Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность и общая характеристика прекращения права собственности
1.1 Становление и развитие института собственности
1.2 Собственность как экономическая категория
Глава 2 Способы принудительного прекращения права собственности
Глава 3 Конфискация как способ обеспечения государственных И ОБЩЕСТВЕННЫХ интересов
Принцип неприкосновенности частной собственности не исключает возможности прекращения права собственности помимо воли собственника. Такое направление развития правового регулирования получило название «социализация собственности», обязывающей собственника служить не только своим интересам, но и интересам всего общества, что нашло отражение в законодательстве различных стран. Так в п. 3 ст. 14 Конституции ФРГ от 23 мая 1949 г. закреплено: «Принудительное отчуждение собственности допускается только для общего блага. Оно может производиться только законом или на основе закона, регулирующего вид и размеры возмещения. Возмещение должно определяться со справедливым учетом общих интересов и интересов сторон» [11, с. 37]. Сходные формулировки содержатся в конституциях Франции (1946 г. и 1958 г.), Испании (1978 г.), Греции (1975 г.) и других стран. Однако самым развернутым определением собственности в духе теории социальных функций отличается Конституция Итальянской Республики 1947 г., согласно ч. 2 ст. 42 которой частная собственность признается и гарантируется законом, который определяет способы ее приобретения и границы ее действия с целью обеспечить ее социальную функцию и сделать ее доступной для всех [11, с. 37].
В ст. 44 Конституции Республики Беларусь 1994 г. закреплено: «Принудительное отчуждение имущества допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда» [28]. Для сравнения обратимся к ст. 35 Конституции Российской Федерации: «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения» [1]. Следует признать справедливым, что компенсирование стоимости отчужденного имущества должно быть не своевременным, а предварительным. Только такой подход позволит в наибольшей степени защитить интересы частного собственника.
Законодательство о собственности в зарубежных странах, в основном, отражено в Гражданских кодексах. Так, на основании ст. 516 Гражданского кодекса Франции (ГКФ) все имущество подразделяется на движимое и недвижимое [29, с. 390]. Имущество является недвижимым либо по своей природе или по своему назначению, либо в силу характера объекта, с которым оно соединено.
Ветряные и водяные мельницы, установленные на опорах и составляющие часть здания, также являются недвижимостью. Также являются недвижимостью урожай на корню и плоды на деревьях. Скошенный урожай (или часть урожая) и собранные, но еще не убранные с участка плоды становятся движимым имуществом [17, с. 24].
Три критерия определяют недвижимое имущество. Первый критерий является физическим, он определяет недвижимое имущество, основываясь на его природе. Участок земли, а также здания и деревья физически соединены с Землей. Второй критерий представляет собой фикцию. Материальное имущество (объекты) считается недвижимостью, если оно является составной частью недвижимости. Третий критерий относится к правам на имущество, которые также рассматриваются как недвижимость, если они применяются в отношении недвижимости.
Как указано в ст. 90 Германского гражданского уложения (ГГУ), только телесные предметы являются вещами [30, с. 227]. Вещи, определяемые родовыми признаками, являются движимыми вещами, которые в деловом обороте обычно определяются их количеством и мерой измерения веса. Потребляемые вещи признаются движимыми вещами, предполагаемое использование которых заключается в их потреблении или распоряжении ими (п. 1 ст. 92 ГГУ).
Статья 642 Гражданского кодекса Швейцарии (ГКШ) закрепляет следующее правило: собственник вещи имеет право собственности на все ее составные части [44, с. 59]. Составной частью является то, что согласно местному обычаю является неотъемлемой частью вещи, и то, что не может быть отделено от нее без ее уничтожения, причинения ей вреда или ее изменения. Согласно ст. 655 ГКШ объектами права собственности на землю являются все виды недвижимого имущества. К недвижимости относятся участки земли и здания на них; определенные и постоянные права, зарегистрированные в земельном регистре; рудники; доли в праве собственности на недвижимое имущество.
