ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2019
Просмотров: 7638
Скачиваний: 7
аналогичные функции, в случае появления дополнительного спроса, будет обходиться слишком дорого.
В некоторых отраслях, как, например, в электроэнергетике, экономия от масштаба может быть существенной при всех объемах выпуска. Например, системы водоснабжения или электроснабжения требуют высоких объемов постоянных издержек ввиду высокой стоимости основного оборудования - трансформаторных подстанций, генераторов, Линий электропередач, насосного и водопроводного оборудования, очистных сооружений и т. д. В случае сокращения объемов предоставления данных благ на тех же производственных мощностях постоянные издержки не уменьшатся, так как основные капиталовложения уже осуществлены, но при этом увеличатся средние издержки. Если в отрасли будут действовать несколько фирм, то весь объем производства распределится между ними и производство каждой из них будет меньшим. В этом случае (при сохранении прежнего объема постоянных издержек на оборудование) средние издержки не достигнут своего минимального уровня. Здравый смысл подсказывает, что дешевле пользоваться одной линией электропередач, чем тянуть две параллельных, перекрывающих друг друга. То же самое можно сказать о трубопроводах для транспортировки нефти или газа.
Предоставление какой-либо компании исключительных монопольных прав на поставки потребителям электро-, водо-, газоресурсов или на транспортное обслуживание на данной территории или в масштабах всего государства вызывает необходимость установления государственного контроля над деятельностью таких монополий. Это делается в целях устранения возможных злоупотреблений властью над рынком и негативных последствий для потребителей от монопольного положения основных поставщиков. В большинстве стран эти отрасли либо находятся в государственной собственности, либо регулируются государством. В обоих случаях цены устанавливаются государством, а не естественной монополией.
На рис. 7.9 показаны параметры издержек естественной монополии. Приведены кривые спроса и издержек производства для типичной естественной монополии. Из-за больших постоянных издержек кривая спроса (D) пересекает кривую долгосрочных средних издержек (МС) в точке Е2, когда средние издержки все еще понижаются.
Если отрасль - естественная монополия, то выпуск продукции и цена установятся на уровне Q1 и Р, соответственно точке (Е), где пересекаются долгосрочные предельные издержки (long run marginal cost, LMC) и предельный доход (MR), т. е. в условиях максимизации прибыли монополистом.
Так как в этом положении цена (Р,) превышает величину средних издержек, естественный монополист получает значительную прибыль в размере прямоугольника Р^Е^МРМ, а цена значительно превышает предельные издержки.
Оптимальная, с точки зрения общества, деятельность отрасли соответствует уровню точки Е3, в которой долгосрочные предельные издержки (LMC) совпадают с ценностью дополнительной единицы продукции для потребителей, т. е. с кривой спроса D. Объемы выпуска продукции ниже Q3 неэффективны в силу того, что потребители были бы готовы заплатить больше величины долгосрочных предельных издержек за больший объем производства продукции (кривая LMC расположена ниже кривой спроса D), Если выпуск превышает Q3, то дополнительное производство продукции превышает уровень имеющегося на данную продукцию спроса (кривая LMC расположена выше кривой спроса D). Таким образом, выпуск продукции в объеме Q3 является оптимальным с точки зрения общества в целом. Однако точка Е3 не может быть точкой долгосрочного равновесия, так как соответствующая ей цена ниже величины LAC, а фирма не может длительно существовать при отсутствии нормальной прибыли.
Минимизация LAC на длительном интервале производства является фактором сохранения высокого барьера вхождения в отрасль и отсутствия конкурентов даже при увеличении спроса на товар с D до Dy
Экономия на масштабе производства защищает естественные монополии от опасности появления конкурентов до тех пор, пока новая технология не позволит ввести эффективное производство в меньших размерах.
Поскольку отрасль естественной монополии требует только одного эффективного производителя, этот производитель приобретает огромную рыночную власть, назначая цены, намного превышающие его издержки, что создает проблему неэффективности распределения ресурсов с точки зрения общества, т. е. цена оказывается выше, а объем выпуска ниже оптимального для отрасли. Кроме того, высокая цена на продукцию естественного монополиста ведет к повышению цен в отраслях, использующих продукт такой фирмы в качестве ресурса, т. е. неэффективность естественного монополиста распространяется по всей технологической цепочке взаимосвязанных отраслей.
1 Общие принципы антимонопольного регулирования будут рассмотрены в § 9, но мы специально выделяем проблему регулирования деятельности естественной монополии ввиду ее особой значимости для общества.
Рассмотрим, каким образом решается эта проблема.1 Основной задачей регулирования деятельности естественных монополий является создание барьеров для повышения цен на производимые блага или для искусственного ограничения объемов выпуска, что также может вести к повышению цен.
Правительство, как правило, сохра
няет за собой право определять региональные границы деятельности естественного монополиста, регулировать качество его услуг и контролировать цены, которые он может назначать. Например, тарифы коммунальных служб, телефонных компаний, железнодорожные тарифы, расценки на поставку многих энергоресурсов определяются соответствующими государственными или муниципальными органами.
В рыночной экономике фактором снижения цен и увеличения объема предложения товара является конкуренция. Однако в рассматриваемой ситуации препятствием для включения механизма конкуренции является экономия от масштаба. Естественная монополия в этих условиях является структурой, минимизирующей издержки производства. Ведь при наличии множества фирм отрасль теряет имеющиеся преимущества. Средние издержки 2-х и более фирм были бы выше, так как объем производства каждой из них был бы меньше, чем у единственной фирмы. Масштаб производства, таким образом, является фактором, создающим барьеры для вхождения конкурента в отрасль. Если бы цена и выпуск продукции устанавливались конкурентным путем, то в этом случае объем производства каждой фирмы был бы на более низком уровне, а следовательно, и с более высокими средними издержками. Следовательно, антимонопольное регулирование, препятствующее образованию естественной монополии, увеличило бы общие издержки общества.
