Файл: Особенности бюджетно-налоговой политики РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 415

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Современные исследования показывают, что успех развитых стран обеспечивает эффективная организация финансов и прагматизм реализации финансовых отношений и финансовой политики в государстве, зависят прежде всего от оптимальной построения и дееспособности финансовой системы.

Для теории и практики правильное определение сущности финансовой системы и отдельных ее функциональных элементов имеет важное значение, поскольку способствует построении эффективной финансовой политики, нацеленной на экономический рост и улучшение благосостояния населения. В экономической литературе финансовая система выступает как один из основных элементов страны, является показателем развития, функционирования и эффективности государственной политики.

Актуальность разработки обозначенной темы в целом зависит от обеспечения реального сектора экономики финансовыми ресурсами. Поэтому на сегодня ситуация очень напряженной. Это одна из ключевых проблем, которую необходимо решать немедленно. Одним из важнейших направлений в решении этой задачи должно стать всестороннее содействие развитию национального капитала (не только по принадлежности, но и по идеологии - отражение интересов и приоритетов нации и страны) и создания благоприятного инвестиционного климата.

Цель курсовой работы – рассмотрение особенностей реализации финансовой политики в РФ.

Задачами исследования являются:

  1. Рассмотреть сущность и роль финансовой политики
  2. Охарактеризовать типы финансовой политики государства
  3. Выявить особенности бюджетно-налоговой политики РФ
  4. Определить направления денежно-кредитной политики в РФ

Объектом исследования является финансовая политика РФ.

Предметом исследования – комплексный подход к реализации финансовой политики РФ.

Теоретической основой исследования послужили научные труды отечественных авторов, в том числе экономические исследования и материалы периодической печати, посвященные финансовой системе государства. В частности, исследованиям тенденций в бюджетной системе посвящены работы Дементьева Д.В., Золотарева Г.И., Мазия В.В., Нешитой А.С., проблематике государственного кредита посвящены работы Бондарук Т.Г. Гуськова И.В., кредитно-денежной политике посвящены работы Букиной И.С., Лисица Т.Н., вопросам государственного страхования посвящены работы Вертипрахова Е.П., Демиденко О.В., Егорова М.В.


Работа состоит из введения, двух разделов, четырех подразделов, заключения и списка литературы.

Библиографический список состоит из 17 наименований

Раздел 1. Сущность и типы финансовой политики государства

1.1 Сущность и роль финансовой политики

Финансовая политика занимает очень важную роль в финансовом развитии страны, ведь на финансовой политике основывается взаимосвязь всех элементов финансовой системы внутри страны и снаружи.

Финансовая политика - это целенаправленная деятельность государства и других субъектов хозяйствования в сфере формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для достижения поставленной цели [25, c. 186].

Основными направлениями финансовой политики являются образование, распределение, перераспределение и использования финансовых ресурсов.

Цели финансовой политики:

  • повышение уровня и качества жизни населения;
  • поддержание финансовой стабильности в стране;
  • обеспечение прироста темпов экономического развития

Главными составляющими являются [25, c. 187]:

1) Финансовая стратегия-это политика, рассчитанная на долгосрочную перспективу и решения глобальных задач социально-экономического развития страны.

Включает методы достижения вставленной цели, направленные на выработку целевых программ, для реализации которых требуются время и значительные финансовые ресурсы.

2) Финансовая тактика - текущая политика, направленная на решение конкретных задач соответствующего периода, исходят из разработанной финансовой стратегии.

Включает конкретные методы и средства достижения вставленной цели и конкретных условий, которые дают возможность сосредоточить усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой.

Функциональными элементами финансовой политики являются:

  1. Таможенная политика - система принципов и направлений деятельности государства в сфере обеспечения своих экономических интересов и безопасности при помощи таможенно-тарифных и нетарифных мер регулирования внешней торговли;
  2. Фискальная политика - совокупность мероприятий государства по регулированию ее доходов и расходов.
  3. Инвестиционная политика - это система действий, связанная с инвестициями в развитие важных отраслей и предприятий, определяющих научно-технический прогресс.
  4. Монетарная политика - совокупность действий и мероприятий государства по регулированию денежного и кредитного рынков.
  5. Долговая политика - это система действий относительно предотвращения и урегулирования долговых проблем, обеспечения или восстановления платежеспособности и получения максимального эффекта от использования заемных средств.

Классификация государственной финансовой политики имеет следующие классификационные признаки [11, c. 38]:

  • по способу разработки - научно-обоснованная политика, волюнтаристская политика;
  • по результативности - конструктивная и деструктивная политика;
  • по функциональной направленности - таможенная, фискальная, инвестиционная, кредитная, долговая политика;
  • по уровням реализации мероприятий общегосударственного, регионального и местного уровней;
  • за временными пределами - текущая и перспективная политика
  • по способу регулирования – реинфляционая и дефляционная политика
  • по задачам на этапе развития государства - стабилизации, экономического роста, сдерживание деловой активности;
  • по степени регламентации отношений - жесткой и умеренной регламентации и минимальных ограничений.

