Файл: Процессы принятия решений в организации (Сущность и содержание управленческого решения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • показатель энтропии, т.е. количественной неопределённости проблемы; если проблема формируется только качественно, без количественных показателей, то показатель энтропии приближается к единице; если все показатели проблемы выражены количественно, то показатель энтропии приближается к нулю;
  • степень риска вложения инвестиций;
  • вероятность реализации решения по показателям качества, затрат и сроков;
  • степень адекватности (или степень точности прогноза) теоретической модели фактическим данным, на основании которой она была разработана.

После предварительной регламентации параметров качества управленческого решения и его эффективности (устанавливается предел, минимальная допустимая эффективность, ради которой стоит приниматься за решение проблемы) анализируются факторы «внешней среды», оказывающие влияние на качество и эффективность решения. Затем анализируются параметры «входа» системы и принимаются меры по их улучшению и повышению качества входящей информации.

После уточнения требований «выхода», уточнения факторов «внешней среды», влияющих на качество и эффективность решения, отработки «входа» системы следует уточнить технологию принятия решения, проанализировать параметры процесса, принять меры по их улучшению и приступить непосредственно к разработке решения. Если качество «входа» оценивается на «удовлетворительно», то при любом уровне качества «процесса» в системе, качество «выхода», т.е. качество решения, будет «удовлетворительным».

Факторов, влияющих на качественный уровень УР, может быть множество. Условно их можно разделить на две группы[23]:

  1. ситуационного характера, связанные с осознанием проблемы, альтернатив ее решения и их последствий. К данной группе относится изучение ситуации, анализ и прогнозы, используемые методы, организация управления на предприятии и др;
  2. поведенческого характера в процессе разработки решений: мотивы, ценностные ориентации, уровень требований, готовность идти на риск, разрабатывающих и принимающих решения.

Факторы первой группы действуют на этапе, предшествующем принятию решений, и способствуют формулированию проблемы. Факторы второй группы проявляются в поведении руководителя, его сотрудников в ходе разработки УР.


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ООО «ЭКОПРОД»

2.1. Общая характеристика компании

Фармацевтическая компания «Экопрод» была создана в 1993 году. Основным направлением деятельности компании стал импорт фармацевтической продукции из стран Западной Европы и ее реализация на оптовом рынке России. Уже к 1995 году благодаря активной политике продвижения на региональные рынки России «Экопрод» открыл свои представительства в 20 крупнейших российских городах.

Параллельно с расширением дистрибьюторской сети «Экопрод» активно развивал собственное производство. Препараты под торговой маркой Natur Produkt были выведены на рынок в 1994 г. К концу 2016 г. ассортиментный ряд Natur Produkt насчитывал уже более 30 линеек продукции. В 1996 г. «Экопрод» начал развивать собственную аптечную сеть, которая была организована на базе крупнейших региональных дочерних предприятий компании, открытых на Северо-Западе России.

В конце 2015 г. основным акционером компании «Экопрод» стал Фонд прямых инвестиций «Ренова Капитал». Для того чтобы улучшить показатели прибыльности и повысить эффективность деятельности компании, совет директоров принял решение о проведении реструктуризации компании.

В 2016-2017 гг. компания провела реструктуризацию. В структуре холдинга были созданы два дивизиона: «Экопрод Ритэйл», отвечающий за развитие розницы, и «Экопрод Интернэшнл», занимающийся производством и дистрибуцией препаратов. Между ними были установлены коммерческие отношения.

Миссия ООО «Экопрод» может быть сформулирована следующим образом: «Компания «Экопрод Интернэшнл» следует девизу «Ваше здоровье и долголетие». Наша миссия – сохранить и укрепить здоровье, а также улучшить качество жизни наших покупателей, предлагая высококачественные лекарственные препараты и средства для поддержания здоровья»[24].

Цель ООО «Экопрод» - занять ведущие позиции в России среди производителей лекарственных препаратов, БАД и продуктов питания, направленных на поддержание здоровья и улучшение качества жизни.

Стратегия ООО «Экопрод» заключается в поиске оптимальных путей для того, чтобы предложить потребителям продукцию самого высокого качества. Компания постоянно увеличивает ассортимент предлагаемой продукции и стремится развивать маркетинговую составляющую бизнеса.

