микроэкономике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2019

Просмотров: 7546

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поскольку условия спроса также подвержены постоянным изменени­ям, регулируемая цена требует корректировок и с учетом этого факто­ра. Чем более неопределенными, а следовательно, более изменчивы­ми являются условия внешней экономической среды, тем чаще должны проводится подобные корректировки. С другой стороны, чем чаще про­исходит пересмотр регулируемой цены, тем меньше у фирмы стимулов вводить технические усовершенствования, способные понизить издер­жки производства. Другими словами, регулирующие органы сталкивают­ся с дилеммой: следовать за изменениями спроса и издержек (тогда цена теряет свое стимулирующее воздействие на производителя) или стремиться к сохранению существующей цены в течение длительного периода.

Если государство регулирует цены естественного монополиста, то такое регулирование может привести к уменьшению издержек производ­ства товара за счет ухудшения качества. У регулируемой фирмы снижа­ются стимулы к улучшению качества товара или услуги, если она не предполагает соответствующего повышения цены, а в условиях отсут­ствия конкуренции ухудшение качества товара не отражается на поло­жении фирмы на рынке.

Для контроля уровня качества услуг, поставляемых естественным монополистом, возможны два варианта: включение показателей качества в регулируемую цену или компенсация потребителям за счет фирмы в слу­чае падения качества товара (услуги) ниже допустимого уровня.

И, наконец, способом устранения или снижения рыночной власти ес­тественного монополиста является «внедрение» рыночной конкуренции. Роль государства заключается в том, чтобы облегчить по возможности появление новых фирм на рынке при повышении спроса на продукцию отрасли. Иногда увеличение степени конкурентности рынка желательно даже в том случае, если при этом приходится жертвовать частью эконо­мии на масштабе производства. Уменьшение барьеров для вхождения в отрасль помогает снизить степень влияния естественного монополис­та уже самой угрозой появления потенциальных конкурентов, хотя ре­альный выход может быть и не осуществлен.

В тех отраслях, где реорганизация отрасли путем разделения моно­


польного производства на несколько фирм или дерегулирование невоз­можны или нежелательны, альтернативным способом усиления конку­рентных элементов является конкуренция не внутри отрасли, а конку­ренция за право доступа в отрасль, за право быть единственным поставщиком данного товара (получение франчайза). Подобный спо­соб встречается в таких отраслях естественной монополии, как добыча нефти, грузовые перевозки, телевидение и радиовещание.

В некоторых отраслях конкурентный механизм может быть встроен на отдельных участках в рамки естественной монополии. Например, прогресс в области внедрения новых технологий сделал возможным конкуренцию небольших электростанций с централизованными гиган­тами в сфере доставки электроэнергии потребителям на чужую тер­риторию.

Прекращение же деятельности естественной монополии может про­изойти (пусть это и звучит тавтологично) естественным путем в резуль­тате изменения технологии производства.





§ 6. Олигополия



Рассмотрев чистую монополию как крайний случай структуры рынка несовершенной конкуренции, перейдем к другим ее видам с более слабым проявлением монополистической власти над ценой. Одним из них является олигополия.

Олигополия - это тип рынка несовершенной конкуренции, характе­ризующийся присутствием на рынке товара нескольких производителей. Таким образом, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях со­вершенной конкуренции. Из этого следует, что олигополист, в отличие от совершенного конкурента, обладает определенной властью над це­ной, но его власть, по сравнению с монополистом, ограничена количе­ством производителей, поделивших рынок между собой.

