Файл: Критерии выделения и оценки зон экологического неблагополучия на территории региона, методы их реабилитации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Экологическое состояние региона в контексте государственного и регионального управления

1.1. Экологическое состояние региона как составная часть экологической безопасности страны

1.2. Критерии выделения и оценки экологического состояния зон в регионах

2. Основы оценки экологического состояния зон на территории региона

2.1. Методики оценки зон экологического неблагополучия на территории региона

2.2. Система индикаторов выявления экологических возможностей устойчивого развития региона

3. Оценка отдельных экологически неблагополучных зон Кемеровской области

3.1. Оценка показателей, характеризующих экологическое состояние отдельных зон Кемеровской области

3.2. Методы и направления реабилитации экологически неблагополучных зон Кемеровской области

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена следующим. Региональное управление включает как социальный и экономический, так и экологический аспект. От состояния окружающей среды в регионе зависит благополучие проживающего в нем населения.

В последнее время темпы загрязнения окружающей среды в стране стали опережать темпы экономического роста, что приводит к увеличению негативного влияния промышленного производства на природную среду и здоровье населения. Так, в ряде промышленных регионов и центров наблюдается значительное загрязнение атмосферного воздуха, вод и почвы, недр, подземных и поверхностных водных объектов, нарушение их гидрологического режима, нарушение почвенного покрова и загрязнение земель, рост отходов производства и потребления, уничтожается растительность, меняется рельеф местности, значительные природные территории выбывают из хозяйственной и рекреационной деятельности.

В целом экологическая ситуация в стране характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой деятельности промышленных предприятий. В 40 субъектах РФ более 54 процентов городского населения находится под воздействием высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха. Опустыниванием охвачены 27 субъектов РФ на площади более 100 млн. гектаров. Количество отходов производства предприятий, которые направляются не на переработку, а на размещение, возрастает, а условия их хранения и захоронения не соответствуют требованиям экологической безопасности. Возрастает экономический и экологический ущерб от стихийных бедствий и техногенных катастроф. Все это свидетельствует об актуальности вопросов экологического состояния территорий в регионах страны.

Большой вклад в осознание проблем экологии на территории регионов РФ внесли следующие отечественные учёные: О.И. Башлакова, В.В. Круглов, В.В. Куценко, Л.П. Милешко, М.Ш. Минцаев, И.В. Новикова, А.И. Пономарев. Вопросы экологических проблем Кемеровской области освещены в работах Ю.А. Масаева, Е.В. Матвеевой и других авторов.

Однако, на сегодняшний день теоретическая база оценки экологического состояния регионов, а также практика их реабилитации нуждается в доработке.

Актуальность темы обусловили цель, задачи, предмет и объект данного исследования.

Цель исследования - провести анализ критериев выделения и оценки зон экологического неблагополучия на территории региона и дать рекомендации относительно методов их реабилитации.


Объект исследования - экологическое состояние региона как объект регионального управления.

Предмет исследования - оценка экологического состояния зон на территории Кемеровской области и методы их реабилитации.

Задачи исследования:

1) проанализировать экологическое состояние региона в контексте государственного и регионального управления;

2) охарактеризовать критерии выделения и оценки экологического состояния зон в регионах;

3) обозначить методики оценки зон экологического неблагополучия на территории региона;

4) охарактеризовать систему индикаторов выявления экологических возможностей устойчивого развития региона;

5) дать оценку показателей, характеризующих экологическое состояние отдельных зон Кемеровской области;

6) предложить методы и направления реабилитации экологически неблагополучных зон Кемеровской области.

1. Экологическое состояние региона в контексте государственного и регионального управления

1.1. Экологическое состояние региона как составная часть экологической безопасности страны

Удовлетворение человеческих потребностей и стремлений является основной задачей устойчивого развития региона. Вместе с тем, одного экономического роста недостаточно, поскольку высокие уровни производственной деятельности могут сосуществовать с широко распространенной бедностью и могут быть угрозой для окружающей среды. Состояние равновесия характеризуется взаимодействием разнонаправленных сил, воздействие которых взаимно погашается таким образом, что наблюдаемые свойства системы остаются неизменными. Поэтому человечество как подсистема в системе биосферы может развиваться только за счет ресурсов биосферы. Однако этот процесс может протекать быстро или замедленно (при рациональном развитии), и задача человечества заключается в том, чтобы замедлить процесс антропогенной деградации биосферы [8, с. 84].


В условиях России (огромная территория, разнообразные климатические условия, природно-ресурсный потенциал, различный уровень антропогенной нагрузки и экологической ситуации в регионах) эффективная работа системы экологической безопасности возможна лишь при четком разграничении обязанностей, полномочий и ответственности между федеральным центром, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Вопросы, связанные с обеспечением экологической безопасности регионов следует рассматривать не обособленно, а как элемент более сложной многоуровневой комплексной системы [12, с. 55].

Система экологической безопасности региона должна иметь многоуровневый характер: Российская Федерация - субъект Российской Федерации (край или область) - муниципальное образование (городской округ или муниципальный район) - природопользователь (источник негативного воздействия на окружающую среду) (рисунок 1) [8, с. 84].

