Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность и общая характеристика прекращения права собственности
1.1 Становление и развитие института собственности
1.2 Собственность как экономическая категория
Глава 2 Способы принудительного прекращения права собственности
Глава 3 Конфискация как способ обеспечения государственных И ОБЩЕСТВЕННЫХ интересов
- Право частной собственности охраняется законом.
- Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
- Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
- Право наследования гарантируется [1].
Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации) [2].
Муниципальная собственность представляет собой отдельную форму собственности, существующую параллельно с государственной. Соответственно право муниципальной собственности должно рассматриваться как самостоятельное право собственности.
При этом не устанавливается какое-либо предпочтение одной формы собственности перед другой, в том числе ограничений для других возможных форм собственности.
Ч. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК) раскрывает содержание права собственности: собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом [2]. Право владения означает возможность иметь вещь в личном распоряжении, право пользования – возможность получать от вещи пользу, право распоряжения – возможность определять дальнейшую судьбу вещи: продавать ее, дарить, сдавать в аренду и т.д. [16, с. 638].
Классификацию принципов права собственности можно представить следующим образом:
- первую группу принципов осуществления права собственности образуют принцип обеспечения баланса частных и публичных интересов, принцип разумности, добросовестности и справедливости в осуществлении права собственности;
- вторую группу составляют принципы защиты права собственности, к которой можно отнести принцип неприкосновенности собственности.
Промежуточное положение между принципами осуществления и защиты права собственности занимает принцип ограниченности данного права, который, с одной стороны, задает стандарты осуществления права собственности, ибо указывает запрет на совершение собственником определенных действий в отношении своего имущества. С другой стороны, ограничения устанавливаются в интересах защиты общественных интересов, в том числе и права собственности иных субъектов, от неправомерных действий самого собственника [16, с. 18].
Принцип разумности и добросовестности участников гражданских отношений закреплен ГК, соответственно он распространяется и на субъекты отношений собственности [2]. Собственность помогает установить в обществе социальную справедливость. Это важнейший аргумент в ее пользу. Социальная справедливость часто приравнивалась к распределению уже существующих товаров, неравенство богатства приравнивалось к несправедливости.
Принцип защиты права собственности подразумевает, что, хотя право собственности содержит в себе реальную возможность защиты, однако это еще не означает того, что в случае нарушения оно само собой, автоматически будет защищено. Помимо такой возможности для защиты права необходимо множество факторов и условий, существующих вне защищаемого права.
Ограниченность права собственности можно определить как не входящий во внутреннюю структуру права собственности принцип осуществления данного права, состоящий в возложении на собственника определенных обязанностей негативного содержания – правовых запретов, выражающихся в сдерживании собственника в осуществлении отдельных правомочий, устанавливаемых законом или на его основании в целях защиты четко определенных интересов общества, личности и государства.
Свобода усмотрения собственника не может быть безграничной, нельзя допустить произвол при осуществлении права. Для достижения баланса интересов собственников и интересов третьих лиц, государства и общества в целом необходимо закрепление границ права собственности, условий его реализации, а также определение допустимой степени его ограничения. Так, по мнению В.И. Синайского, саму суть права собственности следует постигать через устанавливаемые законом границы, т.е. через ограничение этого права [24, с. 206]. К.П. Победоносцев считал, что ограничения имманентны праву собственности и предполагаются в его определении [26, с. 504]. Как верно указывает В.П. Мозолин, «исчерпывающий перечень правомочий собственника в принципе недостижим» [21, с. 35-36],
Ограничения права собственности могут быть выражены в запретах собственнику совершать определенные активные действия. Например, при осуществлении права собственности на животное не допускается жестокое обращение с ним.
Ограничение правомочий собственника проявляется и в закреплении строго определенных условий его поведения при осуществлении права. Так, право собственности на земельный участок может быть ограничено вследствие установления особых условий охраны окружающей среды, сохранения плодородного слоя почвы, начала и завершения застройки или освоения земельного участка.
Для примера обратимся к белорусскому законодательству. Так, положениями ст. 191 Закона Республики Беларусь от 5 янв. 2008 г. № 313-З «О дорожном движении» предусматривается, что транспортное средство может быть принудительно отбуксировано (эвакуировано) и помещено на охраняемую стоянку, а также отбуксировано без помещения его на охраняемую стоянку [27]. При этом данная мера должна осуществляться в целях устранения препятствия, созданного стоящим транспортным средством, движению, работе транспортных средств оперативного назначения и (или) транспортных средств дорожно-эксплуатационной, коммунальной служб при отсутствии иной правомерной возможности выполнения возложенных на них задач. Как справедливо отмечает С.Г. Луговский, в целях защиты права собственности представляется целесообразным сотрудникам ГАИ производить видеофиксацию нарушителей согласно п. 6 ст. 18.22 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, а эвакуация транспортного средства должна быть крайней мерой государственного принуждения [18, с. 58]. Вместе с тем государство должно не только нести всю полноту ответственности, но и строго регламентировать эту сферу.
Помимо осуществления принадлежащих ему правомочий, собственник несет определенные обязанности, именуемые бременем содержания имущества. Собственник, в частности, обязан:
- содержать имущество в надлежащем состоянии;
- совершать в отношении имущества действия, предписываемые санитарными, ветеринарными, эпидемиологическими, противопожарными и прочими правилами;
- платить законные налоги, сборы, пошлины;
- выполнять другие требования, исходящие от уполномоченных государственных органов.
