Файл: Материалы по микроэкономике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2019

Просмотров: 7602

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ческой литературе часто используется деление потребностей на первич­ные (низшие) и вторичные (высшие). Под первыми подразумеваются потребности человека в еде, питье, одежде и т. д. Вторичные^потребно-сти связаны главным образом с духовной, интеллектуальной деятель­ностью человека - потребности в образовании, искусстве, развлечении и т п Деление это в известной степени условно; роскошная одежда «но­вого русского» не обязательно связана с удовлетворением первичных потребностей а скорее, с представительскими функциями или так на­зываемым престижным потреблением. Кроме того, деление потребнос­тей на первичные и вторичные сугубо индивидуально для каждого от­дельного человека: для некоторых чтение - первичная потребность, ради которой они могут отказать себе в удовлетворении потребностей в одежде или жилище (хотя бы частично).

Потребности человека не остаются неизменными; они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации и это касается, прежде всего высших потребностей. Часто мы можем встретить выражение «че­ловек с неразвитыми потребностями». Конечно, здесь имеется в виду не­развитость высших потребностей, так как потребность в еде и питье зало­жена самой природой. Изысканная кулинария и сервировка свидетельству­ют скорее всего о развитии потребностей высшего порядка, связанных и с эстетикой, а не только с простым насыщением желудка.

Благо - это средство для удовлетворения потребностей. А. Мар­шалл определял благо как «желаемую вещь, удовлетворяющую челове­ческую потребность». Ж.-Б. Сэй рассматривал блага «как средства, ко­торые мы имеем для удовлетворения наших потребностей». А. Шторх подчеркивал что «приговор, произносимый нашим суждением насчет полезности предметов... делает их благами».1 Свойство какого-либо предмета которое позволяет удовлетворять определенную потребность человека еще не делает его благом. На этот факт особое внимание об­ращает один из виднейших представителей австрийской школы К. Мен-гер Так например, корень женьшеня способен поднять жизненный то­нус человека Но пока людьми не была поставлена в причинно-след­ственную связь потребность в оздоровлении организма с целительной силой женьшеня, это растение не носило характера блага. Другими сло­вами, способность предмета удовлетворять какую-либо потребность должна быть осознана человеком.

Классификация благ, так же, как и потребностей, отличается боль­шим разнообразием. Отметим важнейшие

из них с точки зрения различных критери- _
ев классификации. i См ПОДробнее: Менгер К.

• Экономические и неэкономичес- основания политической эконо-кие блага. С точки зрения ограниченное- мии дВСтрийская школа в полити-ти благ по отношению к нашим потребно- ческой экономии. М., 1992. С. 39.

стям мы говорим об экономических благах. Но есть и такие блага, кото­рые по сравнению с нашими потребностями имеются в неограниченном количестве (например, воздух). Такие блага называют свободными, или неэкономическими (см. подробнее гл. 5).


Блага потребительские и производственные, или блага прямые и блага косвенные. Иногда их называют блага низшего и блага высше­го порядка, или предметы потребления и средства производства. По­требительские блага, как следует из их названия, предназначены для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей. Это те самые конечные товары и услуги, о которых речь шла выше. Производ­ственные блага - это используемые в процессе производства ресурсы (станки, машины, оборудование, здания, земля, профессиональные на­выки и квалификация).

Частные и общественные блага. Для понимания различий меж­ду названными видами благ нам еще предстоит узнать действие рыноч­ного механизма и те ситуации, когда рынок не может предоставить не­которые блага вообще или предоставить их в оптимальном количестве. Сейчас же мы можем только назвать в качестве примеров обществен­ных благ национальную оборону, законотворчество, общественный по­рядок, т. е. те блага, которыми пользуются все без исключения гражда­не страны. Частные же блага предоставляются только тем, кто за них заплатил (каждый день вы приобретаете за деньги различные частные блага - поездки на метро, посещение кинотеатра, обед в студенческой столовой и т. п.). Подробнее различие между частными и общественны-ми'благами будет обсуждаться в гл. 15 и 17.

До сих пор речь шла главным образом о материальных благах, имею­щих вещный характер. Но процесс производства включает в себя и оказа­ние материальных услуг. Например, транспортировка готовой вещи от производителя к потребителю. В данном случае производство подразуме­вает не создание вещи, которую можно потрогать, а перемещение ее в пространстве.

