ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.12.2019
Просмотров: 497
Скачиваний: 3
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
К.А. Магомедов___________
"___" _____________ 201__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
История (Отечественная история)
(указывается наименование дисциплины по учебному плану)
Направления подготовки |
080200, 081100, 222000, 230700, 010400, 010500, 072500, 031300, 035000, 035700, 031600, 040100, 030300, 030900, 080100, 080400 |
|||||||
Профили подготовки бакалавров |
|
|||||||
Выпускающие кафедры |
|
|||||||
Кафедра-разработчик рабочей программы |
общественных наук |
|||||||
Семестры изучения |
Семестр |
Трудоем-кость, ч |
Лекции, ч |
Практиче-ские занятия, ч |
Самостоя-тельная работа студента, ч |
Форма промежуточного контроля (экзамен/зачет) |
||
2 |
2 |
108 |
18 |
28 |
62 |
Экзамен |
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлениям подготовки: 080200, 081100, 222000, 230700, 010400, 010500, 072500, 031300, 035000, 035700, 031600, 040100, 030300, 030900, 080100, 080400. |
Программу составил: _____________ Каменецкая Е.В., кандидат исторических наук, профессор.
Программа одобрена на заседании кафедры общественных наук.
Заведующий кафедрой: ___________ Каменецкая Е.В., кандидат исторических наук, профессор.
Программа согласована с выпускающими кафедрами и факультетами.
Москва
2011 г.
Организационно-методические указания
Разделы рабочей программы
-
Цели освоения дисциплины.
-
Место дисциплины в структуре основных образовательных программ высшего профессионального образования (ООП ВПО).
-
Структура и содержание дисциплины.
-
Формы контроля освоения дисциплины.
-
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
-
Материально-техническое обеспечение дисциплины.
Приложения к рабочей программе дисциплины
1. Вопросы к экзамену.
2. Темы к практическим (семинарским) занятиям.
1. Цели освоения дисциплины
Цели дисциплины – сформировать знания об основных закономерностях всемирно-исторического процесса с акцентом на изучение истории России, ее места в мировой и европейской цивилизации; введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности; выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
-
основные проблемы, основы методологии, теорию и методы исторической науки;
-
движущие силы и закономерности исторического процесса;
-
место человека в историческом процессе;
-
основные этапы, ключевые события и тенденции исторического развития России и мировой истории, место и роль России в мировой истории и в современном мире;
-
основные даты и имена выдающихся личностей;
уметь:
-
понимать значение исторического знания, опыта и уроков истории, опираться на это знание в формировании своего общего историко-культурного кругозора;
-
работать с различными источниками;
-
логически мыслить, вести научные дискуссии, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе во взаимосвязи;
-
формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;
-
извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения;
владеть:
-
приемами исторического анализа и исследования;
-
навыками целостного подхода к анализу проблем общества, представления гуманитарных знаний в проблемно-задачной форме, отбора и систематизации культурно-исторических фактов и событий;
-
методами анализа исторических событий и фактов;
-
навыками межличностной и межкультурной коммуникации, основанной на уважении к историческому наследию и культурным традициям.
Перечисленные результаты обучения являются основой для формирования следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и требованиями к результатам освоения ООП):
-
способности понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, роль личности в истории, события и процессы экономической истории, место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире;
-
умения использовать это знание в профессиональной деятельности;
-
навыков анализа и оценки исторических событий и процессов;
-
способности уважительно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, использовать это знание в профессиональной деятельности;
-
владения культурой мышления, способности к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
2. Место дисциплины в структуре основных образовательных программ высшего профессионального образования
Дисциплина «История» относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклам (базовой части). Содержание дисциплины логически связано с содержанием таких дисциплин, как «Философия», «Социология», «Политология», и помогает освоению дисциплин социально-гуманитарного цикла.
Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются:
-
знание теории и методов исторической науки;
-
умение работать с различными источниками, логически мыслить, вести научные дискуссии, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе во взаимосвязи;
-
владение приемами исторического анализа и исследования, навыками целостного подхода к анализу проблем истории общества.
3. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 семестр, 3 зачетные единицы, 108 (46+62) часов.
