Файл: М-838. Мушовец.Пособие по АХД.ГЭК. dok.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.12.2019

Просмотров: 955

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сокращению общепроизводственных и общехозяйственных расходов способствует также экономное расходование вспомогательных материалов, используемых при эксплуатации оборудования и на другие хозяйственные нужды.

Значительные резервы снижения себестоимости заключены в сокращении потерь от брака и других непроизводительных расходов. Изучение причин брака, выявление его виновников дают возможность осуществить мероприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и наиболее рациональному использованию отходов производства.

Масштабы выявления и использования резервов снижения себестоимости продукции во многом зависят от того, как поставлена работа по изучению и внедрению опыта, имеющегося на других предприятиях.



20. Анализ рентабельности


В качестве относительных показателей, характеризующих эффективность деятельности предприятия, используют различные соотношения прибыли и затрат (или вложенного капиталасобственного, заемного, инвестиционного и т.д.). Данную группу показателей называют также показателями рентабельности.

Рентабельность – это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса.

Общая формула для расчета рентабельности:

R = П / V ,

где R – показатель рентабельности;

П – прибыльность работы организации;

V – показатель, по отношению к которому рассчитывается прибыль.

Все показатели рассчитываются на основе общей прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Показатели рентабельности включают в себя показатели, характеризующие:

1) окупаемость производственных затрат и инвестиционных проектов;

2) рентабельность продаж;

3) доходность капитала и его частей.

Рентабельность производственной деятельности (рентабельность производственных затрат – Rз) исчисляется путем деления прибыли на сумму затрат по реализованной продукции и показывает, сколько прибыли было получено с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции:

Rз = Пр.п / Зр.п ,

где Пр.п – прибыль от реализации продукции;

Зр.п – затраты по реализованной продукции.

Рентабельность инвестиционных проектов (Rи) рассчитывается как сумма прибыли от инвестиционной деятельности к сумме инвестиционных затрат:

Rи = Пи / И ,

где Пи – прибыль от инвестиционного проекта;

И – сумма инвестиций в проект.

Рентабельность продаж (оборота) (Rоб) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции на сумму полученной выручки и свидетельствует об эффективности не только хозяйственной деятельности, но и политики ценообразования на предприятии:

Rоб = Пр.п / Вр.п ,

где Вр.п – выручка от реализации продукции.

Рентабельность капитала (RKL) характеризует прибыль, полученную предприятием с каждого рубля, вложенного в имущество (активы) предприятия, и определяется как отношение прибыли к среднегодовой стоимости инвестированного капитала (или его частей) – собственного, заемного, оборотного, основного и т.д.:


RKL = Пр.п / KL,

где KL – сумма инвестированного капитала.

Использование такого обширного состава показателей и их сочетаний для расчета рентабельности – следствие сложности финансово-хозяйственной деятельности.

В процессе анализа изучают динамику показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню, проводят межхозяйственные сравнения с предприятиями–конкурентами, выявляют основные факторы изменения показателей рентабельности и определяют резервы повышения эффективности деятельности предприятия.



21. Анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ и услуг


Сумма полученной прибыли отражает конечные финансовые результаты деятельности любого предприятия.

Прибыль – это часть добавленной стоимости, которую непосредственно получают предприятия после реализации продукции как вознаграждение за вложенный капитал и риск предпринимательской деятельности.

Задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются:

1. Обеспечение максимальной прибыли, соответствующей ресурсам организации и рыночной конъюнктуре.

2. Контроль за процессом формирования прибыли и изменением ее динамики.

3. Обеспечение высокого качества формируемой прибыли.

4. Определение влияния внешних и внутренних факторов на финансовые результаты деятельности предприятия.

5. Выявление резервов увеличения суммы прибыли.

6. Выработка путей повышения эффективности системы управления прибылью.

Источниками информации для анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются:

бизнес-план развития предприятия;

форма № 1 «Баланс предприятия»;

форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;

данные бухгалтерского учета.

Прибыль от реализации продукции в структуре общей прибыли занимает основной удельный вес. При анализе изучают динамику прибыли от реализации продукции, определяют выполнение плана, рассчитывают влияние основных факторов на ее изменение.