Для реализации указанной цели могут быть сформулированы следующие подцели, которые сформируют дерево целей, представленное на рис. 2.


Стать одним из лидеров российского фармацевтического рынка

Совершенствование товарной политики

Эффективное продвижение

Максимально покрыть рынок

Совершенствование маркетинговой политики

Анализ тенденций рынка и пожеланий клиентов для поиска направлений расширения ассортимента

Оценка удовлетворенности покупателей и постоянный контроль качества

Расширить географию продаж по России

Проведение регулярных исследований рынка, покупателей и конкурентов

Разработка маркетинговой стратегии розничного направления

Оптимизация работы отдела маркетинга

Проведение рекламных кампаний и программ по стимулированию сбыта

Продвижение среди оптовиков и аптек – скидки, бонусы и др.

Участие в выставках, конференциях и др.

Выход в страны СНГ, ЕС и Восточной Европы

Расширение сети аптек Natur Product

Рис. 2. Дерево целей ООО «Экопрод»

Сформулируем цели компании по элементам комплекса маркетинга[25]:

  • Product – предложение покупателям широкого спектра лекарственных препаратов, БАД и продуктов питания; постоянный контроль качества; оценка удовлетворенности покупателей продукцией компании; расширение ассортимента;
  • Price – ценообразование на основе себестоимости, социальной значимости лекарственного препарата, цен конкурентов и региона продажи;
  • Place – расширение сбыта продукции компании в России и СНГ; расширение сети аптек; расширение присутствия ассортимента продукции в других аптечных сетях;
  • Promotion – продвижение продукции компании среди оптовых покупателей и аптек, а также среди конечных покупателей; продвижение собственной сети аптек;
  • Process – разработка процесса продажи в аптеках;
  • People – подбор и обучение высококвалифицированного персонала для работы в компании и в аптеках сети;
  • Physical evidence – использование удобного месторасположения аптек для привлечения клиентов; открытие аптек в местах с большой проходимостью.

2.2. Анализ внешней среды

Проведем анализ внешней среды для компании ООО «Экопрод» с помощью PEST-анализа[26] (таблица 1). Диагностика каждого события осуществляется путем присвоения ему определенного веса - от единицы (наиболее весомое) до нуля (незначительное). Сумма весов должна быть равна единице. Оценка степени влияния каждого события производится по 5-балльной шкале (5 - сильное воздействие; 1 - отсутствие угрозы). Средневзвешенные оценки определяются путем умножения веса события на силу его воздействия. Затем подсчитывается суммарная взвешенная оценка для данного предприятия.


Таблица 1

PEST-анализ факторов макросреды

Факторы

Факторы

Примечание

Способствующие достижению целей

(знак «+»)

Препятствующие достижению целей

(знак «-»)

1. Экономические факторы

1.1.

Рост доходов населения

+5

Рост потребления лекарственных средств

1.2.

Снижение безработицы

+2

Рост числа потенциальных потребителей услуг

1.3.

Рост стоимости платных услуг для населения

-3

Снижение расходов населения на лекарственные средства

2. Рыночные факторы

2.1.

Перспективы роста рынка за счет роста потребления

+5

Перспективы роста объемов продаж компаний

2.2.

Высокий уровень конкуренции между производителями и аптеками

-3

Рост конкуренции и затруднение выбора для потребителя

2.3.

Рост влияния иностранных компаний на российский рынок

+3

-3

Увеличение продаж иностранных лекарственны средств, рост давления на российских производителей. Приход иностранных аптечных сетей на рынок

2.4.

Рост системы дистрибуции

+4

Расширение возможностей реализации продукции

2.5.

Развитие сетевой аптечной розницы

+5

-3

Вытеснение «одиночных» аптек. Усиление конкуренции между сетями

3. Технологические факторы

3.1.

Появление новых технологий и новых лекарственных средств

+3

Возможность сделать прорыв на рынке

3.2.

Повышение роли системы сбыта и продвижения

+5

Эффективный сбыт и продвижение дают компаниям значимое конкурентное преимущество

3.3.

Обучение персонала

+4

-4

Уровень квалификации персонала оказывает большое влияние на эффективность производства и реализации продукции

3.4.