Каким может быть число участников олигополистического рынка? Если рынок разделен между двумя производителями, то такой тип рын­ка называется дуополией. Дуополия - частный случай олигополии, ко­торый чаще встречается в теоретических моделях, чем в реальной жиз­ни. Собственно же олигополия же насчитывает от трех участников и более. В экономике стран с развитым рынком преобладает именно оли-гополистический тип производства, что особенно характерно для обра­батывающей промышленности. Причем в условиях олигополии произво­дятся как однородные, так и дифференцированные товары. Например, в США, по данным министерства торговли страны, между четырьмя крупными производителями разделен весь рынок первичного свинца; примерно 90% производства пива, сигарет, холодильников и стираль­ных машин; 64% производства первичного алюминия и продукции са­молетостроения. В Великобритании и Германии 94% рынка сигарет нахо­дятся в руках трех производителей. Во Франции все 100% сигарет и холо­дильников производится тремя крупными фирмами.1 В обувной промыш­ленности концентрация значительно ниже: три крупнейших производи­теля в Великобритании контролируют 17% рынка, в Германии 20%, а во франции - всего 13% рынка обуви. Таким образом, в условиях олигополии либо весь рынок поделен между несколькими производителями, либо часть рынка делят крупные фирмы, а остальное рыночное пространство занима­ет множество мелких производителей (монополистических конкурентов). Как мы видим, концентрация производства в различных отраслях не одинакова. Чем меньше производителей делят рынок между собой, тем выше степень монополистической власти в отрасли.


Для прогнозирования монополистического поведения фирм в отрас­ли рассчитывается индекс Герфиндаля (Herfindall index). Данный ин­декс показывает степень концентрации рынка и вычисляется посредством суммирования квадратов рыночных долей каждой фирмы в отрасли:

Н = + S22 + ... + Sna (8)

где Н - индекс Герфиндаля; S1 , S2 , S„ - доли фирм на рынке, которые суммируются в порядке убывания (на первом месте - самая крупная доля) и определяются в процентах как отношение объема по­ставок фирмы к объему всего рынка. Например, если предложение ка­кого-либо товара обеспечивают четыре фирмы с рыночными долями, скажем 60%, 20%, 10% и 10%, то И = 3600 + 400 + 2 х 100 = 4200.

В случае чистой монополии, когда отрасль состоит из одной фирмы
(л = 1), индекс Герфиндаля будет равен 10000, т. е. S1 = 100%, а
Н = Ю0а = 10000. Если в отрасли две фирмы-дуополии, и рыночные
доли их равны (50% у каждой), то Н = 50г + 502 = 5000. В случае, при-
ближающемся к совершенной конкуренции, когда в отрасли, например,
100 фирм, и доля каждой равна 1%, индекс Я = + 1:+...+ lJoo =100.
Индекс Герфиндаля реагирует как на рыночную долю каждой фирмы,
так и на количество фирм в отрасли. Так, если не использовать индекс
Н и ориентироваться только на количество фирм в отрасли, то можно
подумать, что отрасль, где функциониру-
ют 5 фирм, более концентрирована, чем .

та, в которой действуют 6 фирм. Однако i Begg D., Fisher S., Dornbush здесь не учитывается показатель S. На- R. Economics. London. 1991. пример, в отрасли 6 фирм, у одной из р г60


них S = 50%, а у других пяти - доли по 10%. Тогда индекс Н = 502 + (102 х 5) = 3000. Когда же в отрасли 5 фирм, и у каждой равные рыноч­ные доли, т. е. S = 20%, то индекс Н - 202 х 5 = 2000. Таким образом, отрасль с шестью фирмами обладает большей степенью концентрации, чем отрасль, состоящая из пяти фирм, но не имеющая доминирующей фирмы. Концентрация рынка с индексом Герфиндаля, не превышающим 1000, считается низкой. Индекс, равный 1800 и выше, - признак высо­кой концентрации.

Если бы мы подсчитали индекс концентрации для 50 наиболее крупных фирм отрасли, то мы бы воспользовались индексом Гер-финдаля-Хиршмана {Н-Н index). По данным Министерства торговли США, этот индекс для рынка мужской обуви составляет всего 380, а женской - 492. Очень высока концентрация рынков алюминия, меди и искусственного волокна, определяемая индексами 2564, 2673 и 2970 соответственно.

Важно подчеркнуть, что в случае олигополии конкуренция носит пре­имущественно неценовой характер. Вкратце можно сказать, что неце­новая конкуренция основана на привлечении потребителя не с помо­щью снижения цены, а за счет других факторов: улучшения качества товаров, рекламы, послепродажного технического обслуживания и т. п.

