Файл: Возможности реализации стратегии диверсификации сельскохозяйственным производителям.pdf
Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты диверсификации
1.1 Общая характеристика диверсификации
1.2 Диверсификация производства как значимый фактор развития экономики
Глава 2 Практические аспекты диверсификации экономики РФ на примере сельского хозяйства
2.1 Возможности реализации стратегии диверсификации сельскохозяйственным производителям
приобретение нового оборудования;
разработка новых технологий;
создание интеллектуальных продуктов;
обучение промышленно-производственного персонала и другое.
За этим следует определенная необходимость череды исследовательских работ в области прогнозирования для получения наиболее точного результата от выпуска инновационной продукции для различных рынков сбыта. Стоит заметить, что в рыночной экономике за перечисленными аспектами закреплены определенные сподвижки, как на макро, так и на микро уровне.
Третий путь предполагает вертикальный вектор диверсификации. Благодаря данному пути, предприятию не потребуется изобретать какой-то новый вид продукции, а требуется производить продукцию на новой технологической ступени развития для определенного сегмента рынка. Наиболее примечательный пример, можно привести с цехом, где изготавливались детали без дополнительной сборки, а после диверсификации стали собираться воедино для конечного потребителя с его новой стоимостью и ценностью. Стоит сразу подчеркнуть, что предприятие будет осуществлять свою деятельность на новом уровне технологический процесс, что в свою очередь, будет иметь свои положительные и отрицательные аспекты.
К положительным аспектам можно отнести:
увеличения прибыли;
полный контроль качества для конечного потребителя;
повышение квалификации персонала и т.д.
К отрицательным аспектам относятся:
необходимость в затратах на маркетинг;
необходимость приобретения нового производственного оборудования;
повышение оплаты труда и т.д.
Четвертый путь обозначает необходимость принятия горизонтального вектора диверсификации. Данный путь подразумевает, что на той производственной базе, которая сложилась на предприятии, будут расширены границы ассортимента выпускаемой продукции. Например, предприятие выпускает конфеты в шоколадной глазури, но после осуществления диверсификации начало выпуск конфет в молочной глазури.
Для успешной операции по выпуску в цехе продукции, необходимо проанализировать потребительский рынок на предмет существования потребности в данном продукте выпуска, т.е. в его насыщении. В свою очередь, установочными для предприятия играют такие факторы, как конкуренция, покупательская способность, ценовой вопрос, т.е. конъюнктура рынка. Первостепенной важностью для бизнеса по-прежнему остается удовлетворение потребностей потребителей, однако с этих позиций данная функция рыночного субъекта сменяется другой, которая характеризуется необходимостью в повышении конкурентоспособности субъекта предпринимательства на внутреннем и внешнем рынках.
Глава 2 Практические аспекты диверсификации экономики РФ на примере сельского хозяйства
2.1 Возможности реализации стратегии диверсификации сельскохозяйственным производителям
Диверсификация - это одновременное развитие нескольких обособленных друг от друга видов деятельности, а также расширение ассортимента производимых изделий. Кокова Э.Р. определяет диверсификацию «как процесс повышения экономической эффективности деятельности предприятия и снижения финансовых рисков, основанный на развитии новых производств и расширении занимаемой доли рынка»[13]. Главной целью диверсификации является увеличение прибыли и уменьшение рисков за счет ведения деятельности в нескольких отраслях, которые даже могут отличаться цикличностью. Поскольку диверсифицированные предприятия более устойчивы в конкурентной борьбе, у них уменьшен риск убытков от конъюнктурных, структурных и циклических колебаний. Диверсификация является необходимым и общепринятым методом развития субъектов хозяйствования.
При принятии решения о диверсификации сельскохозяйственных предприятий следует учитывать ряд особенностей сельского хозяйства:
несовпадение рабочего периода с производственным периодом (сезонность);
переплетение биологических и экономических процессов;
рассредоточенность территории;
земля выступает в качестве средства производства.
Стратегическое развитие агропромышленного комплекса, основанное
на диверсификации деятельности сельскохозяйственных предприятий, позволяет наиболее полно и рационально использовать природный и производственный потенциал, расширить ассортимент и увеличить объемы производства продукции АПК.
