Файл: Процессы принятия решений в организации (Сущность и содержание управленческого решения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Одно из множества определений менеджмента формулируется как сбор информации, разработка решений и организация их выполнения, что подчеркивает высокую значимость решений в управленческой деятельности. Анализируя развитие менеджмента, нетрудно заметить, что его теория эволюционирует к разработке современных технологий принятия решений. Решения определяют такие направления менеджмента, как управление на основе контроля за исполнением, управление посредством экстраполяции прошлого в будущее, управление с помощью предвидения изменений, управление путем гибких экстренных решений. Мировой и отечественной наукой в ХХ веке разработана новая область знаний – теория принятия решений. Возникшая при решении военно-стратегических задач, она распространилась и на область экономического управления. Сегодня существует научная база для принятия качественных управленческих решений.

Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности. Это «центр», вокруг которого вращается жизнь организации. Решение можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие – как процесс, ведущий к появлению этого продукта. Разработка эффективных решений – основополагающая предпосылка обеспечения конкурентоспособности продукции, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики и работы, регулирования социально-психологических отношений на предприятии, создания положительного имиджа и др.

Руководителям различного уровня нередко приходится принимать управленческие решения в условиях недостаточной или ненадежной информации, большой текучести кадров, недобросовестности поставщиков или покупателей, частых изменений законодательства, конъюнктуры рынка и др. В результате возможны непреднамеренные ошибки и фактические результаты решений не всегда совпадают с запланированными. Они даже могут быть противоположными. Крылатое выражение «Хотели как лучше, а получилось, как всегда» является некоторым обобщение практики принятия управленческих решений.

Таким образом, целью данной работы является изучение специфики принятия управленческих решений в условиях неопределенности.

В соответствии с целью решены следующие задачи:

  • рассмотрена сущность управленческого решения;
  • рассмотрена классификация управленческих решений с точки зрения определенности при их принятии;
  • рассмотрен процесс принятия управленческого решения;
  • проанализированы особенности принятия управленческих решений в ООО «Экопрод» с учетом его специфики и условий осуществления деятельности.

В качестве объекта исследования выступает фармацевтическая компания ООО «Экопрод». Предметом исследования является система принятия управленческих решений в компании в условиях неопределенности.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

1.1. Сущность и содержание управленческого решения

В экономической литературе понятие «решение» неоднозначно и рассматривается как процесс, как акт выбора и как результат выбора. Авторы понятие «управленческое решение» формулируют как[1]:

  • продукт управленческого труда, реакция на проблему;
  • выбор определенного курса действий из возможных вариантов ;
  • выбор предварительно осмысленной цели, средств и методов ее достижения;
  • выбор способа действий, гарантирующего положительный исход той или иной операции.

Представляется наиболее удачным, в комплексе, учитывающем отдельные аспекты, следующее определение: управленческое решение (УР) – это творческий акт субъекта управления, определяющий программу деятельности коллектива по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии. Исходя из приведенного определения, можно выделить ряд аспектов решения[2].

Организационный аспект проявляется в организации как разработки, так и выполнения УР. При этом реализуется ряд его функций, а именно направляющей, координирующей и мотивирующей, свидетельствующих о многогранности данного понятия.

Направляющая функция решений проявляется в том, что они принимаются исходя из долговременной стратегии развития предприятия, конкретизируются в многообразных задачах. Одновременно решения являются направляющей основой для реализации общих функций – планирования, организации, контроля, мотивации, которые реализуются посредством решений.

Координирующая роль решений отражается в необходимости согласования действий исполнителей для реализации решений в утвержденные сроки и соответствующего качества.


Мотивирующая функция решений реализуется через систему организационных мер (приказы, распоряжения), экономических стимулов (премии, надбавки), социальных оценок (морально-политические факторы трудовой активности:самоутверждение личности, творческая самореализация).

Эффективность каждого УР в значительной мере зависит от выполнения и соотношения указанных функций как в ходе его подготовки, так и на этапе внедрения. С учетом этого УР становится реальным инструментом достижения поставленных целей[3].

Все многообразие УР в зависимости от характера проблем и методов их разрешения можно условно разделить на несколько типов[4].

С учетом ситуаций и используемых методов, выделяются программируемые и непрограммируемые решения. К программируемым обычно относят стандартные и повторяющиеся решения. Около 90% решений принимаются по типичным ситуациям. Для их решения применяется известная модель с внесением необходимых корректировок на специфические особенности. К непрограммируемым относятся решения, принимаемые в новых ситуациях. Они могут носить разовый, творческий характер, во многом зависят от здравого смысла и интуиции (разработка новых технологий и т.п.).

Авторы выделяют четыре уровня решений в зависимости от творческого вклада менеджеров в их разработку: рутинные, селективные, адаптационные и инновационные[5].