Лица, посягающие на общественные отношения, регулирующие право собственности, привлекаются к административной ответственности, если в данных деяниях присутствует состав административного правонарушения, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях [4].
От способа неправомерного воздействия на объект права собственности порой зависит квалификация уголовно-наказуемого деяния. Так, В.Е. Михалукова пишет, что «проведённый анализ проблемы посягательств на транспортные средства позволяет внести, в частности, следующие предложения практического плана и delegeferenda. Неправомерное завладение транспортным средством, которое сопровождается последующим его уничтожением или повреждением, оставлением без присмотра, чреватым тем же уничтожением или повреждением, в том числе разукомплектованием (хищническим или хулиганским), надлежит квалифицировать не как угон, а как похищение. Неправомерное завладение транспортным средством, которое сопровождается смещением его с места (независимо от того, с включённым двигателем или без его включения) либо с незначительным перемещением, когда транспортное средство остаётся всё же в поле зрения его владельца, следует квалифицировать как угон. Если же в основе цели виновного – стремление завладеть деталями машины, инструментом или иными ценностями, находящимися в машине, то содеянное надлежит квалифицировать и как неправомерное завладение транспортным средством (без цели хищения и угона), и как покушение на хищение соответствующих ценностей [20, с. 140].
Интересным в данном аспекте представляется определение считающегося в традиции общего права весьма авторитетным источником трактат сэра Уильяма Блэкстона, написанный им в конце XVIII в. По Блэкстону, право собственности следует рассматривать как единоличное и деспотическое господство индивида над вещью [19, с. 8]. Вопреки подобному представлению, страны общего права с традиционной осторожностью подходят к очерчиванию круга правомочий собственника, будучи неизменно приверженными идее разумной обоснованности, которая ограничивает права собственника в интересах.
Правомочие распоряжения принадлежит собственнику, субъекту права хозяйственного ведения или права оперативного управления. Это важнейшее правомочие собственника, субъекта права хозяйственного ведения или права оперативного управления. Осуществление этого правомочия может повлечь прекращение права собственности (например, вследствие заключения договора купли-продажи, дарения, займа) или изменение правоотношения (например, в случае сдачи имущества в аренду). Распоряжением вещью является также ее потребление собственником или уничтожение ее, если он признает это целесообразным.
Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом (ст. 235 ГК) [2].
Прекращение субъективного права собственности является следствием различных фактических обстоятельств. Все такие обстоятельства ГК разделяет на:
- основания, прекращающие право собственности на вещь либо по воле самого собственника, либо в результате исчезновения самой вещи;
- основания принудительного, вопреки воле собственника прекращения права собственности на имущество при передаче последнего в собственность других лиц. Это возможно лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом.
Конституция Российской Федерации предусматривает гарантию государства по обеспечению стабильности отношений собственности, неприкосновенности собственности [1].
Принудительное отчуждение имущества допускается данной статьей как исключение лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда.
К первой группе оснований прекращения права собственности относят:
- Отчуждение имущества (передача его в собственность других лиц) – право собственности одновременно возникает у приобретателя по тем же основаниям, по которым оно прекращается у отчуждателя.
- Отказ от права собственности – в этом случае собственник, в отличие от отчуждателя, не имеет намерения передать свое право определенному лицу [2].
В случае отказа от права собственности собственник, в отличие от отчуждения вещи, не имеет намерения передать свое право определенному лицу. Порядок и последствия отказа собственника от права собственности на принадлежащее ему имущество урегулированы в ГК. В порядке, установленном ГК, может прекращаться право частной собственности (право собственности физических или юридических лиц) в отношении как движимого, так и недвижимого имущества.
Отказ от права собственности осуществляется путем объявления об этом. Какой-либо специальной формы такого объявления не устанавливается. Оно может быть выражено и в устной форме, и путем совершения фактических действий, определенно свидетельствующих об устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Законодательством о государственной регистрации недвижимого имущества могут быть установлены специальные требования к форме объявления об отказе от права собственности на такое имущество.
- Прекращение существования объекта – уничтожение имущества может производится в результате действия собственника или третьих лиц, либо по независящим от них обстоятельствам. Уничтожение имущества собственником следует рассматривать как реализацию им своего правомочия распоряжения данным имуществом. Уничтожение вещи в результате противоправных действий третьих лиц является основанием возникновения обязательственного правоотношения (собственник получает право на возмещение вреда путем предоставления ему в собственность другого аналогичного имущества или возмещения стоимости уничтоженного имущества в денежном выражении). В случаях, когда гибель имущества нельзя поставить в вину ни самому собственнику, ни третьим лицам (в результате воздействия стихийных сил природы, массовых социальных потрясений), прекращение права собственности возлагает неблагоприятные последствия на собственника погибшего таким образом имущества.
Утрата права собственности на имущество – такое основание имеет место, к примеру, когда при использовании собственником вещей, определенных родовыми признаками, они обезличиваются с аналогичными вещами других лиц и в результате перестают быть собственностью данного лица ввиду невозможности их индивидуализации. Так, в случаях, прямо предусмотренных договором хранения, допускается хранение с обезличением (ст. 890 ГК). Принятые на хранение вещи одного поклажедателя могут смешиваться с вещами того же рода и качества других поклажедателей. В такой ситуации поклажедатель утрачивает право собственности на переданное на хранение имущество и приобретает обязательственное право на получение равного или определенного по соглашению с хранителем количества вещей того же рода и качества.