Рисунок 1 - Система экологической безопасности в регионе

как составная часть экологической безопасности страны

Федеральный уровень системы экологической безопасности имеет в основном координирующие функции. Основной на данном уровне является деятельность по разработке концептуальных основ экологической безопасности, экологической политики, природоохранного законодательства, выработке мероприятий по реализации концепции устойчивого развития с учетом обеспечения экологической безопасности, сбор, анализ и обобщение экологической информации, подготовка предложений по повышению эффективности системы и решению других стратегических задач в данном направлении.

Законодательство Российской Федерации в сфере экологически безопасного устойчивого развития основывается на Конституции РФ и включает в себя совокупность федеральных законов, правовых нормативных актов государственных органов власти, законов и нормативных правовых актов субъектов Федерации в сферах безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды, связанных иерархией и соподчиненностью, взаимодействующих между собой и регламентирующих общественные отношения применительно к отраслям права, функциям и сферам государственного управления.

На региональном уровне все внимание уделено тактическим подходам к решению данных стратегических задач: реализации федеральной экологической политики на территории региона, организации системы экологического мониторинга, информационного обеспечения, взаимодействия с муниципальными образованиями, ведению учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду и ряда других. Таким образом, на региональном уровне может создаваться единая комплексная организационно-управленческая система по решению какой-либо стратегической государственной задачи, в частности, обращению с отходами производства и потребления [8, с. 84].


Муниципальный уровень региональной системы экологической безопасности является базовым, поскольку именно на нем в соответствии с федеральным законодательством осуществляется управление в области окружающей среды, организация межпоселенческих экологических мероприятий, а также деятельность в сфере обращения с отходами: организация их сбора, складирования, вывоза, утилизации, захоронения и ряд других важных функций.

Экологические программы действий являются документами, определяющими перспективы развития правотворчества и иной деятельности в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Они прописывают приоритетные задачи, обеспечивают меры для их достижения, определяют сроки их реализации.

В целом, приоритетными направлениями деятельности по обеспечению экологической безопасности на уровне региона являются:

- обеспечение экологически безопасного устойчивого развития региона в условиях рыночных отношений;

- охрана среды обитания человека;

- оценка и научный анализ проблем защиты окружающей среды на уровне региона;

- оздоровление (восстановление) нарушенных экосистем в экологически неблагополучных регионах страны;

- принятие специальных экологических программ [12, с. 55].

Цель формирования системы экологической безопасности в регионе - обеспечение состояние защищённости природной среды в регионе и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

1.2. Критерии выделения и оценки экологического состояния зон в регионах

Как известно, природные ресурсы России являются стабилизирующим фактором в глобальных экологических процессах планеты. На 60% территории России не ведётся хозяйственная деятельность. Так, например, в горах, на севере Дальнего Востока, в Арктике, в восточной части Сибири. Животный и растительный мир этих территорий необходим для существования развитых стран Америки, Европы и Азии. Неосвоенные территории и природные ресурсы России выступают сдерживающим фактором глобального экологического кризиса. Поэтому стратегически важно поддержание в этих регионах экологической стабильности. Несомненно, потеря или истощение этих ресурсов приведёт к возрастанию угрозы её национальным интересам и безопасности граждан [8, с. 85].


С другой стороны, 40% территории России фактически представляют собой зону экологического бедствия. Это цифра говорит о том, что более 60% всего населения России - жители центральной и южной Европейской части Российской Федерации, среднего и южного Урала, Западной Сибири и Поволжья - проживают в экологически неблагополучных районах. Интенсивная хозяйственная деятельность, продолжающаяся уже более ста лет, как обратная сторона научно-технической революции и привела Россию к экологическому кризису, который сопровождается сегодня социальными, экономическими проблемами, ухудшением качества жизни населения, увеличением заболеваемости населения, снижением рождаемости, сокращением продолжительности жизни [5, с. 113].

Причин неблагоприятной экологической обстановки во многих регионах России можно назвать несколько:

- ежегодно увеличивающийся рост количества вредных промышленных и бытовых отходов;

- нерациональное ведение лесного хозяйства и землепользования;

- выброс в атмосферу и сброс в водоёмы вредных веществ;

- загрязнение радиационными и химическими отходами ряда земель;

- уничтожение химического оружия, проблемы с утилизацией плутония, радиоактивные отходы подводных лодок и др.;

- финансирование мероприятий, направленных на охрану окружающей среды по остаточному принципу;

- проблемы несовершенства правовых нормативных актов в области экологического законодательства;

- инфантильность властей разных уровней в области охраны окружающей среды [12, с. 55].

Оценка кризисных ситуаций, как в отношении отдельных экологических проблем, так и их комплексных проявлений в регионах (экологических ситуаций) - опирается на показатели, характеризующие изменение природных компонентов и условия, которые влияют на санитарно-гигиеническую обстановку, ведут к истощению и утрате природных ресурсов, нарушают и видоизменяют естественные ландшафты.

Кризисные экологические ситуации возникают там, где состояние природной среды начинает непосредственно угрожать условиям жизни населения, а отдельные региональные экологические проблемы или их совокупность достигают критической, кризисной и даже катастрофической степени остроты, создавая зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия.

В соответствии со ст. 58 Закона «Об охране окружающей природной среды» в зоне чрезвычайной экологической ситуации прекращается деятельность, отрицательно влияющая на окружающую природную среду, приостанавливается работа предприятий, учреждений, организаций, цехов, агрегатов, оборудования, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье человека, его генетический фонд и окружающую природную среду, ограничиваются отдельные виды природопользования, проводятся оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов [1].