Файл: information_items_property_18232.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.12.2019

Просмотров: 497

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

К.А. Магомедов___________

"___" _____________ 201__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


История (Отечественная история)


(указывается наименование дисциплины по учебному плану)


Направления подготовки

080200, 081100, 222000, 230700, 010400, 010500, 072500, 031300, 035000, 035700, 031600, 040100, 030300, 030900, 080100, 080400

Профили подготовки бакалавров


Выпускающие кафедры


Кафедра-разработчик рабочей программы

общественных наук

Семестры изучения

Семестр

Трудоем-кость, ч

Лекции, ч

Практиче-ские занятия, ч

Самостоя-тельная работа студента, ч

Форма промежуточного контроля (экзамен/зачет)

2

2

108

18

28

62

Экзамен


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлениям подготовки: 080200, 081100, 222000, 230700, 010400, 010500, 072500, 031300, 035000, 035700, 031600, 040100, 030300, 030900, 080100, 080400.


Программу составил: _____________ Каменецкая Е.В., кандидат исторических наук, профессор.



Программа одобрена на заседании кафедры общественных наук.


Заведующий кафедрой: ___________ Каменецкая Е.В., кандидат исторических наук, профессор.


Программа согласована с выпускающими кафедрами и факультетами.










Москва

2011 г.


Организационно-методические указания


Разделы рабочей программы

  1. Цели освоения дисциплины.

  2. Место дисциплины в структуре основных образовательных программ высшего профессионального образования (ООП ВПО).

  3. Структура и содержание дисциплины.

  4. Формы контроля освоения дисциплины.

  5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

  6. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Приложения к рабочей программе дисциплины

1. Вопросы к экзамену.

2. Темы к практическим (семинарским) занятиям.


1. Цели освоения дисциплины

Цели дисциплины – сформировать знания об основных закономерностях всемирно-исторического процесса с акцентом на изучение истории России, ее места в мировой и европейской цивилизации; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности; выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

  • основные проблемы, основы методологии, теорию и методы исторической науки;

  • движущие силы и закономерности исторического процесса;

  • место человека в историческом процессе;

  • основные этапы, ключевые события и тенденции исторического развития России и мировой истории, место и роль России в мировой истории и в современном мире;

  • основные даты и имена выдающихся личностей;

уметь:

  • понимать значение исторического знания, опыта и уроков истории, опираться на это знание в формировании своего общего историко-культурного кругозора;

  • работать с различными источниками;

  • логически мыслить, вести научные дискуссии, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе во взаимосвязи;

  • формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;

  • извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения;

владеть:

  • приемами исторического анализа и исследования;

  • навыками целостного подхода к анализу проблем общества, представления гуманитарных знаний в проблемно-задачной форме, отбора и систематизации культурно-исторических фактов и событий;

  • методами анализа исторических событий и фактов;

  • навыками межличностной и межкультурной коммуникации, основанной на уважении к историческому наследию и культурным традициям.

Перечисленные результаты обучения являются основой для формирования следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и требованиями к результатам освоения ООП):

  • способности понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, роль личности в истории, события и процессы экономической истории, место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире;

  • умения использовать это знание в профессиональной деятельности;

  • навыков анализа и оценки исторических событий и процессов;

  • способности уважительно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, использовать это знание в профессиональной деятельности;

  • владения культурой мышления, способности к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.



2. Место дисциплины в структуре основных образовательных программ высшего профессионального образования

Дисциплина «История» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклам (базовой части). Содержание дисциплины логически связано с содержанием таких дисциплин, как «Философия», «Социология», «Политология», и помогает освоению дисциплин социально-гуманитарного цикла.

Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются:

  • знание теории и методов исторической науки;

  • умение работать с различными источниками, логически мыслить, вести научные дискуссии, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе во взаимосвязи;

  • владение приемами исторического анализа и исследования, навыками целостного подхода к анализу проблем истории общества.


3. Структура и содержание дисциплины


Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 семестр, 3 зачетные единицы, 108 (46+62) часов.

раздела

Наименование

раздела дисциплины

Виды учебной нагрузки и их трудоемкость, ч

Лекции

Практические занятия

СРС

Всего часов

1

История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Источники и историография

2

2

6

10

2

Особенности становления государственности в России и мире. Русское государство в IXXII вв.

