Файл: Особенности бюджетно-налоговой политики РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 419

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Целевое финансовое планирование в рамках реализации стабилизационной политики должно обеспечивать баланс финансовых ресурсов путем разработки стратегий и программ развития. Финансовыми рычагами, что забезпетувагимуть эффективное действие указанных финансовых инструментов, являются целевые плановые параметры, нормы и нормативы.

Эффективное управление формуваннням финансовых ресурсов для стабилизации финансовой системы, возможно при условии согласованного подчинения финансовых инструментов государственной финансовой политики стабилизационным целям и задачам. Инструменты стабилизационной политики охватывают весь спектр направлений реализации финансовой политики государства: денежно-кредитное регулирование, бюджетно-налоговую политику, банковское регулирование, регулирование финансового рынка, государственную долговую политику, инвестиционную политику.

Действенность указанных финансовых инструментов обеспечивается реализацией соответствующих финансовых рычагов, а именно: скорость обращения денег, предложение денег, ставка рефинансирования, процентные ставки за кредит, валютный курс, ставки налоговых платежей, формы инвестирования, уровень резервирования, ставка рефинансирования НБУ, объемы неналоговых доходов, объемы официальных трансфертов, предельные величины государственных внутренних и внешних заимствований. Конкретные параметры этих рычагов влияния будут определяться условиями и масштабами конкретной кризиса и будут зависеть от распределения приоритетов между задачами стабилизационной политики.

Фактическое закрепление основных элементов финансового механизма реализации стабилизационной политики государства осуществляется через нормативно-правовое регламентирование полномочий, прав и обязанностей отдельных субъектов, определения правил установления и использования стабилизационных инструментов и рычагов. Эффективное действие такого финансового механизма должна обеспечиваться согласованной взаимодействием всех его составляющих - методов, инструментов и рычагов.

3) Финансовая политика ограничений деловой активности - это система финансовых мер, направленных на уменьшение реального объема ВВП по сравнению с его достигнутым уровнем с целью ликвидации кризиса перепроизводства, и инфляции спроса [13, c. 280]

Если же государство проводит финансовую политику, направленную на снижение уровня фактического валового внутреннего продукта по срав-сравнению с его потенциальным уровнем, то считается, что государство проводит политику стабилизации. Ее используют с целью недопущения инфляции, которая возникает избыточный спрос, а также для предотвращения кризиса перепроизводства.


Финансовая политика ограничения деловой активности предусматривает мероприятия по увеличению ставок налогообложения, уменьшение государственных тарифам, политику "дорогих денег" центрального банка страны.

Раздел 2 Анализ реализации финансовой политики в РФ

2.1 Особенности бюджетно-налоговой политики РФ

Основы плана бюджетно-налоговой политики РФ на 2018-2020 годы были разработаны в соответствии с особенностями распределения бюджета в предыдущие годы.

Политика сформирована на основании приоритетов, определенных Президентом РФ, а также указах президента и проекте бюджета на 2015 год. План распределения бюджета отличается тем, что он выражает мероприятия для обеспечения роста экономики и благосостояния граждан России. Целью создания такого плана является правильное формирование бюджета, а также составление прогнозов по развитию экономики страны.

Формирование фонда оплаты труда работников в будущих годах и рост зарплаты, зависит от использования округами средств из бюджета в прошлых годах.

В каждой области есть норма получения доходов в бюджет, которые смогли бы покрыть расходы на хозяйство и общество.

На период формирования бюджета с 2018 до 2020 года, приоритетами политики налоговой сферы являются [7]:

1. Создание новых производств.

2. Стимулирование инвестиций в налоговую сферу.

3. Проведение антикризисных налоговых мер.

4. Поддержка объектов малого и среднего бизнеса.

Внедрение налогово-бюджетной политики в стране находится в качественно новых условиях, которые требуют корректировки целей федеральной налоговой политики. Например, если в 2014 году Бюджетный кодекс РФ содержал требование представить бюджетный прогноз, наряду с предложением федерального бюджета в долгосрочной перспективе, долгосрочный бюджет погоды не предназначен для точного прогнозирования с нестабильностью и невозможностью создания вектора.

В 2017 году приоритеты бюджетной политики коренным образом изменились, в целом направленные на борьбу с кризисом в стране [14, c. 15]:

  • обеспечение условий для баланса и снижения долгового бремени домашних хозяйств не только на всех уровнях, но и в консолидированных бюджетах;
  • разработка программ рационального использования средств;
  • объединить доходы федерального бюджета и повысить эффективность их администрирования;
  • создание условий для адаптации экономики к новой реальности.

Анализ полученных нами данных позволяет утверждать, что бюджетная политика в 2017 году ориентирована на выход из кризиса. На практике, однако, невозможно полностью отказаться от финансирования ряда ключевых социальных программ. Поэтому антикризисные меры будут финансировать все сферы общественной жизни.

Налоговая политика, которая затрагивает доходы этой сферы, направлена на увеличение поступления средств в бюджет от физических и юридических лиц. Новые положения плана формирования бюджета включают в себя информацию о росте зарплаты для рабочих до среднего по отрасли уровня, а также, о легализации выплат зарплат. Будут проведены мероприятия для сокращения задолженности по налогам на доходы. «Налоговая политика также будет направлена на такие действия [4, с. 5]:

  • Оформление льгот по налогам некоторым категориям населения.
  • Улучшение системы администрирования налогов бюджета.
  • Налогообложение имущества физических лиц возможно только после выявления кадастровой стоимости.
  • Обеспечение роста общего объема заработной платы в регионах.
  • Легализация любой незарегистрированной предпринимательской деятельности.
  • Борьба с населением, которое осознанно уклоняется от уплаты налогов.

