Файл: Прекращение права собственности, конфискация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, право собственности как вещное право составляет юридический фундамент и основу нормального имущественного оборота. Следовательно, от надлежащего обеспечения неприкосновенности собственности в значительной мере зависит стабильность всего гражданского оборота.

До настоящего времени отсутствует единый подход к пониманию дефиниции «собственность».

Собственность можно определить как определенное отношение, подвергаемое правовому оформлению, регулирующие права собственника владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, образовавшимся у него в результате деятельности, не запрещенной действующим законодательством, а также за счет имеющихся общесоциальных и других распространенных общегражданских способов для удовлетворения возникающих у него правомерных потребностей.

Глава 2 Способы принудительного прекращения права собственности

Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом (Ст. 235 ГК).

Перечень оснований прекращения права собственности вопреки воле собственника включает:

  1. Обращение взыскания на имущество по обязательствам – производится по решению суда, если иной порядок не предусмотрен законодательством или договором.
  2. Отчуждение имущества, которое в силу акта законодательства не может принадлежать данному лицу – например, вещей, ограниченных в обороте.

В ст. 238 ГК определен порядок прекращения права собственности лица на объекты, изъятые из оборота или ограниченные в обороте (в том числе вещи, нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению, в выдаче которого собственнику отказано или он не обратился за получением такого разрешения в течение предусмотренного законодательством срока), а также имущества, которое не может принадлежать юридическому лицу в силу противоречия назначения такого имущества специальной правоспособности юридического лица. Перечень такого имущества устанавливается актами законодательства. Так, только в собственности государства могут находиться некоторые природные ресурсы (недра, воды, леса и т.д.), военное и другое имущество, используемое исключительно в интересах государственной и общественной безопасности, и т.д.


Законодательство устанавливает соответствующие правовые механизмы, препятствующие возможности поступления таких объектов в собственность неуправомоченного лица.

Порядок прекращения права собственности на отдельные объекты, например, оружие, которые не могут принадлежать соответствующему лицу, устанавливается специальным законодательством.

  1. Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка ввиду его ненадлежащего использования (статья 239): 3.1 отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (статья 239.1); 3.2 отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2).
  2. Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, ст. 240 ГК, и домашних животных, ст. 241 ГК.

Историко-культурные ценности – это материальные объекты и нематериальные проявления творчества человека, которые имеют отличительные духовные, художественные и (или) документальные ценности и которым придан статус историко-культурных ценностей.

Культурные ценности подразделяются на материальные и нематериальные. В ст. 240 ГК речь идет, о таких культурных ценностях, которые могут являться объектами права собственности – прежде всего материальных культурных ценностях. Это: документальные памятники (акты государственных органов, другие письменные и графические документы, кинофотодокументы и звукозаписи, старинные и иные рукописи и архивы, редкие печатные издания), памятники архитектуры (здания, сооружения и другие объекты хозяйственного, производственного или культурного назначения, отдельные или объединенные в комплексы и ансамбли), памятники истории (здания, сооружения, а также мемориальные квартиры и другие объекты, связанные с важнейшими историческими событиями, развитием общества и государства, международными отношениями, с развитием науки и техники, культуры и быта, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, деятелей науки, литературы и искусства) и т.п.

Для каждой материальной историко-культурной ценности определяются индивидуальные условия их содержания и использования, устанавливаются порядок осуществления работ на этих ценностях и другие ограничения деятельности их собственников и (или) пользователей, а также требования по обеспечению их сохранности, которые фиксируются в охранном обязательстве, которое подписывается собственником или по его поручению владельцем историко-культурной ценности.


Собственник историко-культурной ценности принимает на себя обязательство по обеспечению ее сохранности. Он не вправе уничтожать историко-культурную ценность, допускать причинение вреда.

Статья 241 ГК предусматривает принудительное возмездное прекращение права собственности в качестве санкции за ненадлежащее осуществление собственником своих правомочий (выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними). Однако в данном случае критерием оценки неправомерности поведения собственника могут быть не только правила, установленные законодательством, но и принятые в обществе нормы гуманного отношения к животным. Требования об изъятии у собственника животного может быть заявлено в суд не только специализированными органами, но и любыми заинтересованными лицами.

  1. Реквизиция – принудительное изъятие имущества в собственность государства в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, с выплатой его стоимости, ст. 242 ГК.В период действия военного положения производится реквизиция у граждан и организаций в соответствии с законодательством транспортных средств и иного необходимого для нужд обороны имущества. В этой связи устанавливаются следующие условия, при наличии которых допускается реквизиция:
  • возникновение стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер;
  • необходимость изъятия имущества у собственника в интересах общества для преодоления негативных последствий указанных выше чрезвычайных обстоятельств;
  • выплата собственнику стоимости имущества.

