ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2019
Просмотров: 7602
Скачиваний: 7
ческой литературе часто используется деление потребностей на первичные (низшие) и вторичные (высшие). Под первыми подразумеваются потребности человека в еде, питье, одежде и т. д. Вторичные^потребно-сти связаны главным образом с духовной, интеллектуальной деятельностью человека - потребности в образовании, искусстве, развлечении и т п Деление это в известной степени условно; роскошная одежда «нового русского» не обязательно связана с удовлетворением первичных потребностей а скорее, с представительскими функциями или так называемым престижным потреблением. Кроме того, деление потребностей на первичные и вторичные сугубо индивидуально для каждого отдельного человека: для некоторых чтение - первичная потребность, ради которой они могут отказать себе в удовлетворении потребностей в одежде или жилище (хотя бы частично).
Потребности человека не остаются неизменными; они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации и это касается, прежде всего высших потребностей. Часто мы можем встретить выражение «человек с неразвитыми потребностями». Конечно, здесь имеется в виду неразвитость высших потребностей, так как потребность в еде и питье заложена самой природой. Изысканная кулинария и сервировка свидетельствуют скорее всего о развитии потребностей высшего порядка, связанных и с эстетикой, а не только с простым насыщением желудка.
Благо - это средство для удовлетворения потребностей. А. Маршалл определял благо как «желаемую вещь, удовлетворяющую человеческую потребность». Ж.-Б. Сэй рассматривал блага «как средства, которые мы имеем для удовлетворения наших потребностей». А. Шторх подчеркивал что «приговор, произносимый нашим суждением насчет полезности предметов... делает их благами».1 Свойство какого-либо предмета которое позволяет удовлетворять определенную потребность человека еще не делает его благом. На этот факт особое внимание обращает один из виднейших представителей австрийской школы К. Мен-гер Так например, корень женьшеня способен поднять жизненный тонус человека Но пока людьми не была поставлена в причинно-следственную связь потребность в оздоровлении организма с целительной силой женьшеня, это растение не носило характера блага. Другими словами, способность предмета удовлетворять какую-либо потребность должна быть осознана человеком.
Классификация благ, так же, как и потребностей, отличается большим разнообразием. Отметим важнейшие
из них с точки зрения
различных критери- _
ев классификации. i
См ПОДробнее: Менгер К.
• Экономические и неэкономичес- основания политической эконо-кие блага. С точки зрения ограниченное- мии дВСтрийская школа в полити-ти благ по отношению к нашим потребно- ческой экономии. М., 1992. С. 39.
стям мы говорим об экономических благах. Но есть и такие блага, которые по сравнению с нашими потребностями имеются в неограниченном количестве (например, воздух). Такие блага называют свободными, или неэкономическими (см. подробнее гл. 5).
Блага потребительские и производственные, или блага прямые и блага косвенные. Иногда их называют блага низшего и блага высшего порядка, или предметы потребления и средства производства. Потребительские блага, как следует из их названия, предназначены для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей. Это те самые конечные товары и услуги, о которых речь шла выше. Производственные блага - это используемые в процессе производства ресурсы (станки, машины, оборудование, здания, земля, профессиональные навыки и квалификация).
Частные и общественные блага. Для понимания различий между названными видами благ нам еще предстоит узнать действие рыночного механизма и те ситуации, когда рынок не может предоставить некоторые блага вообще или предоставить их в оптимальном количестве. Сейчас же мы можем только назвать в качестве примеров общественных благ национальную оборону, законотворчество, общественный порядок, т. е. те блага, которыми пользуются все без исключения граждане страны. Частные же блага предоставляются только тем, кто за них заплатил (каждый день вы приобретаете за деньги различные частные блага - поездки на метро, посещение кинотеатра, обед в студенческой столовой и т. п.). Подробнее различие между частными и общественны-ми'благами будет обсуждаться в гл. 15 и 17.
До сих пор речь шла главным образом о материальных благах, имеющих вещный характер. Но процесс производства включает в себя и оказание материальных услуг. Например, транспортировка готовой вещи от производителя к потребителю. В данном случае производство подразумевает не создание вещи, которую можно потрогать, а перемещение ее в пространстве.