От чего же зависит количество олигополистов на рынке? Почему ры­нок автомобилей всей страны заполняется продукцией не более, чем четырех-пяти крупных производителей, в то время как оптимальное ко­личество бензозаправочных станций для небольшого городка может быть не меньше пятнадцати?

Прежде всего, от технологии, которая определяет минимальный мас­штаб производства, начинающего давать прибыль. Если технология производства в отрасли такова, что положительный эффект масштаба {т. е. постепенное снижение долгосрочных средних издержек по мере наращивания выпуска - см. подробнее гл. 10) сохраняется при гораздо большем объеме выпуска, чем в условиях конкурентного производства, но все же меньшем, чем в условиях монополии, то эта отрасль олигопо-листическая. Спрос на продукцию данной отрасли смогут удовлетворить несколько крупных производителей лишь совместно. При такой техно­логии продукция большого числа мелких фирм была бы слишком доро­гой и убыточной. Размер мелкой фирмы не позволит использовать эф­фект масштаба и понизить средние издержки до уровня, приносящего прибыль. В то же время, может оказаться неэффективным и слишком малое количество крупных фирм в отрасли. Для удовлетворения обще­го спроса они должны будут расширить объем производства за преде­лы оптимального. В результате крупные фирмы столкнутся с отрица­тельным эффектом масштаба (когда расширение выпуска повысит сред­ние издержки), что также приведет к убыткам. Мы видим, что именно технология производства определяет размер фирмы, а, значит, и коли­чество олигополистов в отрасли. Таким образом, технология производ­ства, связанная с эффектом масштаба, служит причиной возникновения олигополии и одновременно является естественным барьером для вступления в отрасль.


К другим барьерам, ограничивающим доступ на олигополистический рынок, следует отнести патентование и лицензирование, контроль над ресурсами, а также крупные финансовые расходы на рекламу. Суще­ствуют и поведенческие барьеры. Олигополисты, разделившие рынок и получающие устойчивую прибыль, могут агрессивно отреагировать на появление новых фирм: вступить в сговор, обрушить цены и т. д. Их мо­тивация понятна: ведь новые фирмы нарушают сложившийся в отрасли объем производства, приносящий прибыль.

Важной чертой олигополии, отличающей ее от других типов несовер­шенной конкуренции, является взаимозависимость фирм в отрасли. Олигополисты - не только конкуренты, но и одновременно негласные партнеры. При небольшом количестве производителей в отрасли фир-ме-олигополисту необходимо планировать свою стратегию с учетом по­ведения остальных участников рынка. Ведь размер ее прибыли зависит от объемов выпуска и цен, установленных другими олигополистами. На­пример, если фирма-олигополист произведет слишком мало продукции, то цены на нее будут выше, чем у других участников олигополистического рынка. Если, наоборот, фирма увеличит выпуск настолько, что ее цены будут ниже уровня цен в отрасли, то это может вызвать агрессивную ре­акцию других олигополистов. В обоих случаях фирма сталкивается с угрозой падения прибыли. Таким образом, ценовое поведение олиго­полистов сковано взаимозависимостью.

Олигополисты как бы находятся в «одной лодке», они слишком круп­ны и несогласованные телодвижения опасны. Однако у них нет возмож­ности договориться между собой, так как сговор воспрещается антимо­нопольным законодательством. Вступление же в тайное соглашение до­вольно рискованно, поскольку нет уверенности в прочности союза с кон­курентом. Поэтому для олигополиста очень важно уметь предвидеть, или предугадывать, поведение своих конкурентов.

Аналогичные ситуации исследуются в теории игр. Поведение участ­ников команды, которые должны принять наилучшее для всех решение, но не имеют возможности договориться, называется некооперативным. Наиболее простая и распространенная матричная модель (платежная матрица), с помощью которой исследуется некооперативное поведение, называется «дилеммой заключенного». Рассмотрим ее классический сценарий.