Файл: Правовое положение товарных бирж в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В словаре живого великорусского языка изданном в 1882 году услуга понимается как помощь, пособие, угождение. В указанном аспекте, услуга в большей мере рассматривается с точки зрения нравственности, основанной на нормах морали. Более современным словарем в отношении лексических значений предусматривается следующее: услуга это действие, которое приносит пользу, помощь другому[16]. Определение сводится к двум взаимосвязанным между собой элементам: цели, которой услуга служит, и средствам достижения указанной цели. Объединение этих элементов является обязательным для выделения соответствующего понятия. Однако, указанное понятие нельзя использовать при формулировании легального определения, поскольку если под услугой понимать все то, что может приносить полезный эффект, то едва ли не все обязательства могут быть отнесены к обязательствам по оказанию услуг[17].

Правовая доктрина до сих пор содержит разногласия по вопросу того, какими критериями необходимо руководствоваться при изучении указанного правового явления. Ученые и практики не имеют единого мнения, в связи с чем было сформулировано и предложено для законодательного закрепления три основных концепции о понятии «услуга» и правовой регламентации отношений, которые возникают в связи с ее оказанием[18]:

  • дифференциальная, предлагающая издание специальных законов в некоторых отраслях области обслуживания;
  • интегральная, предполагающая сосредоточение в одном законе всю защиту прав «граждан-потребителей»;
  • специализированных основ, авторы которой считали необходимым включить в Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик главу «Услуги».

В настоящее время, можно констатировать, что законодателем была принята «интегральная концепция».

Особенность правового регулирования отношений по оказанию услуг состоит в том, что в них имеется достаточное количество «белых пятен». Так гражданским законодательством не разработано легальной дефиниции услуги, а ст. 128 ГК РФ[19] определяет услуги как объект гражданских прав, не раскрывая их признаки.

Вместе с тем, п. 2 ст. 779 ГК РФ под категорией «оказать услуги» понимает «(совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность)». Ситуация осложняется ст. 783 ГК РФ, устанавливающей, «общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 ... Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг». Исходя из числа статей, регулирующих обязательства подрядного типа, можно сформулировать два вывода, которые вытекают один из другого. Первый заключается в том, что текущее законодательство содержит немалое количество норм, которые используются одновременно и в отношениях договоров подряда и возмездного оказания услуг, т.е. используются как универсальные. Второй состоит в том, что ГК РФ не имеет четкого различия между услугами как объектом договорных отношений и работами, которые выполняются по договору подряда[20].


Необходимо отметить, что работа также выполняется посредством совершения определенных действий или осуществления определенной деятельности, что порождает проблему разграничения работ и услуг. Указанная ситуация не позволяет однозначно относить тот или иной вид договора к одному из упомянутых и обозначенных в ГК РФ договоров и, как следствие, надлежащим образом формулировать права и обязанности сторон, а также установить комплекс мер, которые направлены на защиту их интересов.

В судебной практике приоритетен подход, в соответствии с которым по договору подряда для заказчика, в первую очередь, имеет значение достижение подрядчиком некоего вещественного результата. При возмездном оказании услуг ценными для заказчика представляются сами действия исполнителя, заказчика интересует только деятельность исполнителя, которая не приводит непосредственно к формированию вещественного результата[21]. Как подчеркивает К.М. Арсланов возмездности отношений для отнесения того или иного договора к рассматриваемому типу недостаточно, необходим овеществленный результат[22].

Так, результат медицинских услуг может иметь овеществленный характер, например зубное протезирование на основании Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг»[23]. А при аудиторской проверке может и должно быть выполнено письменное заключение по факту экономического состояния предприятия[24].

Результат услуги, как отмечают большинство исследователей, специфичен: он не имеет вещественной формы и не отделим от самой деятельности24 [25]. Однако, данное мнение подвергается критике. Поскольку, результат услуги имеет неовеществленный и неотделимый от самой услуги характер в том смысле, что он не является вещью, не может быть передан как вещь и поступить в дальнейший оборот, - необходимо отметить такие свойства услуги, как ее неосязаемость, нехранимость, непостоянство качества и др.[26].

Итак, термин «услуга» в отечественном праве имеет нечеткие границы, обладая множеством смысловых оттенков. Мы полагаем, что услуга представляет особый продукт трудовой деятельности, который состоит в получении (достижении) определенного результата для личного

использования. При этом результаты услуг могут носить материальный и долговременный характер.


