Файл: Международный валютный фонд : цели, функции, особенности, история.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

С распадом СССР на мировой арене появились новые страны с переходной экономикой. Они столкнулись с целым рядом задач по реформированию и перестройке своей экономики, формированию новой законодательной базы и системы государственного регулирования.

Весомую роль в решении данных задач принимает МВФ (Международный Валютный Фонд), который оказывает активное влияние на процессы как на политические, так и на социально-экономические. Фонд был и остается основной экономической силой в сфере сотрудничества. Он представляет собой важное место для встреч и проведения совместной работы 189 его стран-участниц.

МВФ осуществляет надзор за международной валютной системой, а также экономической и монетарной политикой всех его участников. Данная деятельность организации известна как «надзор», предусмотрена Статьей IV соглашения Фонда является одной из основных обязанностей МВФ. В рамках данного процесса, который осуществляется на глобальном уровне, так и уровне отдельных стран, МВФ указывает на возможные риски для стабильности и рекомендует необходимые изменения в политике.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в наши дни современные политические процессы на мировой арене являются обусловленным фактором экономических взаимоотношений, которые были построены на основе определенных исторически сложившихся регионов для выработки новых линий проведения геополитики и освоения оптимальных путей развития, а также транснационализации международной экономической системы с существующей дифференциацией отдельных регионов.

Целью исследования является изучение организационной и функциональной основы деятельности международного валютного фонда.

Задачами исследования являются:

  1. Охарактеризовать историю возникновения МВФ;
  2. Описать организационную структуру МВФ;
  3. Изучить особенности вступления в МВФ;
  4. Изучить особенности финансовой деятельности МВФ;
  5. Проанализировать финансовую структуру МВФ;
  6. Проанализировать проблемы в деятельности МВФ;
  7. Охарактеризовать историю взаимоотношений МВФ и РФ;
  8. Охарактеризовать современное состояние сотрудничества МВФ и РФ.

Предметом исследования является принципы деятельности МВФ.

Объектом исследования является распределение финансовых ресурсов Международным валютным фондом.

В работе были использованы такие международные нормативные источники, как международные отчеты МВФ по деятельности, связанной с предоставлением кредитов Российской Федерации.


Структуру работы составляет введение, три главы, восемь параграфов, заключение, список использованных источников и приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА

1.1. История возникновения МВФ

МВФ основано в 1945 г. согласно решению Бреттон-Вудской конференции. С созданием Бреттон-Вудских институтов международная валютная система начала функционировать, опираясь на официальные соглашения, то есть перешла в регулируемое правое состояние.

Необходимость создания организации для регулирования мировой валютной системы стала понятной во времена Великой депрессии, которая нанесла разрушение мировой экономике в 30-е годы.

Недоверие в условиях кризиса к бумажным деньгам повысила спрос на золото и имеющиеся запасы его в финансовых органах. Поэтому ряд стран во главе с Великобританией были вынуждены отказаться от золотого стандарта, который, принимая за меру стоимости каждой валюты определенное количество золота, определял течение многих лет стоимость денег как неизменную величину. Неопределенность стоимостного измерения денег, которые не имели больше фиксированного соотношения с соответствующим количеством золота, привела к тому, что обмен денег между странами, сохранили золотой стандарт, и странами, которые отказались от него, значительно усложнился. Страны начали запасать золото и деньги, которые можно было использовать для его покупки. Сокращалось количество и частота денежных операций, ликвидировались рабочие места, снижался уровень жизни. Нарушилось соотношение между деньгами и стоимостью товаров, а также между стоимостью различных валют. При таких условиях мировая экономика начала разрушаться: в 1929-1932 гг. мировые цены на товары упали на 48%, а объем мировой торговли снизился на 63%.

Неоднократные попытки решения валютных проблем на международных конференциях и встречах не имели успеха. Необходимо было наладить сотрудничество между всеми государствами для создания новой валютной системы и организации международного института для осуществления постоянного контроля за ней.


В начале 40-х годов Харри Декстер Уайт (США) и Джон Мейнард Кейнс (Великобритания) почти одновременно внесли свои предложения по созданию новой мировой валютной системы и соответствующей постоянно действующей организации. После длительных переговоров, проходивших в тяжелых условиях военного времени, международное сообщество согласилось на принятие новой системы и создание организации для контроля над ней.

Решающая встреча по организации Международного валютного фонда (МВФ) состоялась в июле 1944 г. В Бреттон-Вудсе (Нью-Хэмпшир, США), где собрались представители 44 государств. МВФ начал свою деятельность в Вашингтоне в мае 1946 г. в составе 39 стран.

В 1945 г. МВФ получил мандат на поддержание стабильности обменного курса и настройку периферийных дисбалансов, свойственных государствам-членам.

Следовательно, обязанность МВФ, среди прочего, заключалась в том, чтобы выступать посредником между богатыми и бедными странами. Другой обязанностью МВФ было установление ограничений изменений в курсе обмена между долларом США и национальными валютами стран. В 1973 г. в результате падения курса доллара США на МВФ возложили иные полномочия. Обязанности включали предоставление новых общественных благ. Постепенно мощность интервенций МВФ увеличивалась, включая менее четко определенную и гораздо более широкую цель поддержания финансовой и экономической стабильности в странах-членах. Политические рекомендации, конкретные программы стабилизации и поощрения реформ - это некоторые средства, благодаря которым Фонд пытался достичь этих целей и путем постоянного инспекционной деятельности на местах. Первая предусматривала выплату кредитов, основанная на выполнении определенных целей политики и экономических реформ.