Под диверсификацией в данном случае понимается выход за пределы традиционных сельскохозяйственных видов деятельности, что является объективной необходимостью сегодняшнего дня[14]. В сельском хозяйстве и в сельской местности возможны следующие варианты развития, объединяемые термином «диверсификация»:
диверсификация предприятия за счет других сельскохозяйственных отраслей, например, внедрение садоводства в чисто полеводческом хозяйстве, или животноводства - в растениеводческом;
диверсификация предприятия за счет освоения несельскохозяйственных производств, обычно - переработки собственной продукции до товара потребительского назначения, например, цехов и линий по производству консервов, муки и круп, готовой к употреблению молочной продукции, мясных продуктов и полуфабрикатов;
диверсификация через интеграцию сельскохозяйственных производителей с переработчиками и обслуживающими производствами, а также, возможно, с торговыми посредниками;
- создание в сельской местности, а возможно - и при финансовой поддержке аграрных предприятий - других организаций несельскохозяйственного профиля, специализирующихся в самых разных сферах, от бытовых услуг до агротуризма[15].
Проблема диверсификации весьма актуальна для предприятий, имеющих крупные объемы деятельности в отрасли животноводства [14]. Ее продукция часто является убыточной либо приносит незначительную прибыль, при этом требуя для своего производства существенных затрат. Локальные рынки такой продукции, будь то мясо или молоко, обычно сильно монопсони- зированы, и единственный покупатель, доступный географически, диктует производителям свои условия сделок на грани приемлемого для последних.
С другой стороны, рынки потребительских товаров данных групп до сих пор не достаточно насыщены качественной и доступной по цене продукцией, которая представлялась бы привлекательной конечным покупателям.
Многочисленные исследования показывают, что покупатели отмечают, прежде всего, недостаточное качество молочной и мясной продукции на прилавках, затем - ее высокие цены, и лишь затем - отсутствие или перебои в наличии предпочитаемой марки или производителя.
В частности, современные мировые экономические и политические условия влекут за собой риск невыполнения российскими товаропроизводителями показателей по самообеспеченности молоком и молочными продуктами. В связи с этим разработка направлений и мер по повышению эффективности функционирования молочного подкомплекса АПК приобретает особое значение. Можно с полной уверенностью сказать, что уровень самообеспеченности молоком в России в 2013-14 годах был одним из самых низких по сравнению с другими видами сельхозпродукции [16]
На микроуровне (т.е. уровне отдельного предприятия) могут и должны предприниматься определенные шаги в направлении обеспечения спроса населения на молочные продукты и повышения собственной конкурентоспособности[17].
Основным принципом маркетинговой деятельности является выход на рынок с тем товаром, который желает приобрести потребитель, чтобы удовлетворить свои потребности, а не пытаться продать то, что фирма смогла произвести. Поэтому для принятия решения о том, как и с каким товаром конкретное предприятие может выйти на рынок конечного потребителя, прежде всего, следует опираться на результаты маркетинговых исследований - собственных, либо проводимых другими лицами и организациями[18].
В целом же следует подчеркнуть, что диверсификация для сельскохозяйственных производителей позволяет снизить риски их деятельности, однако, как и в любой другой сфере, требует вложения существенных дополнительных объемов ресурсов, следовательно, не каждое предприятие может позволить себе выбор такой стратегии развития.
2.2 Векторы стратегического развития экспортного сельскохозяйственного потенциала России как одноного из направлений диверсификации экономики страны
Введение экономических санкций иностранных государств в отношении России в августе 2014 года имело цель ослабить экономику страны. В ответ на действия Евросоюза, США и целого ряда европейских государств Россия ввела запрет на ввоз в страну, весьма широкого, но ограниченного перечня продовольственной продукции. Правительство РФ утвердило список продуктов, полностью запрещенных для ввоза, в том числе жизненно важных (мясо КРС, свинина, домашняя птица, молочная продукция, овощи, фрукты и др.). Это существенно отразилось на текущее развитие отечественного сельскохозяйственного производства и его перспективы, стало очевидной необходимость наращивания собственного производства агропродукции, замещения импортных продуктов отечественными и расширения экспорта.
