Файл: Материалы по микроэкономике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2019

Просмотров: 7533

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Соответственно, отношения предельных продуктов факторов к це­нам последних должны быть равны между собой;

MPL IPL = МРК/РК (18)

С помощью уравнения (18) мы можем сформулировать правило ми­нимизации издержек для каждого заданного объема выпуска продукции: оптимальное сочетание факторов, используемых в процессе про­изводства, достигается тогда, когда последний затраченный рубль на покупку каждого фактора дает одинаковый прирост общего вы­пуска продукции. С точки зрения рационального экономического пове­дения, это означает, что относительно более дорогой фактор производ­ства замещается относительно более дешевым. Так, если MPL /PL > МРК/РК, то фирма минимизирует свои издержки путем замены капитала трудом. В ходе этой замены предельный продукт труда будет умень­шаться, а предельный продукт капитала расти. Замена будет осуществ­ляться до тех пор, пока не будет достигнуто равенство взвешенных по соответствующим ценам предельных продуктов факторов. И наоборот, если MPL/PL < МРК/РК то фирме следует замещать труд капиталом для достижения равенства (18).

Для иллюстрации данных положений рассмотрим условный число­вой пример. Предположим, что единица труда и единица капитала име­ют одну и ту же цену, равную 100 руб. При этом фирма использует 4 ед. труда и 9 ед. капитала. Предельный продукт четвертой единицы труда и девятой единицы капитала равны соответственно 12 и 6 ед. Подста­вив в уравнение (18) числовые значения, получим следующее неравен­ство: 12/100 > 6/100. Данная комбинация факторов не соответствует требованиям правила минимизации издержек, т. е. не является опти­мальной. Последний рубль, затраченный на приобретение дополнитель­ной единицы труда, дает прирост продукции, равный 0,12 ед., а после­дний рубль, затраченный на приобретение дополнительной единицы капитала, только 0,06 ед. В этом случае фирме для увеличения выпус­ка продукции при тех же самых затратах следует заменить относитель­но более дорогой фактор относительно более дешевым. Другими сло­вами, нужно увеличить количество применяемого труда и уменьшить ко­личество используемого капитала. Замещение капитала трудом необхо­димо проводить до тех пор, пока отношение предельного продукта каж­дого фактора к их ценам не будет равно. Предположим, что в нашем примере предельные продукты шестой единицы труда и седьмой еди­ницы капитала окажутся равными и составят 10 ед. продукции. В этом случае фирма обеспечивает минимизацию издержек при заданном объеме производства или, что одно и то же, увеличивает выпуск про­дукции при тех же самых затратах.

Однако минимизация издержек при заданном объеме производства не означает, что данный объем обеспечивает фирме максимальную при­быль. Минимизация издержек есть обязательное, но недостаточное условие для максимизации прибыли. Разница между минимизацией издержек и максимизацией прибыли заключается в следующем: при до­стижении оптимальной комбинации факторов для любого объема вы­пуска во внимание принимаются цены факторов и их предельная про­изводительность. При формулировке условий максимизации прибыли необходимо учитывать и такую величину, как предельный продукт фак­тора в денежном выражении, отражающий спрос на продукцию, произ­водимую с помощью этих факторов. Это связано с производным харак­тером спроса на факторы.


Как же можно определить объем производства, при котором фир­ма максимизирует свою прибыль? Для ответа на поставленный воп­рос необходимо воспользоваться правилом использования ресурсов, изложенным в § 3 данной главы. Напомним, что применительно к ус­ловиям совершенной конкуренции это правило формулируется следую­щим образом: максимизация прибыли достигается тогда, когда предель­ный продукт переменного фактора в денежной форме равен его цене. Если фирма использует два переменных фактора, например, труд и ка­питал, то максимизация прибыли будет обеспечена при таком объеме производства, когда

MRPL = PL, a MRPK = Рк, т. е.

MRPL /PL = MRPK/PK = 1 (19)

Соблюдение этого условия означает, что фирма функционирует эф­фективно, т. е. обеспечивается оптимальная комбинация факторов, ми­нимизирующая издержки производства, при единственно возможном объеме выпуска, максимизирующем прибыль.

production function returns to scale constant returns to scale increasing returns to scale decreasing returns to scale total product of a factor marginal product of a factor



Основные понятия:

Производственная функция Отдача от масштаба Постоянная отдача от масштаба Возрастающая отдача от масштаба Убывающая отдача от масштаба Общий продукт фактора Предельный продукт фактора


average product of a factor

the law of diminishing marginal returns

derived demand

marginal revenue product

marginal resource cost

isoquant

marginal rate

of technical substitution

isocost

expansion path

Средний продукт фактора

Закон убывающей предельной производительности фактора

Производный спрос

Предельный продукт фактора в денежной форме

Предельные издержки ресурса

Изокванта

Предельная норма

технологического замещения

Изокоста

Траектория роста



Глава 11. РЫНОК ТРУДА И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА



«Так или иначе, но всякий истинный успех на земле есть успех труда».