МВФ был подвергнут критике за наложения несоответствующей и неэффективной идеологической экономической политики, которая была достигнута Вашингтоном в странах-реципиентах. С Ределет и Д. Сакс [5], а также Дж. Стиглиц [6] обвиняли политику либерализации, навязанную МВФ в Мексике и странах Юго-Восточной Азии, которая привела к огромному оттоку капитала и дальнейшим серьезным банковским кризисам. Исходя из этих событий и соответствующих валютных и банковских кризисов, МВФ сосредоточивает свою политику кредитования на стабилизации и сохранении финансового сектора, с целью воспрепятствования кризисов ликвидности в банковских секторах стран-членов.

На период глобального финансового кризиса 2007-2009 гг. и последующих кризисов суверенного долга еврозоны эти цели резко вошли в повестку дня Фонда. Многие заинтересованных сторон и ученых согласились с инициативой предоставить МВФ инструменты и позволили ресурсам действовать надежно как кредитор последней инстанции на международном уровне.


На современном этапе МВФ выполняет следующие основные функции:

  • предоставление рекомендаций государствам-членам о принятии мер политики, которые могут помочь в достижении макроэкономической стабильности, ускорив тем самым экономический рост и сократив бедность;
  • временно предоставление государствам-членам финансирования для помощи им в решении проблем платежного баланса, включающие обстоятельства, когда эти страны испытывают недостаток иностранной валюты, поскольку их внешние платежи превышают их поступления в иностранной валюте;
  • предложение технической помощи и подготовка кадров странам по их просьбе, для содействия им в накоплении опыта и знаний, и развития институтов, необходимых для проведения обоснованной экономической политики.

В течение последних пятнадцати лет МВФ ввел новые программы кредитования для предоставления мер кредитных линий предварительно определенным странам.

Максимальные кредитные суммы были предоставлены в период острых мировых финансовых кризисов: 1998, 2008 и 2010 г.

1.2. Организационная структура МВФ

Высшим руководящим органом МВФ является Совет управляющих (Board of Governors), который состоит из представителей всех стран-членов (как правило, лиц, ответственных за проведение валютной политики, а именно - министров или глав центрального банка с заместителем). Управляющие заседают раз в год на сессиях. За исключением обязательных полномочий, а именно: прием новых членов, пересмотр квот, изменение валютных паритетов и т.п., Совет может делегировать исполнение своих обязанностей Директорату (Исполнительному совету).

В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности фонда: внешние изменения в статьи соглашения, прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров.

При Совете работают два комитета:

  1. Временный комитет Совета управляющих по вопросам мировой валютной системы (Interim Committee of the Board of Governors of the International Monetary System), созданный в 1974 p.,
  2. Комитет по развитию МВФ / МБРР (Объединенный министерский комитет Совета управляющих Банка и Фонда по передаче реальных ресурсов развивающимся странам).

Временный комитет консультирует Совет управляющих по вопросам текущего контроля за мировой валютной системой и ее приспособлением к изменяющимся условиям. Комитет по развитию консультирует относительно особенностей потребностей беднейших стран.


Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время. В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов: возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР от суммы этого взноса. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов ведущим государствам. Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, «специальным большинством» (соответственно 70 или 85% голосов стран-членов).

Совет управляющих делегирует многие свои полномочия Исполнительному совету (Executive Board), т.е. директорату, который несет ответственность за ведение дел МВФ, включающих широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их политикой валютного курса.

Исполнительный совет (Executive Board) ответствен за текущую деятельность МВФ. Семь из 24 исполнительных директоров назначаются странами с наибольшими квотами (Германия, Великобритания, Китай, Саудовская Аравия, США, Франция и Япония), остальные 17 избираются Советом управляющих с соблюдением принципа регионального представительства. Заседание Исполнительного совета происходят два-три раза в неделю под председательством директора-распорядителя.

Директора-распорядителя выбирает Исполнительный совет. Его обязанностями является ведение текущих дел и назначения высших должностных лиц МВФ. Если президент Всемирного банка традиционно американец, то директор-распорядитель МВФ по традиции - европеец.

Организационная структура МВФ приведена в приложении 1.

Ключевые политические решения, связанные с международной валютной системой, рассматривает два раза в год Международный валютно-финансовый комитет (International Monetary and Financial Committee - IMFC) - до сентября 1999 г. он назывался Временный комитет. Рекомендации и отчеты по политике развития и другим вопросам, связанным с развивающимися странами, управляющим готовит Комитет развития (Development Committee) - объединенный комитет Совета управляющих МВФ и Всемирного банка.

Штат МВФ насчитывает приблизительно 2 663 из 148 стран. 2/3 штата составляют экономисты, но есть также специалисты в области статистики, финансов, налогов, финансовых систем и центральных банков, аудиторы и технический персонал. Сотрудники Фонда - это сотрудники международной организации; они не подотчетны национальным органам власти и представляют интересы мирового сообщества в целом, а не национальные интересы.