Файл: Стратегия диверсификации на примере компании Henkel.pdf
Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 223
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы стратегии диверсификации
1.1. Основные подходы к определению стратегии диверсификации
1.2. Типы и виды стратегий диверсификации
1.3. Особенности, инструменты и методы, используемые при реализации стратегии диверсификации
2. Анализ эффективности реализации стратегии диверсификации в Henkel
2.1. Организационно-экономические характеристики Henkel
2.2. Анализ эффективности процесса реализации стратегии диверсификации в Henkel
2.3. Направления развития системы стратегического упавления в Henkel
Также одной из приоритетных стратегий компания является забота об окружающей среде и ставят следующие цели к 2020 году:
1) снизить вдовое уровень выбросов парниковых газов на протяжении ее жизненного цикла;
2) снизить вдвое объем воды, расходуемой при использовании продукции;
3) двукратное снижение объемов отходов, связанных с утилизацией продукции.
Данные цели соответствуют критериям SMART.
«S» Specific – цель конкретно определена;
«М» Measurable – все цели измеримы; это двукратное снижение выбросов газа, объема расходуемой воды и снижение отходов.
«А» Achievable – все цели достижимы.
- Первая цель достигается за счет изменения формул продукции, так например, были изменены формулы более чем у 95% стиральных порошков; а так же для снижения объема парниковых газов, образующихся при стирке Henkel побуждает потребителей стирать при правильной дозировке и температуре. Чтобы снизить выбросы при производстве, компания планирует открыть новые предприятия, которые оказывают меньше влияния на окружающую среду, а также сейчас использует возобновляемые источники энергии и хочет увеличить эту цифру до 40%, что на 13,7% выше по сравнению с 2012 годом. Для снижения объемов парниковых газов от транспорта по плану на 40%, компания собирается уменьшить пробег грузовых средств, использовать автомобили с меньшими выбросами и пользоваться альтернативными средствами движения, как водный транспорт и железные дороги.
- Для уменьшения использования объемов воды планируется: снизить объем воды при производстве; разработка комплексных планов совместно с с/х поставщиками и партнерами; создать широкий ассортимент легко смываемых продуктов.
«R» Relevant – цели актуальны, так как в последние время все больше внимания со стороны компаний, потребителей уделяется экологии. Общество следят за тем, чтобы продукция была более экологически чистой, а также за чистой при ее изготовлении.
«Т» Time-bound – время для завершения целей 2020 год. Также каждая цель имеют свою краткосрочную подцель, которая так же определена по времени и некоторые уже достигнуты. Например цель изменить формулы продукции в целях снижения объемов выбросов парниковых газов на 15 % к 2015 году достигнута. Формулы были изменены у стиральных порошков (95%) в 14 странах, что сократило выбросы парниковых газов на 15%.
Пирамиду целей смотреть на рисунке 3.
Рисунок 3. Пирамида целей Henkel
Другими составляющими стратегии являются эффективная ценовая политика, инвестиции в маркетинг и инновации и увеличение роста объема продаж.
Henkel стала лидером, заняв первое место в категории «Товары бытовой химии» и стала единственной компанией в данном секторе, которая вошла в европейский и мировой рейтинг устойчивого развития Доу-Джонсон. Высокие результаты компании получили признание в сфере экономической, экологической и социальной деятельности.. Компания входит в список компаний с высоким индексом этичности FTSE4Good ethical index в течение 12 лет подряд.
Henkel имеет устойчивую позицию на рынке, что хорошо видно из таблицы 4 о прибыли компании.
Таблица 4
Прибыль компании Henkel за 2014-2016 годы
Основные показатели |
2014 |
2015 |
2016 |
|||
Базовый рост продаж |
4,1% |
6,5% |
6,9% |
|||
Товарооборот (млрд. евро) |
15,1 |
+11,1% |
15,6 |
+3% |
16,5 |
+5,7% |
Операционная прибыль (млрд. евро) |
1,7 |
+59% |
1,8 |
+5% |
2,2 |
+22% |
Чистая прибыль (млрд. евро) |
1,14 |
+18% |
1,19 |
+4% |
1,56 |
+31% |
Чистая прибыль на акцию (евро) |
0,59 |
- |
0,64 |
+8% |
0,72 |
+12,5% |
Прибыль на обыкновенную акцию (евро) |
0,70 |
- |
0,78 |
10% |
0,93 |
+19,2% |
Товарооборот увеличился на 5,7% до 16,5 млрд евро, включая положительное влияние увеличения курса иностранной валюты на 2,2% и сделок по приобретениям в размере 1,1%. Увеличение товарооборота говорит о высокой лояльности потребителей, появление новых покупателей и увеличении спроса на продукцию.