Когда А. Смит писал свое знаменитое произведение «Исследование о природе и причинах богатства народов», господствующим в экономической теории и в обыденном сознании было представление о материальных благах как воплощении богатства. Хотя уже в XVIII - начале XIX вв. высказывались предположения о иных формах благ - нематериальных. Так, Ж.-Б. Сэй причислял к благам и адвокатские конторы, и круг покупателей купца, и славу военного предводителя. Особое внимание нематериальным благам уделял и А. Маршалл. Действительно, потреб-ости людей не ограничиваются лишь использованием в своих целях сериальных благ. И услуга адвоката, и лекция в университете, и цир-вое представление удовлетворяют определенные человеческие ло-меоности, и потому мы можем говорить о производстве нематериаль
ных благ. Значение зтого рода деятельности неизмеримо возросло во второй половине XX века по сравнению даже с веком XIX, не говоря уже о более ранних стадиях человеческой цивилизации. Таким образом, современное понимание процесса производства включает в себя создание как материальных, так и нематериальных благ.
Факторы производства, или ресуры (труд, капитал, земля предпринимательство) будут подробно охарактеризованы в гл. 11-14. В самом общем виде мы можем определить ресурсы как блага производственного назначения, необходимые для создания конечных товаров и
услуг. _
Этот параграф имеет в своем названии словосочетание «общественное производство». Почему потребовался этот эпитет? Разве понятия «производство» недостаточно для того, чтобы уяснить необходимость взаимодействия основных факторов производства? Дело в том, что процесс производства осуществляется не изолированными субъектами, а в обществе, в системе общественного разделения труда (см. гл. 5, § 1). Даже отдельный ремесленник или фермер, полагая, что он действует полностью независимо от кого бы то ни было, на самом деле связан тысячами хозяйственных нитей с другими людьми. Здесь же можно отметить, что метод Робинзонады, когда в качестве примера рассматривается отдельный человек (один из наиболее широко применяемых методов исследования в неоклассической экономической теории), живущий на необитаемом острове, не противоречит утверждению об общественном характере производства. «Робинзонада» помогает лучше уяснить механизм рационального экономического поведения отдельного человека, но этот механизм не перестает действовать, если от модели Робинзона мы переходим к реалиям не индивидуального, а общественного выбора. Может показаться, что с изучением общественного производства связана только макроэкономика, а микроэкономика имеет дело только с отдельными хозяйствующими индивидуумами. Действительно, при изучении микроэкономики нам чаще всего придется использовать в качестве примера отдельного производителя или потребителя. Но при этом нужно помнить, что упомянутые субъекты действуют в системе ограничений, налагаемых общественными институтами (например, институтом собственности, морали и иными формальными и неформальными правилами).
Богатство общества в его традиционном понимании, восходящем к основоположникам классической школы, представлялось как воплощенный в материальных благах накопленный прошлый труд предшествующих и настоящего поколений. Но современная экономическая мысль критически относится к тезису об исключительно материальном содержании богатства. Иные времена - иной подход к пониманию этой категории: богатство - это все, что люди ценят. Такое определение богатства позволяет включить в него и профессиональные знания, и природные ресурсы, и природные способности человека, и свободное время. С теоретической точки зрения подобное понимание богатства позволяет высветить многие грани этой экономической категории. Однако, когда речь идет о статистических расчетах и международных сопоставлениях национального богатства, такое широкое понимание богатства делает затруднительным (если вообще возможным) конкретные цифровые подсчеты. Нельзя забывать и о том, что общественное богатство можно представить как в натуральной, так и в денежной форме, следовательно, изменение ценности самих денег может привести и к различным оценкам одного и того же количества материальных благ (подробнее об этом - в гл. 16). Изменение оценок людей может привести к изменению реальных размеров богатства той или иной страны. Так, в бывшем Советском Союзе производилось в год такое количество обуви, которое превышало аналогичный показатель Англии, Франции и ФРГ, вместе взятых. Абсолютные размеры производства цемента, металлорежущих станков и др. также превосходили показатели развитых промышленных стран. Но было ли действительно создание всех этих вещей созданием богатства, если, например, отечественную обувь потребители покупали лишь тогда, когда не находили импортной? Богата или бедна Россия? Можно услышать прямо противоположные ответы на этот вопрос. Да, мы бедны, потому что у нас не хватает отечественного продовольствия, отечественной одежды, жилищ по доступным ценам для большинства населения страны и т. д. Да, мы богаты, потому что обладаем огромными запасами природных ресурсов, квалифицированными кадрами, приоритетом во многих фундаментальных научных исследованиях. Иногда вопрос ставится и так: если мы так богаты, то почему мы так бедны? Стали ли мы богаче, если, например, увеличили добычу нефти И газа ценой загрязнения окружающей среды?
