Файл: Критерии выделения и оценки зон экологического неблагополучия на территории региона, методы их реабилитации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Экологическое состояние региона в контексте государственного и регионального управления

1.1. Экологическое состояние региона как составная часть экологической безопасности страны

1.2. Критерии выделения и оценки экологического состояния зон в регионах

2. Основы оценки экологического состояния зон на территории региона

2.1. Методики оценки зон экологического неблагополучия на территории региона

2.2. Система индикаторов выявления экологических возможностей устойчивого развития региона

3. Оценка отдельных экологически неблагополучных зон Кемеровской области

3.1. Оценка показателей, характеризующих экологическое состояние отдельных зон Кемеровской области

3.2. Методы и направления реабилитации экологически неблагополучных зон Кемеровской области

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Для решения проблем экологически неблагополучных зон Кемеровской области необходимо:

1) на уровне Администрации Кемеровской области:

- внести изменения в законодательство Кемеровской области в целях организации системы общественного экологического контроля на территории Кузбасса;

- разработать и реализовать губернаторскую программу непрерывной системы экологического образования населения Кемеровской области.

- разработать программу Кемеровской области по регулированию движения плодородного почвенного слоя при разработке месторождений полезных ископаемых;

- разработать программу рекультивации нарушенных земель с применением технологий, основанных на использовании твердого осадка сточных вод ЖКХ.

2) на уровне муниципальных образований Кемеровской области необходимо:

- рассмотреть возможность расселения жителей с экологически грязных территорий;

- разработать экологически ориентированную программу социально-экономического развития муниципальных образований на период до 2025 г.;

- разработать систему муниципальных и общественных слушаний проектов намечаемой хозяйственной деятельности в целях более полного учета мнения граждан при принятии экологически значимых решений.

- создать на сайтах администраций муниципальных образований страницу с размещением информации о проектах намечаемой хозяйственной деятельности, внедрить систему электронного голосования при выборе альтернативных проектов;

- разработать программу озеленения территорий с привлечением общественных организаций и заинтересованных граждан.

- организовать широкое обсуждение возможности биоконсервации мест хранения промышленных отходов на основе взаимодействия власти, бизнеса и общественности.

3) на уровне хозяйствующих субъектов методы и направления реабилитации экологически неблагополучных зон могут включать следующие аспекты:

- внедрение новых экологически «чистых» и безопасных ресурсосберегающих технологий;

- внедрение малоотходных и безотходных производств во всех сферах хозяйственной деятельности;

- экологически безопасное развитие промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства;

- предупреждение возникающих проблем между развитием производительных сил и сохранением экологического равновесия в регионе.

Таким образом, на сегодняшний день ряд территорий Кемеровской области являются зонами экологического неблагополучия. Экологические проблемы оказываются тормозом социально-экономического развития региона.


Экологическое состояние региона свидетельствует о том, что в настоящее время природный каркас не обеспечивает необходимого природного равновесия. В результате техногенного воздействия нарушен его экологический потенциал. Необходимы меры по его восстановлению с учетом подхода к вопросу рационального природопользования.

Реабилитация отдельных зон Кемеровской области должна включать систему действий и мероприятий как на уровне регионального, так на уровне муниципального управления, а также отдельных хозяйствующих субъектов, вклад в экологическое неблагополучие территорий которых особо высок.

Повышение экологической безопасности в Кемеровской области должно включать экологически обоснованное размещение производительных сил и рациональное использование природных ресурсов. Важнейшим условием обеспечения экологической безопасности Кемеровской области является совершенствование экологического надзора и контроля, других организационно-правовых и иных мер.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из основополагающих элементов регионального развития в XXI в. выступает эффективная экологическая политика. Однако далеко не всегда усилия региональных органов власти, общественности, бизнеса несут в своей основе исключительно положительную динамику. Нередко результативность экологических проектов и программ зависит от специфики промышленного производства региона, которая, в свою очередь, затормаживает стабилизацию состояния экологических показателей в регионе.

К таким регионам относится Кемеровская область, основой экономики которой является угледобыча и отрасли производства (энергетика, химическая промышленность, черная и цветная металлургия), связанные в большей или меньшей степени с углем. Как показал проведенный анализ, на сегодняшний день в плане экологической безопасности, экологическое состояние Кемеровской области неблагополучно, экологические проблемы оказываются тормозом социально-экономического развития региона; ряд территорий Кемеровской области являются зонами экологического неблагополучия.

Повышение экологической безопасности в Кемеровской области должно включать экологически обоснованное размещение производительных сил и рациональное использование природных ресурсов. Важнейшим условием обеспечения экологической безопасности Кемеровской области является совершенствование экологического надзора и контроля, других организационно-правовых и иных мер. При этом необходимо активное участие органов власти, бизнес-сообщества, организаций науки и образования, общественных объединений и некоммерческих организаций при государственном регулировании природоохранной деятельности в регионе.


По моему мнению, только совокупность данных мер, направленных как на рациональную организацию хозяйства и социальной сферы, так и на сохранение и улучшение окружающей природной среды, может дать ощутимый результат и вывести регион из числа экологически неблагополучных.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ // Информационно-правовая система КонсультантПлюс

2. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012)

3. Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 16.09.2016 № 362 «Об утверждении государственной Программы Кемеровской области «Экология, недропользование и рациональное водопользование на 2017-2019 годы»

4. Доклад Администрации Кемеровской области о состоянии и охране окружающей среды Кемеровской области в 2017 году.- Кемерово, 2018.

5. Башлакова О.И. Проблемы экологической безопасности России / О.И. Башлакова // Вестник МГИМО.- 2015.- № 3 (42).- С. 113-118.

6. Игнатова А.Ю. Горнопромышленная экология / А.Ю. Игнатова.- Кемерово: КузГТУ, 2015.- 219 с.

7. Круглов В.В. О роли государственного и муниципального управления в обеспечении экологической безопасности населения в промышленном регионе / В.В. Круглов // Бизнес, Менеджмент и Право.- 2015.- № 2.- С. 55 - 59

8. Куценко В.В. Проблемы обеспечения экологической безопасности региона / В.В. Куценко // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности.- 2013.- № 2.- С. 84-88.

9. Масаев Ю.А. Экологическая обстановка и продовольственная безопасность промышленного Кузбасса / Ю.А. Масаев // Вестник научного центра по безопасности работ в угольной промышленности.- 2015.- № 3.- С. 31-37.

10. Матвеева Е.В. Экологическая политика органов законодательной власти и общественных организаций в Кемеровской области / Е.В. Матвеева // Вестник Кемеровского государственного университета.- 2015.- № 2-5 (62).- С. 45-52.

11. Милешко Л.П. Общая теория обеспечения экологической безопасности: монография /Л.П. Милешко.- Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2016.- 176 с.

12. Минцаев М.Ш. Экологический аспект в контексте устойчивого развития социально-экономической системы региона / М.Ш. Минцаев // Terra Economicus.- 2013.- № 1-3.- С. 55-59.

13. Новикова И.В. Индикаторы экономической безопасности региона // Вестник Томского государственного университета / И.В. Новикова.- 2014.- № 330.- С. 17-23.