Базовый рост продаж составил 6,9%, включая увеличение объема продаж на 3,4% и рост цен на 3,3%. Базовый рост продаж на развивающихся рынках равен 11,4%, что составляет 55% товарооборота.
Чистая прибыль на акцию возросла на 12,5% до 0,72 евро.
Как видно из таблицы показатели прибыли росли на протяжении трех лет, что доказывает устойчивое положение компании и эффективность применяемой стратегии и управления.
2.2. Анализ эффективности процесса реализации стратегии диверсификации в Henkel
Для анализа эффективности применяемой стратегии диверсификации необходимо выполнить анализ внешний и внутренний среды компании, а также ее основных конкурентов, их сильных и слабых сторон и положения на рынке.
Основные конкуренты Henkel:
- Procter & Gamble – американская компания, основанная в 1837 году, соперничает с Henkel в направлении «Уходу за собой», «Уход за домом», такими марками как: Fairy, Ariel, Mr. Proper, Миф, Tide, Ace, Lenor, Comet, Dreft, Londatrend, Pantene, Shamtu, Herbal Essences, Camay, Secret, Safeguard, Old Spice, Max Factor, Olay.
- Colgate-Palmolive – международная компания, основанная в 1806 году, производящая мыло, средства для гигиены рта, зубные пасты и щётки, корма для домашних животных, бытовую химию. Конкуренты среди брендов: Colgate, Palmolive, Lady Speed Stick, Mennen, Protex, Ajax.
- L’Oreal – лидер на рынке парфюмерии и косметики, французская компания основанная в 1909 году. Марки: L’Oreal Paris, Garnier, Maybelline, Kerastase, Lancome, Biotherm, Ralph Lauren, Yves Saint Laurent, GIORGIO ARMANI, Cacharel, Diesel.
- Unilever – Основана в 1930 году в результате объединения нидерландского производителя маргарина Margarine Unie и пионера мыловаренной промышленности британской компании Lever Brothers, сейчас один из основных и даже главный конкурент с следующими марками:Cif,Glorix,Domestos,Sun,Dove,Timotei,Axe,TIGI,Sunsilk,rexona,Clear vita Abe, Калина (Черный жемчуг,Чистая линия и т.д.).
Сравнение позиций данных компаний с Henkel по уровню качества продукции и цене можно увидеть на карте стратегических групп (рис. 4). Разработка карты стратегических групп проводилась по рынку FMCG. Сегодня российский рынок FMCG стремительно развивается. В этот рынок в основном входят товары повседневного спроса. Они включают в себя широкий спектр часто покупаемых потребительских товаров, таких как: напитки и предметы питания; товары для дома; предметы личной гигиены; косметику; продукцию для чистки зубов и бритья; моющие средства и т.п.
Высокое
Среднее
Низкое
К
А
Ч
Е
С
Т
В
О
Низкая
Высокая
Средняя
Цена продукции
Рис. 4 Карта стратегических групп
Выводы на основе анализа стратегических групп:
- Самый прямой конкурент компании - Procter & Gamble, который занимает самую большую долю рынка и является лидером в FMCG;
- Разные компании в различных стратегических группах имеют разные конкурентные преимущества и потенциальную прибыльность. Необходимо выявить ключевые факторы, которые приводят к успеху компанию Procter & Gamble. Этими условиями могут быть, например, доступ к дешевому сырью, к эксклюзивным каналам сбыта, или просто компетенция в продвижении своих товаров и услуг.
- Изменение рыночных условий будет иметь разный эффект для всех стратегических групп.
- Рынок переполнен конкурентами и увеличение числа компаний в отрасли будет только усиливать конкуренцию.
После определения группы, в которой находится Henkel, можно уже принимать решения о стратегии конкурентной борьбы и продвижения компании.
Далее необходимо провести анализ стратегических индикаторов деятельности (см. табл. 5), чтобы определить, как развивалась компания и сделать будущий прогноз.
