ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.12.2019
Просмотров: 1010
Скачиваний: 3
Пассив баланса отражает источники собственных средств предприятия, его обязательства по кредитам и займам, кредиторскую задолженность, т.е. сведения, которые показывают, откуда взялись средства у предприятия и кому оно обязано их вернуть.
Предприятие может приобретать основные, оборотные и нематериальные активы за счет собственных и заемных источников.
В состав собственных источников входят уставный капитал, накопленный капитал (резервный фонд, добавочный капитал, нераспределенная прибыль) и прочие поступления.
Уставный капитал – сумма средств учредителей для обеспечения уставной деятельности.
Резервный фонд создается за счет чистой прибыли и является гарантом возмещения возможных убытков.
Добавочный капитал – средства от переоценки имущества или продажи акций.
Нераспределенная прибыль представляет собой прибыль, остающуюся после выплаты налогов и других платежей и формирования резервов (фондов). По экономическому содержанию нераспределенная прибыль настолько близка к резервам, что ее рассматривают в качестве свободного резерва.
Заемные источники финансирования деятельности предприятия включают в себя:
1. Долгосрочные обязательства (заемные средства со сроком погашения более 12 месяцев).
2. Краткосрочные обязательства (заемные средства со сроком погашения менее 12 месяцев, а также кредиторская задолженность, например, задолженность перед поставщиками и подрядчиками, перед бюджетом, по социальному страхованию, по оплате труда и прочее).
При проведении анализа пассивов предприятия рассчитывается их структура, определяется удельный вес собственных и заемных источников финансирования. Значительный «перевес» в пользу какого-либо одного источника финансирования нежелателен. При нормальном ходе производственной деятельности возможно использование всех вышеперечисленных источников.
Увеличение доли заемных средств в источниках образования активов предприятия является признаком усиления финансовой неустойчивости предприятия и повышения степени его финансовых рисков. Значительная доля кредитов может свидетельствовать о нерациональном управлении оборотными средствами – образовании сверхнормативных запасов готовой продукции, неблагоприятных расчетных взаимоотношениях организации с участниками производственного процесса (поставщиками, покупателями, бюджетом). Однако полное отсутствие кредитов отражает неумение предприятия работать на рынке финансов.
Капитал используется на приобретение и аренду основных средств, нематериальных активов, строительство объектов производственного и непроизводственного назначения, закупку сырья, материалов, топлива, энергии, оплату труда работников предприятия, уплату налогов, процентов за кредиты, дивидендов и т.д., т.е. он может быть вложен в долгосрочные и оборотные (текущие) активы.
Долгосрочные активы создаются, как правило, за счет собственного капитала и долгосрочных кредитов банка и займов (основной капитал). Текущие затраты финансируются за счет собственного и заемного капитала (оборотный капитал).
29. Анализ безубыточного объема продаж
зарубежного предприятия
Основной особенностью системы международных стандартов является раздельный учет постоянных и переменных затрат по видам изделий и в целом по предприятию – это предполагает высокую степень взаимодействия учета, анализа и регулирования, позволяет оперативно принимать решения по нормализации финансового положения предприятия. Раздельный учет дает возможность проводить прогнозный анализ, результатом которого является разработка вариантов получения прибыли.
Маржинальный анализ – это анализ прибыли предприятия, основанный на делении затрат на постоянные и переменные с выделением маржинального дохода.
Использование маржинального анализа позволяет:
1. Повысить точность расчета влияния факторов на изменение суммы затрат, прибыли и уровня рентабельности.
2. Определить критические уровни объема продаж, переменных затрат на единицу продукции, постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов.
3. Установить зону безубыточности предприятия.
4. Рассчитать необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли.
5. Обосновать оптимальный вариант управленческих решений по изменению производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования и т.д. с целью уменьшения затрат и увеличения прибыли.
В основе маржинального анализа лежит методика изучения соотношения основных экономических показателей: «издержки – объем производства – прибыль». Каждое предприятие стремится к снижению постоянных затрат, так как при уменьшении объема производства продукции переменные затраты сокращаются пропорционально, а постоянные затраты не изменяются, в результате растут общие затраты и снижается прибыль.
Постоянные затраты не зависят от объема выпускаемой продукции и не входят в состав себестоимости, а сразу относятся на счета финансовых результатов и покрываются за счет маржинального дохода, полученного от реализации продукции.
С помощью маржинального анализа можно рассчитать объем продукции, который дает одинаковую прибыль по различным вариантам цен, оборудования и т.д.
Важное значение в маржинальном анализе имеет правильное определение суммы постоянных и переменных расходов, так как от этого зависит финансовый результат деятельности фирмы.
К постоянным расходам относятся расходы, связанные с управлением производством (на научно-исследовательские работы, повышение квалификации, управленческие расходы и др.), которые даже при спаде производства не так легко снизить. Предприятию выгодно, если на единицу выпуска продукции приходится меньшая величина постоянных расходов.
Переменные расходы зависят от объема производства и продажи продукции (прямые затраты ресурсов на производство и реализацию продукции).
Методика маржинального анализа прибыли включает в себя определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия.
Безубыточность – это такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков (выручка покрывает только затраты, финансовый результат при этом равен нулю).
Зона безопасности – это разность между фактическим и безубыточным объемом продаж, и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.