Последние годы современное состояние агропромышленного комплекса, характеризуются как кризисное.
Кризис, охвативший этот хозяйственный подкомплекс, является системным. То есть причины неудовлетворительной работы АПК заключаются не в отдельных диспропорциях и неупорядоченности организационно-экономических отношений между отраслями и внутри них, а в концептуальных системных несоответствиях и состоит в неурегулированности и неупорядоченности отношений внутри АПК как социально-экономической системе, а также его отношений с другими системами - хозяйственными комплексами и подкомплексами страны и регионов[19].
Одним из направлений выхода из кризиса является развитие экспортного потенциала. Экспортный потенциал продукции сельского хозяйства является одной из органических частей, не только АПК, но и национальной экономики в целом[20]. Он подразумевает возможность национальной экономики производить продукцию, которая будет являться конкурентоспособной на международном рынке, и экспортировать ее в достаточном количестве и по установленным мировым ценам. Основной ролью экспорта продукции сельского хозяйства является его способность преувеличить текущее состояние АПК России, используя и активизируя имеющиеся конкурентные перспективы развития [21].
На сегодняшний день Россия экспортирует зерно, рыбу и морепродукты, корма для животных, масложировую продукцию и масло семян. По объему экспорта рыбы Россия входит в тройку лидеров. Одним из тормозящих факторов, является то, что на сегодняшний день в основном экспортируется замороженная рыба. Это позволит получить более высокий денежный эффект. В таблице 1 представлена структура экспорта продукции сельского хозяйства из России.
Таблица 1
Структура экспорта продукции сельского хозяйства из России за 2011-2013 гг.
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Темп роста 2013 г. к 2011 г., % |
|||
тыс. тонн |
млн. долл. США |
тыс. тонн |
млн. долл. США |
тыс. тонн |
млн. долл. США |
||
Мясо свежее и мороженое (без мяса птицы) |
0,5 |
1,2 |
0,4 |
1,5 |
0,4 |
2,1 |
80,0 |
Мясо птицы свежее и мороженое |
0,4 |
0,6 |
15,8 |
18,3 |
25,4 |
29,8 |
в 64 раза |
Рыба свежая и мороженая |
1264 |
1726 |
1556 |
2369 |
1608 |
2664 |
127,2 |
Ракообразные и моллюски |
43,4 |
243 |
49,5 |
313 |
43,8 |
321 |
100,9 |
Молоко и сливки сгущенные |
38,3 |
49,4 |
35,3 |
50.1 |
30,5 |
52,9 |
79,6 |
Масло сливочное и прочие молочные жиры |
2,6 |
4,4 |
2,8 |
7,3 |
3,1 |
12,0 |
119,2 |
Картофель |
68,1 |
9,9 |
35,7 |
6,9 |
27,8 |
6,6 |
40,8 |
Злаки |
11153 |
1569 |
13864 |
2416 |
22476 |
6252 |
201,5 |
в том числе: |
|||||||
пшеница и меслин |
9724 |
1372 |
11848 |
2069 |
16089 |
4524 |
165,5 |
ячмень |
1287 |
161 |
1542 |
197 |
3430 |
898 |
266,5 |
кукуруза |
56,7 |
9,5 |
232 |
46,4 |
2197 |
6252 |
в 39 раз |
Крупа |
68,6 |
27,0 |
192 |
54,3 |
23,7 |
13,6 |
34,5 |
Мука |
205 |
41,0 |
174 |
44.0 |
160 |
65,2 |
78,0 |
Масло подсолнечное |
753 |
436 |
595 |
403 |
1463 |
1662 |
194,3 |
Изделия и консервы из мяса |
15,2 |
25,2 |
13,6 |
23,8 |
7.7 |
20,9 |
50,7 |
Изделия и консервы из рыбы |
41,7 |
80,8 |
28,9 |
73,2 |
19,5 |
68,9 |
46,8 |
Сахар белый |
170 |
75,5 |
83 |
58,0 |
62,3 |
44,5 |
36,6 |
Макаронные изделия |
134 |
94,5 |
91 |
89,1 |
70,4 |
81,2 |
52,5 |