Файл: Структура и функции невербального поведения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наличие автономных невербальных средств общения, а также такой их функции, как опережающая манифестация психологического содержания общения, позволяет рассматривать их вне речевого контакта как самостоятельные единицы; общения с различной информационной нагрузкой.

Согласно выбранному принципу рассмотрения невербального поведения следующая система отражения – акустическая. Известно, что многочисленные характеристики голоса человека создают его образ, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической: индивидуальности. Основная нагрузка в процессе восприятия голосевых изменений человека ложится на акустическую систему общающихся партнеров [17].

Выводы по главе 1

Невербальное поведение оказывается вплетенным во внутренний мир личности. Его функция не связана только с сопровождением переживаний человека. Таким образом, невербальное поведение является внешней формой существования и выражения психического мира личности. Согласно данному обстоятельству еще одним способом диагностики степени развития человек как субъекта общения выступает анализ структуры, содержания индивидуального невербального поведения. При выделении базовых компонентов невербального поведения и определения его функций открывается возможность для создания культурно-специфической типологии невербального поведения.

Анализ известных классификаций невербальных средств общения, показал, что в их базе заложены ведущие атрибуты бытия, материи, всеобщие формы и способы ее существования: движение, время, пространство.

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей невербальных проявлений эмоциональных состояний

2.1 Организация и методы исследования

Экспериментальное исследование проходило в общественной организации «Impuls».

Выборку составили мужчины и женщины в возрасте от 29 до 32

Общественная организация образована силами людей, не безразличных к социальным проблемам общества, успешно ведёт свою деятельность на территории г. Бельцы более 7 лет. Социально ориентированная помощь, как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Содействие в восстановлении и развитии институтов социального государства через воспитание активной гражданской и социальной позиции населения.


Являясь одновременно волонтёрским и благотворительным объединением, функционирует на основе самофинансирования и партнёрских взаимоотношений с предпринимателями, принимая участие в решении широкого спектра социально значимых проблем.

Организация преследует общественно полезные цели, направленные на оказание социальной и психологической помощи лицам, попавшим в сложную жизненную ситуацию, инвалидам, многодетным, малообеспеченным семьям и детям сиротам. Одним из направлений организации является профилактика наркомании и алкоголизма среди молодежи и школьников, помощь детским специализированным, общеобразовательным, оздоровительным учреждениям.

Для определения особенностей невербальных проявлений эмоциональных состояний были использованы следующие методики:

1. «Перцептивная самооценка парциальной и интегральной эмоциональной экспрессивности» (Л.Е.Бачина, А.Е.Ольшанникова).

2. Распознавание мимических выражений при свободном выборе определений.

Описание и результаты

1. «Перцептивная самооценка парциальной и интегральной эмоциональной экспрессивности» (Л.Е.Бачина, А.Е.Ольшанникова).

Шкалы: уровни эмоциональной экспрессии по каналам: громкость голоса, темп речи, образность речи, сбой речи, интонация, двигательная эктивность, лишние движения, мимика, недифференцированная по каналам экспрессия

Назначение теста: перцептивная оценка парциальных и экспрессивных эмоций и их интегративных проявлений: интенсивность экспрессии, двигательная активность, изменения речи и поведения.

Инструкция к тесту: испытуемым раздавались бланки, на которых они отвечали на каждый вопрос, посредством выбора одного из трех предложенных вариантов ответа (а, б или в).

Предлагалось, при ответе на вопрос, каждый раз проверять, совпадает ли номер вопроса с таким же номером в листке для ответов. Ответы должны быть даны на все вопросы без исключения.

Отвечать на вопросы, необходимо было исходя из того, что для каждого испытуемого являлось характерным в настоящее время.

Обработка и интерпретация результатов теста

Количество баллов за каждый ответ: “безусловно, да” – 3, “иногда” – 2, “нет” – 0;

В таблице 1 представлен ключ у методике.

Таблица 1

Ключ к тесту

Канал экспрессии

Номера вопросов

Громкость голоса

да – 1, 11, 26, 28, 36

Темп речи

да – 6, 14, 17, 25, 41

Сбой речи

да – 10, 24, 43

нет – 33, 35

Интонация

да – 8, 9, 13, 19, 37

Двигательная активность

да – 5, 7, 20, 31, 39

Лишние движения

да – 3, 16, 21, 23, 44

Мимика

да – 27, 29, 32, 42

нет – 18

Недифференцированная по каналам экспрессия да

да – 12, 15, 30, 38, 40, 47

нет – 22, 34


Уровни эмоциональной экспрессии:

• 12 и более – высокий;

• 6-11 – средний;

• 5 и менее – низкий.

Уровни недифференцированной (стабильно-регулируемой) экспрессии:

• 19 и более – высокий;

• 10-18 – средний;

• 9 и менее – низкий.