Когда А. Смит писал свое знаменитое произведение «Исследование о природе и причинах богатства народов», господствующим в экономи­ческой теории и в обыденном сознании было представление о матери­альных благах как воплощении богатства. Хотя уже в XVIII - начале XIX вв. высказывались предположения о иных формах благ - нематериаль­ных. Так, Ж.-Б. Сэй причислял к благам и адвокатские конторы, и круг покупателей купца, и славу военного предводителя. Особое внимание нематериальным благам уделял и А. Маршалл. Действительно, потреб-ости людей не ограничиваются лишь использованием в своих целях сериальных благ. И услуга адвоката, и лекция в университете, и цир-вое представление удовлетворяют определенные человеческие ло-меоности, и потому мы можем говорить о производстве нематериаль­


ных благ. Значение зтого рода деятельности неизмеримо возросло во второй половине XX века по сравнению даже с веком XIX, не говоря уже о более ранних стадиях человеческой цивилизации. Таким образом, со­временное понимание процесса производства включает в себя создание как материальных, так и нематериальных благ.

Факторы производства, или ресуры (труд, капитал, земля предпринимательство) будут подробно охарактеризованы в гл. 11-14. В самом общем виде мы можем определить ресурсы как блага производ­ственного назначения, необходимые для создания конечных товаров и

услуг. _

Этот параграф имеет в своем названии словосочетание «обще­ственное производство». Почему потребовался этот эпитет? Разве по­нятия «производство» недостаточно для того, чтобы уяснить необходи­мость взаимодействия основных факторов производства? Дело в том, что процесс производства осуществляется не изолированными субъек­тами, а в обществе, в системе общественного разделения труда (см. гл. 5, § 1). Даже отдельный ремесленник или фермер, полагая, что он дей­ствует полностью независимо от кого бы то ни было, на самом деле связан тысячами хозяйственных нитей с другими людьми. Здесь же можно отметить, что метод Робинзонады, когда в качестве примера рассматривается отдельный человек (один из наиболее широко приме­няемых методов исследования в неоклассической экономической тео­рии), живущий на необитаемом острове, не противоречит утверждению об общественном характере производства. «Робинзонада» помогает лучше уяснить механизм рационального экономического поведения от­дельного человека, но этот механизм не перестает действовать, если от модели Робинзона мы переходим к реалиям не индивидуального, а об­щественного выбора. Может показаться, что с изучением общественно­го производства связана только макроэкономика, а микроэкономика имеет дело только с отдельными хозяйствующими индивидуумами. Дей­ствительно, при изучении микроэкономики нам чаще всего придется ис­пользовать в качестве примера отдельного производителя или потреби­теля. Но при этом нужно помнить, что упомянутые субъекты действуют в системе ограничений, налагаемых общественными институтами (например, институтом собственности, морали и иными формальными и неформальными правилами).

Богатство общества в его традиционном понимании, восходящем к основоположникам классической школы, представлялось как воплощен­ный в материальных благах накопленный прошлый труд предшествую­щих и настоящего поколений. Но современная экономическая мысль критически относится к тезису об исключительно материальном содер­жании богатства. Иные времена - иной подход к пониманию этой кате­гории: богатство - это все, что люди ценят. Такое определение бо­гатства позволяет включить в него и профессиональные знания, и при­родные ресурсы, и природные способности человека, и свободное вре­мя. С теоретической точки зрения подобное понимание богатства позво­ляет высветить многие грани этой экономической категории. Однако, когда речь идет о статистических расчетах и международных сопостав­лениях национального богатства, такое широкое понимание богатства делает затруднительным (если вообще возможным) конкретные цифро­вые подсчеты. Нельзя забывать и о том, что общественное богатство можно представить как в натуральной, так и в денежной форме, следо­вательно, изменение ценности самих денег может привести и к различ­ным оценкам одного и того же количества материальных благ (подроб­нее об этом - в гл. 16). Изменение оценок людей может привести к из­менению реальных размеров богатства той или иной страны. Так, в быв­шем Советском Союзе производилось в год такое количество обуви, ко­торое превышало аналогичный показатель Англии, Франции и ФРГ, вме­сте взятых. Абсолютные размеры производства цемента, металлорежу­щих станков и др. также превосходили показатели развитых промыш­ленных стран. Но было ли действительно создание всех этих вещей созданием богатства, если, например, отечественную обувь потребите­ли покупали лишь тогда, когда не находили импортной? Богата или бед­на Россия? Можно услышать прямо противоположные ответы на этот вопрос. Да, мы бедны, потому что у нас не хватает отечественного про­довольствия, отечественной одежды, жилищ по доступным ценам для большинства населения страны и т. д. Да, мы богаты, потому что облада­ем огромными запасами природных ресурсов, квалифицированными кад­рами, приоритетом во многих фундаментальных научных исследованиях. Иногда вопрос ставится и так: если мы так богаты, то почему мы так бедны? Стали ли мы богаче, если, например, увеличили добычу нефти И газа ценой загрязнения окружающей среды?