Маржа покрытия определяется как разница между выручкой от реализации продукции и переменными затратами.
Под точкой безубыточности или окупаемости затрат понимается объем реализации продукции, при котором выручка от реализации равна ее полной себестоимости, т.е. нет убытков, нет прибыли.
Для одного вида продукции безубыточный объем продаж можно определить в натуральном выражении.
Для определения безубыточного объема продаж (БОП) в стоимостном выражении используются формулы:
;
;
,
где Н – постоянные затраты на весь выпуск продукции;
Мд – доля маржинального дохода;
В – выручка.
Для определения зоны безопасности (ЗБ) по стоимостным показателям используется формула
.
30.
Оценка и прогнозирование
эффективности
инвестиционной
деятельности
Инвестиции – это средства, вкладываемые в активы предприятия с целью получения прибыли и наращивания собственного капитала.
В широком смысле слово «инвестировать» означает расстаться с деньгами сегодня, чтобы получить большую их сумму в будущем. С данным процессом обычно связаны два фактора – время и риск.
Основной целью инвестиционной деятельности является обеспечение наиболее эффективных форм вложения капитала.
Источниками инвестиций могут быть:
1. Собственные финансовые средства (прибыль, накопленные амортизационные отчисления, суммы, выплаченные страховыми органами, иные виды активов).
2. Ассигнования из бюджета.
3. Иностранные инвестиции.
4. Заемные средства (кредиты банков, иностранных инвесторов и др.).
Существуют различные классификации инвестиций, например:
1) по объектам вложения:
– финансовые – это вложения в акции, облигации и другие ценные бумаги;
– реальные – вложения средств в производство продукции, предоставление услуг, в основной или оборотный капитал;
– интеллектуальные – вложения в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, лицензии и т.д.;
2) по характеру участия в инвестиционном процессе:
– прямые – вложение капитала в уставный фонд других предприятий;
– непрямые – вложение капитала с помощью финансовых посредников;
3) по периоду инвестирования:
– краткосрочные (до 1 года);
– среднесрочные (1–3 года);
– долгосрочные (свыше 3 лет);
4) по уровню инвестиционного риска:
– безрисковые – отсутствуют реальные риски потери капитала, ожидаемого дохода;
– низкорисковые – риск ниже среднерыночного;
– среднерисковые;
– высокорисковые;
– спекулятивные – вложения в наиболее рисковые проекты, по которым ожидается большой доход;
5) по форме собственности инвестиционного капитала:
– частные;
– государственные;
6) по региональной принадлежности инвесторов:
– национальные (внутренние);
– иностранные (внешние).
Задачи анализа инвестиционной деятельности заключаются в оценке динамики, степени выполнения плана и изыскании резервов увеличения объемов инвестиций и повышения их эффективности.
Основными методами оценки эффективности программы инвестиционной деятельности являются:
– расчет срока окупаемости инвестиций;
– определение чистой приведенной стоимости;
– определение внутренней нормы доходности и др.
В основе этих методов лежит сравнение объема будущих инвестиций и будущих денежных поступлений.
Наиболее распространенным методом является расчет срока окупаемости инвестиций.
Срок окупаемости инвестиций – это период времени, который требуется для возвращения вложенной денежной суммы, т.е. период времени, за который доходы покрывают единовременные затраты на реализацию проектов.
Срок окупаемости инвестиционного проекта может быть определен по формуле
,
где К – полная сумма инвестиционных затрат;
Пч – чистая прибыль в 1-й год реализации инвестиционного проекта при равномерном поступлении доходов за весь срок окупаемости;
А – амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов в расчете на год реализации инвестиционного проекта при равномерном поступлении доходов за весь срок окупаемости, долл.;
Тэо – экономически оправданный срок окупаемости инвестиций, определяется руководством фирмы или инвестором.
Для оценки эффективности инвестиций используется такой показатель, как расчетная норма прибыли, т.е. определяется соотношение между доходом от реализации инвестиционного проекта и вложенным капиталом, или расчетный процент прибыли на капитал.
Привлекая в свою хозяйственную деятельность дополнительные финансовые ресурсы, предприятие должно за них платить. Данные расходы характеризуются ценой инвестиционного капитала. Проект считается возможным, если уровень рентабельности инвестиций не ниже цены источника данного проекта.
Учебное издание
МУШОВЕЦ
Антон Антонович
ЛУЦЕНКО Татьяна
Валентиновна
СОКОЛОВА Надежда
Сергеевна
АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(в вопросах и ответах)
Учебно-методическое пособие
Ответственный за выпуск И. В. Лаврик
Редактор Н. В. Рябкова
Компьютерная верстка Е. А. Бугрова
Корректор Н. А. Бебель
Подписано в печать 09.03.2010 г. Формат 60×841/16.
Бумага офсетная. Гарнитура «Times New Roman».
Отпечатано способом ризографии.
Усл. печ. л. 3,25. Уч.-изд. л. 2,6. Тираж 500 экз. Зак. 26.
Издатель и полиграфическое исполнение:
Учреждение образования
«Частный институт управления и предпринимательства».
220086, Минск, ул. Славинского, 1, корп. 3.
Л И № 02330/0548517 выдана 29.06.2004 г., продлена до 29.06.2014 г.