Показатели тестирования представлены в таблице 2.

Таблица 2

Тестовые показатели

№ п.п.

Эмоциональная экспрессия

Недифференцированная экспрессия

1

2

3

4

5

6

7

8

1

6

13

10

15

16

14

10

20

2

4

3

8

10

7

5

11

9

3

14

16

11

13

8

14

15

24

4

4

5

3

5

7

10

3

6

5

16

13

14

5

16

13

10

21

6

7

11

8

4

10

11

5

7

7

10

7

4

11

9

5

4

10

8

14

12

9

16

14

9

15

19

9

10

11

3

9

4

10

7

16

10

16

11

14

5

9

10

4

17


«Громкость голоса» свидетельствует о том, что по голосу субъекта можно догадаться, что ему грустно, или тоскливо. Когда субъект радуется, он может говорить выше, чем обычно, а когда напуган, наоборот тише, чем обычно. Повышение голоса так же может быть в ситуациях, в которых кто-то его разозлил.

«Темп речи» указывает на склонность субъекта говорить быстрее, чем обычно, когда он чем-то взволнован, либо медленнее, когда чего-то испугался. В ситуациях, когда субъект рассержен, ил рассказывает о случае, который рассмешил его, может говорить быстрее, чем обычно. Так же темп речи может меняться в зависимости от рассказов касаемо печальных событий.

«Сбой речи» свидетельствует о том, что при рассказе веселых историй, субъект может употреблять такие слова как: ”ну”, “значит” и т. п. При возбужденном состоянии речь может быть сбивчивой, т.е. некоторые слова “проглатываются”, произносятся такие лишние слова, как: “э-э”, “ну”. В рассерженном, тревожном и печальном состоянии в речи могут появляться паузы, лишние слова и неточности.

«Интонация» проявляются в том, что в состояниях взволнованности, гнева, тоски, испуганности собеседник легко угадывает данные состояния в говорящем. При рассказ веселых историй друзьям и родным речь становится более выразительной, богатой интонациями.

«Двигательная активность» указывает на то, что в зависимости от состояния субъекта происходит активизация, ил наоборот заторможенность движений и жестов. Так в состоянии печали жестикуляция более активная, а в состоянии печали движения более медленные. Так же подвижность жестикуляции может зависеть от степени раздражения связанного с другим субъектом.

«Лишние движения» выражаются в том, что при наличии страхов, радости, волнений, грусти, раздражения и злости могут появляться такие действия, без которых вполне можно было обойтись. Если есть страх или переживания, человек может почесывать затылок, одергивать одежду, манипулировать предметами, поглаживать волосы и т.д. При наличии грусти может осуществляться бесцельное движение по комнате, происходит заламывание рук.

«Мимика» указывает на экспрессивность лица в зависимости от настроения. По лицу субъекта можно догадаться получил ли он радостное или печальное известие. Лицо так же значительно меняется при наличии злости.

«Недифференцированная экспрессия» свидетельствует о том, что для окружающих людей, как правило, заметно состояние человека, как хорошее, так и плохое.

На рисунке 1 представлены сравнительные показатели по шкалам.


Примечания: 1-громкость голоса, 2-темп речи, 3- сбой речи, 4-интонация, 5-двигательная активность, 6-лишние движения, 7- мимика, 8- недифференцированная о каналам экспрессия

Рисунок 1. Показатели эмоциональной и недифференцированной экспрессии

На рисунке 1 заметно, что по первой шкале преимущественно наблюдаются высокие и средние показатели. По шкалам 2, 3, 4, 5, 6, и 8 у многих респондентов наблюдаются средние показатели. По шкале 7 у большинства наблюдаются низкие показатели.

2. Распознавание мимических выражений при свободном выборе определений.

При определении правильности ответа в расчет принималась только последняя оценка. При этом допускались некоторые вариации в подборе слов, например при распознавании выражения гнева одинаково правильными считались такие определения, как "гнев", "злость", "злоба", "зол", "озлоблен", "разозлился", "сердитый" и др.

В таблице 3 представлены показатели правильно идентифицированных эмоциональных состояний по фотографии.

Таблица 3

Количество испытуемых, правильно идентифицировавших эмоциональное состояние

эмоциональное состояние

Мужчины

Женщины

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Страх

+

-

-

+

+

+

+

+

+

+

Отвращение

-

-

+

+

-

+

-

+

+

-

Радость

+

+

+

+

-

+

+

+

+

+

Горе

+

-

+

+

-

+

+

+

+

+

Удивление

-

+

+

-

-

+

+

-

+

+

Презрение (проявляющее в поднятии левого угла рта)

-

-

+

-

-

+

-

+

-

+

Смущение

+

-

-

+

-

+

-

+

+

+

Азарт

-

+

-

-

-

+

+

-

+

+