2

4

6

12

3

Русские земли в XIIIXV вв. и европейское Средневековье

2

4

6

12

4

Россия в XVIXVII вв. в контексте развития европейской цивилизации

2

2

6

10

5

Особенности модернизации и промышленного переворота в России и мире. Российское государство в XVIIIXIX вв.

2

4

8

14

6

Россия и мир в первой половине XX в. Образование и развитие Советского государства (1922–1945)

4

4

10

18

7

Россия и мир во второй половине XX в. Особенности и противоречия развития СССР (1946–1984)

2

4

10

16

8

Россия и мир в конце XX – начале XXI в. Последние годы существования СССР и становление новой российской государственности (1985–2010)

2

4

10

16


ИТОГО:

18

28

62

108


3.1. Содержание (дидактика) дисциплины


Раздел 1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Источники и историография.

1.1. Функции истории. Методы изучения истории.

1.2. Теория и методология исторической науки.

1.3. Источники и историография исторической науки.

Раздел 2. Особенности становления государственности в России и мире. Русское государство в IXXII вв.

2.1. Государства Древнего Востока и Античная цивилизация.


2.2. Страны Западной Европы в раннее Средневековье.

2.3. Этногенез восточных славян. Образование Древнерусского государства.

2.4. Древняя Русь в IX – начале XII в. Русские земли и княжества в XII – первой половине XIII в.


Раздел 3. Русские земли в XIIIXV вв. и европейское Средневековье.

3.1. Создание централизованных государств в Западной Европе.

3.2. Влияние крестовых походов и монгольской экспансии на историю средневековых цивилизаций.

3.3. Борьба русских земель и княжеств с монгольским завоеванием и крестоносцами в XIII в. Русь между Золотой Ордой и Литвой.

3.4. Объединение русских земель вокруг Москвы и образование Российского государства.


Раздел 4. Россия в XVIXVII вв. в контексте развития европейской цивилизации.

4.1. Государство и общество стран Западной Европы в XVIXVII вв.

4.2. Российское государство в XVI в. Внутренняя и внешняя политика Ивана IV Грозного.

4.3. Россия на рубеже XVIXVII вв. Смутное время.

4.4. Внутренняя и внешняя политика России в XVII в.


Раздел 5. Особенности модернизации и промышленного переворота в России и мире. Российское государство в XVIIIXIX вв.

5.1. Эпоха Просвещения и революции XVIII в.

5.2. Внутренняя и внешняя политика Петра I. Первая российская модернизация.

5.3.Особенности развития России во второй четверти XVIII – начале XIX в. Внутренняя и внешняя политика Екатерины II.

5.4. Западная Европа в XIX в. Становление индустриальной цивилизации.

5.5. Внутренняя и внешняя политика России в первой половине XIX в.

5.6. Российская империя во второй половине XIX в. Реформы Александра II.

5.7. Особенности идейной борьбы и общественного движения в России в XIX в.


Раздел 6. Россия и мир в первой половине XX в. Образование и развитие Советского государства (1922–1945 гг.).

6.1. Первая русская революция (1905–1907 гг.).

6.2. Первая мировая война и ее влияние на судьбы мира и России.

6.3. 1917 год в истории России.

6.4. Гражданская война и интервенция в России.

6.5. Образование и развитие Советского государства (1922–1945гг.)

6.6. СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войнах.


Раздел 7. Россия и мир во второй половине XX в.

7.1. Мир в послевоенный период. Образование биполярной системы и «холодная война».

7.2. Особенности и противоречия развития СССР (1946–1984 гг.).

7.3. «Перестройка» в общественно-политической и экономической сферах.


Раздел 8. Россия и мир в конце XX – начале XXI в.

8.1. Крах социализма в Восточной Европе.

8.2. Распад СССР.

8.3. Становление новой российской государственности. Конституция 1993 г.

8.4. Проблемы глобализации в современном мире.


