Файл: Материалы по микроэкономике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2019

Просмотров: 7507

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если производство рассматривать как непрерывно возобновляю­щийся процесс, который включает в себя распределение, обмен и по­требление произведенных благ, то в таком случае мы имеем дело с про­цессом воспроизводства.

Обмен как экономическая категория будет подробнее охарактеризо­ван в связи со специализацией и разделением труда в обществе (гл. 5, § 1). В данном параграфе мы должны подчеркнуть мысль многих эконо­мистов - неоклассиков о производительности обмена. Смысл выде­ленных слов заключается в том, что обмен способствует увеличению богатства общества. Эта идея не всегда являлась общепризнанной. Так, физиократы считали производительным только труд в сельско­хозяйственном производстве. А. Смит и Д. Рикардо считали производи­тельным и труд в сфере промышленности. К. Маркс считал производи­тельными только отрасли материального производства и всячески под­черкивал непроизводительный характер обмена: в этой сфере чело­веческой деятельности ничего не создается, происходит только сме­на денежной формы стоимости на товарную и наоборот. В связи с этим неоклассики задают вопрос: а правомерно ли вообще говорить о том, что человек создает материальные предметы как таковые? А. Маршалл поясняет эту мысль следующим образом: все, что чело­век может сделать с физической природой - это либо перестроить (ком­бинировать) материальные предметы так, чтобы сделать их более по­лезными, например, соединить куски дерева и сделать стол; либо рас­положить материальные предметы так, чтобы природа сделала их бо­лее полезными (посеять зерна и получить колосья пшеницы). В под­тверждение своих рассуждений А. Маршалл ссылается на философа Френсиса Бэкона: «В действительности человек не может ничего другого, как

только соединять тела природы. Осталь-

ное природа совершает внутри себя» 2 ' Хайек ф- Пагубная само-

Обмен с этой точки зрения так же произ- ны*я™°™>- ^ 1992- с. 182.

ВОДитРпди I/O./ ,л r.r,~,.„r, - Маршалл А. Принципы эко-

ДИТелен, как И ПРОИЗВОДСТВО, ПОТОМУ номической науки, М., 1993 т1

он способствует перемещению в про- с. 122.


странстве благ таким образом, что полнее удовлетворяются челове­ческие потребности и, следовательно, увеличивает богатство обще­ства (если не сводить богатство только к вещам, которые можно по­трогать). Расхожие представления о том, что торговцы «ничего не со­здают» покоятся на мифе о непременно материальном, осязаемом ха­рактере богатства.

Распределение как категория экономической науки - это не только распределение произведенных товаров и услуг. Это и распределение, или размещение ресурсов, или факторов производства. В этом смысле распределение в обществе зависит от института собственности, так как факторы производства принадлежат их собственникам. В рыночной си­стеме хозяйства распределение ресурсов происходит под воздействи­ем ценового механизма, а не по чьему-либо личному указанию.

Распределение и обмен не просто опосредствуют связь между про­изводством и потреблением. В известном смысле производство вообще невозможно без «первичности» обмена и распределения.

Традиция западной экономической мысли начинать анализ рыночно­го хозяйства именно со сферы обмена и распределения достаточно от­четливо прослеживается, начиная со времен А. Смита. Это не случай­ность. Ведь экономика появляется лишь тогда, когда возникает добро­вольный обмен, а распределение осуществляется не по воле рабовла­дельца или феодала, а на основе объективных рыночных сигналов. «Обилием продукта мы обязаны методам «распределения», т. е. систе­ме рыночного ценообразования. Объем того, что мы делим, зависит от принципа организации производства, а в данном случае это рыночная система ценообразования и распределения».1

Потребление можно рассматривать как своеобразное отрица-
тельное производство, по выражению А. Маршалла. Поскольку в про-
цессе потребления происходит уменьшение или разрушение полезнос-
ти, постольку потребление характеризуется как отрицательное произ-
водство. Однако нельзя понимать потребление исключительно как про-
цесс уничтожения полезностей. Дело в том, что само потребление мож-
но подразделить на два типа - личное потребление и производствен-
ное, или производительное потребление. Первый тип потребления осу-
ществляется вне рамок общественного производства: еда, питье, чтение
всегда остаются индивидуализированным процессом, если, конечно, не
рассматривать тоталитарные режимы и казарменные порядки, в которых
властные структуры стремились в принципе свести к минимуму какие-
либо индивидуальные акты и решения. Вместе с тем существует ряд
благ, которые по своей природе предпо-
лагают общественное, коллективное по-

требление: театральные постановки, ки- 1 хайек Ф. Пагубная самона-

НофИЛЬМЫ, футбольные матчи И Т. П. деянность. М., 1992. С. 162.