Первый уровень – рутинные решения. Они принимаются согласно отработанному механизму и имеющейся программе действий. В проявлении творческого подхода нет необходимости, так как все процедуры решения известны. Второй уровень – селективные решения. Инициатива и свобода действий на данном уровне проявляется в ограниченных пределах. Например, при оценке различных известных альтернатив и выборе из них оптимальных. Третий уровень – адаптационные решения. Они рассчитываются на дополнительные, непредусмотренные трудности. Как правило, при их разработке сочетается использование творческого нестандартного подхода на основе новых идей с отработанными ранее возможностями. Четвертый уровень – инновационный. Решения этого уровня связаны со сложностью и непредсказуемостью событий. Это вызывает необходимость принятия неординарных решений, содержащих нововведения.

Характер проблемы лежит и в основе применения системного анализа как одного из методов обоснования решений. В связи с этим выделяются три типа решений[6].


Хорошо структуризованными считаются проблемы, в которых зависимость между элементами ситуации могут получать численные значения или символы. При решении хорошо структуризованных проблем используются количественные методы анализа: линейного, нелинейного, динамического программирования, теории массового обслуживания, теории игр, методология которых известна как «исследование операций».

Слабо структуризованными являются проблемы сложные, отличающиеся, в первую очередь, качественными зависимостями элементов. Однако слабо структуризованные (или смешанные) проблемы содержат как качественные, так и количественные элементы пи преобладающем составе первых. Это область применения системного анализа. В решении подобных проблем исключается возможность построения моделей, но не всегда. Все зависит от конкретной ситуации и приемлемости сочетания количественных и эвристических методов.

Неструктуризованные (или качественно выраженные) проблемы содержат лишь описания важнейших ресурсов, признаков и характеристик, количественные зависимости между которыми совершенно неизвестны. Решение проблем неструктуризованных производится с использованием эвристических методов, основанных на интуиции, логике, теоретических рассуждениях, опыте, профессионализме лица или коллегиального органа субъекта управления. Это наиболее многочисленный класс проблем.

В процессе структуризации проблем необходимо свести к минимуму количество неформализуемых элементов с таким расчетом, чтобы проблема приобрела более определенный характер.

1.2. Типология управленческих решений

Одним из основных критериев классификаций управленческих решений является определенность в процессе принятия решения[7]. Определённость информации характеризуется полнотой и достоверностью данных, используемых для принятия решения. По этому признаку решения подразделяются на три группы.

Принятие решений в условиях определённости производится при наличии полной и достоверной информации о проблемной ситуации, целях, ограничениях и последствиях реализации решения, руководитель в точности знает результат каждого из альтернативных вариантов выбора. Для данного класса задач цели и ограничения формально определяются в виде целевых функций и неравенств (равенств). Функция предпочтения в случае одной цели совпадает с целевой функцией, а в случае множества целей - с некоторой функциональной зависимостью целевых функций. Критерий выбора решения определяется максимумом или минимумом целевой функции[8].


Ситуация определенности в большей мере характерна для стабильного бизнеса, имеющего развитую сбытовую сеть и значительно опережающего конкурентов. В этой ситуации компания в краткосрочном и в некоторых случаях в среднесрочном периоде может не учитывать изменения среды. Кроме того, такая ситуация до сих пор характерна для некоторых государственных предприятий. Также ситуация определенности во многом присуща в краткосрочном и среднесрочном периоде предприятиям, производящим продукцию, перешедшую на этап зрелости. Таким образом, ситуация определенности в большей мере характерна для зрелых отраслей, продукция которых давно известна и пользуется стабильным спросом, например производство продуктов питания. В этих отраслях, как правило, уже произошел предел рынка и есть свои лидеры, оказывающие значительное влияние на более мелких игроков.

Принятие решений в условиях вероятностной определённости базируется на теории статистических решений. Здесь неполнота и недостаточность информации дополняется путём рассмотрения случайных событий и процессов. Закономерности поведения случайных объектов описываются с помощью вероятностных характеристик. Сами же вероятностные характеристики являются уже неслучайными, поэтому с ними можно проводить операции по нахождению оптимального решения так же, как с детерминированными характеристиками. Общим критерием нахождения оптимального решения является средний риск[9].

Ситуация вероятностной определенности характерна для компаний, чей бизнес находится на этапе роста. В этом случае компания может предполагать с определенной степенью вероятности дальнейшее развитие ситуации. Анализ при этом базируется на экспертных оценках и статистическом анализе отчетности с экстраполяцией ключевых показателей. Кроме того, ситуация вероятностной определенности возникает в случае составления прогнозов развития той или иной ситуации. При этом возможности возникновения ситуации присваивается определенная вероятность[10].

В современной теории менеджмента под неопределенностью понимается постоянная изменчивость условий, быстрая и гибкая переориентация производства, действия конкурентов, изменение рынка и т.п.[11] Таким образом, неопределенность – это неполное или неточное представление о значениях различных параметров в будущем, порождаемых различными причинами и, прежде всего, неполнотой или неточностью информации об условиях реализации решения, в том числе связанных с ними затратах и результатах.