Порядок и условия реквизиции имущества должны быть установлены специальным законом. Реквизиция осуществляется по решению уполномоченных государственных органов, то есть в административном порядке. Однако оценка, по которой собственнику возмещается стоимость реализованного имущества, может быть оспорена в суде.

Реквизиция не является следствием противоправных действий собственника. В этой связи при отпадении общественной надобности в реквизированном имуществе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, бывший собственник вправе требовать ему возврата такого имущества. Данное требование предъявляется в судебном порядке.

Законодательными актами и международными договорами, в которых участвует Российская Федерация, устанавливаются ограничения на возможность применения реквизиции или определяются повышенные, по сравнению с предусмотренными в комментируемой статье, меры защиты прав собственников в случае прекращения данного права на основании реквизиции.


К примеру, инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним также не могут быть применены меры, равные указанным по последствиям. Национализация или реквизиция возможны лишь со своевременной и полной компенсацией стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества и других убытков, причиняемых национализацией и реквизицией. Порядок и условия национализации и реквизиции, а также выплаты компенсации стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества и других убытков, причиняемых национализацией и реквизицией, устанавливается законами Российской Федерации.

Подписанной 28 марта 1997 г. в Москве [5] Конвенцией о защите прав инвестора предусматривается, что инвестиции не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции, кроме исключительных случаев (стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер), предусмотренных национальным законодательством государств-участников данной Конвенции, когда эти меры принимаются в общественных интересах, предусмотренных Основным законом (конституцией) страны-реципиента. Национализация или реквизиция не могут быть осуществлены без выплаты инвестору адекватной компенсации.

В качестве примера также можно также сослаться на Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений, Рим, 9 апреля 1996 г. [8], которое предусматривает в подобных случаях необходимость выплаты своевременной, адекватной и эффективной компенсации. Компенсация должна: определяться на основе реальных рыночных стоимостей на момент, непосредственно предшествовавший объявлению либо обнародованию решения о применении реквизиции, национализации или иных подобных мер; осуществляться в той валюте, в какой были осуществлены инвестиции иностранным инвестором; выплачиваться без необоснованной задержки и в любом случае в течение трех месяцев; включать проценты, рассчитанные на шестимесячной LIBOR основе с даты реквизиции, национализации или иных подобных мер и до даты платежа.

  1. Конфискация – безвозмездное обращение имущества в собственность государства в качестве санкции за правонарушение (преступление) ст. 243 ГК. Подробнее конфискацию рассмотрим в третьей главе.
  2. Отчуждение имущества в случаях, предусмотренных статьей 239.2, пунктом 4 статьи 252, пунктом 2 статьи 272, статьями 282, 285, 293, пунктами 4 и 5 статьи 1252 ГК.
  3. Обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы.
  4. Обращение по решению суда в доход Российской Федерации денег, ценностей, иного имущества и доходов от них, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии терроризму лицом не представлены сведения, подтверждающие законность их приобретения.

Итак, перечень оснований прекращения права собственности вопреки воле собственника оформлен как исчерпывающий.

Резюмируя, следует отметить, что принудительное прекращение права собственности как правовой институт нашел свое отражение в Гражданском кодексе Российской Федерации и прочих нормативных правовых актах. Систематизация законодательства о принудительном прекращении права собственности как особый инструмент повышения качества законодательства позволяет усовершенствовать как формальную сторону системы нормативных правовых актов, так и ее содержательный аспект: ГК закреплены общие положения рассматриваемого института права, а остальные нормативные правовые акты детализируют его.

Прекращение права собственности можно представить как перечень условий и запрещений, которые ограничивают в действиях правообладателя при осуществлении им своего права собственности на конкретные объекты недвижимого имущества. Гарантиями обеспечения права на неприкосновенность собственности являются установление системы норм, обеспечивающих надлежащую защиту этого права. Гарантии обеспечиваются путем создания механизма принуждения к соблюдению установленного законодательства.

Глава 3 Конфискация как способ обеспечения государственных И ОБЩЕСТВЕННЫХ интересов

Право собственности как вещное право составляет юридический фундамент и основу нормального имущественного оборота. Следовательно, от надлежащего обеспечения неприкосновенности собственности в значительной мере зависит стабильность всего гражданского оборота.

Всеобщей декларацией прав человека предусмотрено, что каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими (ст. 17); за каждым человеком, как членом общества, признается право свободного развития в экономической области его жизнедеятельности (ст. 22) [6].

Статья 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод указывает, что каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права [7].