Постепенный переход отечественных производителей на стандарт GMP

-4

Рост затрат на производство российских препаратов

3.5.

Совместные программы продвижения производителей и аптек

+5

Рост продаж лекарственных средств конкретного производителя, совместная реклама

4. Социальные факторы

4.1.

Рост уровня заболеваемости населения

+4

Рост потребления лекарственных средств

4.2.

Склонность россиян к самолечению

+4

-2

Рост потребления лекарственных средств. Угроза претензий со стороны потребителей

4.3.

Стремление к здоровому образу жизни

+3

-2

Рост потребления витаминов. Уменьшение потребления лекарственных средств отдельными группами населения

4.4.

Доверие потребителей к рекламе, советам знакомых и специалистов

+3

Возможность увеличения объемов продаж через эти каналы

5. Политические факторы

5.1.

Ограничения импорта

+3

-5

Развитие российского производства. Снижение объемов реализации зарубежных производителей в России

5.2.

Необходима борьба с контрафактной продукцией на уровне государства

+5

Рот доверия россиян к лекарственным средствам

5.3.

Повышение НДС на лекарственные средства

-3

Рост цен на лекарственные средства

5.4.

Участие государства в ДЛО

+5

-5

Закупка лекарств для реализации программы. Задержки с выплатами

5.5.

Предстоящие выборы

+2

Обещания политиков по сохранению здоровья нации


Проведенное исследование позволяет сделать вывод о перспективности развития рынка лекарственных средств России. Рынок с каждым годом растет, насыщения пока не предвидится. На рынке можно выделить несколько крупнейших дистрибьюторов и производителей, которые оказывают влияние на рынок и препараты которых наиболее популярны среди потребителей. Во многом это обусловлено тем фактом, что эти компании вкладывают значительные средства в исследования рынка и продвижение продукции. Российские предприятия значительно уступают зарубежным производителям и их дистрибьюторам. Конкуренция на рынке очень высока, что обусловлено присутствием на рынке мировых производителей, которые имеют большой опыт работы на фармацевтическом рынке. При этом, доля российских компаний очень мала. Российский фармацевтический рынок структурирован и разделен между крупнейшими игроками рынка, на долю десяти из которых приходится около 30% коммерческой продажи лекарств[27].

Большое значение в росте рынка играет рост заболеваемости населения. Неблагоприятная демографическая тенденция в стране в целом сохраняется, хотя темпы уменьшения численности населения страны становятся ниже[28]. Кроме того, склонность потребителей к самолечению и препаратам зарубежного производства, являются важной возможностью для ООО «Экопрод». Проведенный анализ социально-экономического положения России позволяет говорить о положительном развитии экономики[29], что проявляется для ООО «Экопрод» в росте доходов населения, а также увеличении оборота оптовой и розничной реализации продукции услуг. В тоже время, благоприятный инвестиционный климат может привести к появлению на рынке новых конкурентов (как российских, так и зарубежных).

Роль государства на рынке проявляется, в первую очередь, посредством программы ДЛО, однако она таит большую угрозу для производителей, поскольку государство на текущий момент имеет большие задолженности перед производителями в рамках данной программы, и неизвестно, как и когда эта ситуация будет разрешена. Кроме того, необходимо принимать во внимание предстоящие в 2008 году президентские выборы, которые могут привести к изменениям в направлениях развития социальной сферы[30].

Сводная таблица PEST-анализа позволяет говорить о средней степени влияния на ООО «Экопрод». При этом наибольшее негативное влияние на достижение поставленных ООО «Экопрод» целей оказывает конкуренция, позитивное – рост доходов населения, рост его заболеваемости и склонность к самолечению. В этих условиях все большее значение приобретает способность компаний эффективно реализовывать и продвигать производимую продукцию. Чем больше покрытие рынка, интенсивнее реклама и продвижение, тем большие обороты имеют компании на рынке. При разработке стратегии продвижения необходимо учитывать, что у потребителей в большинстве случаев нет четких марочных предпочтений в связи с тем, что на первое место ставится действие и свойства препарата, а не его марка или производитель. Иными словами, важно предлагать потребителям товар, который будет востребован рынком.