Прибыль от реализации продукции равна разности между выручкой от реализации (за вычетом НДС, акцизов) и полной себестоимостью реализованной продукции. Формула для проведения факторного анализа прибыли от реализации продукции выглядит следующим образом:

,

где П – прибыль от основного вида деятельности;

VРПобщ – общий объем реализованной продукции;

удельный вес i-го вида продукции;

цена единицы i-го вида продукции;

С/ – себестоимость единицы i-го вида продукции.

Прибыль при прочих равных условиях изменяется пропорционально объему реализуемой продукции. Но так как объем реализованной продукции – это набор конкретных изделий с разными уровнями рентабельности, то сумма выручки, а, следовательно, и прибыли зависит не только от количества реализованных изделий, но и от структуры реализованной продукции. Чем выше удельный вес высокорентабельных изделий в общем объеме реализации, тем выше полученная прибыль, и наоборот.


Между прибылью и себестоимостью существует обратно пропорциональная зависимость. Снижение себестоимости – это основной и наиболее сложный фактор роста прибыли. Для снижения себестоимости необходимо использовать в производстве современные технику и технологии, приобретать более дешевые материальные ресурсы, экономно их использовать, правильно организовывать труд и его оплату и т.д.

Между прибылью и уровнем цен существует прямо пропорциональная зависимость. Стабильность продажных цен зависит от общего состояния экономики, конъюнктуры рынка, системы налогообложения, взаимоотношений с деловыми партнерами. Расчет влияния данных факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепной подстановки, т.е. постепенно заменяя плановую величину каждого фактора фактической величиной.



22. Анализ платежеспособности и ликвидности предприятия


Одним из важных направлений анализа финансового состояния предприятия является оценка и анализ ликвидности и платежеспособности предприятия, т.е. способности предприятия своевременно погашать свои платежные обязательства денежными ресурсами.

Понятие ликвидности можно рассматривать с разных точек зрения:

1. Ликвидность активов представляет собой время превращения активов в денежные средства: чем меньше требуется времени, чтобы данный вид активов приобрел денежную форму, тем выше его ликвидность.

2. Ликвидность баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.

В зависимости от степени ликвидности, т.е. степени превращения в денежные средства, активы предприятия подразделяются на четыре группы:


БАЛАНС ЛИКВИДНОСТИ


АКТИВ

ПАССИВ

А1. Наиболее ликвидные активы

П1. Наиболее срочные обязательства

1.1. Денежные средства

1.1. Задолженность по оплате труда

1.2. Краткосрочные финансовые вложения

1.2. Задолженность по бюджету

1.3. Задолженность по социальному страхованию

А2. Быстрореализуемые активы

П2. Задолженность, которую необходимо погасить в ближайшее время

2.1. Краткосрочная дебиторская задолженность (время погашения – менее года)

2.1. Кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками

2.2. Готовая продукция и товары отгруженные

2.2. Прочие кредиторы

2.3. Налоги по приобретенным ценностям

2.3. Краткосрочные кредиты и займы

А3. Медленнореализуемые активы

П3. Задолженность, сроки погашения которой наступят не так скоро

3.1. Сырье и материалы

3.1. Задолженность перед акционерами

3.2. Незавершенное производство

3.2. Прочие кредиторы и дебиторы

3.3. Долгосрочная дебиторская задолженность

3.3. Прочие виды обязательств

3.4. Прочие оборотные активы

А4. Труднореализуемые активы

П4. Постоянные пассивы и устойчивые источники финансирования

4.1. Внеоборотные активы предприятия

4.1. Собственные источники средств

4.2. Долгосрочные заемные средства



Баланс считается ликвидным, а предприятие платежеспособным, если соблюдаются следующие соотношения:

А1 > П1;

А2 > П2;

А3 > П3;

А4 < П4.

Дополняет анализ баланса ликвидности расчет показателей ликвидности. Количество показателей ликвидности может быть достаточно большим, в зависимости от градации активов по степени ликвидности, однако жестким критерием ликвидности организации является коэффициент абсолютной ликвидности.

Коэффициент абсолютной ликвидности ( ) показывает, какая часть краткосрочных обязательств при необходимости может быть немедленно погашена, и рассчитывается как отношение наиболее ликвидных активов к краткосрочным обязательствам предприятия:

.

Значение коэффициента абсолютной ликвидности должно быть не менее 0,2.