Сегодня услуги проникают во все сферы деятельности человека, преобразовываясь в зависимости от целей их оказания в материальные или нематериальные. Возмездное оказание услуг как самостоятельный тип договорных обязательств законодательно закреплен во второй части ГК РФ (гл. 39). Так, в соответствии со ст. 779 «по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Правила настоящей главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных...»

Несомненно, положения о договоре возмездного оказания услуг это правовой институт, хотя еще не так давно возможность признания таковым данных норм являлась спорной.

Договор возмездного оказания услуг в настоящее время представляет собой особый случай отношений подряда[27]. Это подтверждает

немногочисленность норм главы 39 ГК РФ, и особое положение ст. 783 ГК РФ, в соответствии с которым «общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг».

Законодатель в качестве критерия принципиального разграничения договора подряда и возмездного оказания услуг определяет «предмет договора», в котором при отсутствии детального разграничения «услуг» и «работ» главным предполагается факт наличия или отсутствия овеществленного результата. Однако, в п. 2 ст. 779 ГК РФ законодателем делается оговорка, что положения о возмездном оказании услуг не применяются кроме прочего к услугам, предоставляемым по договору подряда.

Договор возмездного оказания услуг, можно отнести к договорам, направленным на охрану прав заказчика услуг[28].

Итак, возмездное оказание услуг как самостоятельный тип договорных обязательств законодательно закреплен во второй части ГК РФ (гл. 39). По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. По своей правовой природе отношения по возмездному оказанию услуг представляются близкими к подрядным, а правовое регулирование показывает особый характер данного договора по отношению к договору подряда. Договор возмездного оказания услуг это особый случай договора подряда.


1.2.Исполнение договора возмездного оказания услуг

Гражданским кодексом РФ закрепляются особенности исполнения договора возмездного оказания услуг. Так, в соответствии со ст. 780 ГК РФ «если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично». Д.И. Мейер исследуя особенности договора возмездного оказания услуг отмечал, что характерным признаком, отличающим договор подряда от личного найма, представляется то, что подрядчик не сам оказывает услуги как наемник, а осуществляет их через других лиц[29]. Сегодня личное исполнение представляет важный, хотя и не определяющий признак договора возмездного оказания услуг, который отличает его от современного договора подряда.

Нормы о возмездном оказании услуг используются в том случае, если:

  1. есть прямое указание на применение этих норм в законе;
  2. в процессе оказания услуг и выполнения работ нет овеществленного, материализованного результата, при этом не предусмотрена в законе специфическая договорная конструкция для указанного вида правоотношения.

Статьей 781 ГК РФ предусматривается, что «заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

В случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.

В случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг».

Итак, основная обязанность заказчика это оплата услуги в сроки и в порядке, предусмотренные в договоре.

Договором должна быть предусмотрена цена подлежащих оказанию услуг или порядок ее определения. При отсутствии в договоре данных указаний цена устанавливается на основе п. 3 ст. 424 ГК. Если объем и количество видов услуг существенно, то цена может определяться посредством составления сметы.

При выявлении отступлений от договора, которые ухудшают результат оказания услуги, заказчик незамедлительно должен сообщить об этом исполнителю. Заказчик, выявивший недостатки в представленном от исполнителя результате оказания услуги в момент его окончания, имеет право ссылаться на них только тогда, когда они были предусмотрены или стороны пришли к соглашению о возможности предъявления в последующем требований об их устранении. Заказчик, не исполнивший данных требований, теряет право ссылаться на недостатки исполнения (явные недостатки).


При выявлении после завершения оказания услуги нарушений договора или других недостатков, которые не могли быть обнаружены в момент окончания ее оказания при обычном способе использования полученного результата (скрытые недостатки), и таких, которые были намеренно скрыты исполнителем, заказчик должен уведомить об этом исполнителя в разумные сроки после их выявления.

При возникновении между заказчиком и исполнителем споров по поводу недостатков по требованию каждой из сторон может быть назначена экспертиза.

Договор возмездного оказания услуг может расторгаться по волеизъявлению любой из сторон. При этом «заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

Исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков».

Особо гражданским законодательством оговаривается, что «общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 ... Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг».

Учитывая устойчивую тенденцию совершенствования рынка услуг можно предположить, что договор оказания услуг будет одним из востребованных и быстро развивающихся институтов гражданского права. При этом множество вариантов использования услуг профессиональных участников потребует соответственного изменения отношений по возмездному оказанию услуг с тем, чтобы не только охранять права сторон договора, но и сформировать условия, которые направлены на удовлетворение нужд заказчиков-потребителей.

Итак, по договору возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.