Иван Ильин



В предыдущей главе были подробно рассмотрены принципы функ­ционирования рынков ресурсов (факторов производства). В настоящей главе нам предстоит обратить пристальное внимание на специфику рынка труда - одного из рынков ресурсов, имеющего, как и рынки дру­гих факторов производства, свои отличительные признаки и характер­ные черты. Отличительной чертой рынка труда является присутствие на нем важнейших институтов (профсоюзов, корпораций, государства), без учета которых невозможен анализ спроса и предложения труда. Сам ресурс, или фактор производства - труд, отличается от других извест­ных нам факторов, т. е. капитала и земли, тем, что является функцией жизнедеятельности человека. Поэтому, когда речь идет о проблеме вы­бора на рынке труда, не будем забывать, что решения принимает не только фирма, предъявляющая спрос на ресурс, но и наделенные во­лей и сознанием экономические субъекты, осуществляющие предложе­ние своеобразного вида услуг. Об этих особенностях и пойдет речь в следующем параграфе.

§ 1. Особенности рынка труда

Специфика рынка труда во многом определяется осо­бенностями того товара, который на нем представлен. Так что же про­дается и покупается на этом рынке? Ответ как будто очевиден, - конеч­но же, труд. Но ведь труд есть функция самого работника, затрата его физической и умственной энергии в процессе производства благ. Труд неотделим от человека как такового, он является формой жизнедеятель­ности личности и постольку не может быть объектом купли-продажи в политически и экономически свободном обществе. А ведь, как об этом подробнее говорилось в гл. 5, экономическая, а, следовательно, и по­литическая свобода есть важнейшее условие рыночного хозяйства. Сво­бодный человек не может быть продан (как это, например, было при ра­бовладении), и постольку не могут служить объектом купли-продажи неотделимые от него функции, в том числе и труд. Поэтому на рынке труда продается и покупается не сам труд, а услуги труда, количе­ство и качество которых зависят от многих факторов - уровня профес­сиональной подготовки работника, его квалификации, опыта, добросо­вестности и других. Купля-продажа услуг труда выступает в форме най­ма свободного работника на определенных условиях, касающихся про­должительности рабочего дня, размеров заработной платы, должност­ных обязанностей и некоторых иных. На период найма работодатель -бизнес или государство ~ покупает право на использование услуг труда продавца, а не на сам труд, собственником которого продолжает оста­ваться наемный работник. Поэтому в общепринятом выражении «рынок труда» нам следует видеть категорию «рынок услуг труда». Сделав эту оговорку, мы избавляем себя от необходимости каждый раз уточнять, что покупаются или продаются именно услуги труда, а не труд. Далее мы будем пользоваться общепринятыми терминами «рынок труда», «спрос на труд», «предложение труда» и т. п.


Спрос на рынке труда, как и на любом другом рынке ресурсов, или факторов производства, является производным и зависит от спроса на ту продукцию, которая будет изготовлена с помощью этого ресурса. Так, рост потребности в хороших дорогах вызовет увеличение спроса на ус­луги дорожных рабочих, а падение спроса на автомобили приведет к уменьшению спроса на услуги автомобилестроителей.

Вышеописанная специфика самого товара и формы его купли-про­Дажи на рынке труда предопределяют нижеследующие особенности это­го рынка:

- во-первых, большая продолжительность взаимоотношений про­


давца и покупателя. Если на рынке большинства потребительских това­ров (исключение составляют дорогостоящие изделия, продающиеся в кредит, и товары, имеющие гарантийное обслуживание) контакт продав­ца и покупателя мимолетен и заканчивается передачей прав собствен­ности на объект торговли, то на рынке труда взаимоотношения продав­ца и покупателя длятся такое количество времени, на которое заключа­ется договор найма работника. Длительность контактов продавца и по­купателя является необходимым условием постоянного возобновления операций купли-продажи услуг труда;

во-вторых, большая роль, которую играют на рынке труда неде­нежные факторы - сложность и престижность работы, условия труда, его безопасность для здоровья, гарантии занятости и профессиональ­ного роста, моральный климат в коллективе и др.;

в-третьих, значительное воздействие, которое оказывают на ры­нок труда различные институциональные структуры - профессиональ­ные союзы, трудовое законодательство, государственная политика за­нятости и профессиональной подготовки, союзы предпринимателей и дру­гие. Это связано, прежде всего, с тем, что продавцы трудовых услуг - на­емные работники - составляют подавляющую часть населения, а работа по найму является источником их благосостояния, определенный уровень которого является условием социального спокойствия в обществе.

Заработная плата образует бульшую часть доходов потребителей и поэтому оказывает существенное влияние на размер спроса на по­требительские товары и на их цены. Под заработной платой в ши­роком смысле слова понимается доход от фактора производства под на­званием «труд». В узком смысле слова заработная плата рассматривается как ставка заработной платы, т. е. цена, выплачиваемая за использова­ние единицы труда в течение определенного времени - часа, дня и т. д.

Различают номинальную и реальную заработную плату. Под номи­нальной заработной платой понимается сумма денег, которую получа­ет работник наемного труда за свой дневной, недельный, месячный труд. По величине номинальной заработной платы можно судить об уровне заработка, дохода, но не об уровне потребления и благососто­яния человека. Для этого надо знать, какова реальная заработная пла­та. Реальная заработная плата - это та масса жизненных благ и услуг, которые можно приобрести за полученные деньги. Она находится в пря­мой зависимости от номинальной зарплаты и в обратной - от уровня цен на предметы потребления и платные услуги, а также от размеров уплачиваемых работником налогов.

§2-

Спрос и предложение на рынке труда

Как уже отмечалось в гл. 10, цены на производительные услуги, т. е. услуги труда, капитала и т. д., определяются на основе спро­са и предложения. Анализ рынка труда начнем применительно к усло­виям совершенной конкуренции.