Еще раз подчеркнем, что понимание богатства зависит от оценок людей. Это - во многом нормативная категория и вне суждений челове­ка о ценности того или иного блага не существует. Можно дать и такую характеристику понятия богатства: богатство - это все, что расширяет выбор человека, или его альтернативные возможности. С этой точки зрения, и вещи, и деньги, и знания, и природные ресурсы, и свободное время расширяют наш выбор и могут расцениваться как богатство.

Богатство всегда необходимо рассматривать в контексте удовлетво­рения потребностей человека. Так, если материальные и нематериаль-

bie блага имеются в количестве, способном удовлетворить наши по­требности до полного их насыщения и эти блага нам доступны, можно

ворить, что мы богаты. Но вновь и вновь мы обращаем внимание на


нормативный оттенок в определении категории богатства. Богат ли йог, обходящийся минимумом пищи и сосредоточенный на постижении Бога? Богат ли миллионер, прикованный параличом к постели и потерявший умственную и физическую дееспособность? Что означает широко распространенное выражение «главное богатство - здоровье»? Или «главное богатство - свобода»? Возможно ли быть свободным, не об­ладая тем количеством материальных благ, которое признано прожиточ­ным минимумом?

Так много вопросов при анализе категории богатства поставлено для того чтобы еще раз подчеркнуть значение оценочных, нормативных ка­тегорий в экономической теории. Это станет яснее в последующем, пос­ле анализа проблем справедливого распределения доходов (гл. 15, 24), целей государственной политики (гл. 17) и т. д.



§ 3. Производство, распределение,

обмен и потребление

В результате общественного производства создается ва­ловой национальный продукт (подробная характеристика его расчета будет дана в гл. 16). В своем движении он проходит ряд взаимосвязан­ных стадий, производство, распределение, обмен и потребление.

Производство - это исходный пункт создания материальных и не­материальных благ. Но исходный только в рамках той очевидной исти­ны, что для того, чтобы жить, человек должен есть, пить, иметь жилище и т. п. В рыночном же хозяйстве производство будет осуществляться лишь тогда, когда рынок и вообще сфера обмена дадут производителю соответствующий ценовой сигнал. Будучи созданными в процессе про­изводства, блага завершают свое движение в потреблении. Но важно подчеркнуть, что потребление является непосредственной целью произ­водства лишь во внерыночных системах хозяйства. Например, целью охоты и собирательства первобытной общины было потребление добы­того за день; некоторая часть предметов потребления могла быть отло­жена в качестве запаса. Целью производства в рабовладельческом об­ществе было потребление (зачастую расточительное) рабовладельцев, ничтожная часть произведенного доставалась рабам. Вообще в нату­ральном хозяйстве (рабовладение, феодализм) потребление, вполне очевидно, непосредственно является целью производства. Однако в системе рыночного хозяйства непосредственной целью является полу­чение прибыли. Это - не изъян системы рыночной экономики, а ее важ­нейшее преимущество. «Стремление к прибыли, - подчеркивает выда­ющийся австрийский экономист Ф. Хайек, - это как раз то, что позволя­ет использовать ресурсы наиболее эффективно. Высокосознательный социалистический лозунг «производство во имя потребления, а не ради прибыли...» свидетельствует о полном отсутствии внимания к тому, как приумножаются производительные возможности».1

Разумеется, в конце концов, производство ведется ради потребле­ния. Но еще раз необходимо отметить, что конечная и непосредствен­ная цель производства могут не совпадать, как это и происходит в сис­теме рыночного хозяйства.