Н
о,
с другой стороны, нерегулируемая
монополия ограничивает выпуск
продукции на уровне Q1 и тем самым
формирует чистые потери общества в
размере заштрихованной площади Е^ЕЕ3
на рис. 7.10. Следовательно, интересы
эффективности требуют замены рыночных
сил: монопольного производителя
необходимо заставить производить больше
01 и назначить цену ниже Р1 или посредством
регулирования его деятельности, или
национализацией соответствующей
отрасли.
Как и в условиях конкуренции, издержки должны минимизироваться, а цены определяться на основе предельных издержек. Кроме того, органы регулирования должны соблюдать баланс между интересами потребителей, для которых желательны низкие цены, и экономической жизнеспособностью производителя-естественного монополиста. Если пойти навстречу интересам потребителей и установить цены ниже издержек производства, это приведет к разорению и банкротству предприятий или потребует увеличения налогов для возмещения убытков производства за счет государственных субсидий. Таким образом, основные правила регулирования деятельности естественных монополий заключаются в следующем.
• Цены должны устанавливаться на уровне, максимально близком к предельным издержкам.
Большие отклонения цен от долгосрочных предельных издержек обусловливают рост чистых потерь общества. Если величина LMC ниже цены, то продукция производится в недостаточном объеме; если их величина превышает цену, то объем производимой продукции слишком большой. Но в естественных монополиях, как мы неоднократно отмечали, издержки падают с ростом выпуска в силу экономии от масштаба. А это означает, что LMC всегда ниже LAC. Установление цены на уровне пересечения LMC и кривой спроса D (точка Е3) означает производство продукции в объеме Q3 и соответствующий уровень цены Р3, которая в этом случае оказывается ниже величины LAC. Данная отрасль, таким образом, не получает нормальной прибыли на вложенный капитал. Следовательно, государство должно стремиться к установлению цен, максимально приближенных к предельным издержкам для минимизации «мертвого убытка» общества, но, вместе с тем, обеспечивать получение дохода, достаточного для возмещения издержек фирмы-монополиста.
В некоторых отраслях одним из способов, с помощью которого можно было бы добиться такого баланса, является использование двухком-лонентного (гибкого) тарифа.
Двухкомпонентный тариф представляет собой систему ценообразования, при которой пользователи платят фиксированную сумму за право встать на обслуживание (или за получение минимальных норм социальных услуг), а затем с них взимается плата за потребление каждой дополнительной единицы продукции.
Такой тариф может быть установлен при предоставлении услуг телефонной связи или снабжения электроэнергией. Например, может быть установлена фиксированная плата за подключение к государственной электрической сети, а затем - отдельно измеряемая по счетчику плата за каждый потребленный киловатт-час электроэнергии. Доход от фиксированной составляющей платы за услугу дает компании возмож-
ность возместить свои издержки даже в том случае, если переменная составляющая равна предельным издержкам. Телефонные компании могут предусматривать возможность пользования услугами, скажем, городской сети по фиксированному тарифу, а междугородной связью за дополнительную плату.
Фиксированный тариф может быть установлен за пользование определенным объемом услуг (время телефонного разговора, количество квт/час электроэнергии, куб. м газа и т. п.), сверх которого вводится дополнительная плата за единицу услуги.
Прибыль естественной монополии не должна превышать нормальной прибыли на вложенный капитал.
Для того, чтобы предприятие было безубыточным, все издержки должны быть возмещены, следовательно, его прибыль должна обеспечивать как минимум нормальный доход на капитал, включающий, как известно, явные издержки производства плюс альтернативную стоимость инвестированного капитала.
Следовательно, ценовое регулирование отрасли-естествеиного монополиста предполагает, что государство устанавливает такой предел цены, при которой производитель не только возместит свои издержки, но и получит нормальную прибыль на вложенный капитал. Поэтому регулируемая цена устанавливается на уровне пересечения МС и кривой спроса D. При этом потери общественного благосостояния минимизированы по сравнению с монопольным установлением цены на уровне Рг
Существуют две проблемы, связанные с ценообразованием на основе долгосрочных средних издержек.
При объеме выпуска Q2 продукции производится меньше, так как цена превышает долгосрочные предельные издержки. Величина потерь общества при этом соответствует затененной области Е,СЕ„ на рис. 7.10.
Долгосрочные предельные издержки многих предприятий естественных монополий, в частности, сферы коммунального обслуживания, имеют тенденцию к изменению в течение суток (день-ночь) или в зависимости от сезона (зима-лето). Цены должны отражать эти изменения величины LMC во времени. Цены, базирующиеся на МС, такого изменения затрат обычно не отражают.
Если цена установлена выше МС, то тем самым увеличивается прибыль фирмы сверх нормальной, а чистые убытки общества возрастают. Следовательно, государственные регулирующие органы не выполняют свою задачу по защите потребителя услуг отрасли и сокращению потерь общества.
Государственное регулирование должно обеспечивать эффективность производства.
Если в результате государственного контроля цены установлены на уровне, когда отрасль возмещает издержки и получает нормальную прибыль, то она не имеет существенных стимулов для минимизации своих издержек.
Следовательно, возникает еще одна задача регулирования - проверка обоснованности расходов фирмы, включаемых в производственные издержки предприятия. Один из стимулов для снижения средних издержек - установление и сохранение неизменных цен в течение длительного периода. В таких случаях снижение издержек приводит к увеличению прибыли отрасли до момента пересмотра тарифов за предоставляемую услугу.