С развитием новых электронных средств информации, системы Интер­нет и т. п., и этот тип благ становится возможным потреблять в индиви­дуальном порядке.


Второй тип потребления предполагает использование косвенных благ, или средств производства, для создания новых потребительских благ. В сущности, процесс производства есть не что иное, как процесс производительного потребления.



§ 4. Технологический выбор в экономике и

кривая производственных возможностей



Ограниченность ресурсов, как нам уже известно, опреде­ляет альтернативность их использования.

Д
ля иллюстрации альтернативности воспользуемся традиционным примером, показывающим выбор общества между военным и граждан­ским производством. Допустим, необходимо произвести два товара -пушки и масло. Предположим, что все наличные ресурсы общества на­правлены на производство масла. Будем считать его объем в 5 млн. кг -это максимум, который возможно произвести при данном уровне ре­сурсно-технологического обеспечения. Альтернатива «масляному раю» - пушечное производство при той же ограниченности ресурсов, которое может составить максимально 15 тыс. шт. Однако, если общество сни­зит объем производства масла, то сможет произвести и пушки. Техно­логический выбор представлен комбинациями альтернативных возмож­ностей в таблице 3.1.


А

льтернативы представлены и на графике кривой производствен­ных возможностей, или кривой трансформации (рис. 3.1), где по го­ризонтали отмечено количество масла, а по вертикали количество пу­шек. Координаты точек А В, С, D, Е, F представляют собой указанные сочетания производства масла и пушек в каждой из строк таблицы J.i.

Кривая трансформации показывает значение альтернатив для оь-щества При абсолютном использовании всех ресурсов, т. е. в экономи­ке полной занятости, все точки возможных комбинаций производства пу­шек и масла находятся на кривой трансформации. В случае же непол­ной загрузки производственных мощностей или безработицы различные комбинации производства масла и пушек находятся не на кривой транс­формации, а, например, в точке У. Эта точка показывает, что в экономи­ке не полностью используются ресурсы, т. е. существуют потери. Пере­движение из точки У в любую точку на кривой трансформации означает, что при использовании имеющихся незанятых ресурсов можно увели­чить и гражданское, и военное производство.

Следует обратить внимание и на то, что при наличном максималь­ном уровне производственных возможностей общество не в состоянии одновременно увеличить и военное, и гражданское производство и пе­реместиться в точку S. Поэтому кривую трансформации в экономичес­кой теории часто называют границей производственных возможностей.

Кривая трансформации может иллюстрировать и различия, суще­ствующие в области производственных возможностей в каких-либо стра­нах. Так, на рис. 3.2 изображены кривые трансформации, или кривые про­изводственных возможностей двух стран - Франции и США.

Очевидно, что производственный потенциал США мощнее, чем у Франции Даже если бы Франция решила полностью сосредоточиться

О Hi П2 Пшеница

рис. 3.2. Производственные возможности двух стран

на производстве только автомобилей, ее потенциал позволил бы ей дос­тичь максимума в точке Ау США, поставив аналогичную задачу, достигнут максимума производства автомобилей в точке А,, что объясняется превос­ходством ресурсного обеспечения США в сфере автомобилестроения.

Разумеется, приведенные графики являются лишь абстрактной мо­делью реально существующих различий производственного потенциала двух стран. Но для нас на данном этапе исследования важно показать, что в каждый момент времени страна обладает ограниченными возможностя­ми и не может вырваться за пределы своей кривой трансформации.

Но возможен ли вообще переход с низкого на более высокий уро­вень кривой производственных возможностей? Да, этот переход может осуществляться в результате технических открытий, разработки новых месторождений полезных ископаемых, научных прорывов в самых различных областях человеческой деятельности.

Общество всегда должно выбирать между накоплением (капиталов­ложениями) и потреблением. Если на какое-то время отказаться от рас­ширения текущего потребления различных благ и услуг (имеется в виду личное, а не производственное потребление) и увеличить размеры на­копления (строительство новых заводов и фабрик), то можно через не­сколько лет перейти на более высокую кривую трансформации.


На рис. 3.3 показано соотношение между объемом накопления и уровнем текущего потребления у четырех разных стран (А, В, С, D), имеющих одну и ту же кривую трансформации. В точке А - самый низ­кий из всех четырех стран объем накопления (страна А), а в точке D -самый высокий объем накопления (страна D).

С реализацией накопления, т. е. строительством новых производ­ственных объектов, выпуском новых станков, машин и оборудования страны могут переместиться на более высокий уровень кривых транс­формации, что будет означать экономический рост. В этом случае изме­нится и уровень потребления во всех странах (рис. 3.4).

Если сравнить рис. 3.3 и 3.4, то можно констатировать следующее: