Файл: Стандарты управление проектами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В отечественной практике в настоящее время Национальные стандарты практически отсутствуют, если не принимать во внимание три ГОСТа, принятых в 2011г., и вступивших в силу в сентябре 2012г. Указанные стандарты это лишь первый и, надо сказать, весьма робкий шаг на пути национальной стандартизации проектной деятельности. Практического применения они не имеют, так как их небольшой объем не обеспечен необходимой и достаточной информацией для реального применения2.

Важно также отметить, что сравнительный анализ различных стандартов показывает отсутствие единого международного понятийного аппарата. Тем не менее, с 2004 года, работает всемирная комиссия по разработке единого международного стандарта по управлению проектами и есть предпосылки к его созданию. В этой ситуации на первый план выходит стандарт ISO 21500:20123, который фактически уже является международным и, самое главное, официально признанным ключевыми игроками, в том числе и РФ.

В этой ситуации особое значение приобретает процесс перевода и адаптации международного стандарта ISO 21500:2012, как пока единственного серьезного документа для Российской Федерации.

1 Володин В.В., Дмитриев А.Г., Хабаров В.И. Основные концепции стандартизации управления проектами // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №2 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/96EVN215.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/96EVN215

2 Н.В.Абрамов, Н.В.Мотовилов,Н.Д.Наумов. Управление проектами: Учебное пособие /— Нижневартовск, 2008.

— 197 с.

3 Костылев А.А. Проектное управление по стандарту ISO 21500:2012: обзор и преспектива использования

Стандарт – документ, утвержденный уполномоченными органами, содержащий правила или характеристики продуктов, процессов, услуг, соответствие которым не является обязательным.1

Норматив – документ, устанавливающий требования к характеристикам продуктов, процессов, услуг, соответствие которым является обязательным.2

В дальнейшем мы будем обсуждать стандарты, которые носят рекомендательный, но не обязательный характер. Исключение составляют обязательные отечественные стандарты, имеющие специфику, например, в экологические стандарты, которые не входят в поле нашего рассмотрения. При этом следует иметь в виду, что сам стандарт по истечении определенного времени (по мере его широкого внедрения и распространения) может стать нормативом.

Представим иерархию стандартов проектного менеджмента, применяемых в мировой практике (Рис. 1.).


Рис. 1.

Классификация сводов правил (стандартов) управления проектами

Международные

Национальные

Общественные

Корпоративные

Частные

1 Володин В.В., Дмитриев А.Г., Хабаров В.И. Основные концепции стандартизации управления проектами // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №2 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/96EVN215.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/96EVN215

Представленная иерархия не предполагает главенства международных стандартов наднациональными, кроме тех случаев, когда реализуются международные проекты1. Собственно, международные стандарты предполагают решение двух задач: облегчение управлениямеждународными проектами, как уже отмечалось ранее, и формирование единого информационного поля для международной синхронизации понятийного аппарата и базовыхинструментов управления проектами. Иногда международные стандарты формальнотаковыми не являются. Все определяется «анамнезом» самого стандарта.

Существуют международные стандарты, изначально определяемыми таковыми.

Примерами таких стандартов являются: ICB (International Competence Baseline); OCB(Organizational Competence Baseline), IPMA, International Project Management Association –Европа; ISO 21500:2012 (Guidance on project management), International Organization for Standardization идр2.

Иные условия предполагают создание квазимеждународных стандартов. Так,например, стандарт PMBoK (A Guide to the Project Management Body of Knowledge), Project Management Institute (PMI) – США изначально формировался как национальный стандарт США. Однако, более 160 стран приняли его в качестве базового при разработке своихнациональных стандартов. При этом стандарт PMI не может быть напрямую распространен намеждународные проекты. Впрочем, США никогда не интересовали стандарты других стран3.

1 А. И. Балашов, Е. М. Рогова, М. В. Тихонова, Е. А. Ткаченко ; под общ. ред. Е. М. Роговой. Управление проектами : учебник для бакалавров / — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 383 с. — Серия : Бакалавр. Базовый курс.

2 Баулина, О. А. Управление проектами [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / О. А. Баулина,

В. В. Клюшин ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Волгогр. гос. архит.-строит. ун-т. — Электронные

текстовые и графические данные (1,4 Мбайт). — Волгоград : ВолгГАСУ, 2016. Режим

доступа: http://www.vgasu.ru/publishing/on-line/ — Загл. с титул. Экрана

3 Володин В.В. «Управление проектами». /Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. – М., 2003. – 181 с.

Национальные стандарты также имеют две истории формирования. В силу того, чтоевропейские государства являются технологически развитыми, то национальные системыстандартизации управления проектами во многих странах появились гораздо раньше, чеммеждународная система. Примером тому могут служить, например, стандарты Великобритании –Associationfor Project Management (APM), или DINDeutschesInstitutfürNormunge.V. — Немецкий институт по стандартизации1.


Общественные стандарты обычно разрабатываются в рамках различных объединенийассоциативного типа. В зависимости от представительности ассоциации и адекватностистандартов, они могут найти применение в отдельных компаниях. Примером такого стандартаможет являться НТК (Национальные требования к компетентности специалистов поуправлению проектами), Российская ассоциация управления проектами – СОВНЕТ. Вдальнейшем общественные стандарты могут трансформироваться в национальные2.

Корпоративные стандартыразрабатываются, как правило, в двух случаях:

  • когда компания наряду с традиционной операционной деятельностью одновременно реализует несколько проектов;
  • когда компания является проектно-ориентированной (так как любая проектно-ориентированная компания в своем роде уникальна, то ее проектная деятельность предполагает и уникальный набор инструментов, шаблонов и правил организации проектной деятельности)3.

1,2,3 Володин В.В., Дмитриев А.Г., Хабаров В.И. Основные концепции стандартизации управления проектами // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №2 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/96EVN215.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/96EVN215

Частные стандарты разрабатываются для отдельных проектов, реализуемых как в рамках одной организации, так и с участием нескольких организации. Основой формирования частных стандартов как раз и могут быть национальные своды знаний управления проектами (Таблица 3)1.

Таблица 3

Примеры стандартов управления проектами

Название стандарта

Разработчик

PMBoK (A Guide to the Project Management Body of Knowledge)

ISO 21500 (Guidance on project management)

ProjectManagementInstitute (PMI) - США

Международной Организации по Стандартизации - Европа

ICB (International Competence Baseline); OCB (Organizational Competence Baseline)

IPMA, International Project Management Association - Европа

НТК (Международные требования к компетентности специалистов по управлению проектами)

Российская ассоциация управления проектами - СОВНЕТ

В таблице представлены примеры тех стандартов, которые имеют наибольшее применение в отечественной практике. Существуют и другие, достаточно распространенные стандарты, однако, они, чаще всего, являются национальными стандартами других стран и официального перевода на русский язык не имеют2. Как следствие, их применение в РФ весьма затруднено, и они имеют интерес только для специалистов узкого профиля3.


1 Володин В.В. Повышение эффективности межотраслевой диверсикфикации с использованием проектного управления: Монография.- ИНИОН РАН,2005 г.- 184 с.

2,3 Бандурина А.В.Инструменты стратегического управления промышленно- строительного холдинга: Монография. Под ред. д.э.н. - М.:ИНИОН РАН,2006 г.- 184 с.

Как отмечалось ранее, отечественная регламентная база в области управления проектами только формируется, однако это не означает, что она совсем отсутствует. Отечественная регламентная база представлена следующими документами:

1. Распоряжение Минэкономразвития России от 14 апреля 2014 г. № 26Р-АУ.

2. Приложение к распоряжению Минэкономразвития России № 26Р-АУ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти.

3. ГОСТ Р 54871―2011 Проектный менеджмент. ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНИЮ ПРОГРАММОЙ.

4. ГОСТ Р 54869―2011. Проектный менеджмент. ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНИЮ ПРОЕКТОМ.

5. ГОСТ Р 54870―2011. Проектный менеджмент. ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНИЮ ПОРТФЕЛЕМ ПРОЕКТОВ.

6. ГОСТ Р ИСО 21500:2014 (введен в действие 1 марта 2015г.).

Первый документ в нашем списке свидетельствует о том, что внедрение проектных технологий в деятельность органов исполнительной власти является обязательным. Некоторые министерства и ведомства в настоящее время уже создают департаменты управления проектами.

ГОСТ Р 54869―2011. Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом1,2,3

Настоящий стандарт устанавливает требования к управлению проектом от его старта до завершения, при этом предметом

1Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. №184 — ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0 — 2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

2 Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2011 г. № 1582-ст

3 Н А Ц И О Н А Л Ь Н Ы Й С Т А Н Д А Р Т РФ ГОСТ Р 54869― 2011

стандартизации являются обязательные выходы процессов управления проектом.
Требования настоящего стандарта распространяются на управление любыми проектами и могут быть применены для проектов, реализуемых юридическими или физическими лицами. Проекты могут осуществляться на договорной основе или быть реализованы внутри организации.

Стандарт рассматривает процессы:

  1. инициации проекта,
  2. планирования проекта,
  3. организации исполнения проекта,
  4. контроля исполнения проекта,
  5. завершения проекта.

Стандарт не содержит требований, которые могут считаться обязательными лишь для определенного вида проектов, требований к методам реализации процессов управления проектами, а также требований к предпроектной и после проектной деятельности. Настоящий стандарт может использоваться с целью оценки соответствия управления проектом установленным в стандарте требованиям.

ГОСТ Р 54871―2011 Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом1,2,3

Настоящий стандарт устанавливает требования к управлению программой на этапах ее формирования и реализации, при этом предметом стандартизации являются обязательные выходы процессов управления программой.
Требования настоящего стандарта могут быть применены для управле-

1Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. №184 — ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0 — 2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

2 Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2011 г. № 1584-ст

3 Н А Ц И О Н А Л Ь Н Ы Й С Т А Н Д А Р Т РФ ГОСТ Р 54871― 2011

ния любыми программами независимо от их размера и уровня сложности. Стандарт рассматривает процессы:

  1. инициации программы,
  2. планирования программы,
  3. обеспечения исполнения программы,
  4. контроля выполнения программы и управления изменениями программы,
  5. приемки результатов проектов и организации использования промежуточных выгод программы,
  6. закрытия проекта программы,
  7. завершения программы.

Стандарт не содержит требований к методам реализации процессов управления программой, а также требований, которые могут считаться обязательными лишь для определенного вида программ.
Настоящий стандарт может быть использован в целях оценки соответствия управления программой установленным в стандарте требованиям.

ГОСТ Р 54870―2011. Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом1,2,3

Настоящий стандарт устанавливает требования к управлению портфелем проектов на этапах его формирования и реализации, при этом предметом стандартизации являются выходы процессов управления портфелем проектов.

1Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. №184 — ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0 — 2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»