3.2. Лекции

Номер раздела дисциплины

п/п

Объем, ч

Тема лекции

1

1

2

История в системе гуманитарных наук. Методы и методология исторической науки

2

2

2

Особенности становления государственности в России и мире. Образование Древнерусского государства

3

3

2

Особенности образования централизованных государств в Западной Европе. Объединение русских земель вокруг Москвы и образование Российского государства

4

4

2

Россия в XVIXVII вв. в контексте развития европейской цивилизации

5

5

2

Эпоха Просвещения и революции XVIII в. Особенности социально-экономического развития России в XVIII в. Направления и итоги внешней политики

6

2

Россия и мир в XIX в. Особенности социально-экономического развития России в XIX в. и реформы Александра II. Направления и итоги внешней политики

6

7

2

Особенности образования и развития Советского государства (1922–1945 гг.)

7

8

2

СССР в 1946–1984 гг. Особенности и противоречия развития СССР

8

9

2

Распад СССР. Место России в современном мире

Итого:

18




Интерактивные занятия.

1. Особенности образования централизованных государств в Западной Европе. Объединение русских земель вокруг Москвы и образование Российского государства.

2. Распад СССР. Место России в современном мире.


3.3. Практические (семинарские) занятия

Номер раздела дисциплины

п/п

Объем, ч

Тема практического занятия

1

1

2

Источники и историография исторической науки

2

2

2

Древняя Русь по «Повести временных лет» и «Русской Правде»

3

2

Феодальная раздробленность как закономерный этап развития средневековых государств. Феодальная раздробленность на Руси (XIIXIII вв.)

3

4

2

Монгольские завоевания и походы крестоносцев в XIII в. Русь между Золотой Ордой и Литвой (вторая половина XIII – первая половина XV в.)

4

5

2

Становление сословно-представительных монархий в мире и России. Россия в XVI в. Правление Ивана IV Грозного

6

2

Россия на рубеже XVIXVII вв. Смутное время. Россия в XVII в.

5

7

2

Первая российская модернизация. Реформы и внешняя политика Петра I

8

2

Идейная борьба и общественное движение в России в XIX в.

6

9–10

4

Россия и мир в условиях войн и революций (1914–1921 гг.)

11–12

4

СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войнах

7

13

2

Мир в послевоенный период. Образование биполярной системы и «холодная война»

7, 8

14

2

Политика «перестройки» М.С. Горбачева и распад СССР

Итого:

28



Интерактивные занятия.

Практические (семинарские) занятия: все темы.


3.4. Самостоятельная работа студента

Раздел дисциплины

п/п

Вид СРС

Трудоемкость, ч

1

1

Подготовка к практическому занятию по теме «Источники и историография исторической науки»

4

2

2

Подготовка к практическому занятию по теме «Древняя Русь по “Повести временных лет” и “Русской Правде”»

4

3

Подготовка к практическому занятию по теме «Феодальная раздробленность как закономерный этап развития средневековых государств. Феодальная раздробленность на Руси (начало XII – первая половина XIII в.)»

2

3

4

Подготовка к практическому занятию по теме «Монгольские завоевания и походы крестоносцев в XIII в. Русь между Золотой Ордой и Литвой (вторая половина XIII – первая половина XV в.)»

4

4

5

Подготовка к практическому занятию по теме «Становление сословно-представительных монархий в мире и России. Россия в XVI в. Правление Ивана IV Грозного»

4

6

Подготовка к практическому занятию по теме «Россия на рубеже XVIXVII вв. Смутное время. Россия в XVII в.»

4

5

7

Подготовка к практическому занятию по теме «Первая российская модернизация. Реформы и внешняя политика Петра I»

4

8

Подготовка к практическому занятию по теме «Идейная борьба и общественное движение в России в XIX в.»

4

6

10

Подготовка к практическому занятию по теме «Россия и мир в условиях войн и революций (1904–1921 гг.)»

6

11

Подготовка к практическому занятию по теме «СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войнах»

4

7, 8

12

Подготовка к практическому занятию по теме «Политика “перестройки” М.С. Горбачева и распад СССР»

6

1–8

13

Самостоятельная работа по подготовке вопросов по истории культуры

10

1–8

14

Самостоятельная работа по подготовке к интернет-тестированию с использованием интернет-тренажеров (www.i-exam.ru)

6

Итого:

62