Таблица 5
Стратегические индикаторы деятельности Henkel
Индикаторы работы |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
||||
Рыночная доля |
6.9% |
7.5% |
8.1% |
9.0% |
||||
Рост продаж |
13.6 |
3.5% |
15.1 |
4.1% |
15.6 |
6.5% |
16.5 |
6.9% |
Чистая прибыль |
1,01 |
+8% |
1.14 |
+18% |
1.19 |
+4% |
1.56 |
+31% |
Величина активов |
8454 |
- |
9100 |
+7,6% |
9203 |
+1,5% |
9400 |
+2,1% |
Число занятых |
40000 |
- |
43400 |
+8,5% |
46000 |
+5,9% |
47000 |
+2,2% |
На 2016 год рыночная доля компании составила 9,0% и имела постоянный рост с 2013 года. Рост продаж также увеличился на 6,9%, что вдвое больше увеличения в 2009 году. Увеличение чистой прибыли в 2016 году большое, всего 31%, однако, и данный показатель растет. Судя по таблице 4, все индикаторы деятельности имели рост, тем самым можно сделать вывод, что при успешной стратегии и управлении, компания Henkel будет и дальше развиваться, увеличивая рост продаж и рыночную долю.
Но бесспорным преимуществом перед этими компаниями является активная социальная политика в области поддержания чистоты и гигиены потребителя, а также воздействия на окружающую среду и экологию. Более подробнее цели и основные положении данной социальной политики прописаны в стратегии компании, рассмотренной выше.
А также это высокая клиент ориентированность и ориентация на сотрудников компании. Она глубоко понимает потребности потребителей и старается их удовлетворить, с помощью добросовестной и качественной продукции по соответствующей цене. А также есть определенная продукция, разработанная исключительно для определенного круга потребителей.
Что касается внутреннего управления и ориентации на сотрудника, то Henkel старается обеспечить как можно гибкий график работы, включая работу на дому, практики для студентов, тренинги и обучение, стажировки. Что самое главное – это то, что эта система работает, так как компания имеет более 40000 человек и успешно продолжает работать и расти.
Что касается угроз, то они носят больше политический и экономический характер на уровне государственного правления, и компания ни коем образом не может на них повлиять. Единственное, что необходимо в данной ситуации, это уметь прогнозировать и адаптироваться под сложившееся положение, что не составит для компании Henkel больших сложностей, так как гибкость в управлении и адаптация под окружающую среду является ее сильными сторонами.
У компании еще много возможностей и потенциала для развития и расширения бизнеса. Можно найти способ снизить издержки, тем самым увеличить прибыль, или сделать упор на дифференциации продукции и выход на новые рынки.
Выводы SWOT-анализа по другим группам факторов смотри в табл. 6.
Таблица 6
Выводы по группе факторов SWOT-анализа Henkel
№ |
Наименование фактора |
Вывод |
|
S+O |
S2 |
Благоприятный имидж, лидерство на рынке |
Используя возможность сократить до минимума отходы и вредные выбросы, Henkel еще больше повысит свой имидж, будет более соц. ответственна. Это делает компанию более конкурентоспособной и поддержит лидерство на рынке |
O2 |
Сокращение отходов и выбросов |
||
S4 |
Налаженные каналы распределения |
Если Henkel найдет способ обслужить новые группы клиентов (группы в 3 странах или наоборот производства продукции класса люкс), то у компании увеличатся каналы распределения и будет устойчивая позиция |
|
O4 |
Способность обслуживать новые группы клиентов |
||
W+O |
W1 |
Наличие сильных конкурентов |
Сокращение отходов и выбросов, поможет компании увеличить конкурентоспособность, тем самым уменьшая количество имеющихся конкурентов |
O2 |
Сокращение отходов и выбросов |
||
S+T |
S5 |
Активная социальная политика компании |
Активная социальная политика компании Henkel поможет избежать потери числа потребителей, если будет происходить снижение уровня жизни населения. Компания будет иметь хороший имидж и потребители будут лояльны по отношении к ней. |
T2 |
Снижение уровня жизни населения |
||
W+T |
W2 |
Наличие товаров-заменителей |
Данное сочетание представляет для Henkel наибольшую опасность, так как при снижении уровня жизни населения и наличии более дешевых товаров-субститут, потребитель может перейти на использования более дешевого продута |
T2 |
Снижение уровня жизни населения |