Рассчитывается также коэффициент срочной (быстрой) ликвидности ( ). Он характеризует, какая часть обязательств может быть погашена за счет абсолютно ликвидных и быстрореализуемых активов предприятия, к которым относятся денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, краткосрочная дебиторская задолженность, готовая продукция и товары отгруженные, налоги по приобретенным ценностям:

.

Общую обеспеченность организации собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и погашения срочных обязательств характеризует коэффициент текущей ликвидности:

.

Норматив данного коэффициента для промышленности 1,7.

Анализ динамики данных показателей и их сравнение с нормативными значениями позволяют сделать выводы об изменении финансовой ситуации на предприятии и его финансовой устойчивости.


23. Анализ финансовой устойчивости предприятия


Финансы предприятия – это система денежных отношений, складывающихся в процессе формирования, размещения и использования финансовых ресурсов.

Цель управления финансами – решить где, когда и как использовать финансовые ресурсы для более эффективного ведения хозяйства, получения максимального дохода.

Конечный результат финансовой деятельности – это финансовое состояние предприятия. Оно проявляется в платежеспособности или готовности предприятия своевременно выполнить свои платежные обязательства перед работниками, бюджетом, поставщиками, банками и другими кредиторами.

Достоверная оценка финансового состояния предприятия необходима не только самому предприятию для эффективного управления финансовыми ресурсами, но и инвесторам, акционерам, собственникам капитала, кредиторам, налоговым органам, банкам.

Финансовая устойчивость – это определенное состояние счетов предприятия, гарантирующее его постоянную платежеспособность.

Основная задача анализа финансовой устойчивости – оценка степени независимости предприятия от заемных источников финансирования и оптимальной структуры активов и пассивов предприятия.


Показателями, характеризующими изменение финансовой устойчивости предприятия, являются:

1. Коэффициент финансовой независимости. Он показывает, какая часть активов сформирована за счет собственных средств предприятия:

.

2. Коэффициент финансовой зависимости. Он характеризует, какая часть активов предприятия сформирована за счет заемных средств:

.

Увеличение доли заемных средств в формировании активов организации является признаком усиления финансовой неустойчивости предприятия и повышения степени его финансовых рисков.

3. Коэффициент покрытия долгов собственным капиталом (коэффициент платежеспособности). Данный коэффициент характеризует, в какой степени обязательства предприятия покрываются собственным капиталом:

.

4. Коэффициент финансового риска – отношение заемного капитала к собственному:

.

При анализе необходимо изучить динамику данных показателей, определить причины изменения финансового состояния предприятия и предложить основные направления повышения его финансовой устойчивости.



24. Анализ дебиторской задолженности


Все предприятия стремятся осуществлять продажу своих товаров или оказание услуг на условиях немедленной оплаты, однако под влиянием конкуренции продавцам часто приходится соглашаться на отсрочку платежей. При этом образуется дебиторская задолженность.

Управление дебиторской задолженностью как часть общей политики управления оборотными средствами заключается в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременного ее взыскания. Целью управления дебиторской задолженностью можно считать оптимизацию ее величины, поскольку на предприятие оказывают негативное влияние как увеличение размера дебиторской задолженности, так и резкое ее снижение. Так, с одной стороны, получение платежей от должников порой является значимым источником поступления средств на предприятие и резкое снижение дебиторской задолженности может быть негативным сигналом, свидетельствующим о снижении объема реализации (потеря покупателей продукции или сокращение продажи в кредит). С другой стороны, предприятия не заинтересованы в росте дебиторской задолженности, так как она представляет собой отвлечение денежных средств из оборота и, как следствие, возрастает потребность в привлечении дополнительных ресурсов для своевременного погашения своих обязательств.

Дебиторской задолженностью необходимо управлять на всех этапах ведения хозяйственной деятельности предприятия. При этом необходимо:

  • постоянно следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженностей, так как значительный рост долга создает угрозу финансовой устойчивости предприятия;

  • своевременно выявлять недопустимые виды дебиторской задолженности, к которым относятся отгруженные товары, не оплаченные в срок поставщиками и покупателями, по претензиям, задолженность по расчетам возмещения материального ущерба, по статье «Прочие дебиторы»;

  • прогнозировать поступление денежных средств от дебиторов на основе коэффициентов инкассации;

  • оценивать реальную стоимость существующей дебиторской задолженности.