Статья 954 Гражданского кодекса Греции (ГКГ) определяет недвижимое имущество как объекты, прочно соединенные с землей, в том числе здания, ссылаясь на принцип римского права superficiessolocedit (возведенное на земельном участке следует за земельным участком) [14, с. 60]. Соответственно право собственности на участок земли включает также здания, которые на нем построены. Согласно ст. 999 ГКГ право собственности на недвижимость – это такое право, которое обеспечивает их владельцу непосредственную и абсолютную власть.
Статья 333 Гражданского кодекса Испании (ГКИсп.) закрепляет следующее правило: все вещи, которые могут быть присвоены, являются движимым или недвижимым имуществом [14, с. 217]. Определение недвижимости дано в ст. 334 ГКИсп. К недвижимости относятся: земля, здания, дороги и сооружения всех видов, соединенные с землей; деревья и растения с плодами на них, пока они соединены с землей или составляют неотъемлемую часть недвижимого имущества; все, что соединено с недвижимым имуществом так, что оно не может быть отделено от него без причинения вреда или повреждения объекта; статуи, барельефы, росписи и другие объекты и орнаменты, размещенные на зданиях или земле собственником недвижимости способом, показывающим, что их связь с землей имеет постоянную основу; машины, суда, инструменты или приспособления, предназначенные собственником имущества для промышленных целей, размещенные в здании и на земле и прямо предназначенные для целей предпринимательства.
В ст. 202 Гражданского кодекса Португалии (ГКП) определено понятие «вещь» [15, с. 219]. Вещью именуется все то, что может выступать объектом правоотношений. Считаются, однако, изъятыми из оборота все вещи, которые не могут выступать объектами частных прав, например, такие, которые относятся к имуществу, образующему публичную собственность государства, либо такие, которые по своей природе не поддаются индивидуальному присвоению. Вещи делятся на недвижимые и движимые, простые и составные, родовые и индивидуально-определенные, потребляемые, делимые и неделимые, главные и принадлежности, настоящие и будущие.
После краткой характеристики зарубежного опыта относительно систематизации института собственности отметим, что одним из оснований принудительного безвозмездного изъятия имущества у собственника является его конфискация. Конфискация представляет собой меру имущественной ответственности лица за совершение правонарушения и состоит в принудительном безвозмездном изъятии имущества у собственника с прекращением права собственности и передачей его в собственность государства (ст. 244 ГК). В противоречие со ст. 236 ст. 244 ГК предусматривает, что случаи, при которых может применяться конфискация имущества, могут предусматриваться не только законами, но и иными законодательными актами (декретами и указами Президента Республики Беларусь).
Как правило, конфискация применяется по отношению к имуществу, находящемуся в собственности лица, нарушившего соответствующую норму права. Обратимся для примера к белорусскому законодательству. Так, в преамбуле постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 23 сентября 1999 г. № 8 «О практике назначения судами конфискации имущества по уголовным делам» (в редакции постановления Пленума Верховного Суда от 29 марта 2001 г. № 4) [31] предусматривается, что конфискация имущества как вид уголовного наказания состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства всего или части имущества, являющегося частной собственностью осужденного. Согласно пункту 8 этого же постановления при конфискации всего имущества конфискация обращается на все движимое и недвижимое имущество осужденного, находящееся в его собственности, в том числе на ценные бумаги и проценты по ним, а также на его долю в общей собственности, но не может быть обращена на долю других лиц, владеющих имуществом совместно с осужденным на праве общей собственности.
Конфискация имущества может быть назначена судом при наличии в совокупности следующих условий:
- лицо совершило тяжкое или особо тяжкое преступление (при этом к тяжким преступлениям Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее – УК) относит умышленные преступления, за которые предусмотрено лишение свободы на срок от 6 до 12 лет; к особо тяжким – лишение свободы на срок более 12 лет, пожизненное заключение или смертная казнь. За совершение иных преступлений, за которые УК предусматривает более мягкие наказания (это не представляющие большой общественной опасности и менее тяжкие преступления), конфискация не назначается;
- лицо совершило преступление из корыстных побуждений (корыстными УК называет мотивы, которые связаны со стремлением извлечь из преступления выгоду для себя или своих близких, а равно избавить от материальных затрат);
- конфискация прямо предусмотрена в статье, которая устанавливает ответственность за совершенное преступление [32].