Еще раз подчеркнем, что понимание богатства зависит от оценок людей. Это - во многом нормативная категория и вне суждений человека о ценности того или иного блага не существует. Можно дать и такую характеристику понятия богатства: богатство - это все, что расширяет выбор человека, или его альтернативные возможности. С этой точки зрения, и вещи, и деньги, и знания, и природные ресурсы, и свободное время расширяют наш выбор и могут расцениваться как богатство.
Богатство всегда необходимо рассматривать в контексте удовлетворения потребностей человека. Так, если материальные и нематериаль-
bie блага имеются в количестве, способном удовлетворить наши потребности до полного их насыщения и эти блага нам доступны, можно
ворить, что мы богаты. Но вновь и вновь мы обращаем внимание на
нормативный оттенок в определении категории богатства. Богат ли йог, обходящийся минимумом пищи и сосредоточенный на постижении Бога? Богат ли миллионер, прикованный параличом к постели и потерявший умственную и физическую дееспособность? Что означает широко распространенное выражение «главное богатство - здоровье»? Или «главное богатство - свобода»? Возможно ли быть свободным, не обладая тем количеством материальных благ, которое признано прожиточным минимумом?
Так много вопросов при анализе категории богатства поставлено для того чтобы еще раз подчеркнуть значение оценочных, нормативных категорий в экономической теории. Это станет яснее в последующем, после анализа проблем справедливого распределения доходов (гл. 15, 24), целей государственной политики (гл. 17) и т. д.
§ 3. Производство, распределение,
обмен и потребление
В результате общественного производства создается валовой национальный продукт (подробная характеристика его расчета будет дана в гл. 16). В своем движении он проходит ряд взаимосвязанных стадий, производство, распределение, обмен и потребление.
Производство - это исходный пункт создания материальных и нематериальных благ. Но исходный только в рамках той очевидной истины, что для того, чтобы жить, человек должен есть, пить, иметь жилище и т. п. В рыночном же хозяйстве производство будет осуществляться лишь тогда, когда рынок и вообще сфера обмена дадут производителю соответствующий ценовой сигнал. Будучи созданными в процессе производства, блага завершают свое движение в потреблении. Но важно подчеркнуть, что потребление является непосредственной целью производства лишь во внерыночных системах хозяйства. Например, целью охоты и собирательства первобытной общины было потребление добытого за день; некоторая часть предметов потребления могла быть отложена в качестве запаса. Целью производства в рабовладельческом обществе было потребление (зачастую расточительное) рабовладельцев, ничтожная часть произведенного доставалась рабам. Вообще в натуральном хозяйстве (рабовладение, феодализм) потребление, вполне очевидно, непосредственно является целью производства. Однако в системе рыночного хозяйства непосредственной целью является получение прибыли. Это - не изъян системы рыночной экономики, а ее важнейшее преимущество. «Стремление к прибыли, - подчеркивает выдающийся австрийский экономист Ф. Хайек, - это как раз то, что позволяет использовать ресурсы наиболее эффективно. Высокосознательный социалистический лозунг «производство во имя потребления, а не ради прибыли...» свидетельствует о полном отсутствии внимания к тому, как приумножаются производительные возможности».1
Разумеется, в конце концов, производство ведется ради потребления. Но еще раз необходимо отметить, что конечная и непосредственная цель производства могут не совпадать, как это и происходит в системе рыночного хозяйства.