№ раздела |
Наименование раздела дисциплины |
Виды учебной нагрузки и их трудоемкость, ч |
|||
Лекции |
Практические занятия |
СРС |
Всего часов |
||
1 |
История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Источники и историография |
2 |
2 |
6 |
10 |
2 |
Особенности становления государственности в России и мире. Русское государство в IX–XII вв. |
2 |
4 |
6 |
12 |
Русские земли в XIII–XV вв. и европейское Средневековье |
2 |
4 |
6 |
12 |
|
4 |
Россия в XVI–XVII вв. в контексте развития европейской цивилизации |
2 |
2 |
6 |
10 |
5 |
Особенности модернизации и промышленного переворота в России и мире. Российское государство в XVIII–XIX вв. |
2 |
4 |
8 |
14 |
6 |
Россия и мир в первой половине XX в. Образование и развитие Советского государства (1922–1945) |
4 |
4 |
10 |
18 |
7 |
Россия и мир во второй половине XX в. Особенности и противоречия развития СССР (1946–1984) |
2 |
4 |
10 |
16 |
8 |
Россия и мир в конце XX – начале XXI в. Последние годы существования СССР и становление новой российской государственности (1985–2010) |
2 |
4 |
10 |
16 |
|
ИТОГО: |
18 |
28 |
62 |
108 |
3.1. Содержание (дидактика) дисциплины
Раздел 1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. Источники и историография.
1.1. Функции истории. Методы изучения истории.
1.2. Теория и методология исторической науки.
1.3. Источники и историография исторической науки.
Раздел 2. Особенности становления государственности в России и мире. Русское государство в IX–XII вв.
2.1. Государства Древнего Востока и Античная цивилизация.
2.2. Страны Западной Европы в раннее Средневековье.
2.3. Этногенез восточных славян. Образование Древнерусского государства.
2.4. Древняя Русь в IX – начале XII в. Русские земли и княжества в XII – первой половине XIII в.
Раздел 3. Русские земли в XIII–XV вв. и европейское Средневековье.
3.1. Создание централизованных государств в Западной Европе.
3.2. Влияние крестовых походов и монгольской экспансии на историю средневековых цивилизаций.
3.3. Борьба русских земель и княжеств с монгольским завоеванием и крестоносцами в XIII в. Русь между Золотой Ордой и Литвой.
3.4. Объединение русских земель вокруг Москвы и образование Российского государства.
Раздел 4. Россия в XVI–XVII вв. в контексте развития европейской цивилизации.
4.1. Государство и общество стран Западной Европы в XVI–XVII вв.
4.2. Российское государство в XVI в. Внутренняя и внешняя политика Ивана IV Грозного.
4.3. Россия на рубеже XVI–XVII вв. Смутное время.
4.4. Внутренняя и внешняя политика России в XVII в.
Раздел 5. Особенности модернизации и промышленного переворота в России и мире. Российское государство в XVIII–XIX вв.
5.1. Эпоха Просвещения и революции XVIII в.
5.2. Внутренняя и внешняя политика Петра I. Первая российская модернизация.
5.3.Особенности развития России во второй четверти XVIII – начале XIX в. Внутренняя и внешняя политика Екатерины II.
5.4. Западная Европа в XIX в. Становление индустриальной цивилизации.
5.5. Внутренняя и внешняя политика России в первой половине XIX в.
5.6. Российская империя во второй половине XIX в. Реформы Александра II.
5.7. Особенности идейной борьбы и общественного движения в России в XIX в.
Раздел 6. Россия и мир в первой половине XX в. Образование и развитие Советского государства (1922–1945 гг.).
6.1. Первая русская революция (1905–1907 гг.).
6.2. Первая мировая война и ее влияние на судьбы мира и России.
6.3. 1917 год в истории России.
6.4. Гражданская война и интервенция в России.
6.5. Образование и развитие Советского государства (1922–1945гг.)
6.6. СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войнах.
Раздел 7. Россия и мир во второй половине XX в.
7.1. Мир в послевоенный период. Образование биполярной системы и «холодная война».
7.2. Особенности и противоречия развития СССР (1946–1984 гг.).
7.3. «Перестройка» в общественно-политической и экономической сферах.
Раздел 8. Россия и мир в конце XX – начале XXI в.
8.1. Крах социализма в Восточной Европе.
8.2. Распад СССР.
8.3. Становление новой российской государственности. Конституция 1993 г.
8.4. Проблемы глобализации в современном мире.