Следует отметить, что на сайте Национального статистического комитета Республики Беларусь отсутствуют данные о количестве взысканий в виде конфискации, что не позволяет анализировать и отслеживать динамику назначения данного вида административного, уголовного или гражданского наказания (Приложение А).
Необходимо отметить, что конфискации подлежит также имущество, которое в целях сокрытия было оформлено на других лиц по фиктивным сделкам. Такими сделками зачастую являются договоры дарения, купли-продажи без реального исполнения, брачные договоры. Правоохранительные органы Республики Беларусь имеют достаточно средств для выявления и оспаривания таких сделок в целях применения и исполнения конфискации имущества. Кроме того, стоит отметить, что воспрепятствование исполнению наказания в виде конфискации имущества (в том числе в виде отчуждения или сокрытия имущества) является самостоятельным преступлением.
Конфискация применяется за различные по своему характеру правонарушения. Это могут быть не только уголовные преступления, но и административные правонарушения, и нарушения гражданско-правовых норм.
Таким образом, обращаясь к зарубежному опыту систематизации законодательства о собственности, хотелось бы отметить, что поскольку принцип неприкосновенности собственности является не только конституционным принципом, но также и отраслевым гражданско-правовым принципом.
Конфискация имущества является весьма сложным институтом права, нормы которого можно найти в различных отраслях: административное, уголовное, гражданское. Конфискация заключается в принудительном безвозмездном изъятии и обращении в собственность государства всего или части имущества. На наш взгляд, в законодательстве Российской Федерации необходимо предусмотреть один общий нормативный правовой акт, предусматривающий основания и порядок конфискации, который бы отвечал динамике развития общественных отношений, а детализацию данного института права сохранить в отраслевом процессуальном законодательстве.
Заключение
Собственность как институт права имеет многовековую историю развития. Зарождение основных категорий данного института произошло в Римской империи. Закрепление права частной собственности в Конституции Российской Федерации крайне важно не только для расширения и утверждения прав и свобод человека, но и как правовая база, регулирующая переход к рыночным отношениям.
Право собственности как вещное право составляет юридический фундамент и основу нормального имущественного оборота. Следовательно, от надлежащего обеспечения неприкосновенности собственности в значительной мере зависит стабильность всего гражданского оборота.
До настоящего времени отсутствует единый подход к пониманию дефиниции «собственность». Собственность можно определить какопределенное отношение, подвергаемое правовому оформлению, регулирующие права собственника владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, образовавшимся у него в результате деятельности, не запрещенной действующим законодательством, а также за счет имеющихся общесоциальных и других распространенных общегражданских способов для удовлетворения возникающих у него правомерных потребностей.
Принудительное прекращение права собственности как правовой институт нашел свое отражение в Гражданском кодексе Российской Федерации и прочих нормативных правовых актах. Систематизация законодательства о принудительном прекращении права собственности как особый инструмент повышения качества законодательства позволяет усовершенствовать как формальную сторону системы нормативных правовых актов, так и ее содержательный аспект: в Гражданском кодексе Российской Федерации закреплены общие положения рассматриваемого института права, а остальные нормативные правовые акты детализируют его.
Прекращение права собственности можно представить как перечень условий и запрещений, которые ограничивают в действиях правообладателя при осуществлении им своего права собственности на конкретные объекты недвижимого имущества. Гарантиями обеспечения права на неприкосновенность собственности являются установление системы норм, обеспечивающих надлежащую защиту этого права. Гарантии обеспечиваются путем создания механизма принуждения к соблюдению установленного законодательства.
Обращаясь к зарубежному опыту систематизации законодательства о собственности, хотелось бы отметить, что конфискация имущества является весьма сложным институтом права, нормы которого можно найти в различных отраслях: административное, уголовное, гражданское. Конфискация заключается в принудительном безвозмездном изъятии и обращении в собственность государства всего или части имущества. На наш взгляд, в законодательстве Российской Федерации необходимо предусмотреть один общий нормативный правовой акт, предусматривающий основания и порядок конфискации, который бы отвечал динамике развития общественных отношений, а детализацию данного института права сохранить в отраслевом процессуальном законодательстве.