Финансовая политика любого государства не имеет стандартной модели, зависит от многих объективных и субъективных факторов, в частности от [11, c. 40]:

  • качества законодательной базы;
  • ее соответствия уровню рыночных отношений в стране;
  • стратегии ее экономического развития;
  • методов разработки и состояния бюджетно-платежного баланса.

Финансовая политика влияет на финансовое состояние государства, однако негативно на нем отражаются отсутствие утвержденной долгосрочной программы развития экономики с определением четких приоритетов развития страны, реализацию которых обеспечивал бы каждый следующий правительство, независимо от его политической платформы.

Кроме того, законодательно не закреплена разработка государственной финансовой политики, что обусловливает недостаточную координацию деятельности в этой сфере различных ветвей власти, регионов страны и, как следствие, низкая эффективность национальной финансовой политики. На финансовую политику также влияет внешнеэкономическая деятельность государства.

Рассмотренные выше проблемы формирования финансовой политики обусловили объективные особенности, влияющие на проведение бюджетной, налоговой политики и политики формирования денежного оборота реального сектора экономики.

Эффективная финансовая политика призвана создать благоприятные условий для устойчивого развития государства и счет реализации новых действенных механизмов функционирования финансовой системы. В ходе формирования и внедрения в жизнь финансовой политики необходимо учитывать имеющиеся условия, складывающиеся в стране, поскольку они обусловливают целесообразность применения определенных инструментов, а также могут ускорять или тормозить реализацию тех или иных мероприятий.


1.2 Типы финансовой политики государства

1) Финансовая политика экономического роста - это система финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня [13, c. 270].

Политика экономического роста направлена на достижение необходимого для страны уровня ежегодного увеличения объемов ВВП с учетом ее потенциала. Она нацелена на расширение объема финансовых ресурсов и обеспечение их доступности как по ценам, так и по условиям привлечения. Реализация финансовой политики экономического роста может осуществляться тремя основными способами - через рост государственных расходов, снижение уровня налогообложения и проведения политики "дешевых денег". Использование государственных расходов как стимула роста ВВП отражает прямое государственное влияние на основе финансирования экономических потребностей. Это финансирование отражает приток дополнительных внешних ресурсов, необходимых предприятиям для расширения объемов производства. Снижение уровня налогообложения ведет к увеличению массы внутренних ресурсов предприятий. Политика "дешевых денег" заключается в минимизации процентных ставок по кредитам и расширяет возможности предприятий в привлечении кредитных ресурсов.

Политика экономического роста применяет систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Такая стимулирующая финансовая политика включает рост государственных расходов и уменьшение налогового бремени.

2) Финансовая политика стабилизации - это система финансовых мер, направленных на поддержание стабильности цен и сохранение достигнутого объёма выпуска продукции [13, c. 275].

Стабилизационная финансовая политика государства - это совокупность взаимосвязанных мероприятий органов законодательной и исполнительной власти по стабилизации процессов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов в финансовой системе страны, направленных на преодоление последствий кризисных явлений в национальной экономике.

Главной целью стабилизационной политики государства является обеспечение таких пропорций перераспределения финансовых ресурсов, позволяющих минимизировать влияние кризисных явлений на экономическую систему страны, обеспечить соблюдение финансово безопасных параметров функционирования национальной экономики и исключить снижение уровня ее развития.


Это требует учета особенностей возникновения кризисной ситуации:

- выяснение причин и возможных последствий ее проявления в социально-экономической сфере;

- применение точных критериев оценки безопасности кризисных явлений;

- изучение возможных методов антикризисного управления и их использования в зависимости от сферы возникновения.

Направления реализации стабилизационной политики государства должны определяться с учетом основных принципов ее формирования, а именно:

  • целеустремленность - государственная стабилизационная политика направлена на достижение конкретных целей;
  • приоритетность - выделение первоочередных ("пожарных") направлений ее реализации;
  • комплексность - использование комплекса взаимосвязанных действий по минимизации и устранения влияния кризисных явлений на национальную экономику;
  • адаптация - в процессе формирования стабилизационной политики государства происходит постоянный анализ и контроль за показателями социально-экономического развития и осуществляется корректировка в сторону усиления стабилизационного эффекта от мер воздействия;
  • эффективность - реализация стабилизационной политики государства имеет целью обеспечение процесса выхода из кризиса, стабилизации национальной экономики и минимизации проявления кризисных явлений.

Основой реализации действенной стабилизационной политики государства является формирование эффективного финансового механизма, который учитывает специфические цели и задачи антикризисного финансового управления на макроэкономическом уровне.

Построение финансового механизма реализации стабилизационной политики государства должна предусматривать определение такого варианта сочетания финансовых методов, инструментов и рычагов, что позволяет достичь поставленных целей и задач стабилизационной политики.

Относительно стабилизационной политики финансовый механизм - сложная иерархическая структура, которая охватывает две подсистемы: функциональную и организационную.

Функциональная составляющая финансового механизма реализации стабилизационной политики государства - это совокупность средств воздействия на экономическое развитие страны, что содержит финансовые методы, финансовые инструменты и финансовые рычаги.

К финансовым методам в составе этого механизма следует отнести целевое финансовое планирование, управление формированием стабилизационных фондов финансовых ресурсов, государственный финансовый мониторинг и контроль.