Основные направления совершенствования в сфере финансовой политики на период 2016-2018 года были сформированы на основе прогнозов экономического и социального развития каждого региона и государства в целом.

Финансовая политика 2016-2018 годов подразумевала оценку эффективности работы всех органов местного самоуправления в регионах. Задачей работников таких органов является обеспечить сбалансированность положенного им бюджета [14, с.18].

Таким образом, нынешняя система политики бюджета страны требует четкого контроля и координации, создания действующей стратегии. Такие стратегии уже составляются всеми муниципальными органами регионов и городов. Для эффективного ведения такой политики, необходимо совершенствовать механизмы финансового обеспечения работы всех государственных организаций.

Также в контексте анализа политики стабилизации немаловажную роль играет анализ макроэкономической политики РФ

Согласно сценарным условиям социально-экономического развития Российской Федерации может осуществляться по трем вариантам: «базовому», «консервативному» и «целевому». В соответствии с «базовым» вариантом, экономика будет развиваться, сохраняя консервативные тенденции изменения внешних факторов. «Консервативным вариантом» предусмотрены более худшие внешние условия развития экономики. «Целевой» вариант отражает развитие экономики в условиях реализации активной государственной политики, предусматривающей полномасштабную реализацию утвержденной Программы деятельности Правительства РФ на срок своих полномочий [22].


Сравнение основных параметров социально-экономического развития РФ по трем сценарным вариантам приведено в табл. 2.1

Таблица 2.1

Основные макропараметры сценариев и экономической составляющей прогноза экономического развития РФ на 2017-2019 годы

Варианты

Цены на нефть марки Urals, долл.

США за бар.

Курс дол. США (ср.год.), руб.

за долл. США

Темпы прироста мирового ВВП, %

Темпы прироста

ВВП РФ, %

2017 год

2018 год

2019 год

2017 год

2018 год

2019 год

2017 год

2018 год

2019 год

2017 год

2018 год

2019 год

Прогноз

По «Консерватив-ному»

25,0

76,0

69,8

68,1

3,4

3,5

3,6

0,5

1,5

2,3

По «Базовому»

40,0

64,8

64,1

62,7

3,4

1,7

2,7

3,4

По «Целевому»

40,0

52,0

55,0

63,6

61,1

58,3

3,4

3,5

3,6

2,4

3,9

5,6

На динамику устойчивого роста отечественная экономика уже вышла в 2017 г., наряду с этим темпы прироста сохранились и остались невысокими. В соответствии с вариантностью они были спрогнозированы:

- в 2017 г. в пределах от 0,5% по «консервативному» варианту до 2,4% по «целевому» варианту;

- в 2018 г. – от 1,5% до 3,9% соответственно;

- в 2019 г. – от 2,3% до 5,6%.

Общий прирост ВВП РФ за 2017-2019 гг. в соответствии с «консервативным» вариантом составит 4,4%, в соответствии с «базовым» вариантом – 8,0%, в соответствии с «целевым» вариантом – 12,4%.

Вклад в прирост ВВП в разной степени внесут практически все сферы экономики. В промышленности общий прирост за 2017-2019 гг. по «консервативному» варианту составит 2,4%, по «базовому» варианту – 6,7%, по «целевому» варианту – 10,6%. В сельском хозяйстве соответственно 4,5%, 8,3% и 14,3%, в строительстве – 1,0%, 5,7% и 9,6%, в торговле – 4,3%, 7,9% и 9,4%.


2.2 Направления денежно-кредитной политики в РФ

Сегодня основными наиболее успешными инструментами денежно-кредитной политики в российской практике является применение плавающего курса и инфляционного таргетирования.

Сегодня в современной России функционирует режим плавающего курса, т.е. курс российского рубля не является фиксированным. Динамика курса рубля определяется соотношением спроса на иностранную валюту и ее предложения на рынке валют. Плавающий валютный курс способствует подстраиванию российской экономики под нестабильную внешнюю среду, сглаживая силу влияния на неё внешних факторов. Центральный Банк России в нормальных условиях не совершает валютных интервенций с целью повлиять на динамику курса рубля. Тем не менее, ЦБ может осуществлять определенные действия и операции с иностранной валютой для нормализации финансовой ситуации на валютной рынке.

В конце 2014 года ЦБ России объявил плавающий курс рубля, окончательно перейдя к политике таргетирования инфляции, постепенно вводившейся с момента прихода в мегарегулятор нового руководства в 2013 году. Главным инструментом политики выступает ключевая ставка, а приоритетом - приведение инфляции к целевому значению, определённому в 4% с коридором колебаний 1,5 п.п.

Остальные макроэкономические показатели перестают быть главными объектами управления:

  • валютный курс формируется по рыночному принципу, на базе соотношения спроса и предложения;
  • экономический рост и индекс безработицы перестает быть в рамках ответственности ЦБ;
  • денежная база и денежная масса изменяются с привязкой к ведущей цели – таргету по инфляции, без самостоятельного целевого значения.

В Российской Федерации процесс инфляционного таргетирования имеет свои особенности. Он включает в себя несколько стадий:

  1. Прогнозирование инфляции, определение её типа и причин.
  2. Определение того уровня инфляции, который должен быть достигнут.
  3. Разработка комплекса мер, посредством которых будет проводиться контроль над ростом уровня цен.
  4. Публичное заявление о том, какая инфляция планируется и убеждение действующих на рынке игроков в эффективности данных целей.
  5. Применение в процессе таргетирования наиболее действенного в складывающейся экономической ситуации инструментария.
  6. Оценка результативности политики инфляционного таргетирования.