3.2. Лекции
Номер раздела дисциплины |
№ п/п |
Объем, ч |
Тема лекции |
1 |
1 |
2 |
История в системе гуманитарных наук. Методы и методология исторической науки |
2 |
2 |
2 |
Особенности становления государственности в России и мире. Образование Древнерусского государства |
3 |
3 |
2 |
Особенности образования централизованных государств в Западной Европе. Объединение русских земель вокруг Москвы и образование Российского государства |
4 |
4 |
2 |
Россия в XVI–XVII вв. в контексте развития европейской цивилизации |
5 |
5 |
2 |
Эпоха Просвещения и революции XVIII в. Особенности социально-экономического развития России в XVIII в. Направления и итоги внешней политики |
6 |
2 |
Россия и мир в XIX в. Особенности социально-экономического развития России в XIX в. и реформы Александра II. Направления и итоги внешней политики |
|
6 |
7 |
2 |
Особенности образования и развития Советского государства (1922–1945 гг.) |
7 |
8 |
2 |
СССР в 1946–1984 гг. Особенности и противоречия развития СССР |
8 |
9 |
2 |
Распад СССР. Место России в современном мире |
Итого: |
18 |
|
Интерактивные занятия.
1. Особенности образования централизованных государств в Западной Европе. Объединение русских земель вокруг Москвы и образование Российского государства.
2. Распад СССР. Место России в современном мире.
3.3. Практические (семинарские) занятия
Номер раздела дисциплины |
№ п/п |
Объем, ч |
Тема практического занятия |
1 |
1 |
2 |
Источники и историография исторической науки |
2 |
2 |
2 |
Древняя Русь по «Повести временных лет» и «Русской Правде» |
3 |
2 |
Феодальная раздробленность как закономерный этап развития средневековых государств. Феодальная раздробленность на Руси (XII–XIII вв.) |
|
3 |
4 |
2 |
Монгольские завоевания и походы крестоносцев в XIII в. Русь между Золотой Ордой и Литвой (вторая половина XIII – первая половина XV в.) |
4 |
5 |
2 |
Становление сословно-представительных монархий в мире и России. Россия в XVI в. Правление Ивана IV Грозного |
6 |
2 |
Россия на рубеже XVI–XVII вв. Смутное время. Россия в XVII в. |
|
5 |
7 |
2 |
Первая российская модернизация. Реформы и внешняя политика Петра I |
8 |
2 |
Идейная борьба и общественное движение в России в XIX в. |
|
6 |
9–10 |
4 |
Россия и мир в условиях войн и революций (1914–1921 гг.) |
11–12 |
4 |
СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войнах |
|
7 |
13 |
2 |
Мир в послевоенный период. Образование биполярной системы и «холодная война» |
7, 8 |
14 |
2 |
Политика «перестройки» М.С. Горбачева и распад СССР |
Итого: |
28 |
|
Интерактивные занятия.
Практические (семинарские) занятия: все темы.
3.4. Самостоятельная работа студента
Раздел дисциплины |
№ п/п |
Вид СРС |
Трудоемкость, ч |
1 |
1 |
Подготовка к практическому занятию по теме «Источники и историография исторической науки» |
4 |
2 |
2 |
Подготовка к практическому занятию по теме «Древняя Русь по “Повести временных лет” и “Русской Правде”» |
4 |
3 |
Подготовка к практическому занятию по теме «Феодальная раздробленность как закономерный этап развития средневековых государств. Феодальная раздробленность на Руси (начало XII – первая половина XIII в.)» |
2 |
|
3 |
4 |
Подготовка к практическому занятию по теме «Монгольские завоевания и походы крестоносцев в XIII в. Русь между Золотой Ордой и Литвой (вторая половина XIII – первая половина XV в.)» |
4 |
4 |
5 |
Подготовка к практическому занятию по теме «Становление сословно-представительных монархий в мире и России. Россия в XVI в. Правление Ивана IV Грозного» |
4 |
6 |
Подготовка к практическому занятию по теме «Россия на рубеже XVI–XVII вв. Смутное время. Россия в XVII в.» |
4 |
|
5 |
7 |
Подготовка к практическому занятию по теме «Первая российская модернизация. Реформы и внешняя политика Петра I» |
4 |
8 |
Подготовка к практическому занятию по теме «Идейная борьба и общественное движение в России в XIX в.» |
4 |
|
6 |
10 |
Подготовка к практическому занятию по теме «Россия и мир в условиях войн и революций (1904–1921 гг.)» |
6 |
11 |
Подготовка к практическому занятию по теме «СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войнах» |
4 |
|
7, 8 |
12 |
Подготовка к практическому занятию по теме «Политика “перестройки” М.С. Горбачева и распад СССР» |
6 |
1–8 |
13 |
Самостоятельная работа по подготовке вопросов по истории культуры |
10 |
1–8 |
14 |
Самостоятельная работа по подготовке к интернет-тестированию с использованием интернет-тренажеров (www.i-exam.ru) |
6 |
Итого: |
62 |